рефераты скачать

МЕНЮ


История философии в кратком изложении

и

человека. Человек подчинен механистически действующей цепи причин

и

следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки

для

объяснения специфики общественной детерминированности

человеческого

поведения.

Все творчество Гольбаха, так же как и большинства

французских

материалистов, проникнуто атеизмом. "Каждый человек, который

разумно

рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет

к

тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит

всем

принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое

познание".

Распространению атеизма он посвятил и свою популярную работу

"Карманное

богословие, или Краткий словарь христианской религии", в которой

в

сатирической форме разбирает основные религиозные понятия.

Другой французский материалист - Клод Адриан Гельвеций (1715-

1771)

-изложил свои воззрения в двух работах: "О духе" (в русском переводе -

"Об

уме".-Пер.)-вышла в 1758 г. и "О человеке"- вышла уже после его смерти,

в

1793 г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор

подвергался

преследованиям со стороны реакционных кругов, однако среди

прогрессивных

людей Франции, Германии, Швейцарии и Англии снискал большое

уважение.

Гельвеций в этой работе дает объяснение главных философских

вопросов.

Трактат "О человеке" посвяг щен прежде всего социально-

политической

проблематике.

Основные философские взгляды Гельвеция согласны взглядам

других

французских материалистов. Он признает объективное существование

внешнего

мира и подчеркивает его материальный характер. Мир, по Гельвецию,- это

не

что иное, как движущаяся материя. Пространство и время он также понимает

как

формы существования материи.

Так же как Ламетри и Гольбах, Гельвеций относит человека к

общей

системе природы. Человек неотделим от природы и подчинен тем

же

закономерностям, что и остальная природа. Гельвеций, как и

другие

французские материалисты, не смог понять специфичности человека

и

человеческого общества.

В области теории познания он по сути принимает принципы

сенсуализма

Локка. Всеми своими знаниями и умениями человек обязан лишь опыту,

который

он обретает при помощи чувственного познания и хранит посредством памяти.

Он отвергает бессмертие души. Душу он отождествляет со

способностью

ощущать: "Ни идея, ни разум не являются необходимыми для ее

существования.

Пока человек чувствует, он имеет душу. Способность чувствовать образует

ее

сущность". Сведение Гельвецием человеческих способностей к

чувственным

восприятиям было предметом критики со стороны его современников

(например,

Д. Дидро).

Подобно Гольбаху, Гельвеций - сторонник строгого детерминизма.

В

материальной природе все происходит согласно всеобщим законам,

которым

подчинено всякое движение материи.

Как в области природы правит всемогущий естественный закон, так

и

человеческое поведение и деятельность подчинены "закону

интересов".

"Интерес" соединяет основные факторы, обусловливающие

человеческую

активность. Иными, по Гельвецию, являются, с одной стороны,

естественные

физические потребности, а с другой - страсти. Среди физических

потребностей

на первом плане стоят голод и физическая боль. Их он считает

основной

движущей силой в человеке. Значительную роль среди страстей

играет

самолюбие.

На этих естественных движущих силах человеческого поведения

Гельвеций

основывает и главные. принципы своей этики. Он отвергает религиозную

мораль

и подчеркивает, что основным критерием нравственности является

"польза".

Однако он трактует "пользу" не индивидуалистически, в смысле

достижения

наживы индивидом (как, например, философы так называемого здравого

смысла),

но по отношению. ко всему обществу. Основу добродетельного поведения

он

видит в достижении согласия между индивидуальными и

общественными

интересами. Однако при этом интерес всего общества он

понимает

механистически. Общество, по Гельвецию,-совокупность индивидов.

Общественный

интерес является у него, таким образом, совокупным интересом

решающего

большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды

других

материалистов этого периода, находятся под влиянием идеологии

осознающей

себя политически буржуазии. Общество возникает из "хозяйских

семей".

Гражданином для него выступает "собственник" в прямом смысле

слова.

Гельвеций верит в "разумного правителя", "философа на троне".

Однако

идеальной формой государства он считает республику. Перед

государством

(правителем) стоит задача гарантировать в первую очередь

"основные,

неотъемлемые, человеческие права", которые в действительности являются

не

чем иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Поэтому, так же

как

и другие мыслители этого периода, он требует не ликвидации

частной

собственности, а лишь "равномерного разделения".

Гельвеций в согласии с Гольбахом (а в ряде случаев и с Ламетри)

верит

во всемогущество воспитания. Оно имеет для общества

основополагающее

значение. Предпосылкой хорошего и правильно ориентированного

воспитания

являются "хорошие законы". "Почти всеобщее несчастье людей и народов

вызвано

несовершенством их законов и слишком неравным разделением богатства".

