рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

имеет

никакого отношения к делам человеческим и поведению людей; он считает

бога

неким неличным принципом. Его воззрения на религиозную терпимость

были

весьма прогрессивны: ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной.

Гуманизм Монтеня также имеет натуралистический характер:

человек

является частью природы, в своей жизни он должен руководствоваться тем,

чему

его учит природа-мать. Философия должна выступать в роли наставницы, вести

к

правильной, естественной, доброй жизни, а не быть совокупностью

мертвых

догм, принципов, авторитарных проповедей.

Идеи Монтеня оказали влияние на последующее развитие

европейской

философии, в частности на Бэкона, Декарта, Гассенди,

французских

просветителей Вольтера, Ламетри.

Последователь Монтеня Пьер Шаррон (1541- 1603) в работе "О

мудрости"

систематизировал его взгляды. Он изложил их со

схоластической

педантичностью, однако это привело к утрате оригинальной остроты и

живости

учения Монтеня. Шаррон стремился также к примирению скептической философии

и

христианства.

НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии

перешел

свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале

XVII

в. на сцену выходит специфическая философская область - философия

природы.

Философия природы - типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной

была

Италия, наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно.

Приход философии природы был подготовлен всем предшествующим

развитием

гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный

период

человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности

своего

прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что

он

способен познать естественный характер мира и самого себя в нем.

Идея

незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы

являются

духовным климатом, в котором рождается и новая философия

природы,

завершающаяся пантеистическим материализмом Бруно.

Философия природы Ренессанса исходила из античного

философского

наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионической философии.

Она

обращается к неортодоксальным традициям средневекового

философского

мышления, аверроистским и неоплатонистским пантеистическим

направлениям.

Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде

всего

отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Параллельно с философией природы развивается новое

естествознание,

реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок.

Оно

приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших

источников

новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские

и

методологические основы науки, и создаются новые. Схоластическое учение

о

природе, высший уровень которого был достигнут парижской и

оксфордской

школами в XIV в., в сущности никогда не переходило границ

теоретических

спекуляций. В противоположность этому ученые Ренессанса на первый

план

выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод

исследований.

Видное место завоевывает математика, принцип математизации

науки

соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного

и

философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо

да

Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-

1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на

котором

происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными

и

прогрессивными силами общества, религией и наукой, была

астрономия.

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле

как

богом избранной планете и о привилегированном положении человека

во

вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха

была

полностью забыта \ Аристарх из Самоса (111 в. до н. э.), греческий

астроном и математик, выступил против геоцентрического

учения,

противопоставив ему свое по сути дела первое в истории

европейской

астрономии гелиоцентрическое учение. За это был обвинен в безбожии. \.

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную

на

геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию.

Его

основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории

науки.

"Революционным актом, которым исследование природы заявило о

своей

независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы,

было

издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко

и,

так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в

вопросах

природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания

от

теологии..."

С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде

всего

теория о закономерностях движения планет, которую он доказал

математически

\ И. Кеплер в 1600 г. был приглашен к пражскому двору короля Рудольфа II.

В течение двенадцатилетнего пребывания здесь он на основе своих

наблюдении

сформулировал первые два закона о движении планет вокруг Солнца и описал

их

в книге "Astronomia Nova", первое издание которой хранится в

библиотеке

"Памятники народной письменности" в Праге. \.

Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей

путем

экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует

научные

законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он

обнаружил,

что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является

сложной

системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д.

Свои

открытия он опубликовал в труде под названием "Звездный вестник"

(1610).

Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение

правильности

гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира \ Главным

произведением Галилея является "Диалог о двух главнейших системах, мира

-

Птолемеевой и Коперниковой" (1632). \. Все это имело далеко идущие

философские, мировоззренческие, космологические последствия,

нанесло

решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также

стало

фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в

ереси,

осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

Галилей не был философом, но его научные представления имели

огромные

последствия. Его творчество знаменует отход от старых

традиций

естествознания, идущих от Аристотеля. Он выразил следующую идею:

книга

природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика,

ибо

эта книга написана математическим языком. Галилей развивает

новую

методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике. В

отличие

от старого схоластического, качественного метода, который основывался

на

учении о свойствах и сущностях вещей и на доказательствах

иерархически

неизменного бытия, наиважнейшим у Галилея является количественный

метод.

