рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

Метродор

из Лампсака и Гермарх из Митилены. Один из позднейших эпикурейцев -

Филодем

- переносит учение Эпикура в I в. до н. э. в Рим, где оно

сравнительно

быстро распространилось.

Эпикуреизм представлял собою в греческой философии III - I вв. до н.

э.

наиболее четко выраженное. материалистическое направление и в

принципе

сыграл положительную роль.

Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм \

Название "стоицизм" происходит от греческого слова "стоа", что

значит

"колоннада", "портик". Купил его для своих учеников и для себя Зенон. \,

который в эллинистическом, а также в более позднем римском

периоде

становится одним из самых распространенных философских течений.

Его

основателем был Зенон из Кития (336-264 до н. э.). В Афинах он

познакомился

с послесократовской философией (как с академической, так и с

философией

кинической и мегарской школ) н приблизительно в 300 г. до н. э.

основывает

собственную школу.

Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон, видимо, первый провозгласил

в

трактате "О человеческой природе", что основная цель - "жить согласно

с

природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью". Этим

самым

он дал стоической философии основную ориентацию на этику и се

разработку.

Выдвинутый идеал он сам реализовал D своей жизни. От Зенона исходит

также

усилие соединить три части философии (логику, физику и этику) в одну

цельную

систему. Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом.

Логику

они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой.

Учеником и последователем Зенона был Клеанф из Асса (331-232 до н.

э.),

который последовательно придерживался философских принципов учителя.

Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп из

Сол

(280-207 до н, э.). Он превращает стоическую философию о обширную систему.

Стоики характеризовали философию как "упражнение в мудрости".

Орудием

философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться

с

понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять

ни

физику, ни этику, которая является центральной частью стоической

философии.

Физику, т. е. философию природы, они, однако, не переоценивали. Это

вытекает

из их главного этического требования "жить в согласии с естеством", т. е.

с

природой и порядком мира - логосом. Однако в принципе они не внесли в

эту

область ничего нового. Г.-В.-Ф. Гегель точно характеризует

стоическую

физику: "....прежде всего, в ней мало своеобразного, ибо она

представляет

собою больше собранное из старых физиков целое, и больше всего Гераклита".

В онтологии (которую они помещали в "философию природы")

стоики

признают два основных принципа: материальный принцип (материал),

который

считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает

через

всю материю и образует конкретные единичные вещи. Это определенно

дуализм,

который встречается и в философии Аристотеля. Однако если Аристотель

видел

"первую сущность" в единичном, которое является единством материи и формы,

и

возвышал форму как активное начало материи, то стоики, наоборот,

сущностью

считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали

материю

пассивным, а логос (бог) - активным принципом).

Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать

как

пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю

природу,

проявляется везде в мире. Он является законом необходимости,

провидением.

Понятие бога сообщает всей их концепции бытия детерминистский, вплоть

до

фатализма, характер, который пронизывает и их этику.

В области теории познания стоики представляют по преимуществу

античную

форму сенсуализма. Основой познания, согласно их взглядам,

выступает

чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными

вещами.

Общее существует лишь посредством единичного. Здесь заметно влияние

учения

Аристотеля о взаимоотношении общего и единичного, которое проецируется и

на

их понимание категорий. Стоики, однако, значительно упрощают

аристотелевскую

систему категорий. Они ограничили ее лишь четырьмя основными

категориями:

субстанция (сущность), количество, определенное качество и

отношение,

согласно определенному качеству. С помощью данных категорий

постигается

действительность.

Большое внимание стоики уделяют проблеме истины. Свою по

сути

сенсуалистическую позицию в вопросах теории познания они

дополняют

моментами, которые в значительной мере имеют спекулятивный

характер.

Центральным понятием и определенным критерием истинности познания

является,

по их мнению, учение о так называемом схватывающем

(каталептическом)

представлении (фантазия каталептика), которое возникает под

воздействием

воспринимаемого предмета при активном участии субъекта

восприятия.

Каталептическое представление непосредственно ясно

"захватывает"

воспринимаемый предмет. Только это ясное и очевидное восприятие

необходимо

вызывает согласие разума (синкатотезис) и с необходимостью

становится

пониманием (каталепсис). Как таковое понимание является основой

понятийного

мышления.

Центром и носителем познания, согласно стоической философии,

является

душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда се

обозначают

как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в

которой

локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно

определить

в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют

разумом

(гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный

разум

является частью мирового разума.