Эта

идея Гельвеция характеризует в сущности идеалистический подход

большинства

французских механистических материалистов к решению социальной

проблематики.

Законы (т. е. сознание) определяют, согласно ему, реальное бытие.

Французский механистический материализм (исключая

материализм

Фейербаха) представляет наивысшую ступень философского

материалистического

мышления домарксистской философии. Французские механистические

материалисты

исходили из традиций как английского, так и французского материализма.

Значение французского механистического материализма отмечал и В.

И.

Ленин. В частности, он ценил его последовательное материалистическое

решение

основного вопроса философии - отношения мышления к бытию,

строго

материалистическое обоснование теории ощущений и

материалистическое

объяснение природы. Французский материализм внес значительный прогресс

в

понимание общества, в частности, в своем подчеркивании

естественной

обусловленности общественного развития.

Несмотря на названные положительные моменты, эта ступень в

развитии

материализма была исторически ограниченной. Главным недостатком

этого

материализма - как и материализма Фейербаха - было то, "что

предмет,

действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в

форме

созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика,

не

субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в

противоположность

материализму, развивалась идеализмом...". Поэтому идеалистическая

философия

"пережила свою победоносную и содержательную реставрацию в

немецкой

философии и особенно в спекулятивной немецкой философии XIX века".

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия

Философия истории Гердера

Иммануил Кант

Философия Фихте

Ф.-В.-Й. Шеллинг

Г.-В.-Ф. Гегель

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий

период,

который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831

годом

- годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее по целому ряду моментов

она

представляет собой вершину философского развития, которая в то время

могла

быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии

вообще.

Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных моментов.

Философия

Канта довершает ноэтическую (ноэма, ноэзис.- Пер.) философию. В

философии

Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии

человеческой

свободы и равенства в период до французской революции. В

немецкой

классической философии мы находим зачатки "философии активной стороны"

у

Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же

концепцию

"динамического процесса" в природе, близкую к материалистической

диалектике,

диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же

время

благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера,

немецкая

философия вводит историзм в исследование общества и тем самым

отвергает

неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и

всей

предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля

разрабатываются

законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов

является

мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме.

Эта

тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в

концепции

идеализма, где не требуется строго научного объяснения при

формулировании

новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет

большие

требования к точности изложения, к строгости формулировок, что

предполагает

определенный временной период. Идеализм немецкой классической

философии

связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту

или

эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая

и

политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что

Германия

переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции

в

немецкой классической философии, связан с развитием философии после

Декарта

В противоположность онтологической позиции древней и

средневековой

философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том,

что

наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать,

является

достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд

философов

Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу

о

характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия.

В

философии Канта также проявляется подобное привилегированное

положение

субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии

(Шеллинг,

Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний

поэтический

приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности.

Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм

(он

характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля).

Толчок

развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа,

идея

мировой целостности). Другой причиной этой ориентации является

так

называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби (1743-

1819)

"Об учении Спинозы" ("Ober die Lehre des Spinoza"), изданной в 1785

г.

Дискуссия, направленная на реабилитацию философии Спинозы, является одной

из

вех прогрессивного духовного развития в Германии того времени.

Гердер

участвовал в спинозовской дискуссии своим трактатом "Бог" (1787), в

котором

попытался модернизировать спи-нозизм (заменил

"распространенность"

"органическими силами", моделью для которых служит скорее живое

существо,

чем физический объект). В отличие от атеистической интерпретации

Спинозы,

которую предпринял Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога

с

некоторыми личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская

дискуссия

показывает, что послекантовская философия включала в себя и те

философские

направления в Германии, которые развивались независимо от Канта.

В социальном плане немецкая философия - свидетельство

идейного

пробуждения "третьего сословия" Германии. Экономическая незрелость

и

политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная

раздробленность

Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая

философия

использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии

и

Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии было отчасти

обесценено

идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее роковой. Вместе

с

тем она способствовала - несмотря на свой неконкретный,

мистифицирующий

характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов,-

тому, что отражение новых научных познаний и воздействие

общественного

развития происходили так своевременно, что, как говорится, она

мгновенно

реагировала на новые стимулы.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕРДЕРА

Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г. в Морунгене (Пруссия) в

семье

учителя элементарной школы. Умер в 1803 г. в Веймаре. Период с 1776 по

1803

г. провел в Веймаре в должности генерального суперинтенданта, т. е.

