Заратустр
| |женщинам, но никогда не говорил он нам о женщине». | |
| | | |
| |И я возразил ей: «О женщине надо говорить только | |
| |мужчинам». | |
| |«И мне также ты можешь говорить о женщине, — | |
| |сказала она, — я достаточно стара, чтобы тотчас всё| |
| |позабыть». | |
| |И я внял просьбе старушки и так говорил ей: | |
| |Всё в женщине — загадка, и всё в женщине имеет одну| |
| |разгадку: она называется беременностью. | |
| |Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда | |
| |ребёнок. Но что же женщина для мужчины? | |
| |Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и | |
| |игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной | |
| |игрушки. | |
| |Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина —| |
| |для отдохновения воина; всё остальное — глупость. | |
| |Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит| |
| |он женщину; в самой сладкой женщине есть ещё | |
| |горькое. | |
| |Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина | |
| |больше ребёнок, чем женщина. | |
| |В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет | |
| |играть. Ну-ка, женщины, найдите дитя в мужчине! | |
| |Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, | |
| |как алмаз, сияющей добродетелями ещё не | |
| |существующего мира. | |
| |Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей | |
| |надеждой будет: «о, если бы мне родить | |
| |сверхчеловека!» | |
| |Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью | |
| |должны вы наступать на того, кто внушает вам страх.| |
| | | |
| |Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще | |
| |женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша | |
| |честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть | |
| |любимой, и никогда не быть второй. | |
| |Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо | |
| |она приносит любую жертву и всякая другая вещь не | |
| |имеет для неё цены. | |
| |Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: | |
| |ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина | |
| |ещё дурна. | |
| |Кого ненавидит женщина больше всего? — Так говорило| |
| |железо магниту: «я ненавижу тебя больше всего, | |
| |потому что ты притягиваешь, но недостаточно силён, | |
| |чтобы перетянуть к себе». | |
| |Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины| |
| |называется: он хочет. | |
| |«Смотри, теперь только стал мир совершенен!» — так | |
| |думает каждая женщина, когда она повинуется от всей| |
| |любви. | |
| |И повиноваться должна женщина, и найти глубину к | |
| |своей поверхности. Поверхность — душа женщины, | |
| |подвижная, бурливая плёнка на мелкой воде. | |
| |Но душа мужчины глубока, её бурный поток шумит в | |
| |подземных пещерах; женщина чует его силу, но не | |
| |понимает её. — | |
| |Тогда возразила мне старушка: «Много любезного | |
| |сказал Заратустра, и особенно для тех, кто | |
| |достаточно молод для этого. | |
| |Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, | |
| |он прав относительно их. Не потому ли это | |
| |происходит, что у женщины нет ничего невозможного? | |
| | | |
| |А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я | |
| |достаточно стара для неё! | |
| |Заверни её хорошенько и зажми ей рот: иначе она | |
| |будет кричать во всё горло, эта маленькая истина». | |
| | | |
| |«Дай мне, женщина, твою маленькую истину!» — сказал| |
| |я. И так говорила старушка: | |
| |«Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!» — | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |Об укусе змеи | |
| | | |
| |Однажды Заратустра заснул под смоковницей, ибо было| |
| |жарко, и положил руку на лицо своё. Но приползла | |
| |змея и укусила его в шею, так что Заратустра | |
| |вскрикнул от боли. Отняв руку от лица, он посмотрел| |
| |на змею; тогда узнала она глаза Заратустры, | |
| |неуклюже отвернулась и хотела уползти. «Погоди, — | |
| |сказал Заратустра, — я ещё не поблагодарил тебя! Ты| |
| |разбудила меня кстати, мой путь ещё долог». «Твой | |
| |путь уже короток, — ответила печально змея, — мой | |
| |яд убивает». Заратустра улыбнулся. «Когда же дракон| |
| |умирал от яда змеи? — сказал он. — Но возьми | |
| |обратно свой яд! Ты недостаточно богата, чтобы | |
| |дарить мне его». Тогда змея снова обвилась вокруг | |
