рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

понятия

энтелехии), его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание

значения

первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о

движении

в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе

зародыши

материалистического и диалектического понимания действительности,

что

отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

Столкновение материалистических и идеалистических тенденций можно

найти

и в Аристотелевом понимании сознания (души). Аристотель придерживается

той

точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой

природе,

т. е. растениям, животным и человеку. В ряде своих работ он приходит даже

к

таким взглядам: "деятельность души обусловлена состоянием тела", "душа

не

существует без материи", что подтверждает определенную

материалистическую

тенденцию. Однако в "Политике" Аристотель говорит, что

"одушевленное

существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей сути

является

господствующим принципом, тело - принцип подчиненный". С подобными

мыслями

можно встретиться в посвященном вопросам психики трактате "О душе":

"...душа

есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то,

откуда

движение, как цель и как сущность одушевленных тел". В этом трактате

душа

рассматривается как форма, реализация, "первая энтелехия" природного

тела.

Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более

общего

отношения материи и формы.

Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный -

душа

растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к

жизни),

чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий

лишь

человеку.

Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души,

которая

мыслит и познает. Восприятие, т. е. способность иметь ощущения,

характерно

для низших ступеней души, однако способность мыслить является

привилегией

разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела

(или

телесности), но разум, разумная душа не связана с телесностью, она

вечна.

Разуму, наконец, "лучше не быть связанным с телом". Эти

противоречивые

воззрений Аристотеля весьма часто использовались

позже

философами-идеалистами.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания.

Он

полностью признает первичность материального мира

относительно

воспринимающего субъекта. Основным и исторически первым уровнем познания

он

считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем

конкретное

бытие, т. е. то, что он характеризует как первые сущности. При

помощи

чувственного познания человек, таким образом, овладевает

единичным,

индивидуальным.

Хотя Аристотель считает чувственный уровень основой всего познания,

он,

однако, большое значение придает познанию общих взаимозависимостей

и

понятийному постижению общего. Постижение общего является

привилегией

разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает

из

чувственного опыта.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс.

Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к

предельно

абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт,

усиленный

памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.

Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля,

представляется

как вершина всего процесса познания. Его содержанием является

познание

общего. Так, собственно, возникает определенное диалектическое

противоречие

между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное

и

возможностями научного познания постигать общее. Развитие науки и

философии

во времена Аристотеля еще не давало возможности соответствующим

образом

решить это противоречие. Несмотря на это, Аристотель правильно постиг

тот

факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания",

но

лишь посредством познания единичного и что мышление необходимо

сопоставлять

с практической деятельностью.

Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным.

Ощущение,

согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное

бытие.

И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и

непосредственных

восприятии переходит к представлениям, возникают ошибки. Они

преодолеваются

соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим

понятием.

Это и есть имманентная задача научного познания. Научное

познание

(эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность

и

постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от

мнения

(докса). Мнение также опирается на чувства. Однако оно

представляет

совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем

случае

может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного

познания

сводится к постижению необходимого и всеобщего.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. факт

чувственного

восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается

общее.

Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его

необходимо

предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к

развитию

логики и логических концепций.

С позитивным развитием теории познания связана и критика

Аристотелем

Платоновой концепции идей, весьма последовательная для того времени.

Аристотель уже одним тем, что отводил важную роль чувственному

познанию

реального мира в процессе образования общих понятий, полемизирует

с

Платоном, который в этом вопросе занимал противоположную позицию.

Он

показывает, что концепция Платона о мире идей не способствует

пониманию

реального бытия, но скорее, наоборот, его затемняет. Более того, эта

теория

во многих отношениях спорна с точки зрения логики. Аристотель (в

частности,

в книге "Метафизика") подробно анализирует все противоречия,

которые

содержит теория Платона, и доказывает, что суть платоновской теории

является

в сущности ненаучной и мешает подлинному познанию. В. И. Ленин

подчеркивал,

что "критика Аристотелем "идей" Платона является критикой идеализма

как,

идеализма вообще".

