рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

их

позже назовет К. Маркс). Этим самым у человека освобождаются руки, и

он

становится способным к деятельности и искусству; руки не только творцы

новых

вещей, они посредством этого становятся творцами идеи.

Следующее

преимущество, которое вытекает из прямохождения, состоит в развитии

языка:

"Со способностью к речи человек получил вдохновение божие, семя

разума...

короче, божественное искусство идей, которые являются источником

всех

искусств".

Человек, несомненно, "наивысшая возможность :земного устройства",

он

стоит на пограничье двух царств-царства природы и . царства "гуманности",

т.

е. использования собственных сил, совершенствования разума и

нравственности.

"Гуманность", однако, заложена в природе. Содержание "гуманности"

составляет

способность к сочувствию страданиям других созданий, которой человек

наделен

в наибольшей мере, стремление к познанию бога - этой "связи всех

вещей",

"первой и единственной причины всех творений". Естественное,

природное

содержание "гуманности" является лишь вкладкой, лишь "бутоном

будущего

цветка", развитие которого зависит от человека и составляет

содержание

истории. История человека является, таким образом, продолжением природы.

Содержание термина "гуманность" можно определить также

как

богоподобность. Человек, как самое совершенное творение на земле,

является

выражением силы всех сил - бога. Богоподобность состоит в познании

законов

природы.

Если история человечества продолжает историю природы, то

естественно,

что природа (ее горы и воды) определила арену человеческой истории

и

способствовала ее первым шагам. Гердер исходит из

географического

детерминизма - направления, впервые введенного в исследование

общества

Монтескье. То, что образ жизни у некоторых народов сохранялся без

изменений

тысячелетиями, тогда как у других изменялся, также

обусловлено

географической средой. Однако человек не является пассивным продуктом

среды.

Развитые народы изменяют и климат: "Европа была прежде влажным лесом,

ныне

же эти края возделаны; ныне она раскорчевана, и с климатом изменились и

сами

обитатели".

Гердер с большим историческим пониманием анализирует

различные

направления духовной культуры человечества; в языке, мышлении, мифологии,

в

законодательстве, в моральных нормах он видит влияние человека

своего

времени. И свободная фантазия, выраженная в мифе, для Гердера не есть

нечто

абсурдное, а является выражением детского века человечества,

"философским

опытом человеческой души, которая видит сны, прежде чем

проснется".

Понимание мифа лишь как жреческого обмана он полагает неверным:

большинстве своем, разумеется, они (священники.-Лег.) мошенники; но

никогда

не следует забывать, что они тоже люди и что они тоже

являются

обманутыми..." Гердер выдвигает идею о том, что "мифология каждого народа

-

это, собственно, выражение способа, каким народ взирал на природу...".

То же самое относится и к языку: "Наипрекраснейшим эссе об истории

и

разнообразнейшей характеристикой человеческого разума и чувства было

бы

сравнение языков: ибо в каждый из них втиснут разум данного народа и

его

характер".

Характерным для концепции истории Гердера является то, что

субъектом

исторического развития выступают невыдающиеся исторические

личности.

Прогресс человечества он связывает более всего с изобретениями,

открытиями,

новыми знаниями. Изобретатели предстают, по Гердеру, как истинные

герои

человечества. Гердеру не хватает слов похвалы для этих "богов и гениев

рода

человеческого", которые должны быть примером для подражания потомкам.

Так,

дикари с полным правом почитают европейцев как богов; они чтут также

и

оружие, с которым европейцы к ним приходят.

Одним из важных факторов концепции истории является, по

Гердеру,

традиция, т. е. сохранение прежних достижений и их активное развитие.

С

традицией Гердер связывает общественное, коллективное и

историческое

стремление европейцев жить в комфорте, а также общественный,

коллективный

характер их образования и духовной зрелости. "Как прошли

через

многочисленные руки, которыми обрабатывали этот кофе и сахар, прежде

чем

попасть ко мне, не имеющему иных заслуг, чем его пить, так и наш разум,

и

способ нашей жизни, наша ученость и художественное воспитание, наше

военное

и государственное дело являются результатом развития чужих изобретений

и

идей, которые к нам сошлись без наших заслуг со всего света...". То,

что

одни народы могли больше развиться, чем иные, зависит от

многих

обстоятельств, главным образом от географической среды и законов,

которые

были однажды приняты.

