рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

Материализм Лукреция имеет и свои атеистические последствия.

Лукреций

не только исключает богов из мира, в котором все имеет естественные

причины,

но и выступает против всякой веры в богов. Он критикует представление

о

жизни после смерти и все другие религиозные мифы. Показывает, что вера

в

богов возникает вполне естественным способом, как продукт страха и

незнания

естественных причин. В частности, он указывает на гносеологические

истоки

возникновения религиозных представлений (раскрытие социальных корней

религии

было, естественно, в его время невозможно).

В области этики Лукреций последовательно отстаивает

эпикурейские

принципы спокойной и счастливой жизни. Средством достижения счастья

является

познание. Чтобы человек жил счастливо, он должен освободиться от страха,

в

частности от страха перед богами. Эти воззрения он защищал как от

стоической

и скептической критики, так и от их вульгаризации в понимании

некоторых

сторонников эпикуреизма из высших кругов общества.

Воздействию и распространению последовательно материалистической

и

логически цельной философской системы Лукреция, несомненно, способствовала

и

художественная форма изложения. Поэма "О природе" принадлежит не только

к

вершинам римского философского мышления, но и к

высокохудожественным

произведениям своего периода.

Эпикурейство в римском обществе удерживалось сравнительно долго. Еще

в

эпоху Аврелиана эпикурейская школа находилась в числе наиболее

влиятельных

философских направлений. Однако, когда в 313 г. н. э.

христианство

становится официальной государственной религией, начинается упорная

и

безжалостная борьба против эпикуреизма, и в частности против идей

Лукреция

Кара, что в конце концов вело к постепенному упадку этой философии.

Римский эпикуреизм, в частности творчество Лукреция Кара,

знаменовал

собой вершину материалистических тенденций в римской философии. Он

стал

посредующим звеном между материализмом древнегреческих стоиков

и

материалистическими течениями философии Нового времени.

Скептицизм. Еще одним значительным философским направлением

античного

Рима был скептицизм. Его главный представитель Энесидем из Кносса (ок. I

в.

до н. э.) в своих взглядах близок к философии Пиррона. О влиянии,

которое

имел греческий скептицизм на формирование мыслей Энесидема,

свидетельствует

то, что свое главное произведение он посвятил интерпретации учения

Пиррона

("Восемь книг Пирроновых рассуждений").

Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма

всех

существующих философских направлений. Большое внимание он уделял

анализу

противоречий в учениях других философов. Выводом из его

скептических

воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких

суждений,

основанных на непосредственных ощущениях. Для обоснования этого вывода

ему

служат формулировки так называемых тропов, о которых уже говорилось.

Следующие пять тропов, которые прибавил продолжатель Энесидема

Агриппа,

еще более усиливали сомнения в правильности представлений других

философских

направлений.

Наиболее выдающимся представителем так называемого младшего

скептицизма

был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма.

Об

этом свидетельствует и название одного из его трудов - "Основы

пирронизма".

В других работах - "Против догматиков", "Против математиков" - он

излагает

методологию скептического сомнения, основанную на критической

оценке

основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не

только

против философских понятии, но и против понятий математики,

риторики,

астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и

вопрос

о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм

является

оригинальной философией, которая не допускает смешения с

другими

философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что

скептицизм

отличается от всех других философских течений, каждое из которых

признает

одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает

сомнению

и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением

прогрессирующего

кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий

между

утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к

широкому

изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении

скептицизм

создает много денного, в целом- он уже является философией, утратившей

ту

духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В

сущности

скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.

Эклектицизм. Значительно большее распространение и значение, чем

в

эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К его

сторонникам

относится ряд видных личностей римской политической и культурной жизни как

в

последние годы Римской республики, так и D первый период империи.

Наиболее

известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий

Цицерон

(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.

Представители римского эклектицизма владели колоссальным

количеством

знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей

эпохи.

Соединение ими различных философских школ не было случайным

и

безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся

именно

глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории

с

областью этики выражало общую ситуацию в философии.

Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии,

достигает

границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и

общества.

Цицерон принадлежал, пожалуй, к наиболее значительному направлению

римского

эклектицизма, который развивался на основе стоической философии.

"Стоический" эклектицизм в изложении Цицерона сосредоточивает

внимание

на общественной проблематике, и в частности на этике. Его мотивом

было

соединение тех частей различных философских систем, которые

приносят

полезные знания.

В социальных взглядах Цицерона отражается его положение

как

представителя верхних слоев римского общества периода республики.

