История философии в кратком изложении
потребностей,
устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии
являются
главным смыслом кинической этики. Ее индивидуализм, отстранение
от
общественной жизни отражают прогрессирующее разложение античного
греческого
общества. Поэтому высшим нравственным идеалом киников, которого
можно
достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума
потребностей,
является полная апатия - безразличие к миру, обществу, почестям и
всем
прочим ценностям.
Материалистическая и атеистическая ориентация была характерна для
школы
киренаиков. Ее основателем является Аристипп из Кирены (ок. 435- 350 до
н.
э.). Он был учеником Сократа, но его учение диаметрально
противоположно
воззрениям как Сократа, так и Платона. Аристипп признавал
реальное
существование чувственно воспринимаемых вещей. Однако сами по себе эти
вещи
непознаваемы. Единственное, чего мы можем достигнуть,- это
ощущения.
Ощущения Аристипп разделяет на приятные, которые называет добром,
и
неприятные, которые называет злом.
Так, собственно, в философии киренаиков ощущения являются
определенным
исходным пунктом выработки этики, которая (так же как и в
других
сократических школах) представляет центральную область
всего
философствования.
Этика киренаиков (в отличие от кинической) не отвергает
приятные
ощущения - наслаждения. Счастье человека состоит именно в
наслаждении,
удовольствии. Однако Аристипп утверждает, что человек,
который
руководствуется разумом, не подчиняется наслаждениям, но управляет ими.
С учением Аристиппа тесно связано учение Феодора, называемого
Атеистом.
Он доводит материалистические элементы учения Аристиппа до
открытого
атеизма. В работе "О богах" он не только выступает против конкретной
формы
тогдашней греческой религии, но и в принципе отвергает существование
богов.
Счастье человека он видел в хорошем настроении.
Становление философии малых сократических школ| (IV в. до н.
э.)
происходит в то время, когда греческое античное общество уже пережило
зенит
своего развития, стали проявляться признаки приближающегося кризиса.
Этот
фактор тем или иным образом проецируется на содержание и
способ
философствования этих школ. Разрешение центральных этических проблем
в
большинстве случаев принимает определенную форму "бегства" от этого
мира.
Греческое философское мышление восходит, однако, еще в этом столетии к
своей
вершине - философии Аристотеля.
АРИСТОТЕЛЬ
Философия Аристотеля является не только определенным обобщением,
но,
можно сказать, логической переработкой и завершением всей
предшествующей
греческой философии.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его
отец
Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В
семье
Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к
естествознанию.
В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает Стагиру и
уходит
в Афины, где становится учеником Платона. В Академии Аристотель в
течение
почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него
заметно
влияла философия Платона, в частности учение об и идеях. Однако менее чем
за
десять лет пребывания в Академии он "самоопределяется" и
занимает
критическую позицию по отношению к философии академиков. Ориентация
его
собственных философских поисков, несогласие с академической философией
в
основных вопросах заставили его в конце концов уйти из Академии.
Он покидает не только Академию, но и Афины. Сначала он прибывает
в
Атарней (Малая Азия), но после смерти местного тирана, его друга
Гермия,
отправляется на остров Лесбос, а оттуда в 343 г. до н. э. по
приглашению
македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу,
где
становится учителем Александра, сына Филиппа.
Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил
его
завоевательскую политику, что стало поводом к постепенному
охлаждению
отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель
возвращается
в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во
время
прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы
естественных
и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют
иногда
перипатетической (перипатео - прогуливаюсь).
Во второй половине IV в. до н. э. в политической жизни Афин
соперничали
две партии. С одной стороны, "македонская партия", которая прилагала
усилия
к экономическому и политическому сближению Афин и других греческих городов
с
постоянно усиливающейся Македонией, и, с другой - "антимакедонская
партия",
которая ориентировалась на независимость Афин и их новое возвышение, как
во
времена Перикла. Аристотель, несмотря на его некоторое охлаждение
к
Александру, был активным сторонником экономического н
политического
сближения с Македонией. Поэтому, когда после смерти Александра
Македонского
(323 до н. э.) в Афинах к власти приходит "антимакедонская партия", он
был
вынужден покинуть город. Он уходит в Халкиду, на остров Эвбей, где
ведет
интенсивную теоретическую работу, но менее чем через год умирает (322 до
н.