Хотя стоики считают основой всякого познания чувства, большое

внимание

они уделяют и проблемам мышления. Они интенсивно занимались

исследованием

законов мышления и внесли значительный вклад в развитие логики

(почти

половина произведений Хрисиппа посвящена вопросам логики). Стоическая

логика

тесно связана с основным принципом стоической философии - логосом. "...

Так

как они (стоики.- Пер.) возвели в принцип абстрактное мышление, то

они

разработали формальную логику. Логика поэтому является у них логикой в

том

смысле, что она выражает деятельность рассудка как сознательного

рассудка".

Большое внимание они уделяли умозаключению, в частности

проблемам

импликации. Стоики выработали античную форму логики высказываний.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий

добродетель.

Добродетель, по их представлениям,-единственное благо. В понимании

стоиков,

"добродетель может быть простой завершенностью чего бы то ни было

(например,

"добрая статуя"); может быть неумственной, как здоровье, или умственной,

как

разумение". Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики

признают

четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой

воли,

умеренность, справедливость и доблесть.

К четырем основным добродетелям прибавляются четыре

противоположности:

разумности противостоит неразумность, умеренности -

распущенность,

справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие.

Между

добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое

различие,

переходных состояний между ними нет.

Все остальное стоики относят к категории безразличных вещей

(адиафора).

На вещи человек не может повлиять, однако он может над ними "возвыситься"

В

этой позиции проявляется момент "смирения с судьбой", который развит,

в

частности, в так называемом среднем и новом стоицизме Человек

должен

подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не

находится

в его власти. Идеалом стоических устремлений выступает покой

(атараксия)

или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Стоический

мудрец

(идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью

и

сдержанностью, а его счастье "состоит в том, что он не желает

никакого

счастья". В этом стоическом идеале отражается скепсис низших и средних

слоев

тогдашнего общества, вызванный его прогрессирующим разложением, тот

факт,

что человек не может изменить объективный ход событий, что с ними он

может

лишь "внутренне справиться".

Стоическая мораль была полной противоположностью эпикурейской

морали.

Понятие добродетели представляет противоположность эпикурейского

понятия

наслаждения. Подчеркивание необходимости и подчинение ей противостоят

и

эпикурейскому пониманию свободы.

Так же диаметрально отличается от эпикурейского и стоическое

понимание

общества. Общество, по представлениям стоиков, возникает

естественным

образом (а не путем конвенции, как у эпикурейцев). Все люди, независимо

от

пола, социального положения или этнического происхождения, равны

самым

естественным образом. В этом в значительной мере проявляется и

характерный

для того времени космополитизм, связанный с расширением горизонтов

античного

мира.

Стоическая философия, видимо, лучше всего отражает развивающийся

кризис

духовной жизни греческого общества, который явился следствием

экономического

и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее

адекватно

отражает "свое время". Это этика "сознательного отказа",

сознательного

смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества

к

внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную

и

единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса

Римской

республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Скептицизм. В конце IV в. до н. э. в греческой философии

формируется

еще одно, менее распространенное по сравнению с предшествующими

философское

направление - скептицизм. Его основателем был Пиррон из Элиды (ок. 360-

270

до н. э.). Он, так же как и Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме

и,

не оставил после себя ни одного произведения. Поэтому сведения о его

идеях

мы черпаем прежде всего из работ его наиболее выдающегося ученика -

Тимона

(ок. 320-230 до н. э.).

Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В

эллинистическую

эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не

методическими

установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от

возможности

дойти до истины. И этот отказ становится программой.

Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от

суждения

(эпохэ) - основной его тезис. Поэтому "цель свою скептики полагали

в

опровержении догматов всех школ, но сами... они ничего не определяли,

не

определяли и того, что они делали", отвергая в конце концов,

как

свидетельствует Диоген Лаэртский, и само утверждение "ничего не

утверждать".

Принятие этого утверждения в качестве принципа философии также значило

бы

"нечто утверждать". Гегель в "Истории философии" оценивает эту позицию

как

завершение субъективизации всего познания.

Доводы против правильности как чувственных восприятии, так и

"познаний

мысли", т. е. доводы, объясняющие, почему нужно удерживаться от

суждений

скептики объединили в десять тезисов-тропов. Вероятно, их автором

является

Энесидем. В первом из этих тезисов подвергаются сомнению положения

о

действительности различия физиологической структуры видов животных,

в

частности их чувственных органов. Во втором подчеркиваются

индивидуальные

различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится

о

различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают

разные

ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу-терпким и

т.