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды,

посвященные

проблемам логики \ Проблематика логики Аристотеля - это весьма

специфический вопрос, поэтому более глубоко в данном контексте мы

его

исследовать не будем. Интересную информацию о нем можно найти в работе:

Со

vlte о m.oderni logice. Praha, 1981. S. 11-22. \. Логику он понимал как

орудие познания, точнее, научного познания. Отсюда название

трудов

Аристотеля, посвященных логике,- "Органон" (органон - орудие) \ Этот

комплекс образован из работ: "Категории", "О выражениях",

"Первые

аналитики", "Вторые аналитики", "Топики" и "О

софистических

доказательствах". \. Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной

взаимосвязи как с его философскими воззрениями (в частности, в

области

теории познания), так и с его изучением природы и общества. Оно

было

вершиной логико-методологических воззрений древней философии и почти

2000

лет определяло дальнейшее развитие логического мышления.

Аристотель,

собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему

принадлежит

заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного

третьего.

Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний.

Свое

значение они не потеряли и в наше время.

Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных

условиях

невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание,

и

его отрицание. Закон исключенного третьего объясняет тот факт, что из

двух

взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может

быть

только одно.

Важным вкладом в развитие логического мышления было и создание

первой

цельной логической теории о категорическом силлогизме. Вся

Аристотелева

теория силлогизма тесно связана с его общефилософскими, и в

частности

методологическими, воззрениями. Она изложена в основном в работе

под

названием "Первые аналитики". Огромное значение имели и взгляды

Аристотеля

по вопросам дефиниций и определения, равно как и взгляды, которые

в

современных терминах можно определить как касающиеся образования,

построения

научных систем. В них Аристотель подходит к двум основным принципам.

Первый

принцип - убеждение, что доказательство может быть доказательством

лишь

тогда, когда оно реализовано необходимым числом шагов. В каждом

научном

положении следует исходить из неких очевидных утверждений,

которые

принимаются без каких-либо (научных) доказательств или обоснований.

В

случае, когда теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные

утверждения

можно считать аксиомами. И второй принцип, который также тесно связан

с

теорией категорического силлогизма, свидетельствует о

необходимости

принимать правила, гарантирующие формальную правильность выводов. Эти

два

принципа характеризуют не только значение Аристотелевой дедуктивной

логики,

но и его подход к построению дедуктивной научной теории.

Как в философии, логике, так и в трудах из области

естествознания

Аристотель был противником спекулятивных подходов. Несмотря на это, он

в

своих космологических воззрениях в значительной степени находился под

их

влиянием. Космос, по Аристотелю, так же как и Земля, которая является

его

центром, имеет форму шара. Он состоит из многих концентрических

небесных

сфер, в которых движутся отдельные звезды. Ближе всего к Земле

находится

сфера Луны, дальше идет Солнце и другие планеты, а наиболее удалена от

Земли

(и ближе всего к первому двигателю) сфера неподвижных звезд. Все,

что

находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено

материей,

которую Аристотель определяет как "сублунарную". Она состоит из

уже

упомянутых четырех элементов. Все, что находится в пространстве от

лунной

сферы до Солнца, планет и звезд вплоть до границ Космоса, наполнено

эфиром

(этэр), пятым элементом, материей надлунных сфер. Образованные из

нее

небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном

кругообразном

движении. Земля же изменяется, но остается неподвижной.

На космические взгляды Аристотеля заметное влияние

оказали

предшествовавшие ему воззрения и представления. В этой области он не

был

оригинальным мыслителем. Идеалистический контекст этого учения вместе

с

телеологической интерпретацией и учением о первом двигателе

становится

почвой для позднейшей теологической концепции мира.

Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения

на

развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенные

в

трактате "Политика". В методологическом отношении Аристотель и в

этой

области остается верным своему подходу, т. е. исходит из

познания

существующей действительности. Прежде чем приступить к формулировке

своих

взглядов на идеальное государство; он изучил обширный материал,

касающийся

истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.

Его социальные представления, и в частности учение о государстве,

были,

естественно, классово детерминированы. Аристотель был

представителем

правящего класса древнего общества - класса рабовладельцев.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека

как

общественного существа (зоон политикон). Жизнь в государстве

является

естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает

как

развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во

многих

случаях формы организации семьи он переносит на государство.