Наилучшее

общественное устройство он видит в комбинации трех основных

государственных

форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он

считает

обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества.

Его

теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием

его

реальной политической деятельности.

В этике он во многом перенимает воззрения стоиков,

значительное

внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека

он

считает разумным существом, которое имеет в себе нечто

божественное.

Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой

воли.

Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое

из

философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо

своим

путем. Поэтому Цицерон рекомендует "соединить" все, что является

вкладом

отдельных философских школ, все их достижения в одно целое.

Этим,

собственно, он защищает свой эклектицизм.

Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние

годы

республики и в первые годы империи закономерно отражается и в

философии.

Недоверие к рациональному освоение мира, в большей или меньшей

степени

проявляющееся в различных философских направлениях, вместе с

усиливающимся

влиянием христианства все больше и больше укрепляло множащиеся

признаки

мистицизма. Иррациональные направления этой эпохи по-разному

пытались

приспособиться к изменяющейся роли философии. Неопифагорейская

философия,

типичным представителем которой был Аполлоний из Тканы, пыталась

укрепиться

при помощи возврата к мистике чисел, граничащей с шарлатанством;

философия

Филона Александрийского (30-е гг. до н. э.- 50 г. н. э.)

стремилась

соединить греческую философию с иудейской религией. В обеих

концепциях

мистицизм проявляется в концентрированной форме.

Более интересным был неоплатонизм, который развивается в III-

V

столетиях н. э; в последние столетие существования Римской империи.

Он

является последним цельным философским направлением, возникшим в

период

античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной

обстановке,

что и христианство. Подобно остальным иррационалистическим

философским

направлениям поздней античности, неоплатонизм определенной мере

проявление

отказа от рационализма предшествующего философского мышления. Oн

является

специфической рефлексией социальной безысходности и

прогрессирующего

разложения социальных отношений, на которых основывалась Римскакая

империя.

Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее

видным

представителем Плотин (205-270) \ Аммоний Саккас не разрешал своим

ученикам издавать в письменном виде его взгляды. Поэтому и Плотин, как

его

ученик, начинает писать только в позднейшие годы. Его труды в

большинстве

были изданы после его смерти одним из его учеников - Порфием. \.

Плотин считал, что основой всего существующего

является

сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип.

От

него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет

абсолютным

бытием и говорит о нем, что он непознаваем. "Это бытие есть и

остается

богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность".

Это

единственно истинное бытие постижимо лишь путем проникновения в самый

центр

чистого созерцания к чистого мышления, что становится возможным лишь

при

"отторжении" мысли-экстаза (extasis). Все остальное, что существует в

мире,

производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по

Плотину,

сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный

принцип

(свет). Плотин создает даже определенную градацию существовании от

внешнего

(настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным).

На

вершинах этой градаций стоит божественный принцип, далее -

божественная

душа, а ниже всего - природа.

Несколько упрощая, можно сказать, что божественный принцип

Плотина

является абсолютизацией и некоторой деформацией мира идей Платона.

Много

внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным

переходом

от божественного к материальному. Душа - это нечто чуждое

материальному,

телесному и внешнее по отношению к ним. Такое понимание души

отличает

воззрения Плотина от воззрений не только эпикурейцев, но и греческих

и

римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с

телом

органически. Она является частью общей души. Телесное - это привязь

души,

достойное лишь преодоления. "Плотин как бы отодвигает в сторону

телесное,

чувственное и не интересуется объяснением его существования, а хочет

лишь

очищать от него, дабы всеобщая душа и наша душа не терпели ущерба".

Акцент

на "духовном" (благе) ведет его к полному подавлению всего телесного

и

материального (зла). Это выливается в проповедь аскетизма. Когда

Плотин

говорит о материальном и чувственном мире, он характеризует его

как

неподлинное бытие, как не-сущее, "имеющее в себе некий образ сущего".

По

своему характеру неподлинное сущее не имеет формы, свойств и каких бы то

ни

было признаков. Этим решением основной философской проблематики у

Плотина

знаменуется и его этика. Принцип добра соединен с единственным

подлинно

сущим - с божественным разумом, или душой. Напротив, противоположность

добра

- зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т. е.

с

чувственным миром. С этих позиций Плотин приступает и к проблематике

теории

познания. Для него единственным подлинным познанием является

познание

подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Последний, понятно, не

может

быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и

рациональным

путем. Единственным способом приближения к божественному принципу

Плотин

считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь

духовным

усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

Философия Плотина специфически выражает безысходность и

неразрешимость

противоречий, которые становятся всеохватывающими. Это самый

выразительный

предвестник конца античной культуры.

