рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

Аристотель эти взгляды комментирует так: "Парменид... утверждает,

что

наряду с сущим не-сущее является ничем, с необходимостью полагая, что

сущее

есть одно и что нет ничего иного". Тяготение к

материалистическому

объяснению у Парменида (как и у Ксенофана) проявляется в

отрицании

"сотворения" сущего, в утверждении его вечности. Сущее не только вечно

в

своем существовании, оно также и неизменно.

Из действительного мира, из области бытия Парменид (а после него

и

остальные представители элейской школы) полностью исключает

движение.

Понятие развития в том смысле, в котором оно употребляется в

милетской

школе, и в частности Гераклитом, Парменид подвергает острой критике

и

называет пустым именем.

Почему Парменид отвергает движение, и развитие? Ответ на этот

вопрос

вытекает из его характеристики отношения бытия и небытия: "Следует

говорить

и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего

другого

нет". Эти мысли ведут к единственному логическому выводу: не-сущее

не

существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду,

во

всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто

переместить,

согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого

сущего,

а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить

его

на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее

сказанного,

не-сущее не существует, поэтому и этот вариант исключается. Отсюда

сущее

является наполненным и неподвижным.

Парменид, видимо, осознавал, что такое рациональное понятие

сущего

находится в противоречии с данными чувственного опыта, поэтому он

и

стремился объяснить "действительный" реальный чувственный мир, однако

его

объяснение не помещается в рамках его учения об "истине". Рассматривает

он

чувственный мир лишь как "мнение".

Согласно Аристотелю, Парменид в области мнения допускает на

основе

"чувственного восприятия" и существование не-сущего. Это дает

ему

возможность затем - в виде мнения - признать существование движения

и

изменения. У Парменида можно встретить ряд интересных мыслей,

касающихся

астрономии. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид первый обнаружил,

что

Земля шаровидна и лежит в середине вселенной. Он первый отметил,

что

вечерняя и утренняя звезды - одно и то же светило. И появление

человека

Парменид объясняет естественным образом: "Род человеческий первое

начало

свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее

и

солнца".

Учение Парменида содержит все существенные черты философии

элейской

школы. Оно восходит к линии стихийного материализма, с которым мы

уже

встречались у предшествующих философских школ Греции. Парменид, так же как

и

Ксенофан, соединяет материализм с учением о неподвижности и

неизменности

бытия. Это соответствует абстрактному, метафизическому характеру

философии

элейской школы, который в определенном смысле является

отрицанием

предшествующей диалектики (однако с точки зрения ее дальнейшего развития

это

отрицание нельзя оценить негативно).

Осознание различия чувственного и рационального познания приводит

к

метафизическому разрыву этих двух ступеней единого процесса познания.

Резкое

противопоставление чувственного и рационального познания вытекает

из

спекулятивного характера взглядов Парменида, согласно которым

истина

постигается лишь разумом. Бытие имеет материальный характер, но из

него

исключены изменение, движение и развитие. И хотя Парменид вместе

с

исключением движения отбрасывает и объективную стихийную

диалектику

(проявляющуюся наиболее отчетливо у Гераклита), его мысли об

отношении

"сущего" и "не-сущего" становятся важным стимулом для дальнейшего

этапа

развития субъективной диалектики, в частности в трудах Платона.

Любимейшим и, вероятно, наиболее ярким учеником Парменида был

Зенон.

Родился он в Элее, и его акмэ приходится на период около 460 г. до н. э.

Всю

жизнь Зенон прожил (не считая путешествия в Афины) в родном городе. В

своих

трудах он по преимуществу защищал и уточнял систему аргументации

Парменида.

Платон полагал его одним из мудрейших греков, а Аристотель говорил о,

нем

как об изобретателе диалектики. Как и Парменид, Зенон активно участвовал

в

политической жизни и общественных делах своего города. По взглядам он

стоял

на стороне элейской аристократии, эвпатридов.

В соответствии с принципами элейской школы Зенон также

разрывает

чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно

признает

рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым

противоречиям.

Зенон прославился именно выяснением противоречий между разумом и

чувствами.

Свои взгляды он излагал по преимуществу в форме диалогов, построенных

особым

методом, который сейчас можно назвать методом споров. Вначале он

предлагает

правильное утверждение, противоположное тому, что он хотел доказать.

Затем

рациональной аргументацией он доказывал, что эта предпосылка ведет

к

неразрешимым противоречиям и что истинным должно быть противное

утверждение.

Чтобы показать сомнительность и невероятность чувственного познания,

он

спросил одного из софистов - Протагора: "Произведет ли звук одно

зерно

проса, если упадет, или одна десятитысячная зерна?" А когда тот ответил,

что

не произведет, спросил: "Произведет ли звук мера проса, если упадет,

или

нет?" Когда Протагор ответил, что мера, падая, производит звук,

Зенон

спросил: "Нет ли некоего отношения между мерой проса и одним зерном,

одной

десятитысячной частью зерна?" Когда тот согласился, что такое

отношение

есть, Зенон спросил: "Не может ли быть такое, что существуют также

отношения

между звуками? Ибо звучащие предметы также и звуки. Дело обстоит так:

если

мера проса производит звук, то производит его также одно зерно

и

десятитысячная часть зерна". Тем самым Зенон хочет показать

определенную

границу чувственного познания. Интересно, что Зенон, выявляя противоречия,

к

которым ведет чувственное познание, сам того не желая, подходит к

выявлению

действительного диалектического противоречия явлений объективного мира.