первого

духовного лица страны. Эту должность он получил при помощи Гете,

который

сумел рассеять сомнения духовенства в правоверности Гердера. Наряду

с

трактатами "О происхождении языка" ("Uber den Ursprung der Sprache")

(1772),

"Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophic

der

Geschichte der Mensch-heit") (1784-1791), своей автобиографией он издал

в

1778-1779 гг. сборник песен "Голоса народов в песнях" ("Stimmen der

Volker

in Liedern"), в который включил песни южных славян и мастерски их

перевел.

Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим, согласно ему,

нетронутой

народную культуру, способствовал росту интереса к ним на Западе. У

самих

славянских народов стимулировал рост самосознания и вызвал интерес

к

сокровищницам народной культуры. Из других его трудов, кроме трактата

"Бог"

("Gott"), значимы его "Письма для поощрения гуманизма" ("Briefe

zur

Beforderung der Humanitat") (1793-1797), где он дает высокую оценку Я.

А.

Коменскому.

Философия истории Гердера основана на идее, что человечество в

своем

развитии закономерно приходит к гуманизму, т. е. к автономному

использованию

сил, которые даны человечеству для совершенствования разума и нравов

и

позитивного влияния индивидов друг на друга. Историческое развитие

имеет

восходящий характер, который направляет его к максимуму, однако не прямо,

но

опосредованно через эпохи, носителями которых были великие народы

(Египет,

Персия, Греция, Рим, европейские народы). Так как в отдельные

эпохи

достигался максимум, обусловленный географическими условиями и

степенью

зрелости человечества, то все эти результаты истории человечества

соединятся

в недостижимом еще конечном результате.

История человечества включена в рамки генезиса нашей солнечной

системы.

Историческое развитие Гердер связывает со всем

предшествующим

космологическим развитием. В понимании природы он пантеист и

натуралист,

однако не материалист. Природный процесс трактуется им

слишком

провиденциально и телеологически, и вместо чисто физических законов в

нем,

согласно Гердеру, властвует скорее закон аналогии между

человеком

(микрокосмом) и природой (макрокосмом). Природа рассматривается не

как

механическая совокупность, но как образование определенных основных

форм,

которые наиболее адекватно проявляются в органической природе.

Однако

Гердер, исходя из своих позиций, делает в большей степени

материалистические

выводы, чем, например, Вольтер: "...не обязаны ли мы стихиям всем, что

нам

принадлежит, включая жилище и землю? Если стихии, согласно

постоянно

действующим законам, периодически пробуждаются и требуют назад все,

что

принадлежит им, когда огонь и вода, воздух и ветер, которые сделали

нашу

землю обитаемой и плодородной, продолжают свой бег и уничтожат ее,

когда

солнце, которое так долго нас по-матерински согревало... наконец

вернет

стареющую силу земли... в свое лоно, то что бы могло случиться иное, чем

то,

что должно было случиться согласно общим законам мудрости и порядка".

В первых пяти книгах "Идей к философии истории человечества"

Гердер

показывает органическое развитие всей природы. Развитие Земли и

творении

невозможно наблюдать прямо, так как развитие творений растянуто в

пределах

различий между растительными и животными видами, как и развитие Земли-

в

рамках формирования земной поверхности. Поэтому путем сравнения

можно

реконструировать все развитие. Растение в целом представляется как

уста.

Сосет корнями, листьями, сокопроводящими каналами. Только высшие

животные

имеют дифференцированную организацию. И для высших животных, и для

человека,

однако, принятие пищи остается основным законом: "Гордый человече,

взгляни

на более скромное устройство своих братьев - несешь его еще в

себе;

являешься пищеводной трубой, так же как твои меньшие братья, лишь

бесконечно

более облагороженной". Вместе с более сложной организацией у высших

животных

развивается и неподчинение инстинктам. Низшие животные полностью

подобны

машинам, они находятся под властью инстинкта. У высших животных вместе

с

возрастающим числом органов растет число инстинктов и независимость их

от

одного инстинкта: "Бобр строит, но инстинктивно... иначе он не умеет

ничего.

Напротив, обезьяна уже не имеет ни одного строго определенного

инстинкта".

При этом инстинкты развиваются как модификация первоначального

инстинкта

самосохранения и под влиянием условий, в которых животное живет.

Разумеется,

здесь действует ансамбль условий, так как они в определенной мере творят

и

само животное.. Причина развития - в постоянно

совершенствующемся,

творческом импульсе природы. Гердер вновь и вновь повторяет идею

о

взаимосвязи человека и животных: "Не существует добродетели или влечения

в

человеческом сердце, подобие которых здесь и там не проявлялось бы в

мире

животных". Из этого он выводит, что животные являются для человека

"меньшими

братьями", а не только "средством", как считает Кант.

Преимущества человека перед животным Гердер выводит из

его

прямохождения. У животного развиты чувства запаха и вкуса, у

человека

преимущественное развитие получает глаз, зрение ("теоретики чувств", как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.