рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

стоической

философии. Раб также имеет предпосылку более богатого

развития,

проявляющуюся в том, что его человечность не приобретена ценой наси-

гьного

подавления телесности, которая проецируется и на абстрактное

отношение

господина к миру.

Значение, которое имеет раб в истории, связано с тем, что

вследствие

своего поражения он принужден работать на господина. Поскольку труд

является

"подавленным желанием", то раб учится дисциплине, которая отличает

человека

от животного. Это-отрицание природного, но отрицание продуктивное

потому,

что оно воплощается в результаты собственного труда. Так как в

процессе

труда человек обращен против предметов природы, то и обретает опыт,

дающий

ему сведения о "самостоятельности" предмета, т. е. человек

познает

независимость предмета от нас и его автономный внутренний характер.

Обе

стороны труда - труд как воспитание дисциплины сознательного- существа

и

труд как основа нашего опыта о том, что предметный мир независим от нас..

и

имеет автономный характер,- являются вкладом раба в духовное

развитие

человечества. Развитие от--ношении господина и раба кончается

взаимным

признанием, т. е. тем, что раб обретает равноправие.

Г. Лукач отмечает, что "Феноменология духа" построена на трех

больших

областях, которые всегда ведут к одному результату - к пониманию

реальности,

которое отстаивает сам Гегель. Первая область указывает, как

сознание

человечества научилось приступать к реальности как к

самостоятельному

предмету, который тем не менее не чужд ему, ибо в нем

усматривается

идеальное, разумное начало. За ней следует другая область, в

которой

рассматривается развитие общества, обращенного к развитию

"нравственной

реальности" (Sittlichkeit). "Нравственная реальность" - это

общество

взаимности, в котором все работают для всех. Гегель приводит два

примера

такого общества - "субстанциальную и нравственную реальность"

античной

Греции и косвенную "нравственную реальность" Нового времени, в

которой

человек анонимно работает для потребности других.

Гегель прослеживает генезис этого общества в главе "Дух, отчужденный

от

самого себя", где он показывает процесс отчуждения индивида от

своего

естественного бытия для себя, т. е. процесс его сословного включения

в

общество и возникновения инди--вида, способного отойти от своей

социальной

роли, которая в средние века имела "натуральный" характер.

Результатом

процесса "отчуждения", или "воспитания", является индивид, который

способен

выполнять различные, судя по обстоятельствам, роли в общественном

разделении

труда. Прослеживается и генезис такого отношения к реальности,

которое

впоследствии реализуется в "абсолютном знании". Так французская

революция

является, между прочим, проявлением состояния, в котором индивид не

признает

иную реальность, чем та, которую он считает продуктом своей воли, т.

е.

достигается идентификация сознания и предмета, к которой мы пришли -в

конце

первой области и в которой сознание на основе своего теоретического

развития

и опыта из области труда приходит к тому, что "находит", "усматря-вает"

себя

в предмете. В действительности это достигается более

совершенной

идентификацией, ибо природный предмет, к пониманию которого ведет

развитие

теоретических установок и практического опыта, содержит в себе всегда

нечто

непроницаемое вследствие того, что природа является бытием, где властвуют

не

только "понятие" и "разум", но и отчуждение.

В рамках второй области Гегель проводит ряд анализов, которые

относятся

к вершине его творчества. Рассмотрим их вкратце. Так как Гегель исходит

из

предпосылки, что литература отражает общественную жизнь

более

непосредственно, чем, например, философия, он изображает

основное

противоречие античного общества - противоречие между семьей и

государством,

анализируя "Антигону" Софокла. В этом анализе заметна одна из

тенденций

исторической концепции Гегеля - отвержение моральной точки зрения,

которая

имела бы надысторическое значение; Креон для Гегеля -

представитель

государственной власти и в то же время высшего принципа, высшего

общего;

Антигона же выражает лишь дух семейной пиеты. Этот анализ Гегеля глубок

и

внушителен вопреки тому, что в этом плане он идет против смысла

самой

трагедии, в которой носительницей нравственных ценностей является Антигона.

В анализе "Антигоны" выявляется один из главных мотивов

исторической

концепции Гегеля. Гегель прослеживает изменения социальной

ориентации,

опосредующей связь между трудом индивидов и удовлетворением их

потребностей.