Природные процессы измеримы, отсюда вытекает возможность установить

точными

методами их законы как законы временных и пространственных отношений.

Этим

самым Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под

другим

углом: открыть и вычислить универсальную динамичность

движения

математическим и геометрическим способами. Это предполагает разложить все

на

простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим

способом

реконструировать. Из экспериментально доказываемого единства индукции

и

дедукции Галилей выводит обоснование механики.

В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание

Нового

времени и его философская методология. Все его творчество

пронизывает

механистическо-материалистическая тенденция. Галилею принадлежит

почетное

место в истории философии: он способствовал формированию

материалистического

мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного

исследования.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит

немецкий

кардинал Николай Кузанский (1401-1464). Он был одним из

первопроходцев

современного мышления, которое начало складываться на

водоразделе

средневековья и Ренессанса. Его философия природы и

космологические

воззрения не выходили за пределы религии. Как иерарх церкви, он

подчинялся

конкордату средневекового порядка, но его понимание мира и человека

было

устремлено в будущее. Сын мозельского крестьянина, он получил образование

у

"Братьев общей жизни" в Девентере, и здесь он, как и в период своей учебы

в

Гейдельберге, заинтересовался мистическими учениями, в частности

учением

Мастера Экхарта; он также изучал и оккамистскую "виа модерна",

усвоил

математические и естественнонаучные знания. Изучая право в Падуе,

он

познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около 1438 г., после

защиты

докторской диссертации по теологии, его начала беспокоить идея о

"docta

ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии

он

развивает в своем главном труде "De docta ignorantia" (1440). Он

написал

также логико-философский трактат "О предпосылках" ("De

coniecturis"),

теологический трактат "О скрытом боге" ("De Deo abscondito") и ряд других.

Кроме пантеистической мистики Экхарта на его творчество

повлиял

средневековый пантеизм шартрских платоников, Давида Динантского; он читал

в

оригинале Платона и Прокла. В своих трактатах отвергает

средневековую

рационалистическую систему аристотелизма.

Философское решение Кузанским главной проблемы - отношения бога и

мира

- является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и

тенденции,

отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит

из

концепции "docta ignorantia", означающей, что познание вещей возможно

при

помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах

всегда

выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой

познания

должна быть противоположность обыденного, конечного

постоянно

преодолеваемому, знанию, т. е. чему-то абсолютному,

определенному,

безусловному, а значит, "незнанию", неведению об этом

безусловном

(божественном). Безусловное знание мы можем постичь лишь

символически.

Основой этой символики для Кузанского являются математические символы.

Разум

подчинен закону противоположностей, для которого справедливы "да или

нет",

круг или многоугольник. В противоположность этому "docta

ignorantia"

близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно

сливаются.

Бесконечный многоугольник отождествляется с кругом. Если бог бесконечен

(бог

является понятием для наиболее точного выражения максимума), то в

нем

сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии

не

могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также

отождествление

наибольшего и наименьшего в бесконечном, бесконечное распространение бога

во

вселенной является тем же процессом, что и развертывание к

индивидуальному

существованию. Так же как бесконечно расширяется свернутый

божественный

максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, в микрокосме,

в

человеческом естестве. И у человека осуществляются процессы

"завершения",

"наполнения", что является не чем иным, как "божественностью", хотя она

у

единичного человека и ограниченна. Абсолютное слияние божественного

и

человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический

характер

учения Кузанского о человеке. Человек - это также "бог", но не в

абсолютном

смысле. Он является ограничением божественного принципа, подобно тому

как

космос является ограниченным максимумом. Однако он является не только

частью

целого, но и новым целым целого, индивидуальностью.

Этим пониманием Николай Кузанский преодолевает

схоластическую

креационистическую версию о сотворении мира из ничего, бог не

является

чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

Космология Кузанского прямо связана с его онтологией. В ней

он

предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир - не изолированный шар

в

лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является бесконечным шаром. Уже

этим

его воззрение отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не

имеет

определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет

ничего

устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя.

Абсолютной

является лишь бесконечность. Кузанский здесь развивает идею о

релятивности

движения. Своими космологическими представлениями он предсказал

деструкцию

птолемеевско-аристотелевского понимания космоса, которую начал Коперник

и

завершили Кеплер, Галилей и Ньютон.

Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и

явления.

Предметом познания является пантеистический бог, который существует

в

неразрывном. единстве с чувственно воспринимаемым миром природы.