Подчеркивая значение изобретений для прогресса человечества,

Гердер

неизбежно наталкивается на факт, что индивидуальные действия людей

подчинены

общим историческим закономерностям. То обстоятельство, что некоторые

народы

остановились на самых примитивных способах добывания средств к жизни,

а

другие при этом проявили изобретательность, вызвано в значительной

мере

климатическими условиями. Там, где природа позволяет человеку брать

ее

плоды, как говорится, без усилий с его стороны, там народы не

пробудились

еще от своего естественного сна. Подобным губительным воздействием

на

творчество и моральные качества обладает деспотизм.

Способ общественной организации - это результат деятельности

людей.

Природа привела человека лишь к семье - первой ступени

общественной

организации. Общество организовано прежде всего по патриархальному

принципу.

Вторая ступень организации общества - власть выбранных судей и

военных

вождей. Третьей ступенью является деспотическая власть, передающаяся

по

наследству.

Гердер становится весьма красноречивым, когда он обвиняет

деспотизм.

Отвращение к немецкой феодальной деспотии и глубокий демократизм

сообщают

страстность его обвинениям: "Если все традиционные сословия

работают

определенным образом против природы, которая не связывает свои дары ни

с

каким сословием, то не удивительно, что большинство народов,

пройдя

всевозможные способы власти и испытавши бремя каждого из них,

возвратилось

впоследствии к тому из них, который полностью превращал их в машины, то

есть

к наследственной деспотии". Здесь руссоистская аргументация

(разделение

общества на ."сословия" противно "естеству") использована для

доказательства

того, что последней ступенью власти является наследственная монархия.

С

критикой деспотизма свой удел получает и теория просвещенного

деспотизма:

"Еще меньше понятно то, как должен человек существовать для государства

так,

чтобы из его устройства с необходимостью вырастало его истинное

блаженство".

С критикой деспотизма связывает Гердер критику так называемых

великих

исторических личностей: "Самые славные имена в истории принадлежат тем,

кто

душил род людской, коронованным палачам или палачам -

приспешникам

трона...". Истинными героями истории являются для него изобретатели,

которые

свидетельствуют о творческих способностях человечества и развивают

его

искусство.

Специфика истории состоит в том, что ее "детство" как бы

консервируется

у народов, имеющих многовековое развитие, но вследствие природных

условий

сохранивших свой давний способ жизни. Сюда относятся прежде всего

китайцы,

организацию, характер и увлечения которых можно объяснить как детский

разум

человечества. Китайское общественное устройство является неким

продолжением

патриархального устройства, в котором живут монгольские кочевники.

Император

является отцом своего народа. Но что означает перенесение семейных

порядков

на большой народ? "Когда бы детская послушность не находила в

государстве

никаких границ, то взрослому мужчине... она налагала бы те же

обязанности,

которые возлагались до сих пор на невоспитанное дитя. И если бы

эти

обязанности были установлены относительно каждого начальства...

по

принуждению и нужде, могло бы возникнуть нечто иное, кроме того, что

чистое

человеческое сердце, претворенное, вопреки естественной природе, обрело

бы

навык фальши?". Китайское устройство, внешне такое человечное,

в

действительности является жесточайшим деспотизмом, который

имеет

расслабляющее влияние на разум и добродетели. Добродетели

становятся

формальными, ибо сыновнее уважение к начальству является предписанным и

не

опирается на естество.

Гердер полагает, что наиболее выдающимся народом в

прогрессе

человечества были греки. В Греции законодательство впервые отделилось

от

религии. Жрец не имел здесь безграничного авторитета, как у

естественных

народов. Греческая образованность является плодом счастливого века

юности

человечества.

Она не брызжет фантазией, как у малообразованных народов, в

ней

содержится единство образности и разума, чувственности и чувства. Греки

не

были связаны никаким деспотизмом и свой характер могли развивать

до

счастливой умеренности.

