рефераты скачать

МЕНЮ


Общее языкознание - учебник

рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку.

Этим был сделан решающий шаг для перехода, от обезьяны к человеку» [65,

486]. «Но рука,— замечает далее Энгельс,— не была чем-то самодовлеющим. Она

была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И

то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она

служила...» [65, 488].

Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущий параллельно

с этим процесс развития и приспособления ноги к прямой походке несомненно

оказали также в силу закона соотношения обратное влияние на другие части

организма. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство

над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В

предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные

свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало

более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более

часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней

сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена.

Короче говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась

потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган:

неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем

модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно

научились произносить один членораздельный звук за другим [65, 489].

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя

главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно

превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с

обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А

параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его

ближайших орудий — органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие

речи неизбежно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа

слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается

усовершенствованием всех чувств в их совокупности» [65, 490]. «Труд

начинается с изготовления орудий... Эти орудия представляют собой

орудия охоты и рыболовства... Но охота и рыболовство предполагают переход

от исключительного употребления растительной пищи к потреблению наряду с

ней и мяса... Мясная пища содержала в почти готовом виде все наиболее

важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ...

Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший

благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые

необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрее и

полнее совершенствоваться из поколения в поколение» [65, 491—492].

«Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим

решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных... Подобно

тому как человек научился есть все съедобное, он также научился и жить во

всяком климате... переход от равномерно жаркого климата первоначальной

родины в более холодные страны... создал новые потребности, потребности в

жилище и одежде для защиты от холода и сырости, создал, таким образом,

новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятельности, которые все

более отдаляли человека от животного. Благодаря совместной деятельности

руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в

обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции,

ставить все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от

поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более

многосторонним» [65,492—493].

Таковы были общие условия, в которых возникла человеческая речь,

предполагающая наличие довольно высоко организованного физиологического

субстрата. Однако одно лишь указание на необходимость подобного субстрата

само по себе еще не дает достаточно ясного представления о физиологических

предпосылках возникновения человеческой речи, если мы не рассмотрим более

или менее детально некоторых особо важных свойств этого субстрата.

Особый интерес в этом отношении представляет способность живых

организмов к отражению окружающей действительности, поскольку, как мы

увидим в дальнейшем, эта способность является основой человеческой

коммуникации, осуществляемой средствами языка

СПОСОБНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Способность отражения окружающего мира наиболее ярко проявляется у

живых существ. Однако современная наука пришла к выводу, что это свойство

живой материи имеет более глубокую основу. На диалектико-материалистической

основе этот вопрос был поставлен В. И. Лениным. В своем труде «Материализм

и эмпириокритицизм» Ленин высказал мысль, что всей материи присуще

родственное ощущению свойство отражения [37, 80—81].

Отражение усматривается в любом акте взаимодействия. Когда

сталкиваются, скажем, два абсолютно упругих шара, то один шар, ударяющий с

определенной силой другой шар, передает последнему какое-то количество

энергии и выражает свое состояние через изменение энергии и направление

движения второго шара. Получив определенное количество энергии, второй шар

отражает состояние воздействовавшего на него предмета, состояние первого

шара [42, 10—11]. Однако на уровне механики отражение крайне просто и

элементарно. Любое воздействие, испытываемое телом, выражается в нем в

механических характеристиках: массе, скорости, силе, инерции, направлении и

т. д. Оно носит эпизодический и случайный характер, результат

взаимодействия — отраженное изменение, «след» или информация — не

закрепляется и бесследно исчезает через некоторый промежуток времени.

Отражение в этих случаях не локализовано и диффузно [42, 12—13].

Более сложной является так называемая физическая форма отражения. В

каждом акте физического взаимодействия тело участвует как органическое

целое и в то же время как совокупность большого числа молекул. Внешнее

воздействие дробится на отдельные элементарные отраженные изменения,

которые одновременно объединяются в целостные изменения тела. В

соответствии со структурным характером субстрата отражения «след»

приобретает расчлененный, дифференцированный структурный вид. На уровне

физической формы движения отражение становится локализованным.

Вместе с тем физическая форма отражения имеет также ограниченный

характер. В процессе реакции происходит переделка внешнего воздействия в

соответствии с собственной природой тела. Адекватно воспроизводятся те

стороны воздействующего объекта, которые присущи субстрату отражения.

Напротив, когда взаимодействуют качественно разнородные объекты, происходит

переход одной формы в другую — например, теплоты в электричество, —

вследствие чего внутреннее сходство отражения и оригинала становится

отдаленным [42, 13—15]. Еще большее качественное многообразие приобретает

отражение на уровне химической формы движения. В химическом элементе

заложена способность изменяться под влиянием воздействующего вещества и в

соответствии с его природой. В процессе химической реакции возникает новое

качество. Поэтому сохранение и накопление отраженных изменений происходит

посредством закрепления этих изменений новым качеством [42, 15].

Наличие отражательной способности у тел неживой природы подготовляет

таким образом появление раздражимости и ощущения, которые возникают у живой

материи.

