рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

потребностей,

устранение всех искусственных препятствий и достижение автаркии

являются

главным смыслом кинической этики. Ее индивидуализм, отстранение

от

общественной жизни отражают прогрессирующее разложение античного

греческого

общества. Поэтому высшим нравственным идеалом киников, которого

можно

достичь путем подавления страстей и ограничения до минимума

потребностей,

является полная апатия - безразличие к миру, обществу, почестям и

всем

прочим ценностям.

Материалистическая и атеистическая ориентация была характерна для

школы

киренаиков. Ее основателем является Аристипп из Кирены (ок. 435- 350 до

н.

э.). Он был учеником Сократа, но его учение диаметрально

противоположно

воззрениям как Сократа, так и Платона. Аристипп признавал

реальное

существование чувственно воспринимаемых вещей. Однако сами по себе эти

вещи

непознаваемы. Единственное, чего мы можем достигнуть,- это

ощущения.

Ощущения Аристипп разделяет на приятные, которые называет добром,

и

неприятные, которые называет злом.

Так, собственно, в философии киренаиков ощущения являются

определенным

исходным пунктом выработки этики, которая (так же как и в

других

сократических школах) представляет центральную область

всего

философствования.

Этика киренаиков (в отличие от кинической) не отвергает

приятные

ощущения - наслаждения. Счастье человека состоит именно в

наслаждении,

удовольствии. Однако Аристипп утверждает, что человек,

который

руководствуется разумом, не подчиняется наслаждениям, но управляет ими.

С учением Аристиппа тесно связано учение Феодора, называемого

Атеистом.

Он доводит материалистические элементы учения Аристиппа до

открытого

атеизма. В работе "О богах" он не только выступает против конкретной

формы

тогдашней греческой религии, но и в принципе отвергает существование

богов.

Счастье человека он видел в хорошем настроении.

Становление философии малых сократических школ| (IV в. до н.

э.)

происходит в то время, когда греческое античное общество уже пережило

зенит

своего развития, стали проявляться признаки приближающегося кризиса.

Этот

фактор тем или иным образом проецируется на содержание и

способ

философствования этих школ. Разрешение центральных этических проблем

в

большинстве случаев принимает определенную форму "бегства" от этого

мира.

Греческое философское мышление восходит, однако, еще в этом столетии к

своей

вершине - философии Аристотеля.

АРИСТОТЕЛЬ

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением,

но,

можно сказать, логической переработкой и завершением всей

предшествующей

греческой философии.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его

отец

Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В

семье

Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к

естествознанию.

В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает Стагиру и

уходит

в Афины, где становится учеником Платона. В Академии Аристотель в

течение

почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него

заметно

влияла философия Платона, в частности учение об и идеях. Однако менее чем

за

десять лет пребывания в Академии он "самоопределяется" и

занимает

критическую позицию по отношению к философии академиков. Ориентация

его

собственных философских поисков, несогласие с академической философией

в

основных вопросах заставили его в конце концов уйти из Академии.

Он покидает не только Академию, но и Афины. Сначала он прибывает

в

Атарней (Малая Азия), но после смерти местного тирана, его друга

Гермия,

отправляется на остров Лесбос, а оттуда в 343 г. до н. э. по

приглашению

македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу,

где

становится учителем Александра, сына Филиппа.

Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил

его

завоевательскую политику, что стало поводом к постепенному

охлаждению

отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель

возвращается

в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во

время

прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы

естественных

и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют

иногда

перипатетической (перипатео - прогуливаюсь).

Во второй половине IV в. до н. э. в политической жизни Афин

соперничали

две партии. С одной стороны, "македонская партия", которая прилагала

усилия

к экономическому и политическому сближению Афин и других греческих городов

с

постоянно усиливающейся Македонией, и, с другой - "антимакедонская

партия",

которая ориентировалась на независимость Афин и их новое возвышение, как

во

времена Перикла. Аристотель, несмотря на его некоторое охлаждение

к

Александру, был активным сторонником экономического н

политического

сближения с Македонией. Поэтому, когда после смерти Александра

Македонского

(323 до н. э.) в Афинах к власти приходит "антимакедонская партия", он

был

вынужден покинуть город. Он уходит в Халкиду, на остров Эвбей, где

ведет

интенсивную теоретическую работу, но менее чем через год умирает (322 до

н.

