рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

колыбелью

является Италия- почти весь первый период своего развития Ренессанс

был

"итальянским явлением", и лишь во втором периоде он приобретает

европейский

характер \ В историографии на Западе бытует лапидарная хронология

Ренессанса: ранний Ренессанс - Trecento (начиная с 1300 г. XIV в.),

зрелый

Ренессанс-Quattrocento (XV в.), поздний Ренессанс- Cinquecento (XVI в.).

Это

деление неосновательно, ибо оно абстрагируется от национальных и

иных

различий развития Ренессанса в разных странах тогдашней Европы. \.

Главные носители идеологии Ренессанса - городские высшие слои,

умельцы,

мещане, монастырские и церковные интеллектуалы - находились в

остром

политическом противоборстве со средними и низшими слоями

городского

населения, презирали бедноту ("плебс"), неимущих. В тот период еще

не

созрели классовые противоречия между мещанами и феодальным

дворянством,

наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви

симпатизировали

мещанским слоям, положение и образ жизни которых

представлялись

привлекательными.

Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с

одной

стороны, антифеодальную, с другой - антиплебейскую. Мещанские

верхи

стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при

помощи

реформ государственного аппарата и церкви. Термин "ренессанс"

правильно

употреблять именно в этой классовой определенности. Главное содержание

и

даже главную черту этого исторического процесса отражает не

дословный

перевод этого термина (фр. renaissance - возрождение, т. е.

возрождение,

новый расцвет античной культуры, науки и философии), а

антифеодальное

содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и

всех

феодальных порядков.

Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей

тенденцией,

которая характеризует переворот, является переход от теоцентрического

к

антропоцентрическому пониманию мира. Это процесс

диалектический,

противоречивый, сложный, осуществляется он повсеместно, но в

различных

модификациях, вариантах, формах.

Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская

религия

уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот

совершается

прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве

или

литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный

образ

мыслей.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план

культуры

Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

Презрение

к земному естеству заменяется признанием творческих способностей

человека,

разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности

предполагает

освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому

гуманизм

Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к

овладению

многоликим богатством древней философии. Вновь и по-

иному открываются Платон и Аристотель, а также неоплатоники,

стоики,

эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в

историческом

контексте. Ренессанс - это прежде всего свободное осмысление

произведений

античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо

надындивидуального

понятия истины самой личности предоставляются возможность и право

решать,

что истинно, а что нет. Древние философы принимаются скорее как

союзники,

чем "высшая инстанция". Ученые, философы уже выступают не как

представители

закрытых школ, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали

новые

формы философского объяснения, индивидуального стиля литературной

обработки.

Как реакция на схоластическую измельченность и сложность

повсеместно

наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против

прежнего

схематизма и априористических спекуляций больше учитывается

реальность,

внимание сосредоточивается на вопросах, которые имеют практическое

значение

и пользу.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм Ренессанса и

не

замечать его внутренних противоречий, которые в конце концов отвечают

его

исторической обусловленности XIII-XV вв. Границы эти зримо проявляются

в

элитарности, в "аристократических" тенденциях. Так, гуманистические

идеи

нравственности были предназначены высшим социальным кругам и

классам,

имевшим возможность получить образование. Люди, которые

провозглашали

гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки

(знание

латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса).

Нельзя

забывать, что гуманизм Ренессанса с самого начала резко

противоречил

аверроизму (в некоторых работах излагается мысль, что итальянский

гуманизм

является католической реакцией на ученый аверроизм), ибо гуманисты

прежде

всего подчеркивали субъективную, активную, практическую сторону познания.

Поворот к антропоцентризму нельзя здесь понимать упрощенно,

как

мгновенно побеждающее действие или как некое "прозрачно чистое"

выражение

материалистических воззрений. Суть в том, что гуманизм Ренессанса

проявлялся

в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную

"божественность"

человека, в отказе от внешней "институциональной" истины божьей,

в

привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека

в

себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи

исторически

обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме,

определяемой

рамками религии.

Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и

Реформацией.

Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует

противоположность,

состоящая в том, что Ренессанс-явление[ ]международное,

общеевропейское, тогда как Реформация-явление лишь национальное

(немецкое).

Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют

общую

антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное

движение,

носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские

слои

общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования общества

путем

расширения светского образования, то Реформация остается в

рамках

средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему

новый,

упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь

верхние

буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического

варианта,

выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи

изменения

церкви и ее учения - как главное содержание Реформации - были

способны

мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к

религиозным

представлениям в силу условий своего существования.

ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ

Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее

в

различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом,

раннем

периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде

всего

"гуманистический" характер и сосредоточивается главным образом в Италии;

в

XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным

образом

естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот

период

переходит в другие европейские страны.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова

означает

стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека

жизни.

Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе,

о

своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели

своего

бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и

социальные

предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает

определенные

социальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное

движение,

которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого

является

изучение и распространение античных языков, литературы, искусства

и

культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи

с

развитием философского мышления, но и с исследовательской работой

по

изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения

древних авторов при помощи греков, которые в это время оседали в

Италии.

Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом

Ваарламом,

византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд

греческих

литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней

литературы

поддерживали и городские патрицианские роды. В некоторых городах

возникали

культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и

памятники.

\. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,

филологический. В историографии значение античного наследия

иногда

односторонне абсолютизируется. Делается вывод, что понятие

"гуманизм"

относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой

и

римской культуры. Однако в таком понимании гуманизм относится только

к

духовной сфере \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания

гуманизма является идея так называемого, христианского Запада,

которая

сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях

католического

клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или

европейский)

гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии

античного

мира и на христианстве, которое является якобы историческим

ферментом

сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и

для

современности. \, выхолащивается его практический, динамический,

воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он

всегда

в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях.

