рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

и

свойствами, после акта сотворения движение происходит уже само,

без

вмешательства бога, на основании собственных принципов.

Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни

человека

и его познания. Тепло, как активный принцип, является основой

жизненного

принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к

средневековому

медицинскому термину "спиритус"). "Пневма" представляет собой

тонкую,

теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом

организме,

способствует движению, определяет жизненные функции,

чувствительность,

восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о "жизненном

духе"

Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом

смысле

отличается тем, что его "пневма" более "тонкая" и "теплая". "Дух"

неразрывно

связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется

по

нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая

душа

многосторонним образом связана с "духом природы".

Этот подход - основа сенсуалистской теории познания Телезио.

Восприятие

является источником и важнейшим средством познания, а мышление и

суждение

определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего

мира

"духом". Таким образом, всякая наука должна исходить из

непосредственного

опыта.

Этические воззрения Телезио в основе соответствуют его

философии

природы. Нравственная жизнь человека возникает из его

естественного

стремления к самосохранению. Из этого стремления вытекают все критерии

для

определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят

человеческие

чувства, настроения и эмоции. Эта этика индивидуалистическая:

она

предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты

индивида

от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или

насильственных

действий других людей.

Кроме природного, материального "духа" существует и

нематериальная

душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение.

Ее

существование Телезио обосновывает способностью человека к

совершенствованию

своего сознания и нравственного поведения. Эта "уступка" теологии

вытекает

из общего метафизического характера его философии природы как

системы.

Телезио не видит качественных различий материального мира, его

теория

"жизненного духа" не может достаточно ясно объяснить специфику

человеческого

сознания и социальной сущности человека.

Философское учение Телезио имело известность уже при его жизни.

Позже

переводы его трудов на итальянский язык расширяют его влияние на

процесс

развития философии и науки.

Иную, платоновскую линию итальянской философии природы

представляет

творчество Франческо Патрици (1529-1597), который в своих

"Перипатетических

исследованиях" выступал с традиционной задачей гуманистов -

преодоления

схоластического авторитета Аристотеля, что становилось все более

актуальным,

ибо в официальной науке и философии все еще господствовал

средневековый

аристотелизм, поддерживаемый католической иерархией.

Свое понимание мира, отличающееся как от схоластики, так и

от

платонизма Фичино, он представил в книге "Новая философия вселенной".

Всем

вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: пространство, свет,

тепло

и течение. Первый активный принцип - свет, из которого исходит

тепло,

являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся

в

непрестанном движении материи. Материя не пассивна, но является

движением,

"течением" телесной массы.

В своем учении о вселенной он преодолевает неоплатоновскую

метафизику

света, согласно которой свет происходит от бога. Он

принимает

пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он везде и

нигде,

вселенная сама есть бог, единое есть все. Бесконечное пространство,

однако,

не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные

существа,

бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в

телесный

свет физического мира.

Философия природы Патрици отвергалась представителями

схоластической

ортодоксии, его книги были запрещены. Происходило это в то время, когда

шел

процесс над Д. Бруно. Тогда-то в число запрещенных были внесены и книги

Б.

Телезио.

К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно

принадлежит

пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548-1600), в

которой

наиболее полно выражен гуманистический стихийно-диалектический

характер

философии и науки Ренессанса.

Творчество Бруно содержало в себе радикальные элементы

средневековых

традиций вольномыслия как в их аверроистском, так и в

неоплатоновском

варианте. Он развивает идеалы итальянского гуманизма в духе

флорентийской

платоновской Академии. Из современников наибольшее влияние на Бруно

оказали

астрономические открытия Коперника; философским источником его

учения

являются идеи Н. Кузанского и Б. Телезио.

Пантеизм философии Бруно - самый радикальный и последовательный из

всех

систем итальянской философии природы. Бруно вступил в непримиримый

конфликт

с тогдашним христианским, католическим и протестантским миром,

со

схоластической философией и университетской наукой. Он столкнулся

с

церковью, когда высказал сомнение по поводу некоторых католических

догматов

(например, о непорочном зачатии и т. д.). Преследуемый инквизицией,

он

покидает Италию. Побывал он в разных европейских государствах - во

Франции,

Англии, Германии (он был и в Праге, где опубликовал "Сто шестьдесят

статей

против математиков и философов" ("Articuli centum et sexaginta

contra

mathematicos et philosophos")). Постоянно преследуемый, он не находил

нигде

прочной опоры ни для педагогической деятельности, ни для издания

своих

трудов. В конце концов он возвращается в Италию и лишь некоторое время

живет

спокойно.