Непосредственным учеником Плотина и продолжателем его учения

стал

Порфирий (ок. 232-304). Он проявлял большое внимание к изучению

произведений

Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина.

Занимался

Порфирий и изучением проблем логики, о чем свидетельствует его "Введение

к

категориям Аристотеля", которое положило начало спору о

реальном

существовании общего.

Мистическое учение Плотина продолжают две другие

неоплатонические

школы. Одна из них - сирийская школа, основателем и

виднейшим

представителем" которой был Ямвлих (конец III - начало IV в. н. э.).

По

сохранившейся части его большого творческого наследия можно судить,

что

кроме традиционного круга проблем неоплатонической философии его занимали

и

другие проблемы, такие, как математика, астрономия, теория музыки и т. д.

В философии он развивает мысли Плотина, касающиеся

божественного

принципа, разума и души. Среди этих плотиновских сущностей он различает

и

другие, переходные.

Заслуживает внимания и его попытка в духе философии Плотина

обосновать

античный политеизм. Одновременно с божественным принципом как

единственным

подлинно сущим он признает и ряд других божеств (12 небесных богов,

число

которых он затем увеличивает до 36 и далее до 360; потом идут 72 земных

бога

и 42 бога природы). Это по сути мистико-спекулятивная попытка

сохранить

античный образ мира перед лицом грядущего христианства.

Другую школу неоплатонизма - афинскую - представляет Прокл (412-

485).

Его творчество в определенном смысле является завершением и

систематизацией

неоплатонической философии. Он полностью принимает философию Плотина,

но

помимо этого издает и интерпретирует диалоги Платона, в комментариях

к

которым высказывает оригинальные наблюдения и выводы.

Следует отметить, что Прокл дает наиболее четкое объяснение и

изложение

принципа диалектической триады, в которой он различает три основных

момента

развития:

1. Содержание сотворенного в творящем.

2. Выделение уже сотворенного из творящего.

3. Возврат сотворенного к творящему.

Понятийная диалектика античного неоплатонизма знаменуется

мистикой,

достигающей вершины в этой концепции.

Обе неоплатонические школы углубляют и систематически

разрабатывают

основные идеи мистицизма Плотина. Эта философия своим

иррационализмом,

отвращением ко всему телесному, упором на аскетизм и учением об

экстазе

оказала значительное влияние не только на раннюю христианскую философию,

но

и на средневековое теологическое мышление.

* * * * *

Мы проследили возникновение и развитие античной философии. В

ней

впервые выкристаллизовались практически все главные философские

проблемы,

сформированы и основные представления о предмете философии и, хотя и

не

явно, поставлена проблема, которую Ф. Энгельс сформулировал как

основной

вопрос философии. В античных философских системах уже выражены

философский

материализм и идеализм, которые во многом повлияли на

последующие

философские концепции. В. И. Ленин заявил, что история философии всегда

была

ареной борьбы двух основных направлений - материализма и

идеализма.

Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность

философского,

мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче

понять

сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от

ее

зарождения до нынешних дней. В философском мышлении античности в

гораздо

более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются

мировоззренческие

столкновения и борьба.

Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных

научных

познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно

взаимосвязь

философии и специальных (частных) наук.

Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она

была

интегральным фактором античной культуры. Богатство античного

философского

мышления, постановка проблем и их решение были источником, из

которого

черпала философская мысль последующих тысячелетий.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Период патристики

Возникновение схоластической философии в Западной Европе

Арабская и еврейская философия средневековья

Период расцвета схоластики

Поздняя схоластика

ВВЕДЕНИЕ

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок

в

истории европейской философии, который непосредственно связан с

христианской

религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские

позиции

христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим

четко

определенным содержанием и направленностью средневековая

философия

отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Христианство возникает в I-II столетиях, нашего летосчисления

в

восточных провинциях Римской империи и распространяется на

Средиземном

побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким

кризисом

рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов

в

Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты.

Многочисленные

восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным - они

не

могли стать революционным носителем новых общественных отношений.

Все

попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение,

оставалось

лишь верить и надеяться на чудо, на помощь "божьего спасителя" и

его

сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия -

христианство,

которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия

их

национальности и сословий, как к равным перед богом,;

Официальная римская религия не могла предложить утешение массам,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.