Познание

"развернутого" мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры,

которая

хочет постичь бога в его "свернутой" форме. Идеи Кузанского о

математическом

познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими,

они

предвосхищали дух естествознания грядущих времен.

Кузанский оказал огромное влияние на дальнейшее развитие

философии.

Наследие его диалектического мышления было воспринято Д. Бруно, Я. Беме

и

перешло в немецкую идеалистическую философию XVIII и XIX вв. Из

его

пантеизма исходит Б. Спиноза, космологические идеи развивает Р. Декарт \

Кузанский .(лат. Cusanus) связан и с чешской историей. В начале

чешского

реформационного движения он встречается с гуситами, возглавляемыми

Прокопом

Голым и Яном Рокнцаной, в базельском парламенте в 1433 г.; чешским

вопросом

он занимается и в 1450-1453- гг.; в конце чешской Реформации его

учение

повлияло на концепцию Коменского об "общем исправлении" человеческих дел

(об

этом см.: Floss P. Mikulas Kusansky. Ртапа, 1976). \.

Представителем магическо-мистической философии природы оккультного

типа

был Парацельс (собственное имя-Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, 1493-

1541),

врач, ученый, "чудотворец", окруженный легендами (его личность служила

одним

из прототипов доктора Фауста). Исходным пунктом его рассуждений была

идея,

согласно которой всякая реальность имеет свое правило, так называемое

архэ

жизни (т. е. активную духовную жизненную силу), в которой содержится ключ

к

природе, и, кто его познает, тот обретет способ, как

воздействовать

(магическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности

все

искусство врачевания зависит от освоения этого способа. Парацельсом

была

выдвинута идея взаимозависимости всех вещей.

На практике это означает, что, воздействуя на одну вещь, мы

можем

повлиять на другие вещи. Этот тезис имел философское значение для

понимания

однородности вещей. Главная, универсальная наука для него -

медицина,

источником и опорой которой являются теология и философия, астрономия

и

алхимия.

Парацельс, как выдающийся врач-практик, во многом

способствовал

развитию медицины, он первым подчеркнул неразделимость хирургии и терапии.

В

своей врачебной практике он страдал от увлеченности наивной символикой.

Наиболее выдающимися представителями философии природы

теоретического

типа были Б. Телезио и Д. Бруно.

Бернардино Телезио (1509-1583), родом из Косенцы, около Неаполя,-

один

из влиятельных философов итальянского Ренессанса, основатель

итальянской

философии природы. Его имя сопровождала легенда знаменитого

знатока

классической античной литературы. Он противопоставил свое

творчество

официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы

в

университете. Склонность к эмпирическому и экспериментальному

исследованию

природы была обусловлена его деятельностью в добровольном научном обществе

-

так называемой Козентийской академии. За вольномыслие его

преследовали

церковные власти. Плодом его многолетнего упорного труда была книга

сущности вещей согласно их собственным принципам".

Из исследования природы Телезио исключает познание бога. Бог

является

лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы,

таким

образом, задачей философии является не познание бога, а

исследование

реальной природы. Философия должна освободиться от теологии.

Телезио

отвергает упование на внешние авторитеты: философские и научные

выводы

должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на

собственный

разум. Не бог, но природа является предметом философского исследования.

Философия Телезио содержит сильные материалистические тенденции.

Все

вещи телесны, материальные телесный принцип является их вечной,

неизменной

сущностью, сам этот принцип, однако, пассивен, лишен всякого движения

и

активности, он как бы "мертва, невидим. Движение и изменение

вызываются

борьбой двух противоположных активных принципов - тепла и холода.

Эти

принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы,

вне

материальной субстанции вещей не могут.

В учении Телезио намечается важная материалистическая идея

о

материальном единстве мира. Проявляется эта идея и в его

космологических

воззрениях: небесные тела, так же как и Земля, материальны, различия

между

ними вызваны большей или меньшей мерой присутствия активных принципов. Но

в

своей сути эта космология основана на докоперниковых схемах. Солнце

и

небесные тела в отличие от "холодной" Земли подвижны.

В понятии "собственные принципы" природы у Телезио содержатся

элементы

стихийной диалектики: источник движения не вне природы, но в ней

самой.

Телезио отвергает перипатетическое и схоластическое учения о

внешнем

двигателе: движение является собственным, присущим материи принципом,

ее

самодвижением. Эти выводы совпадают с деистическим решением

проблемы

отношения бога и мира: сотворенный мир наделен божественными силами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.