э.).

Аристотель является создателем самой обширной научной системы

из

существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший

эмпирический

материал как из области естествознания, так и из области общественных

наук,

который систематически собирали и накапливали его ученики.

Научная

деятельность Аристотеля - это не только вершина античного

философского

мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда

известные

научные области: были созданы новые научные направления, он вместе

с

учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных

наук.

Написал более 150 научных трудов и трактатов.

В своем большинстве труды Аристотеля coxpaнились у его учеников

и

последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были

собраны,

классифицированы и изданы последователем Аристотеля философии

Андроником

Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.

К первой группе относятся работы, которые излагают

наиболее

существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет

эту

проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский

все

эти работы объединил в один трактат, который был назван

"Метафизика"

(название возникло случайно: эти труды в издании произведений

Аристотеля

следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам

естественных

наук, т. е. за физикой).

Следующую группу его работ представляют тpyды посвященные

вопросам

философии природы и естественных наук,- "Физика", "О небе", "О

возникновении

и гибели", "Метеорология", "О возникновении животных" и др.

Весьма обширную группу представляют работа посвященные

проблематике

обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические

и

другие трактаты - "Политика", "Никомахова этика", "Эвдемова

этика",

"Риторика", "Поэтика" и др.

Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные

логике

и методологии, которые объединены под общим названием "Органон"

(сюда

относятся работы "Категории", "Об объяснении", "Первые аналитики",

"Вторые

аналитики", "Топики", "О софистических доказательствах").

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически

исследовал

все доступные ему работ предшествующих мыслителей. Систематически,

хотя

через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения

от

древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем

можно

говорить и как об историке философии. Больше внимание он уделяет

наиболее

существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию -

науку

о сущем.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую

материю.

Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима)

ни

одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные)

состояния

сущего . Она образует, собственно, "потенциальную"

предпосылку

существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее

нельзя

отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной

частью

конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой категории являются,

по

Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля, с которыми

мы

встречались уже у досократовских мыслителей. Они представляют

определенную

промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно

непостижима,

и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

У

воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика)

можно

различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод,

влажное

и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по

Аристотелю,

характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого

и

сухого, воздух - теплого и влажного, вода - холодного и влажного, а земля

-

холодного и сухого.

Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых)

вещей

\ Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый

элемент - "пятую сущность" (quinta essentia) - эфир. \. В то же время

Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим,

это

становится возможным потому, что все элементы являются в

принципе

(конкретной) модификацией одной и той же первой материи.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи

являются

результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В

отличие

от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и

определимы

посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и

образа,

формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального

бытия

(первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное

бытие.

Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи

и

формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой

всей

его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому

решает

проблему отношения единичного и общего - как отношение двух

сторон

действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и

реальным

миром, столь разительный в системе Платона.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит

о

первых и вторых сущности Первую сущность он отождествляет с

индивидуальным

бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее

как

"то, в чем сказываете все остальное, в то время как сам он уже

не

сказывается в другом".

Первая, сущность, согласно Аристотелю, выступает

индивидуальным,

неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей

Аристотель

отличает вторую сущности (иногда употребляется более

адекватный

термин-вторичные). Они определенным образом производны от первых

сущностей.

Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а

являются

в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением.

Аристотель

характеризует их так: "...вторичными сущностями названы те, в которых, как

в

видах и родах, содержатся первые сущности".