| |его шеи и начала лизать его рану. | |
| |Когда Заратустра однажды рассказал это ученикам | |
| |своим, они спросили: «В чём же мораль рассказа | |
| |твоего, о Заратустра?» Заратустра так отвечал на | |
| |это: | |
| |— Разрушителем морали называют меня добрые и | |
| |праведные: мой рассказ неморален. | |
| |Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром:| |
| |ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, | |
| |что он сделал для вас нечто доброе. | |
| |И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда | |
| |проклинают вас, мне не нравится, что вы хотите | |
| |благословить проклинающих. Лучше прокляните и вы | |
| |немного! | |
| |И если случилась с вами большая несправедливость, | |
| |скорей сделайте пять малых несправедливостей! | |
| |Ужасно смотреть, когда кого-нибудь одного давит | |
| |несправедливость. | |
| |Разве вы уже знали это? Разделённая с другими | |
| |несправедливость есть уже половина справедливости. | |
| |И тот должен взять на себя несправедливость, кто | |
| |может нести её! | |
| |Маленькое мщение более человечно, чем отсутствие | |
| |всякой мести. И если наказание не есть также право | |
| |и честь для нарушителя, то я не хочу ваших | |
| |наказаний. | |
| |Благороднее считать себя неправым, чем оказаться | |
| |правым, особенно если ты прав. Только для этого | |
| |надо быть достаточно богатым. | |
| |Я не люблю вашей холодной справедливости; во взоре | |
| |ваших судей видится мне всегда палач и его холодный| |
| |нож. | |
| |Скажите, где находится справедливость, которая есть| |
| |любовь с ясновидящими глазами? | |
| |Найдите же мне любовь, которая несёт не только | |
| |всякое наказание, но и всякую вину! | |
| |Найдите же мне справедливость, которая оправдывает | |
| |всякого, кроме того, кто судит! | |
| |Хотите ли вы слышать ещё и это? У того, кто хочет | |
| |быть совсем справедливым, даже ложь обращается в | |
| |любовь к человеку. | |
| |Но как мог бы я быть совсем справедливым! Как мог | |
| |бы я каждому воздать своё! С меня достаточно, если | |
| |каждому отдаю я моё. | |
| |Наконец, братья мои, остерегайтесь быть | |
| |несправедливыми к отшельникам! Как мог бы отшельник| |
| |забыть! Как мог бы он отплатить! | |
| |На глубокий родник похож отшельник. Легко бросить | |
| |камень в него; но если упал он на самое дно, | |
| |скажите, кто захочет снова достать его? | |
| |Остерегайтесь обидеть отшельника! Но если вы это | |
| |сделали, то уж и убейте его! | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |О ребёнке и браке | |
| | | |
| |Есть у меня вопрос к тебе, брат мой; точно некий | |
| |лот, бросаю я этот вопрос в твою душу, чтобы знать,| |
| |как глубока она. | |
| |Ты молод и желаешь ребёнка и брака. Но я спрашиваю | |
| |тебя: настолько ли ты человек, чтобы иметь право | |
| |желать ребёнка? | |
| |Победитель ли ты, преодолел ли ты себя самого, | |
| |повелитель ли чувств, господин ли своих | |
| |добродетелей? Так спрашиваю я тебя. | |
| |Или в твоём желании говорят зверь и потребность? | |
| |Или одиночество? Или разлад с самим собою? | |
| |Я хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода страстно | |
| |желали ребёнка. Живые памятники должен ты строить | |
| |своей победе и своему освобождению. | |
| |Дальше себя должен ты строить. Но сперва ты должен | |
| |сам быть построен прямоугольно в отношении тела и | |
| |души. | |
| |Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да | |
| |поможет тебе в этом сад супружества! | |
| |Высшее тело должен ты создать, начальное движение, | |
| |самокатящееся колесо — созидающего должен ты | |
| |создать. | |
| |Брак — так называю я волю двух создать одного, | |
| |который больше создавших его. Глубокое уважение | |
| |друг перед другом называю я браком, как перед | |
| |хотящими одной и той же воли. | |
| |Да будет это смыслом и правдой твоего брака. Но то,| |
| |что называют браком многое множество, эти лишние, —| |
| |ах, как назову я его? | |
| |Ах, эта бедность души вдвоём! Ах, эта грязь души | |
| |вдвоём! Ах, это жалкое довольство собою вдвоём! | |
| |Браком называют они всё это; и они говорят, будто | |
| |браки их заключены на небе. | |
| |Ну что ж, я не хочу этого неба лишних людей! Нет, | |
| |не надо мне их, этих спутанных небесною сетью | |
| |зверей! | |