д.). Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют

различные

состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь,

здоровье,

сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает

влияние

расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то,

что

издалека кажется малым, вблизи оказывается большим). В шестом говорится,

что

ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без

примеси

других факторов. Следующий троп указывает на различные воздействия

разного

количества одного и того же вещества или материи (что в малом

количестве

полезно, а в большом может быть вредно). Восьмой опирается на тот факт,

что

определение взаимоотношений между вещами является релятивным (например,

что

является относительно одной вещи "вправо", может быть по отношению к

другой

"влево"). Предпоследний троп отражает тот факт, что "привычные и

непривычные

вещи" вызывают различные чувства (яапример, затмение солнца как

необычное

явление, закат солнца- как привычное). Десятый троп поддерживает убеждение

в

том, что ничего нельзя утверждать позитивно - ни существование

различных

прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

К этим десяти тезисам (которые Гегель называет ранними) Агриппа (I

в.

н. э.) \ Агриппа был одним из видных представителей скептической

философии второй половины I столетия, т. е. римского периода. \ и его

ученики прибавили еще пять. Первый из новых тропов аргументирует

различие

видов или мнений. Второй критикует бесконечную цепь доказательств.

Третий

подчеркивает, что любое ограничение относится всегда лишь к чему-

либо

конкретному. Четвертый критикует принятие предпосылок, которые

впоследствии

не. доказываются. Пятый троп предостерегает от доказательства по кругу.

Он

указывает на то, что каждое доказательство в свою очередь

требует

доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так

по

кругу до исходной точки. И хотя эти новые тропы более абстрактны,

некоторые

из них можно редуцировать к ранним тропам, так же как некоторые ранние

тропы

основаны на более или менее аналогичных принципах.

Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного

тропами,

скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали

любые

доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в

которых

достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и

законов

природы т. е. познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле

слова

отказывается от этого познания.

Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение

атараксии

(спокойствия, невозмутимости).

Подобное положение вещей является результата ответа на три

основных

вопроса. Первый: "Из чего состоят вещи?" На него невозможно ответить

потом

что ни одна вещь не суть "это больше, чем другое". Из этого

положения

вытекает и ответ на другой вопрос: "Как мы должны относиться к этим

вещам?"

На основе предыдущего ответа единственным достойным отношением к

вещам

считалось "воздержание от каких-либо суждений". Воздержание от суждений

не

означает, однако, отрицания существа их истины или правоты. Пиррон и

Тимон

признают лишь непосредственные восприятия, если о них говорится как

о

восприятиях. В этом можно усмотреть определение субъективно-

идеалистическое

измерение античного скептицизма. Третий вопрос: "Какую пользу мы получим

из

такого отношения к вещам?" Ответ Пиррон вытекает из предыдущих положений

и

направлен на этические последствия этой проблематики. Если мы воздержимся

от

всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого

покоя.

Именно в этом скептики и видят высшую ступень возможно блаженства.

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную

проблематику

сложности развития познания, его основной чертой были, однако,

безнадежность

и отказ, ведущие к агностицизму.

Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого

философского

мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых

проявлении

служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто

весьма

неорганически вырванных частей из различных философских систем.

Он

развивается на основе как академической, так и перипатетической и

стоической

философии. Часто эклектики стремятся к цельному,

систематическому

упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их

соединению.

К наиболее видным представителям академического эклектицизма

принадлежат

Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в.

до

н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций

из

Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.)

и

Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся

в

школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное

издание

трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание.

Можно

упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха

(оба

работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей

степени

придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных

случаях

воззрениями других философов.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря

существенно

усиливается влияние Рима, который из городской республики становится

сильной

державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира.

Под

его экономическое и политическое влияние попадают и города

континентальной

Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой

культуры,

составной частью которой была философия. Римская культура и

образование

развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были

несколько

столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все

стороны

известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых

цивилизаций

древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен),

образуют

широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно

развивались

естественные и технические науки, небывалого размаха достигают

политические

и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из

того,

с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным

поэтому

является то, что и римская философия формируется под решающим

влиянием

греческого, в частности эллинистического, философского мышление

Определенным

импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.