В этом отношении гегелевская схема исторического развития идеалистическая

-

принципом здесь является прозрачность или непрозрачность

опосредующей

функции социальной организации. Этот принцип правомочен, он

входит,

например, в Марксов анализ докапиталистического и

капиталистического

обществ, но, однако, лишь как дифференцирующий момент. Гегель же

возвышает

его в "Феноменологии" на уровень главного критерия различий между

античным

обществом и позднейшими типами общественных организаций, начиная с

Римской

империи. Греческий полис основан на том, что опосредующие

функции

государства и семейной собственности или опосредующие связи между

трудом

индивида и трудом остальных являются прозрачными. Тот, кто

подчиняется

"нравам и обычаям", действует в соответствии с требованиями

социальной

взаимности. Прослеживается также мотив "самосознания" общества -

античная

общественность осознает себя в законах и обычаях, они являются ее "делом".

В

более поздние времена происходит преобразование индивидуального труда в

труд

анонимный, индивиды работают из личных побуждений, и их труд

приобретает

общее значение, так сказать, за их спиной.

Тем самым мы подходим к анализу Гегелем феномена, который позже

Маркс

назвал "фетишизмом". Перед французской революцией в обществе возникают

два

организационных центра опосредования труда индивида в общественную работу

-

"государственная власть" и "богатство". Оба они являются

"вещностью"

(Dingheit), из которой "исчезло то, что происходит от

деятельности

индивида...". Индивиды полагают "государственную власть" или

"богатство"

(богатством считается не капитал, но имущество, выделенное дворянству за

то,

что оно отказывается от своих партикулярных прав) "вещами", делами

своего

рода, которые лишены признаков своего происхождения.

Из анализа вытекает, что Гегель считает основным фактором

исторического

развития "труд", причем труд анонимный. Тем самым он приближается

к

позднейшей марксистской концепции истории. Однако понятие труда у Гегеля

не

является строго экономическим, он не различает, например, труд

в

экономическом смысле и политическое участие граждан в управлении

античным

полисом.

Мы уже упоминали о том, что у Гегеля в анализе античного

общества

важную роль играет мотив общественного самосознания, которое проявляется

в

законах, нравах и обычаях. В обществе Нового времени перед

буржуазной,

революцией самосознание приобретает форму просветительской идеологии,

на

критический характер которой Гегель указывает.

Анализ идеологии Просвещения основывается на идее, заключающейся в

том,

что в мировоззрение (а тогдашним мировоззрением является просвещение

и

"вера") проникает зеркальное отражение самого общества. Для каждого

из

эпохальных мировоззрений Гегель ищет общественную основу.

Для

просвещенческого критицизма, рассматривающего всякую действительность

с

точки зрения удовлетворения ее требованиям разума, Гегель находит образец

в

"речи" паразита богатого вассала. Паразит, несмотря на свою зависимость

от

богатого господина, позволяет на его счет насмешки и иронию и даже

цинизм.

Социальное расчленение общества проникает и в предмет "веры". То, что

всякий

естественный класс обусловлен другим (дворянство зависит от

правителя,

правитель как представитель государственной власти-от дворянства, паразит-

от

дворянина), проецируется в просвещенческую идеологию, а именно, несмотря

на

всю ее критичность, она имеет трансцендентный характер. Это проявляется

в

просвещенческом культе высшего существа, которое сохраняет

трансцендентный

характер, хотя ему и нельзя приписать никаких антропоморфных предикатов.

Третью область представляют главы "Религия" и "Абсолютное

знание".

Объемистая глава о религии содержит важные исследования различных

форм

религии как форм самоосознания абсолюта. В поклонении изваяниям, в гимнах

и

в культах, даже в принесении в жертву плодов или частей животных,

в

празднествах происходит соединение особы, выполняющей набожное действие,

с

абсолютом. Абсолют тем самым отражает преходящее самосознание.

Интересным

представляется указание на роль человека в формировании бога. В

христианстве

("религия откровения") -соединение абсолюта и человеческой особы

приобретает

такую форму, в которой абсолют становится откровением. Это

откровение

одухотворяется после смерти Христа. Религия откровения относится, по

Гегелю,

к философскому знанию об абсолюте, которым завершается "Феноменология",

так

же как чувственное представление относится к понятийному познанию.