В Венеции он был арестован инквизицией, заточен, перевезен в Рим и

там

17 февраля 1600 г. сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал

на

него словами: "Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем

я

его слушаю".

К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги "О

причине,

принципе и едином", "О бесконечности, вселенной и мирах", в которых

ставятся

проблемы бесконечности мира, его динамического единства и

вечности.

Праосновой выступает Единое, материя, которая является

неразвернутой

причиной всего существующего, субстанциональной возможностью

всего

развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя

способность,

материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: "Оно

наконец

созревает в единую подлинную и универсальную субстанцию, которая

является

одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех

различных

видов и форм... Оно само является Единым, бесконечным,

неподвижным,

субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе".

Эту

способность, удерживающую мир в единстве и в то же время в

разнообразии,

Бруно называет "душой мира", которая не только существует внутри материи,

но

и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий

разум,

является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.

"...Универсальной действующей причиной в природе является

универсальный

разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа - его

универсальная

форма". "Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет,

что

освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она

соответствующим

способом образовывала свои виды". В стремлении опровергнуть

воззрения

перипатетиков о внешнем, чуждом вмешательстве в природу, материю,

стремясь

преодолеть ложность схоластического дуализма и креационизма, он приходит

к

идее о всеобщей одушевленности материи \ "Говорю, что если жизнь

находится во всем, то-душа является формой всех вещей. Всем владеет, во

всем

управляет, что есть сложено, решает о сложении и содружности частей.

И

поэтому форма существует, столько, сколько существует и материя" (Ibid.

S.

172). \. Его философия природы имеет характер панпсихического

материализма.

С этих позиций он выступает против схоластического

подхода,

утверждающего, что материя - это лишь некая "чистая" возможность, и

против

аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение

о

материи как активном, творческом принципе.

Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма

является

внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным

извне,

приданным.

Материя существует не только как причина разнообразных

изменений

реальности, не только в качестве возможности (в смысле

неразвернутой

праматерии, субстанции), но она выступает как Единое и в бытии, и

в

реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и

многое,

минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность

бытия,

но не "вполне, тотально", потому что "каждая вещь является единой, но

не

единым способом". В этих подходах развивается мысль о

совпадении

противоположностей, направленная против дуализма средневековой

схоластики.

Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости,

неподвижности,

бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого

Единого,

проявляющегося во множественности и развернутости. Мир является

Единым,

которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос есть

структура,

состоящая из дискретных частей, атомов, существующих в

непрерывной

бесконечности. "Атомизм" Бруно заключается в его учении о минимуме

и

максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом

-

точка, минимумом метафизическим - монада. Образование монад неповторимо,

но

каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В

своей

методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу

и

мировую душу (бога) (см. "О монадах, числе и форме", 1591).

Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как

внутренний

принцип природы является не случайным, но необходимым. "...Целое, если

оно

бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него

искали

источник движения". "Неподвижность" целого Бруно понимает как

абсолютность

движения, как бесконечное существование движения и изменений, поэтому

не

следует искать некий внешний источник движения (бога как первого

двигателя,

создателя, творца).

Тезис о бесконечности вселенной имеет основополагающее значение

для

космологии Бруно. Космос - одновременно пустая и одновременно

наполненная

бесконечность \ "Говорим о. них (т. е. о косми.ческих телах.- Авт.), что

они сложены из наполненности и пустоты, ибо дух, воздух, некий эфир не

суть

только вокруг этих тел, на кроме прочего он проникает через них и

находится

тем самым внутри всех вещей,. Используем же мы выражение "пустота" по

тому

самому поводу, па которому мы отвечаем на вопрос, где есть тот

бесконечный

эфир и миры" (Ibid. S. 262- 263.). \. Вне космоса нет ничего иного, он

является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира

не

является божественным атрибутом, как это доказывает теология.