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же

время

свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-

платоновской

концепции идеализма. Если Платон признавал первичными реальным бытием

общие

и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет

индивидуального,

чувственно воспринимаемого. Вторичные сущности, постигающие общее

(под

влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные),

являются

производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому

бытию.

Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством

познаваемости

мира. Все другие категории служат для их определения. Эту

проблему

Аристотель решает с различных точек зрения \ В трудах Аристотеля можно

встретить различное понимание категорий. Так, в "Органоне" он вводит

десять

скорее грамматических категорий сущность, количество, качество,

отношение,

место - где, время - когда, положение, свойство, действие, пассивность.

В

"Метафизике" он вводит только три онтологические категории:

сущности,

состояние и отношение. В другом месте "Метафизики" (X, 2.1054 а 5) он

дает

иной набор категорий. Различные модификации категорий и в других

его

произведениях. Проблематикой категорий у Аристотеля в чешской

литературе

занимался К. Berky (Aristoteluv logicky odkaz... Praha, 1958. S. 5-

29).

\.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его

понимание

движения. С движением как категорией мы встречаемся в десятой

книге

"Метафизики", где она связывается с категориями места,

нахождения,

активности и пассивности. Ряд мыслей характеризующих понимание

Аристотелем

движения заключены, в частности, и в "Физике". Здесь философ во

многом

находится под влиянием эмпирических исследований объективно

существующей

природы. Движение тесно связывается с конкретными формами

бытия.

Подчеркивается, что "движения помимо вещей не существует". Можно найти

также

и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным,

ибо

оно "всегда было и во всякое время будет".

Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, касающиеся

источника

движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение

.присуще

самим вещам и является самодвижением (например, в "Физике"), то, с

другой

стороны, возможно объяснение источника движения при помощи

неподвижного

первого двигателя (например, в "Метафизике"). Этот первый двигатель

(бог)

служит внешней причиной всякого движения, ему же движение- не

сообщается

ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. "А так как то,

что

и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется

нечто,

что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность

и

деятельность".

В "Категориях" Аристотель различает шесть видов

движения:

"возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение

места".

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В "Физике"

он

приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности,

количеству,

качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся

к

сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем

нельзя

найти "противное". Это свидетельствует о понимании существования движения

в

связи с наличием противоположностей (см. "Категории"). "Противным

движению

является просто покой. Противным отдельных движений являются

отдельные

движения, возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, а изменению

места

- покой на месте. Наибольшая противоположность - это

изменение

противоположных мест, например движение вниз - движению вверх и

движение

вверх - движению вниз". Наиболее общую характеристику движению

Аристотель

дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит,

что

движение выступает, собственно, переходом возможности в

действительность.

Тем самым движение становится практически универсальным свойством

сущего.

Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность,

тесно

связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной

,

тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы

(как

реальности). В этой концепции еще отражается остаток прежнего

понимания

действительности - телеологическая интерпретация развития.

Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель

в

понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет

большое,

внимание как в "Метафизике", так и в "Категориях". Он видит тесную

связь

между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени

и

движения. О времени он говорит: "Время, таким образом, есть число движения

в

отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному,

само

непрерывно - это ясно".

Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает

его

субъективное существование, однако понимает его как "особую"

необходимую

реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя

независимо

от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля

приобретает

определенные метафизические черты.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов

проявляется

и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных

вида

причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и

причину

конечную, или целевую (кауза финалис).

Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее

характере.

В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина.

Формальная

причина соединена с формой как активным принципом, который творит из

материи

(как потенциал бытия) "истинную реальность". Активная, или

воздействующая

(движущая), причина также соединена с источником движения и с

процессом

собственно перехода возможности в действительность. Наиболее

высоко

Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель

и

смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды

причин.

Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение.

Понятие

формальных причин является более важным, чем познание материальных причин

-

такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и

активной

форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине -

уступка

телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание

завершения

развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием

энтелехия.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются

определенные

элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании

пространства

и времени, конечной причины, принципа целесообразности или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.