э.).
Аристотель является создателем самой обширной научной системы
из
существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший
эмпирический
материал как из области естествознания, так и из области общественных
наук,
который систематически собирали и накапливали его ученики.
Научная
деятельность Аристотеля - это не только вершина античного
философского
мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда
известные
научные области: были созданы новые научные направления, он вместе
с
учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных
наук.
Написал более 150 научных трудов и трактатов.
В своем большинстве труды Аристотеля coxpaнились у его учеников
и
последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были
собраны,
классифицированы и изданы последователем Аристотеля философии
Андроником
Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.
К первой группе относятся работы, которые излагают
наиболее
существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет
эту
проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский
все
эти работы объединил в один трактат, который был назван
"Метафизика"
(название возникло случайно: эти труды в издании произведений
Аристотеля
следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам
естественных
наук, т. е. за физикой).
Следующую группу его работ представляют тpyды посвященные
вопросам
философии природы и естественных наук,- "Физика", "О небе", "О
возникновении
и гибели", "Метеорология", "О возникновении животных" и др.
Весьма обширную группу представляют работа посвященные
проблематике
обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические
и
другие трактаты - "Политика", "Никомахова этика", "Эвдемова
этика",
"Риторика", "Поэтика" и др.
Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные
логике
и методологии, которые объединены под общим названием "Органон"
(сюда
относятся работы "Категории", "Об объяснении", "Первые аналитики",
"Вторые
аналитики", "Топики", "О софистических доказательствах").
Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически
исследовал
все доступные ему работ предшествующих мыслителей. Систематически,
хотя
через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения
от
древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем
можно
говорить и как об историке философии. Больше внимание он уделяет
наиболее
существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию -
науку
о сущем.
Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую
материю.
Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима)
ни
одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные)
состояния
сущего . Она образует, собственно, "потенциальную"
предпосылку
существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее
нельзя
отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной
частью
конкретного бытия.
Наипростейшей определенностью этой первой категории являются,
по
Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля, с которыми
мы
встречались уже у досократовских мыслителей. Они представляют
определенную
промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно
непостижима,
и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.
У
воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика)
можно
различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод,
влажное
и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по
Аристотелю,
характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого
и
сухого, воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, а земля
-
холодного и сухого.
Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых)
вещей
\ Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый
элемент - "пятую сущность" (quinta essentia) - эфир. \. В то же время
Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим,
это
становится возможным потому, что все элементы являются в
принципе
(конкретной) модификацией одной и той же первой материи.
Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи
являются
результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В
отличие
от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и
определимы
посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и
образа,
формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального
бытия
(первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное
бытие.
Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи
и
формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой
всей
его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому
решает
проблему отношения единичного и общего - как отношение двух
сторон
действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и
реальным
миром, столь разительный в системе Платона.
При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит
о
первых и вторых сущности Первую сущность он отождествляет с
индивидуальным
бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее
как
"то, в чем сказываете все остальное, в то время как сам он уже
не
сказывается в другом".
Первая, сущность, согласно Аристотелю, выступает
индивидуальным,
неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей
Аристотель
отличает вторую сущности (иногда употребляется более
адекватный
термин-вторичные). Они определенным образом производны от первых
сущностей.
Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а
являются
в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением.
Аристотель
характеризует их так: "...вторичными сущностями названы те, в которых, как
в
видах и родах, содержатся первые сущности".
Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же
время
свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-
платоновской
концепции идеализма. Если Платон признавал первичными реальным бытием
общие
и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет
индивидуального,
чувственно воспринимаемого. Вторичные сущности, постигающие общее
(под
влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные),
являются
производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому
бытию.
Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством
познаваемости
мира. Все другие категории служат для их определения. Эту
проблему
Аристотель решает с различных точек зрения \ В трудах Аристотеля можно
встретить различное понимание категорий. Так, в "Органоне" он вводит
десять
скорее грамматических категорий сущность, количество, качество,
отношение,
место - где, время - когда, положение, свойство, действие, пассивность.
В
"Метафизике" он вводит только три онтологические категории:
сущности,
состояние и отношение. В другом месте "Метафизики" (X, 2.1054 а 5) он
дает
иной набор категорий. Различные модификации категорий и в других
его
произведениях. Проблематикой категорий у Аристотеля в чешской
литературе
занимался К. Berky (Aristoteluv logicky odkaz... Praha, 1958. S. 5-
29).
\.
Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его
понимание
движения. С движением как категорией мы встречаемся в десятой
книге
"Метафизики", где она связывается с категориями места,
нахождения,
активности и пассивности. Ряд мыслей характеризующих понимание
Аристотелем
движения заключены, в частности, и в "Физике". Здесь философ во
многом
находится под влиянием эмпирических исследований объективно
существующей
природы. Движение тесно связывается с конкретными формами
бытия.
Подчеркивается, что "движения помимо вещей не существует". Можно найти
также
и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным,
ибо
оно "всегда было и во всякое время будет".
Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся
источника
движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение
.присуще
самим вещам и является самодвижением (например, в "Физике"), то, с
другой
стороны, возможно объяснение источника движения при помощи
неподвижного
первого двигателя (например, в "Метафизике"). Этот первый двигатель
(бог)
служит внешней причиной всякого движения, ему же движение- не
сообщается
ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. "А так как то,
что
и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется
нечто,
что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность
и
деятельность".
В "Категориях" Аристотель различает шесть видов
движения:
"возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение
места".
Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В "Физике"
он
приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности,
количеству,
качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся
к
сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем
нельзя
найти "противное". Это свидетельствует о понимании существования движения
в
связи с наличием противоположностей (см. "Категории"). "Противным
движению
является просто покой. Противным отдельных движений являются
отдельные
движения, возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, а изменению
места
- покой на месте. Наибольшая противоположность - это
изменение
противоположных мест, например движение вниз - движению вверх и
движение
вверх - движению вниз". Наиболее общую характеристику движению
Аристотель
дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит,
что
движение выступает, собственно, переходом возможности в
действительность.
Тем самым движение становится практически универсальным свойством
сущего.
Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность,
тесно
связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной
,
тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы
(как
реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего
понимания
действительности - телеологическая интерпретация развития.
Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель
в
понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет
большое,
внимание как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную
связь
между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени
и
движения. О времени он говорит: "Время, таким образом, есть число движения
в
отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному,
само
непрерывно - это ясно".
Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает
его
субъективное существование, однако понимает его как "особую"
необходимую
реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя
независимо
от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля
приобретает
определенные метафизические черты.
Столкновение материалистических и идеалистических подходов
проявляется
и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных
вида
причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и
причину
конечную, или целевую (кауза финалис).
Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее
характере.
В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина.
Формальная
причина соединена с формой как активным принципом, который творит из
материи
(как потенциал бытия) "истинную реальность". Активная, или
воздействующая
(движущая), причина также соединена с источником движения и с
процессом
собственно перехода возможности в действительность. Наиболее
высоко
Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель
и
смысл движения.
Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды
причин.
Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение.
Понятие
формальных причин является более важным, чем познание материальных причин
-
такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и
активной
форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине -
уступка
телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание
завершения
развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием
энтелехия.
Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются
определенные
элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании
пространства
и времени, конечной причины, принципа целесообразности или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67
|