Истинная гуманность содержится в учении Иисуса; он нашел

многочисленных

приверженцев среди бедных. и угнетенных, но был быстро устранен

жрецами,

угнетателями народа. Из человеческих поколений Христос хотел

образовать

людей божиих, которые работали бы на благо других. Христианское

общество

должно было быть обществом дружбы и братской любви. Однако христианство

не

могло и не хотело ликвидировать сословные различия, поэтому от

его

гуманности осталось лишь нищенство, которое портит людей.

Первоначально

христиане должны были жить без светской власти, ведомые своими

пастырями..

Но пастыри превратились в волков, и самое большое значение и важность

обрело

слепое послушание. Соборы решали не теологические вопросы, но вопросы

о

власти. Писание, возвышенно и преданно уча о едином боге, вместе с

тем

ограничивало человеческий разум и познание истины. Много усилий

было

затрачено на то, чтобы привести в соответствие данные науки и

космологии

Моисея, исследование природы и учение о потопе. Аскетизм является

чертой

Востока; христианство вообще, возникнув во времена необразованности,

имеет

много варварских черт. Дух жителей Востока имеет склонность к

лености,

которая объявляется священной.

Развитие истории, по Гердеру, ясно показывает, что род

человеческий

развился к лучшему. Уменьшилось число бесчеловеческих,

бессмысленных

действий. Постепенно разум и справедливость утверждаются в отношениях

между

людьми. "Страдаем так долго по собственной воле до тех пор, пока без

всякого

чуда научимся лучшему употреблению своих сил". В этом гарантия

исторического

прогресса.

Согласно Гердеру, народ, возникший из исходной патриархальной

семьи,

является естественной группой и не должен быть порабощен другим народом.

В

конце концов история разрушает такие неестественные конгломераты. Где

сейчас

царство Александра или царство монгольских завоевателей?

Порабощение становится несчастьем славян, миролюбивого и

трудолюбивого

народа. Его несчастье состояло в том, что он не освоил военное умение,

в

частности когда судьба поставила его в соседство с воинственными

народами.

Однако если законодательство в Европе будет направлено на

поддержку

терпимости и усердного труда, то и "вы, так глубоко павшие, когда-

то

усердные и счастливые народы, очнувшись от своего долгого,

бездейственного

сна, будете освобождены от своих рабских оков". На примере

европейской

истории Гердер утверждался в идее о том, что насилие постепенно

уступает

миролюбию. Если феодализм возник путем насилия, то "свободу" Европе

заложили

рост и расцвет городов, утверждение мещанского сословия и

освобождение

крестьян.

Кант подверг критике "Идеи..." Гердера. К рассуждениям Гердера

он

применяет мерку своей собственной философии истории. Более всего

кантовской

критике подверглось понимание Гердером человека как продукта

природы,

которого природа наделила благодаря прямохождению всеми зародышами

будущего

развития. Миролюбие, половая любовь, симпатия, даже справедливость и

истина

должны быть лишь продолжением природной эволюции. В трактате "Идея

всеобщей

истории" Кант показывает, что нахождение средств пропитания

человека,

одеяния, обеспечения безопасности и защиты, "даже способность

понимания,

быстрый ум и добрая воля в целом должны быть его собственным делом".

Тезис,

что человеческая история не является продолжением природной эволюции (в

ней

можно лишь усмотреть определенную закономерность, аналогичную

закономерности

природы), Кант взял за основу своего очерка философии истории, в

котором

приписывает значение исторического фактора "необщественной

общественности"

человека, т. е. антагонизму, который тем не менее служит

прогрессу.

Государственное устройство, которое объединяет людей вопреки

их

антагонистическим тенденциям, и даже будущий "Союз народов",

который

объединит народы, имеют, согласно ему, свое основание в нужде, в

стремлении

избежать угрозы, а не в незатухающей тенденции всего неживого и

живого,

природного и человеческого к усовершенствованию, как полагает Гердер.

Позже

очерки философии истории Шеллинга и "Философия истории" Гегеля

будут

развивать тезис Канта об автономности человека и его истории

относительно

природы. Благодаря этому они могли поставить вопросы истории острее,

точнее

ограничить проблемы и выработать более адекватный ответ.