Отражение внешнего мира у животных и человека происходит на базе живой

материи, вследствие чего оно приобретает особые специфические черты,

которые состоят в следующем:

1) Отражение приобретает особенно развитый вид, поскольку живое

вещество обладает очень богатыми и сложными свойствами.

2) В неживой природе отражение слито с общим процессом взаимодействия

предмета со средой. У живого вещества обособляется и специализируется

особый вид отражения, отличный от ассимиляции и диссимиляции. Основной и

специальной функцией этого вида отражения является сигнализация об

изменениях внешней среды.

3) Отражение организмами внешних условий не имеет самодовлеющего

значения и выполняет функции средства приспособления к среде [42, 25].

4) С образованием живого белка возникает качественно новая форма

отражения — раздражимость, из которой в ходе развития живых организмов

выходят еще более высокие формы — ощущение, восприятие, представление,

мышление.

Формы отражения, наблюдающиеся в области неживой природы, отличаются

поразительным однообразием и постоянством, например, взаимодействие двух

сталкивающихся между собой твердых тел или взаимодействие вступающих в

соединение химических элементов на протяжении огромных промежутков времени

остаются в сущности одними и теми же. Здесь нет таких явлений, как

взаимодействие тела и окружающей среды, приспособление тела к окружающей

среде и т.п. Совершенно иные взаимоотношения существуют в области живой

природы. В качестве основного закона развития органической природы

выступает закон единства организма и условий его существования. Внешняя

среда является самым важным фактором, определяющим природу живого

организма. Приспособленность животного организма к условиям его

существования является здесь выражением соответствия функций и строения

организма и всех его органов данным условиям внешней среды. Изменение

условий существования с необходимостью вызывает изменение функций

организма, появление новых по своей сути реакций приспособления.

Таким образом, стремление существовать, борьба за самосохранение,

наблюдаемые в области органической природы, превращаются в мощный стимул,

вызывающий необходимость приспособления к окружающей среде.

В свою очередь, изменение окружающей среды выступает часто как причина

появления у организма новых свойств и качеств. Стремление приспособиться к

окружающей среде часто ведет к появлению более совершенных форм живых

организмов. Поясним это положение на некоторых конкретных примерах.

На самой низшей ступени животного царства, замечает И. М. Сеченов,

чувствительность является равномерно разлитой по всему телу, без всяких

признаков расчленения и обособления в органы [56, 413]. Так, например, у

таких низших организмов, как медузы, нервные клетки обладают примитивной

универсальностью. Одни и те же нервные клетки способны различать

химические, температурные и механические раздражители. Там, где

чувствительность равномерно разлита по всему телу, она может служить

последнему только в том случае, когда влияние из внешнего мира действует на

чувствующее тело непосредственным соприкосновением.

На каком-то этапе развития, который современная биологическая наука не

может указать с точностью, раздражимость, т. е. элементарное

физиологическое средство приспособления организма к внешней среде,

становится недостаточной, поскольку организм попадает в какие-то иные

условия существования.

Эта слитная форма начинает все более и более расчленяться в отдельные

организованные системы движения и чувствования: место сократительной

протоплазмы занимает теперь мышечная ткань, а равномерно разлитая

раздражительность уступает место определенной локализации чувствительности,

идущей рядом с развитием нервной системы. Еще далее чувствительность

специализируется, так сказать, качественно — появляется распадение ее на

так называемые системные чувства (чувство голода, жажды, половое,

дыхательное и пр.) и на деятельность высших органов чувств (зрение,

осязание, слух и пр.) [56, 413—414].

В процессе развития живых существ ощущение обычно возникает тогда,

когда организм стал способным дифференцировать раздражители не только по

интенсивности, но и по качеству. «Дальнейший шаг в эволюции чувствования,—

замечает И. М. Сеченов,— можно определить как сочетанную или

координированную деятельность специальных форм чувствования между собою и с

двигательными реакциями тела. Если предшествующая фаза состояла из

группировки в разных направлениях единиц чувствования и движения, то

последующая заключается в группировке (конечно, еще более разнообразной)

между собой этих самых групп. Вооруженное специфически различными орудиями

чувствительности, животное по необходимости должно получать до крайности

разнообразные группы одновременных или ряды последовательных впечатлений, а

между тем и на этой степени развития чувствование, как целое, должно

остаться для животного орудием ориентирования в пространстве и во времени,

притом ориентирования, очевидно, более детального, чем то, на которое

способны менее одаренные животные формы. Значит, необходимо или

согласование между собой тех отдельных элементов, из которых составляется

чувственная группа или ряд, или расчленение ее на элементы — иначе

чувствование должно было остаться хаотической случайной смесью» [56,

415—416]. «Среда, в которой существует животное, и здесь оказывается

фактором, определяющим организацию. При равномерно разлитой

чувствительности тела, исключающей возможность перемещения его в

пространстве, жизнь сохраняется только при условии, когда животное

непосредственно окружено средой, способной поддерживать его существование.