Аристотель - последовательный защитник рабовладения, которое он

считает

естественным состоянием организации общества. Он говорит, что

некоторые

существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие -

к

господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что

одни

являются рабами, а другие - рабовладельцами. Несмотря на

"увековечение"

рабства, он осознает начинающиеся кризисные явления

рабовладельческого

общества. С такой же страстью, с какой он защищает рабовладельческий

строй,

он выступает и против чрез мерного богатства, которое, по его

мнению,

нарушает стабильность общества.

Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех

основных

классов граждан. Первый составляют очень богатые, их

противоположностью

являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне

бедные,

т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются

гражданами

"второй" категории. Большое богатство он считает

результатом

"противоестественного способа" приобретения состояния. Этот способ,

согласно

его взглядам "противен человеческому разуму и государственному

устройству".

Для благополучного состояния государства особую важность

представляют

средние слои. Эти слои, как правило, действительно были опорой

греческих

рабовладельческих государств в эпоху их наибольшего расцвета. В их

численном

увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Понятия "государство" и "общество" Аристотель по сути

отождествлял.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей,

которые

соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает

три

хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как

деформация

хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им

законов.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими -

тиранию

(возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии)

и

демократию (деформация политеи).

Основными задачами государства Аристотель считает

предотвращение

чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста

политической

власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает

спекулятивное

"идеальное государство" Платона. Идеальным он считает такое

государство,

которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни

для

наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он

считает

политически бесправными. Остальные свободные граждане

(состоятельные)

обязаны принимать участие в делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается

на

частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Здесь речь

идет,

собственно, об идеализации афинского государства времен Перикла.

Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с

его

воззрением на мораль. Здесь он во многом близок к Платону и Сократу.

В

отличие от Платона он, однако, обосновывает свои моральные

принципы

положением человека в реальном обществе и его отношением к

государству.

Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных

добродетелей,

без которых нельзя достичь благосостояния общества.

Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая -

дианоэтические

(разумные) добродетели. Они относятся прежде всего к интеллектуальной

и

умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели,

относящиеся

к характеру человека. Добродетели первой группы возникают

преимущественно

путем обучения, второй - результат прежде всего при-

вычки. Если речь идет о собственно поведении человека, то

Аристотель

видит гарантию добродетельной жизни, в частности, в уклонении от

крайностей.

Он отвергает чрезмерное обогащение, чрезмерную власть, чрезмерную роскошь

и

т. д. В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности, и отречение

от

материальных благ (как это было у киников). Основу, уравновешенной

и

благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику,

проходит

принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель

отвергает

усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в

которой

преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее

как

"животную", свидетельствующую о "рабском образе мышления".

Достойной

свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е.

наполненную

политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную

познавательной

деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть

добродетель,

следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это

обеспечивает

удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля.

В

отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Это

видно

уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим

ступеням

человеческой познавательной деятельности \ Эстетической проблематике и

вопросам искусства посвящены труд Аристотеля "Поэтика", часть "Риторики"

и

часть "Политики". \. И Аристотель в своих суждениях об искусстве

употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении,

чем

Платон. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением,

но

отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения

(изложения)

конкретного. Поэтому нередко искусство (в частности, поэзия) бывает

более

правдивым в изображении действительности, чем, например, история.

Важными

для понимания Аристотелем искусства являются мысли,

касающиеся

взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он

опирается

на свое решение вопроса с отношении материи и формы, как он его

разрабатывал

в своей философии. Форма как активный принцип творит из материи

(как

пассивного принципа, как возможности) действительность. Однако, несмотря

на

это Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет

строго

содержание форме. Художественность формы оценивается в соответствии с

тем,

насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для

изображаемой

действительности, делает это изображение правдоподобным.

Воззрения Аристотеля на искусство по сравнению со взглядами Сократа

и

Платона содержат значительно больше материалистических элементов.

Аристотель

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.