Бруно

отвергает также представление о том, что мир находится на

некотором

особенном месте, окруженном пустым пространством, или богом.

Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным

открытиям

Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира

радикальные

философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки

зрения

обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта

в

отношении конечных вещей. Бесконечность нельзя понять лишь с

помощью

представлении о том, что меньше и что больше. Здесь необходим

философский

разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не

имеет

привилегированного положения, не существует никакого размещенного в

центре

внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием

концепции

физического единства вселенной у Бруно является гипотеза,

выражающая

возможность существования жизни и на других планетах.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой

душе

проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима

от

одушевленной материи. Человеческая душа отличается от душ животных

своей

особой "конфигурацией" - строением, зависящим от физической

структуры

телесных органов. Бруно развивает также идею классиков древности о

значении

руки и труда для развития разума. Цель разума - проникновение в

глубину

явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее

"божественности".

Познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и

разуму.

Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание

является

бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.

Истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем

случае

теологическими. В отличие от догматического авторитаризма Бруно делает

упор

на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение,

однако

не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и

другие

мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении познания,

о

"магии", т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в

раскрытии

"тайн" природы.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро,

которое

неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако

борьба

за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении

должен

преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным

мерилом

нравственности является деятельность, земные цели человека. Он

отвергает

пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против

пассивного

гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной

к

бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен

познавать

вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

Атеистическая философия Бруно обусловлена

историческими

обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом,

содержащим,

однако, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на

тогдашнюю

церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной

жизни

и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого. В

вопросах

религии он выступил, можно сказать, более остро и бескомпромиссно,

чем,

например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг

догматическое

авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в

проблемы

общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что

религия

может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем

место

религии откровения должна занять "религия разума". Ее исходные моменты

он,

собственно, и обозначил в своей философской системе.

Пантеистическая философия природы Бруно завершает

развитие

ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой,

в

которой естествознание развивается на экспериментальных и

математических

основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира,

новый

подход к вопросам методологии наук.

К философам последующего времени, на которых оказал влияние

Бруно,

относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от

диктата

теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий.

Карл

Маркс писал: "Почти одновременно с великим открытием Коперника -

открытием

истинной солнечной системы - был открыт также и закон тяготения

государств:

центр тяжести был найден в нем самом... но уже... Макиавелли, Кампанелла,

а

впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Греции вплоть до Руссо, Фихте и

Гегеля

стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить

его

естественные законы из разума и опыта, а не из теологии".

Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок,

чем

в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного

объяснения

они основывались на положении о естественном характере человека, на

его

земных интересах и потребностях.

ИДЕОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Центром социальных теорий было государство, в котором

прогрессивные

силы общества, представленные мещанством, рассматривались как главное

орудие

против универсальной папской церковной гегемонии, как средство

для

реализации своих политических и экономических интересов. Только

сильное,

централизованное государство могло преодолеть внутреннюю

разобщенность

общества, а также защитить требования национальной суверенности в

борьбе

против католического универсализма в эпоху, когда пробуждались

европейские

нации. Поэтому идеи государственного абсолютизма находили

наибольшее

звучание в социальных теориях Ренессанса. Авторами этих теорий

были

итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Боден.

В конце XV и в начале XVI в. Италию потрясали постоянные войны,

которые

тормозили экономическое и культурное развитие общества, вносили в

него

кризисные явления и в целом отвечали интересам католической реакции.

Италия

была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой

за

власть, и не было силы, которая способна была бы политически

объединить

страну. Потребность в сильном государстве, которое выполнило бы эту

задачу,

лучше всего выразил в своей политической теории флорентиец,

современник

Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, государственный деятель, историк,

поэт

и, кроме того, первый достойный упоминания военный писатель Нового

времени

Никколо Макиавелли (1469-1527).

Первоначально он занимал важную политическую должность во

Флорентийской

республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и

написал

свои политические трактаты. Наиболее известны из них "Заметки о

первых

десяти книгах Тита Ливия", "Правитель", посвященный "возвышенному"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.