В своих онтологических взглядах он однозначно отстаивает

позиции

единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону,

имеет

материальный характер. Симплициус свидетельствует, что, согласно

Зенону,

"кто признает множество, необходимо говорит противоречиво. Так... если

сущее

множественно, то оно равно велико до бесконечности и мало так, что вообще

не

имеет никаких размеров. При этом он доказывает, что если нечто не

имеет

размеров и массы, то оно вообще не может быть". Стихийный материализм

его

философских воззрений подтверждают и мысли о том, что "миров много и

не

существует пустого пространства", что все в природе происходит от

тепла,

холода, сухого и влажного или их взаимных перемен. В согласии с

этими

стихийно материалистическими взглядами он представлял и

возникновение

человека, и сущность человеческой души: "Люди же произошли из земли, а

души

их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не

пользуется

преобладанием".

Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения

и

постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории

Зенона,

доказывающие, что если допускается существование движения, то

возникают

неразрешимые противоречия.

Первая из апорий названа дихотомией (деление пополам). В ней

Зенон

стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т. е. движение

не

может ни начаться, ни закончиться. Предмет, который движется к цели,

должен

сначала пройти половину пути между местом нахождения и местом цели.

Однако,

чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной

половины

пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может

никогда

достичь своей цели, ибо оно должно было бы "пройти" за конечное

время

бесконечное множество точек.

Второй (и, пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона

является

Ахиллес. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес)

не

сможет никогда догнать самое медленное создание, если оно вышло в

путь

раньше его.

Ахиллес, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние

от

своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде чем

он

пройдет это расстояние, черепаха опять продвинется вперед на

определенный

отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь, так что более медленный

с

необходимостью продвинется несколько вперед В этой апории

повторяется,

собственно, то же самое, что и в апории дихотомии Ахиллес,

преследующий

черепаху, должен был бы за конечное время пройти бесконечное число

отрезков.

Эти логические конструкции Зенона показывают противоречивость

движения

и находятся в видимом противоречии с обыденным опытом Зенон,

понятно,

допускал возможность движения в области чувственного познания Однако в

его

апориях речь идет не о "реальности" или "существовании" движения, но

о

"возможности его постижения разумом" Поэтому движение рассматривается

здесь

не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую,

понятийную

сторону движения. В И Ленин в "Философских тетрадях" говорит об этом

"Зенон

и не думал отрицать движение как "чувственную достоверность", вопрос

стоял

лишь "nach ihrer (движения) Wahrheit"- (об истинности движения)". Мы

уже

видели, что понятийное осмысление движения доставляло определенные

трудности

уже ученику Гераклита Кратилу, который, однако, ушел от решения

этой

проблемы. Элейская школа также не смогла ее решить, поэтому апории

Зенона

можно полагать первой попыткой рационально осмыслить движение

Хотя философия Зенона (как Парменида и Ксенофана) представляет

собой

метафизическое понимание бытия, но его способ аргументации, мысли

о

противоречиях и непостижимости движения внесли значительный вклад в

развитие

диалектического мышления, показали необходимость углубленной

разработки

понятийного аппарата, были определенным призывом к преодолению

понятийной

стагнации

К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с

острова

Самос. Его акмэ приходится на период около 440 г. до н э.

Мелисс, как и Зенон, был учеником Парменида, посещал беседы

Гераклита,

защищал основополагающие тезисы элейского учения: "Всегда было то, что

было,

и это всегда будет. Ибо если нечто возникло, то не без необходимости

прежде,

чем возникло; если же, однако, раньше ничего не было, так из ничего ничто

бы

не возникло".

"Если же не возникло, а есть, всегда было и всегда будет, то не

имеет

ни начала, ни конца, но является беспредельным". Эти фрагменты

показывают,

что и Мелисс стоял на позициях стихийного материализма и полагал, что

мир

"не был сотворен" и не имеет конца. Бытие, согласно его

представлениям,

является не только единым и не ограниченным во времени и пространстве, но

и

метафизически неизменным, как и у его предшественников.

Как мы видели, философия элейской школы близка традициям

спонтанного,

стихийного материализма, однако она отрицает "стихийную

диалектику"

предшествующих философских школ. Полемика элеатов с диалектикой

Гераклита,

хотя это и кажется парадоксальным, приводит к постижению

реальных,

объективно существующих противоречий. Отрицание движения,

выведение

противоречий из предпосылок его существования - в частности, в

изложении

Зенона - становится стимулом дальнейшего развития диалектического мышления.