Относится

это и к итальянскому гуманизму, который был выражением

конкретного

общественного движения представлял в этом смысле огромный

исторический

прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.

НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА

Данте Алигьери (1265-1321). Ф. Энгельс характеризовал его

как

колоссальную фигуру, как послед него поэта средневековья и вместе с

тем

первого поэта Нового времени [3].

Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего

в

бессмертной "Комедии" \ Боккаччо переименовал ее в "Божественную

комедию". \, затем в трактатах "Пир" и "Монархия". Его литературное и

идейное творчество составляют единство. Элементы нового,

нарождающегося

мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом

творчестве.

Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако

дает

новое изложение отношения божественного и человеческого. Он

не

противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога

нельзя

противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован

двояким

способом: с одной стороны, богом, с другой - природой. К блаженству,

таким

образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум,

и

"духовное поучение", исходящее от святого духа. Подчеркивание

божественного

в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это

Данте

был подвергнут критике и осуждался томистами.

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека.

Человек

сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные

качества,

но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение \ О

Дантовой "Комедии" Ф. К. Шалда написал: "Не знаю во всей мировой

литературе

произведения, которое несло бы в себе больше любви к земле и к

телесности,

чем песнопения Рая. Не слушайте тех, кто говорит, что Дантово

произведение

аскетично или загробно. Смысл его как раз обратный. Данте, мыслит как

поэт

конкретности, его божественный стих полон земных реальностей. Даже в

момент

наибольшего отторжения мысли он не ощущает земное как бремя или

помеху..."

(Soubor dila F. X. Saldy. Sv. 9. Praha. 1948. S. 85). \.

Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал

Сигера

Брабантского, не были ему чужды и неоплатоновские тенденции

средневековья,

исходившие от Псевдо-Дионисия Ареопагита. Знакомство с учением Аверроэса

о

возможностях и об активности разума приводит Данте к пониманию того,

что

задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде

всего

теоретического, воплощение их в практической деятельности.

Политический,

антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в "Монархии".

Церковь

должна заниматься вопросами "вечности", земные же дела являются

уделом

людей, которые стремятся к созданию общественного устройства,

помогающего

реализации человеческого существования, основанного на счастье,

блаженстве,

всеобщем и прочном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые

свой

гуманизм соединяли с теорией так называемой двойственной истины.

Концепция Данте содержит много наивных и схоластических аргументов,

но

она сильна своей основополагающей идеей: все человеческое (и

политика)

должно быть подчинено человеческому разуму.

Один из представителей итальянской гуманистической мысли-Марсилий

из

Падуи (1278-1348) - сформулировал в своем политическом учении

(трактат

"Защитник мира") республиканские идеи, предугадав события

буржуазных

революций XVII-XVIII столетий.

Он пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не

имеют

божественной природы, но являются различными формами человеческой власти

и

общественной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух

основных

предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха.

Главенство

принадлежит народу, граждане имеют законодательную власть, свою волю

они

выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ

является

источником всякой власти, отличает его концепцию от

схоластической

средневековой и приближается к более поздним концепциям об

общественном

договоре.

Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но совершенно иным образом,

чем

средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным

источником

рационального познания. Библию он использует лишь в качестве

иллюстрации.

Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского

ордена,

его учение о естественной природе власти государства объективно

помогало

разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.

Франческо Петрарка (1304-1374) считается "первым гуманистом",

его

называют "отцом гуманизма". Великий пропагандист античной культуры

собирал

подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов

было

в свое время уникальным.

К античной культуре и образованию он подходил исторически,

не

усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но

старался

наследие античности наиболее точно и понятно донести до

современников.

Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является

классическим

образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневековыми традициями,

и

Августином \ Петрарка - один из творцов новой европейской лирики, автор

знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов

гневных,

обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо

звучат

гуманистические идеи Нового времени. Петрарка вместе с Данте и

Боккаччо

является основателем итальянской (италоязычной) литературы. \.

Данте еще принимал "вечность" в понимании схоластов, Петрарка же

ее

полностью отвергает. Его полемический трактат "О собственном незнании

и

незнании, других" направлен против аверроизма, а учение о

двойственной

истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы

Аквинского,

которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он

отвергал

культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но

высмеивал

"глупых аристотеликов", их схоластический, надуманный способ ведения

споров.

Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок,

их

преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое

она

снискала в эпоху "отцов церкви". Подчеркиванием собственного незнания

он

выражает идею независимости своего мышления от

схоластической

университетской учености.

Христианство он принимает, но лишь в его

несхоластической

интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации

человека,

его антропоцентризм выступает как противовес средневековому

теоцентризму.

Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы

человека,

что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В

философском

диалоге "Моя тайна" он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека

и

способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным

характером,

полным пониманием радостей и страстей человека \ Петрарка повлиял и на

развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна

его

переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся

к

1351-1368 гг. \.

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций

в

итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313-

1375), который в своем "Декамероне" высмеивал глупое и лживое

духовенство,

восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В

его

творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер,

телесная

чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым,

лишенным

аллегорий языком.

К последователям Петрарки в области анализа старых

трактатов

принадлежит, между прочим, Колуччио Салутати (1331-1406), который

собирал

старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние

на

последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и

Леонардо

Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По

его

приглашению в 1397 г. во Флоренцию прибывает византийский ученый

Мануэль

Хризолорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой

греческую

литературу и первым в Европе пишет учебник греческой грамматики. Все

это

имело большое значение для развития итальянского гуманизма.

К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.