Именно

эти идеи вызвали то, что философия религии Гегеля после его

смерти

становится областью, в которой начинает происходить критическая

конфронтация

с его философией.

Наука логики. Если "Феноменология духа" - труд, который содержит

в

себе, как в зародыше, всю систему, то "Наука логики" наиболее

адекватно

выражает основную интенцию философии Гегеля: абсолют в "чистой"

форме.

Абсолют, который изучает именно "Наука логики", является ему

как

"определения мысли", образующие диалектически организованную систему.

Вместе

с тем, как мы знаем, это не только лишь "определения мысли", но и

основные

силы, которые формируют мир по своему образу. Однако это уже не

является,

предметом "Науки логики". "Определения мысли" в своей предметной

реализации

бытия природы являются предметом - "Философии природы". И,

наконец,

субъективное (человеческая психика) и объективные предпосылки

(общество,

история) самосознания этих мысленных определений, так же как и

развитие

искусства и религии как формы их самосознания, исследует "Философия духа".

"Логика" (так называемая "Малая логика"), "Философия природы"

и

"Философия духа" образуют три части "Энциклопедии философских наук",

которая

представляет собой краткий очерк всей системы -философии Гегеля.

Гегель

отстаивает свою концепцию указанием на общность определений, которые

разум

познает во внешнем мире и согласно которым сформированы природа и

мир

человека. С этой стороны философия Гегеля весьма близко подходит к

старым

онтологиям, стоявшим на позиции нерефлектирован-ного единства бытия

и

мысленного образа, тогда как Гегель обосновывает тождество бытия и

мышления

путем опровержения ноэтической философии. Старая онтология, по

Гегелю,

основывается на вере, что истина познается размышлением; философия

Нового

времени, наоборот, характеризуется недоверием относительно

познаваемости

мира, недоверием, которое кажется критическим, но в

действительности

является скорее бегством от истины. Гегель в своей философии,

отрицающей

метафизический подход, превращает тезис о познаваемости в тезис

познанности

мира - по крайней мере во всем существенном. С одной стороны, этот подход

в

свое время был знаменательным преодолением агностицизма. С другой

стороны,

он открывал путь к идеалистической мистификации всякой действительности,

а

при случае- и к оправданию всего действительного.

При объяснении развития категорий Гегель поступает таким образом:

он

выводит их одну из другой. Речь идет об имманентном развитии

определенных

мыслей, которые находятся в основе мира и постепенно

конкретизируются.

Материалистическая интерпретация этого положения выдвигает, аргумент,

что

идеи без мыслящего субъекта не существуют и что в действительности

их

развивает мыслитель. Абстрагируясь от гегелевской мистификации,

следует

сказать, что идея развития категорий имеет позитивное. значение: если

мы

размышляем над категориями, то оказывается, что первичное,

относительно

простое значение каждой категории является узким, ее

односторонность

вызывает то, что вследствие развития аспектов, которые не были помещены

в

исходную категорию, познание переходит в противдположную

категорию.

Категория, однако, в ходе ее дальнейшего исследования окажется - опять

по

другим аспектам - также односторонней и поэтому перейдет в

следующую

категорию, которая обе предшествующие соединит в синтезе.

Высшая категория, опосредованная внутренним

противоречием

предшествующих категорий, не является их отрицанием. Она отвергает лишь

их

претензию на абсолютную истинность, оставляя нетронутой их

неоспоримую

частную значимость. Поэтому она включает их в себя как подчиненные

моменты.

Гегель при этом занимается не любыми определениями мысли, но лишь

такими,

которые могут считаться по своему объему "дефинициями абсолюта". И

именно

история философии дает Гегелю богатыц материал, и не только потому, что

в

истории философии были продуманы категории, которые он рассматривает

как

основные определения реальности, но, в частности, потому, что

история

философии является внешней формой того, что проходит как

внутреннее,

имманентное развитие идеи.