| |Пусть подальше останется от меня Бог, который, | |
| |прихрамывая, идёт благословлять то, чего он не | |
| |соединял! | |
| |Не смейтесь над этими браками! У какого ребёнка нет| |
| |оснований плакать из-за своих родителей? | |
| |Достойным казался мне этот человек и созревшим для | |
| |смысла земли; но когда я увидел его жену, земля | |
| |показалась мне домом для умалишённых. | |
| |Да, я хотел бы, чтобы земля дрожала в судорогах, | |
| |когда святой сочетается с гусыней. | |
| |Один вышел, как герой, искать истины, а в конце | |
| |добыл он себе маленькую наряжённую ложь. Своим | |
| |браком называет он это. | |
| |Другой был требователен в общении и разборчив в | |
| |выборе. Но одним разом испортил он на все разы своё| |
| |общество: своим браком называет он это. | |
| |Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но | |
| |одним разом стал он служанкою женщины, и теперь ему| |
| |самому надо бы стать ангелом. | |
| |Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у | |
| |них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший | |
| |из них умудряется купить в мешке. | |
| |Много коротких безумств — это называется у вас | |
| |любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, | |
| |кладёт конец многим коротким безумствам. | |
| |Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу — ах, если | |
| |бы могла она быть жалостью к страдающим и сокрытым | |
| |богам! Но почти всегда два животных угадывают друг | |
| |друга. | |
| |И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный | |
| |символ и болезненный пыл. Любовь — это факел, | |
| |который должен светить вам на высших путях. | |
| |Когда-нибудь вы должны будете любить дальше себя! | |
| |Начните же учиться любить! И оттого вы должны были | |
| |испить горькую чашу вашей любви. | |
| |Горечь содержится в чаше даже лучшей любви: так | |
| |возбуждает она тоску по сверхчеловеку, так | |
| |возбуждает она жажду в тебе, созидающем! | |
| |Жажду в созидающем, стрелу и тоску по сверхчеловеку| |
| |— скажи, брат мой, такова ли твоя воля к браку? | |
| |Священны для меня такая воля и такой брак. — | |
| |Так говорил Заратустра. | |
| |О свободной смерти | |
| | | |
| |Многие умирают слишком поздно, а некоторые — | |
| |слишком рано. Ещё странно звучит учение: «умри | |
| |вовремя!» | |
| |Умри вовремя — так учит Заратустра. | |
| |Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он | |
| |умереть вовремя? Ему бы лучше никогда не родиться! | |
| |— Так советую я лишним людям. | |
| |Но даже лишние люди важничают ещё своею смертью, и | |
| |даже самый пустой орех хочет ещё, чтобы его | |
| |разгрызли. | |
| |Серьёзно относятся все к смерти; но смерть не есть | |
| |ещё праздник. Ещё не научились люди чтить самые | |
| |светлые праздники. | |
| |Совершенную смерть показываю я вам; она для живущих| |
| |становится жалом и священным обетом. | |
| |Своею смертью умирает совершивший свой путь, | |
| |умирает победоносно, окружённый теми, кто надеются | |
| |и дают священный обет. | |
| |Следовало бы научиться умирать; и не должно быть | |
| |праздника там, где такой умирающий не освятил | |
| |клятвы живущих! | |
| |Так умереть — лучше всего; а второе — умереть в | |
| |борьбе и растратить великую душу. | |
| |Но как борющемуся, так и победителю одинаково | |
| |ненавистна ваша смерть, которая скалит зубы и | |
| |крадётся, как вор, — и, однако, входит, как | |
| |повелитель. | |
| |Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая | |
| |приходит ко мне, потому что я хочу. | |
| |И когда же захочу я? — У кою есть цель и наследник,| |
| |тот хочет смерти вовремя для цели и наследника. | |
| |Из глубокого уважения к цели и наследнику не | |
| |повесит он сухих венков в святилище жизни. | |
| |Поистине, не хочу я походить на тех, кто сучит | |
| |верёвку: они тянут свои нити в длину, а сами при | |
| |этом все пятятся. | |
| |Иные становятся для своих истин и побед слишком | |
| |стары; беззубый рот не имеет уже права на все | |
| |истины. | |
| |И каждый желающий славы должен уметь вовремя | |
| |проститься с почестью и знать трудное искусство — | |
| |уйти вовремя. | |
| |Надо перестать позволять себя есть, когда находят | |
| |тебя особенно вкусным, — это знают те, кто хотят, | |
| |чтобы их долго любили. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|