ИММАНУИЛ КАНТ

Теоретическая философия Канта. "Звездное небо надо мной и

моральный

закон во мне" - этими словами Иммануил Кант выражает два

основных

направления и два основных источника своей философии. "Звездное небо

надо

мной" - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта

предпосылкой

теоретической философии; "моральный закон во мне" - стимул

разработки

моральной философии, которую он называет "практической" (от "праксис"

-

поведение, действие). Эти два направления - главные в решении Кантом

задач

философии своего времени (защита и философское обоснование

законов

естественного процесса, с одной стороны, и обоснование

человеческого

достоинства и взаимного равенства - с другой).

В решении этих вопросов Кант провел бескомпромиссную критику

старой

метафизической философии, которая существовала в Германии.

Благодаря

задачам, которые он решил, а также способу их разрешения Кант

становится

основателем немецкой классической философии. Гегель начинает свою

"Науку

логики" констатацией, что 25 лет тому назад произошла "полная

перемена

философского способа мышления... То, что до этого времени

называлось

метафизикой, было, как говорится, уничтожено на корню" . Гегель пишет

эти

слова в 1812 г., когда с момента первого издания "Критики чистого

разума"

Канта прошел 31 год, а второго издания (значительно измененного) - ровно

25

лет.

В жизни Канта длительное время ничего не свидетельствовало о том,

что

кенигсбергский "ученый магистр", как его называли, станет

наиболее

выдающимся философом своего времени, на долю которого выпадет

задача

завершить эмансипацию буржуазной философии в Германии и обосновать

ее

дальнейшее развитие. Кант родился в 1724 г. в скромной семье

ремесленника

(его отец был шорником) в Кенигсберге, в Пруссии, где он и провел

свою

жизнь. Хотя он и был в тогдашней "латинской школе" (современная

средняя

школа) лучшим учеником класса, ничто не говорило о тех способностях,

которые

он проявил в зрелом возрасте. "Как телесно слабый мальчик с

хрупкой

конституцией тела, с плоской, впалой грудью и несколько сутуловатой

фигурой,

Кант вынужден был обретать себе доверие и силу для самореализации

большим

усилием воли. Он должен был бороться прежде всего с двумя

препятствиями,

которые были связаны с его телесной конституцией. Это были несмелость

и

забывчивость, два недостатка, которых было достаточно для того, чтобы

талант

мальчика оставался скрытым сравнительно длительное время. В

определенной

мере Кант так и не избавился от врожденной несмелости, которая еще

больше

усилилась от его скромности".

Воспитание в "латинской школе" носило провинциальный характер,

в

религиозном отношении оно было пиетическим (пиетизм -

направление

протестантизма, подчеркивающее внутреннее отношение к богу), в

идейном

отношении строилось на духе подчиненности властям предержащим.

После окончания философского факультета Кант на целых 9 лет

становится

домашним учителем. Он смог использовать это время для того, чтобы

продолжать

свое образование; в 1755 г. он стал магистром и в том же

году

приват-доцентом Кенигсбергского университета. Приват-доценты не

получали

жалованья, однако взимали со своих слушателей определенную сумму. Так

как

Кант был любимым преподавателем и читал всегда по нескольку

курсов

одновременно, он не испытывал нужды. В 1766-1772 гг. он был

также

библиотекарем замка. С 1770 г. он был профессором с жалованьем,

покрывающим

все его потребности, а когда был признан первым философом в

Германии,

жалованье его было значительно повышено.

Из трактатов Канта важнейшим является космологический трактат

"Всеобщая

естественная история и теория неба" ("Allgemeine Naturgeschichte und

Theorie

des Himmels"). Эта работа (по мнению Э. Кассирера, она одна могла

бы

обеспечить известность Канту) исходит из предпосылки единства материи

и

движения, материи и ее законов. В ней Кант выдвигает гипотезу

о

возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении

всей

вселенной), позже ставшую известной как теория Канта - Лапласа.

Трактат

важен с мировоззренческой точки зрения- Кант в нем практически

исключает

идею сотворения. Это одно из первых положений историзма в

области

естественных наук, читай; философия природы.

Космогоническое произведение Канта специфическим образом

произвело

воздействие на историю немецкой философии, хотя при его жизни и долго

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.