рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

Основная философская деятельность Анаксагора связана с Афинами,

куда,

по различным сведениям, он приходит в 20 лет. Афины того времени уже

стали

центром культурной и политической жизни не только Аттики, но и всей

Греции.

Свои мысли он изложил в объемистом трактате "О природе". Из этого

труда

сохранились лишь фрагменты первой части.

Философию Анаксагора характеризует стихийный материализм. Он,

видимо,

знал учение как милетской школы, так и элеатов и Гераклита. Однако его

ответ

на вопрос "Что есть основа мира?" заметно отличается от предшествующих

школ

и мыслителей. Если до сих пор ответ на этот вопрос всегда

предполагал

сведение разнообразия мира к определенному виду материи, исключая

апейрон

Анаксимандра (и, естественно, явно идеалистическое учение пифагорейцев),

то

Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество

малых

материальных частичек, качественно различных между собой, которые

он

называет семена вещей (гомеомерии). "Следует полагать, что во

всем

соединяющемся содержится много различного и. семена вещей, которые

имеют

различные формы, цвет и вкусы". Так, у Анаксагора мы впервые встречаемся

с

плюрализмом (признанием множества сущностей), причем с плюрализмом,

имеющим

нематериалистический характер, ибо "как бы мог возникнуть из неволоса

волос

и мясо из немяса?".

Материя, по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожнма, однако,

в

отличие от Эмпедокла, качественно дифференцированна. Этим Анаксагор

пытается

разрешить две проблемы, которые давно пытались разрешить в

предшествующей

греческой философии. Это проблема отношения единства и

многообразия

(качественного различия) сущего, которую решает положение о

качественной

определенности семян вещей, и проблема возникновения и гибели с

позиции

вечного и неизменного бытия (например, в понимании элеатов).

Согласно

Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей содержатся в

различных

вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться

и

разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо

как

гибель и упадок.

Из этой концепции вытекает также и взаимообусловленность явлений

и

вещей, которую Анаксагор полагает объективной: "Не отлучены друг от

друга

вещи в едином мире, не отрублены топором ни тепло от холода, ни холод

от

тепла".

Анаксагор не считал, что семена вещей способствуют соединению

и

разъединению. И хотя в вопросе о качественном различии мира его взгляды

по

сравнению со взглядами предшественников являются значительным

прогрессом,

семена вещей как материальную основу мира он считает

инертными,

неподвижными. Причину, приводящую их в движение и являющуюся в то же

время

причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином нус - разум. Это

понятие

философии Анаксагора (сам он о нем говорил, что это "наилучшая

и

наичистейшая из всех вещей") было тем пунктом его системы, на который

всегда

ссылался философский идеализм, начиная с Платона. Из некоторых

сохранившихся

фрагментов трудов Анаксагора возможно предположить, что нус был

основным

(духовным) принципом упорядочения материального мира. (С

такой

интерпретацией мы встречаемся, например, в диалоге Платона "Федон".)

За материалистическую интерпретацию категории "нус" у

Анаксагора

говорит тот факт, что души он считал очень разреженным воздухом. (А

воздух,

как известно, считался в досократовской философии одной из

четырех

материальных стихий.)

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории

познания.

Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное

познание.

Однако по сравнению с Эмпедоклом он не считает, что "одинаковое мы

познаем

одинаковым", а как раз наоборот. "Анаксагор учит, что восприятие

совершается

обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое, а

стремится

проникнуть отдельными чувствами. Видим же мы образ предмета в зрачке,

и

образ не формируется в нем, потому что имеет тот же цвет...

Подобным

способом различает предметы осязание и вкус, ибо то, что одинаково тепло

или

одинаково холодно, ни нагревает, ни охлаждает, приближаясь к чему-

либо;

сладкое и кислое мы не познаем благодаря им самим, но теплым

познается

холодное, соленым- пресное и кислым - сладкое, всегда сообразно тому, чего

в

другом недостает, ибо это все, как он говорит, в нас". Хотя он и признает

за

чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует его.

В

сохранившихся фрагментах можно найти ряд мыслей, свидетельствующих о

критике

надежности чувств. "Из-за их слабости мы не можем судить об истине".