Район жизни здесь по необходимости крайне узок. Наоборот, чем выше

чувственная организация, при посредстве которой животное ориентируется во

времени и в пространстве, тем шире сфера возможных жизненных встреч, тем

разнообразнее самая среда, действующая на организацию, и способы возможных

приспособлений» [56, 414].

Расчлененное и координированное чувство развивается в конце концов в

инстинкт и разум. «Усложнение и совершенствование способности отражения у

живых организмов происходит на основе появления и развития специального

субстрата отражения: первоначально особого чувствительного вещества, затем

— чувствительных клеток, нервных клеток и нервной системы, достигающей

высшей ступени развития у человека. В связи с появлением специального

субстрата отражения — нервной системы — возникают особые состояния,

обусловленные внешними воздействиями — нервное возбуждение и торможение,

специальные формы отражательной деятельности — условные и безусловные

рефлексы, специфические закономерности отражательной деятельности —

иррадиация и концентрация, взаимная индукция и т. д.» [42, 26].

Таким образом, способность отражения у живых организмов проходит в

своем развитии три основные ступени. Первой ступенью является

раздражимость, т. е. способность тел отвечать реакцией на внешние

воздействия, которая опосредствуется состоянием возбуждения ткани, затем на

основе раздражимости возникает ощущение, с которого ведет начало эволюция

психики, как более высокой, по сравнению с раздражимостью, формы отражения.

С переходом к трудовой деятельности и появлением человека возникает и

развивается высшая форма психической деятельности — сознание [42, 26].

Способность к отражению окружающего материального мира является одной

из самых важных предпосылок возникновения человеческого языка, поскольку в

основе актов коммуникации, как будет показано в дальнейшем, лежит отражение

человеком окружающей действительности. Вместе с тем следует заметить, что

осуществление этих процессов отражения оказалось бы невозможным, если бы

человек не обладал целым рядом особых свойств, проявление которых

обеспечивает способность отражения.

Способность к анализу и синтезу

Явления анализа и синтеза наблюдаются и в области неживой природы.

Различные химические элементы постоянно распадаются и вновь соединяются в

различных пропорциях. Однако все эти явления, аналогичные анализу и

синтезу, не носят сознательного характера. Они просто отражают определенные

закономерности природы, в силу которых в определенных условиях может

произойти распадение тел на составляющие их химические элементы или

соединение их в более сложный комплекс.

Способность живых организмов производить анализ и синтез также во

многих случаях не имеет характера преднамеренного и целенаправленного акта.

Она выработалась бессознательно, в результате борьбы за существование и

стремления лучше приспособиться к окружающей среде. Необходимо различать

две качественно различные формы анализа и синтеза. Первая форма анализа

и синтеза представляет непроизвольную и врожденную деятельность живого

организма. Г. А. Геворкян совершенно правильно отмечает, что анализ при

образовании восприятия ни в коем случае нельзя отождествлять с теми

развитыми формами анализа и синтеза, которые встречаются на следующих

ступенях процесса познания.

Анализ при образовании ощущения и синтез при образовании восприятия

представляют собой виды деятельности, приспособленной к таким актам

нервного механизма с его естественно сложившейся структурой, как сугубо

непроизвольные действия [15, 11— 12]. Другой формой анализа и синтеза

являются анализ и синтез, производимые сознательно, путем различных

логических операций.

Способность к анализу и синтезу присуща всем живым существам.

Элементарный анализ и синтез являются врожденными свойствами,

выработавшимися в ходе длительной биологической эволюции в результате

приспособления к окружающей среде.

Всякий животный организм может осуществлять свою жизнедеятельность

лишь в том случае, если он будет действовать соответственно, адекватно

состоянию среды. Среда воздействует на организм как некоторое единство, как

система, как целое, и в то же время воздействует отдельными элементами,

сторонами и т. д. Следовательно, всякий организм, начиная с простейших,

вынужден отражать среду как целостность и в то же время выделять ее

элементы, т. е. осуществлять синтез и анализ.

Науке неизвестны организмы, которые хотя бы в элементарной форме не

осуществляли синтез и анализ. Простейшие одноклеточные организмы (например,

амеба, инфузория и т. д.) способны отличать положительные раздражители от

отрицательных и нейтральных (анализ), соединять в отдельные группы

раздражители различных качеств, но равные по интенсивности (синтез) и

соответственно реагировать на раздражитель в зависимости от его

интенсивности. Окружающая живой организм среда обладает исключительной

сложностью. Живой организм не может ее отразить сразу как целое. Поэтому

для ориентации организма в окружающей среде исключительно важно, чтобы

поступающие извне раздражения дробились, так как от этого зависит уточнение

отношений к окружающей среде.

Необходимо отметить, что у более высоко развитых животных организмов,

включая человека, эта способность в достаточной степени развита. Животные

организмы этого типа имеют целую систему специализированных рецепторов,

каждый из которых воспринимает только раздражение определенного рода:

например, глаз воспринимает световые раздражения, ухо — слуховые, кожа —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.