Теперь кратко о важнейших категориях "Логики". Этот труд состоит

из

трех книг, которые соответствуют важнейшим этапам саморазвития абсолюта

и

процесса познания предметной действительности: первая содержит "науку

о

бытии", вторая - "науку о сущности" и, наконец, третья-"науку о

понятии".

Первые две книги содержат "объективную логику", третья

занимается

"субъективной логикой".

Наука о бытии, с которой начинается "Логика", отражает

действительность

в ее непосредственной форме, т. е. как еще внутренне нерасчлененную с

точки

зрения тех определений, которые лежат на поверхности и поэтому

доступны

чувственному созерцанию. От категории качества мы движемся к

категориям

количества, а отсюда, наконец, к категориям меры, которые

являются

диалектическим синтезом обеих предшествующих. Вообще первая

категория,

"бытие", наиболее непосредственна и бедна. Она выражает лишь то, что

"нечто"

есть "бытие" и переходит в свою противоположность, в категорию "ничто"

(das

Niehls). Синтезом бытия и ничто выступает категория "деяние" (das

Werden),

которая уже представляет высшее состояние, потому, что

определяет

действительность с точки зрения движения, хотя еще и абстрактно

понимаемого.

В контексте изложения проблематики качества весьма интересен

анализ

Гегелем диалектики конечного и бесконечного. Восходя к Спинозе,

Гегель

делает различие между так называемой дурной бесконечностью и "истинной".

"Дурная" бесконечность состоит в бесконечном прогрессе, в

котором

преодолевается всякая установленная граница. Бесконечность

бесконечного

прогресса является "дурной" потому, что она представляет собой

лишь

неограниченное добавление одного и того же. Примером ее может быть

ряд

естественных чисел, в котором мы никогда не можем прийти к такому

большому

числу, чтобы к нему нельзя было прибавить еще последующее.

"Истинная" же бесконечность, наоборот, не состоит в

бесконечном

прогрессе и наряду с количеством содержит также качество, т. е.

является

выражением определенной структуры целого. Шеллинг в "Изложении моей

системы

философии" сравнивает отношение конечного и бесконечного с отношением

частей

организма как целого. Подобным образом и у Гегеля конечное является

моментом

динамической структуры целого. Как частный момент целого конечное

определено

к тому, чтобы погибнуть, но именно его гибель является

подтверждением

диалектической структуры целого. Энгельс с полным правом определил

эту

теорию как глубоко диалектическую.

Так как это понимание бесконечного стоит в оппозиции к

теологической

идее бесконечного (соответствует пантеистическим концепциям), уже в 40-

е

годы прошлого столетия начинается дискуссия о том, соединимо ли оно

с

теизмом. Один из видных учеников Гегеля, И. Эрдманн, в своем очерке

"Логика

Гегеля" оправдывает своего учителя по этому поводу.

Другой весьма плодотворной идеей является переход количества

в

качество, разумеется в качество новое, более высокое. В

противоположность

механистической редукции качественных различий к одним лишь

количественным

различиям, которые относятся друг к другу диалектически, это

различия,

которые взаимно опосредуют, определяют и таким образом образуют

единство.

Гегель доказывает, что движение к высшим количественным

определениям

происходит на основе ряда количественных изменений, причем при

достижении

определенной пограничной точки происходит как бы скачок, ведущий к

переходу

в качество, т. е. к появлению нового, высшего качества. Этот

диалектический

процесс Гегель иллюстрирует примерами из природного

процесса:

"...индифферентное увеличение и уменьшение имеет свои границы, с

их

переходом изменяется качество... Когда теплота жидкой воды

увеличивается

либо уменьшается, достигается точка, в которой данное физическое

состояние

качественно изменяется, и вода, с одной стороны, становится паром, с

другой

стороны, льдом".

Наука о сущности занимается категориями сущности,

явлениями

действительности и их частными моментами. Диалектический метод

Гегеля

является прежде всего методом продвижения от явления предмета и его сторон

к

более глубоким внутренним взаимосвязям. Уже в анализе "Феноменологии"

мы

отмечали значение преодоления Гегелем кантовской "вещи в себе", которое

было

достигнуто именно этим способом. В "Капитале" Маркс также основывает

свой

анализ на продвижении от явления к закономерным связям, которые выступают

в

явлении. Цель такого анализа - достижение понимания имманентного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.