Секст Эмпирик сообщает, что Анаксагор доказывал

ненадежность

чувственного познания рядом примеров. "Анаксагор возражает против того,

что

снег белый, потому что снег - это осевшая вода, вода черная, и снег

тогда

тоже черный". Он также подчеркивал необходимость коррекции

чувственного

познания. Однако разум тесно связан с чувствами, и только при их

посредстве

можно получить "мудрость" об окружающем мире. Ведь и "видение неявного

есть

явное". Согласно Анаксагору, человек имеет по сравнению с другими

живыми

существами, наибольшее число чувственных органов. Поэтому

Анаксагор

утверждает, что "человек самый разумный из всех живых существ, так как

имеет

руки".

Анаксагор значительное внимание уделял познанию природных явлений.

Вот

его мысли, касающиеся космогонии: "Земля имеет плоскую форму и

возносится,

потому что нет никакой пустоты и весьма плотный воздух несет

парящую

Землю... Солнце, Луна и все звезды являются раскаленными

камнями,

захваченными враждой эфира... Тепло звезд мы не чувствуем из-за их

большой

отдаленности от Земли... Солнце своими размерами превосходит

Пелопоннес.

Луна не светится сама, но свет получает от Солнца". Весьма

интересно

выглядит и его объяснение затмения Солнца и Луны: "Затмение Луны

наступает,

когда Земля, а иногда и тела под Луной становятся на пути, а затмение

Солнца

наступает в новолуние, когда на пути становится Луна" .

Особое внимание он уделял математике. Однако его мысли из этой

области

до нас не дошли. Плутарх сообщает, что он "писал в тюрьме о

квадратуре

круга".

О многогранности интересов Анаксагора свидетельствует и то, что он

был

первым, кто призвал к систематическому изучению произведений Гомера, ибо

в

них говорится о добродетели и справедливости.

Он имел ряд учеников и последователей.. Кроме Перикла,

выдающегося

политика демократической партии в Афинах, следует упомянуть об Архелае

и

Метродоре из Ламисаки. Архелай отстаивал сходные с Анаксагоровыми взгляды

на

сущность бытия. "Учил, что в духе есть некая смесь. Началом движения

следует

полагать то, что от себя отделяет теплое и холодное; теплое движется,

тогда

как холодное пребывает в покое". Согласно Архелаю, дух (нус)

является

первоначальным состоянием мира. Диоген Лаэртский определяет его

как

"последнего представителя физической философия" и как первого,

занимающегося

проблематикой возникновения и развития общества "Архелай говорит...

что

справедливое, и никчемное не существует от природы, но по

соглашению...".

Как сообщает Диоген Лаэртский, Архелай был учителем Сократа. Метродор

изучал

произведения Гомера. В духе Анаксагорова подхода к наследию Гомера

считал

его богов и героев персонификацией природных сил.

Стихийный материализм Анаксагора и его последователей явился

важным

шагом вперед по сравнению с материализмом ионийских философов

и

метафизическим материализмом элеатов. На его по сути

дуалистическую

концепцию опираются как материалисты, так и идеалисты. Таким образом,

его

воззрение на материальный мир подготовило почву атомизма Левкиппа

и

Демокрита.

Гомеомерии Анаксагора можно считать началом перехода от

материализма

ионических философов к позднейшему атомизму - вершине

досократического

философского мышления и вершине античного материализма вообще,

наиболее

выдающимися представителями которого являются Левкипп и Демокрит.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АТОМИСТЫ

Левкипп (ок. 500-440), как сообщает Диоген Лаэртский, происходил

из

Элеи, согласно же другим сведениям - или из Абдер, или из Милета. Один

из

поздних сторонников атомистического учения, Эпикур, имя Левкиппа вообще

не

упоминает, а существование философа с таким именем отрицает вообще.

Эта

позиция дала начало возникновению так называемой Левкипповой проблемы,

в

основе которой было отрицание исторического существования Левкиппа. В

конце

концов возникла догадка, согласно которой имя Левкипп было

псевдонимом

молодого Демокрита. Однако исследования Дильса и Зеллера в прошлом

столетии,

а также советского историка Маковельского подтверждают его

историческое

существование. В высшей степени вероятно, что Левкипп родился в Милете.