Несмотря на метафизический подход, философия элеатов выявила

ряд

проблем, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие

философского

мышления. Так, в их учении мы встречаемся со сравнительно четким учением

о

бытии (т. е. о сущем; сущее - онто, отсюда название "онтология")

и

определенными принципиальными подходами к вопросу о познаваемости

мира

(познание - гносис; отсюда гносеология). Их различение чувственного

и

рационального познания тесно связано с различением "сущности" и

"явления".

Но такая же непреодолимая, непостижимая граница, которая проходит

между

чувственным и рациональным познанием, согласно их воззрениям, проходит

и

между сущностью и явлением.

В области способа философствования (в современных терминах

-

методологии философского мышления) большим вкладом элеатов

является

стремление к осмыслению действительности при помощи понятийного

аппарата.

(Речь идет о проблематике, актуальной и ныне.) Все последующее

развитие

философского мышления испытало на себе их существенное влияние в

области

анализа основных понятий, при помощи которых тогдашние философы

стремились

отразить, понять объективно существующий мир.

Историческое значение элейской школы двузначно. С одной стороны,

ее

стихийный материализм, связанный с атеизмом и отрицанием поверий,

становится

одним из источников дальнейшего развития материализма в греческой

философии.

Критика стихийной диалектики сообщает стимулы дальнейшему

развитию

диалектического мышления. С другой стороны, метафизический способ

мышления

элеатов, тенденция к спекулятивной абстрактности, отрыв

чувственного.

познания от рационального, связанный с абсолютизацией

рационального

познания, дают почву различным направлениям идеалистических теорий

в

дальнейшем развитии философии.

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ

Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной

части

"Великой Греции", т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы.

Реконструкция

их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы

сохранилось

мало материалов. Так же мало (и часто спорных) сведений сохранилось о

жизни

и деятельности основателя этой школы - Пифагора. Гегель следующим

образом

характеризует ситуацию, связанную с достоверностью информации о

жизни

Пифагора: "Позднейшие неопифагорейцы составили многочисленные

объемистые

жизнеописания Пифагора и в особенности пространно писали о

пифагорейском

союзе, но нужно остерегаться и не принимать за исторические факты эти

часто

искаженные свидетельства. Биография Пифагора дошла до нас сквозь

призму

представлений первых веков нашей эры - она написана более или менее в

том

стиле, в котором нам рассказывают о жизни Христа...".

Аналогична ситуация и с трудами Пифагора и пифагорейцев.

Мысли

основателя школы дошли до нас в большинстве случаев в изложении

других

авторов. "Его философское учение подверглось такому же искажению, как

и

история жизни. С ним связали все, что только придумали

христианская

меланхоличность и склонность к аллегоризму".

Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос.

Его

жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) - 500 гг. до н.

э.

На острове Самос он провел значительную часть своей жизни. Лишь

с

заметным ограничением власти родовой аристократии и установлением тирании

он

отправляется в Южную Италию. Его уход тесно связан с его

политической

ориентацией и отвращением к тирании. Своей антидемократической

ориентации

Пифагор остается верен и в Кротоне, где он организует из сторонников

местной

аристократии пифагорейский союз, играющий значительную роль в борьбе

против

демократической партии и в других областях Южной Италии. Влияние этого

по

сути реакционного союза весьма быстро распространяется и на Сицилию.

Пифагор и пифагорейский союз имеют немалую заслугу в том, что в

Кротоне

сравнительно длительное время удерживала политическую власть

аристократия.

По их инициативе аристократический Кротон предпринял военные действия

против

города Сибарис, в котором победила рабовладельческая демократия.

Социальные и классовые конфликты в самом Кротоне привели в конце

концов

к ограничению, а затем и к свержению власти аристократии.

Рабовладельческая

демократия приняла решительные меры против пифагорейского союза,

который

вполне справедливо считался центром аристократической реакционной

идеологии.

Подобно тому как в других городах Греции, в которых

победила

рабовладельческая демократия, в Кротоне был распущен пифагорейский союз,

а

его сторонники изгнаны из города. Однако даже такие меры не положили

конец

пифагорейскому движению. Еще почти целое столетие пифагорейская

философия

сохраняла определенное влияние и реакционную политическую направленность

в

греческих колониях Южной Италии.

Пифагор был приблизительно современником Анаксимандра и

Анаксимена.

Подобно Фалесу, он предпринимает путешествие в Египет, где знакомите"

с

достижениями в математике и астрономии, с философскими и

религиозными

идеями, в значительной степени повлиявшими на его философские и

религиозные

взгляды.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: "О воспитании",

делах общины" и "О природе" Ему приписывается и целый ряд других

трудов,

которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае,

были

подписаны именем руководителя школы.

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли

развитию

математики. Считается, что Пифагор первым обосновал, что в

прямоугольном

треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов, катетов

(теорема

Пифагора). В отличие от других мыслителей, которые в то время

занимались

математикой, он идет дальше решения геометрические задач,

которыми

занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения

чисел.

Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа

закладывают

основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем

пифагорейцы

решают многие геометрические задачи того времени. Изучение зависимости

между

числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого

уровня

абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских

взглядах

Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел

и

отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к

мистике

чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.