Как

активный сторонник рабовладельческой демократии, он после

успешного

переворота, совершенного аристократией в 449 г. до н. э., был

вынужден

покинуть родной город. Левкипп отправляется в Элею, где, видимо,

становится

учеником Парменида или Ксенофана. Диоген Лаэртский сообщает, что он

был

также учеником Зенона.

Из его работ практически ничего не сохранилось, кроме

нескольких

мыслей, дошедших через посредство других античных авторов. Однако,

согласно

Г. Дильсу, ему можно приписать две книги как минимум. Это -

"Великий

диакосмос" и "Об уме". После длительного пребывания в Элее он уходит

в

Абдеры, где, видимо, становится учителем Демокрита, а возможно, и

Протагора.

Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии.

Он

"признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы,

имеющие

бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение

и

изменение". Он учил, что "сущее не более чем не-сущее и что оба они

являются

равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и

полной,

он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл

несущим,

утверждая, что она является не меньшим, чем сущее" . В этом

фрагменте

освещены принципы атомистической науки о бытии. Единственное,

что

существует,- атомы и пустота. Атомы, как увидим далее, характеризуются (и

у

Левкиппа, и у Демокрита) величиной, формой, порядком и положением.

Они

являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их

соединению

и разъединению. Левкипп в данном случае соединяет неизменное сущее элеатов

с

постоянной изменчивостью Гераклита.

Понятие атома выступает качественно новым элементом в

античном

материализме. Оно является следствием абстракции совсем другого, чем

у

ионических философов, направления - Эмпедокла или Анаксагора. При этом

атомы

характеризуются так же, как сущее в предшествующих философских

направлениях,

-полнотой. Однако Левкипп в отличие от упомянутых философов

(возможно,

первым в античной философии) допускает существование пустоты.

Атомы,

согласно его взглядам, движутся в пустоте.

Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема,

которая

предшествующей философии доставляла значительные трудности,-

проблема

движения. Существование пустоты делает возможным движение атомов.

Сообщения античных авторов об учении Левкиппа в своем большинстве

были

тесно связаны со взглядами Демокрита. Так, например, большинство

фрагментов

начинается словами: "Левкипп и Демокрит говорят..." Поэтому во

многих

случаях весьма сложно различить мысли Левкиппа и Демокрита. В

принципе,

однако, можно согласиться с утверждением, что Демокрит имел взгляды

на

сущность бытия, тождественные взглядам Левкиппа. Но в отличие от

Левкиппа,

который является автором основополагающей концепции, Демокрит

развивает

атомистическое учение в логически последовательную, всеобъемлющую систему.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) происходит из знатного семейства

в

Абдерах. Унаследовал значительное имение, что и позволило ему

полностью

посвятить себя науке. По преданиям, он учился у халдейских магов,

которых

оставил в Абдерах персидский царь Ксеркс. Был учеником Левкиппа и,

как

сообщает Диоген Лаэртский, учился у Анаксагора, который, однако, был

много

старше.

Много путешествовал. Целью его странствии было знакомство с

идеями

мыслителей в далеких странах. Вне сомнения, он посетил Персию,

Египет,

Вавилон и области вокруг Красного моря. Во время путешествий он

заметно

углубил свое образование в естествознании, астрономии и особенно

в

математике.

Демокрит за свою долгую жизнь приобрел огромное количество знаний.

Его

труды представляют нечто вроде энциклопедии познания того времени.

Диоген

Лаэртский приводит более 70 названий его работ из области физики,

этики,

математики, музыки, риторики, астрономии и т. д. Широта,

глубина,

систематичность и цельность его трудов снискали ему уважение всех

выдающихся

мыслителей древности, таких, как Аристотель, Цицерон, Плутарх и т. д.

Атомизм Левкиппа и Демокрита органически связан с

материалистическими

элементами в учениях предшествующих философских школ, в частности

милетской,

школы Гераклита и Анаксагора. Демокрит, как уже говорилось,

полностью

разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте (термин атомос означает

в

дальнейшем неделимый). К характеристикам атомов Демокрит добавляет

еще

величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов,

и

тяжесть. Тяжесть, однако, как говорил об этом К. Маркс в своей

докторской

диссертации, он не считал существенным свойством атомов, но признавал

ее

простым следствием того факта, что они имеют некий размер. Подобным

образом

и величина не дает качественной характеристики атомов.

Атомы сами по себе неизменны, были. есть и будут постоянно теми

же

самыми, ибо "не могут претерпевать те изменения, в существовании

которых

убеждены все люди, научаемые этому восприятием. Так, говорят, что ни

один

атом не нагревается и не охлаждается и потому не высыхает и не увлажняется-

и тем более не становится белым или черным и вообще не принимает каких-

либо

свойств, так как он никоим образом не меняется". Концепция

атомизма

содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и

несотворимости

материи. Эту материалистическую мысль Демокрита подтверждают и

сообщения

других авторов, например Псевдо-Плутарха: "Демокрит Абдерский

полагал

вселенную бесконечной, никем не сотворенной. Он говорил также, что

она

неизменна и вообще причины того, что ныне совершается, не имеют

никакого

начала. Издавна, от вечности все наполнено определяющей необходимостью,

все,

что было, есть и будет". Демокритово материалистическое

понимание

возникновения и развития мира выливается в этом смысле в атеизм.

Точную характеристику основных принципов учения Демокрита о

сущности

мира мы находим у Диогена Лаэртского: "Начала вселенной суть атомы

и

пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны

и

подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает

из

несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы

тоже

бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и

этим

порождают все сложное-огонь, воду, воздух, землю, ибо все они

суть

соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны

в

силу своей твердости". Атомы, по Демокриту, суть бесконечны, только

если

речь идет об их величине и числе. Так же бесконечны они и

относительно

различия форм: "Число форм у атомов бесконечно потому, что скорее нет

ничего

такого, чем не такого". Речь идет здесь о выраженной в духе того

времени

мысли о бесконечности материй. Материя, по Демокриту,

бесконечна.

Атомистический материализм, таким образом, представляет дальнейшую и

более

глубокую ступень в "поисках" первопричин развития мира.

Качественно новым в античном мышлении является Демокритово

понимание

бесконечности, неуничтожимости и несотворенности вселенной, убежденность

в

существовании бесконечного множества миров, которые возникают и

гибнут.

"Демокрит говорил, что миры неисчислимы и что они отличаются размерами.

В

некоторых (из них) нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас, а

в

некоторых мирах они более многочисленны. Расстояния между мирами

не

одинаковы, где-то миров больше, где-то меньше, некоторые растут,

другие

пребывают в расцвете, а иные гибнут, где-то возникают, а где-то приходят

в

упадок". Из этого следует, что нет существенной разницы между миром,

в

котором мы живем, и другими мирами. Мир, в котором мы живем, отличается

от

других (бесчисленных) миров лишь тем, что "пребывает в расцвете".

Демокрит совершенно новым способом решает вопрос об отношении материи

и

движения. У милетских философов этот вопрос еще даже не возникал, у

элеатов

проблема движения становится одной из основных. Однако возможность

движения

у элеатов находится в противоречии с основной характеристикой полного

и

непроницаемого сущего.

Левкипп в отличие от большинства других античных философов

допускает

существование "не-сущего", т. е. пустоты, которая является

гарантией

возможности движения.

Движение присуще атомам в естественном состоянии. "Демокрит...

считает,

что атомы, как он их называет, т. е. неделимые, из-за плотности

тела

движутся в бесконечной пустоте, в которой нет ничего ни вверху, ни внизу,

ни

посредине, ни внутри, ни вне. При этом они сталкиваются друг с

другом,

благодаря этому они соединяются, и из этого возникает все то, что есть и

что

мы видим. А об этом движении атомов следует судить, что оно не имело

начала,

но что оно извечно". Движение, таким образом, присуще, атомам и

передается

столкновением, и движение в этом понимании является основным

источником

развития.

Следует сказать, что у Демокрита (как и у других атомистов) речь идет

о

движении чисто механическом. Демокрит полагал, что первичное

движение,

никогда не было сообщено атомам, оно, говоря современным языком,

является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.