рефераты скачать

МЕНЮ


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

или экологической безопасности Российской Федерации (см. абз. 1 п. 14).

Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов,

подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих

в нем лиц (ст. 25 Конституции), если такие материалы представляются в суд

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. абз. 2 п.

14).

Назовем еще один аналогичный документ. Им является письмо Минфина

России от 18 июля 1996 г. № 3-Е 1-5/20 «О порядке возмещения расходов,

связанных с реализацией конфискованного и бесхозного имущества». Так, в

Письме отмечается, что согласно Положению о Государственном фонде борьбы с

преступностью, утвержденному постановлением Правительства Российской

Федерации 17 ноября 1994 г. № 1272, один из источников формирования данного

фонда составляют все средства (100%), вырученные от реализации бесхозного

имущества, изъятого при проведении '. оперативно-розыскных мероприятий

правоохранительными органами.

8. О понятии «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»

см. комментарий к ст. 13.

9. Применительно к пониманию содержания законодательства Российской

Федерации в теории права и в практике нормотворчества наметились два

основных подхода, условно обозначаемых как «узкий» и «широкий». В «узком»

смысле такое законодательство есть система, состоящая исключительно из

нормативных актов высшей юридической силы, т.е. только из законов. В более

«широком» смысле законодательство Российской Федерации есть система,

включающая наряду с законами и иные нормативные правовые акты (в том числе,

порою, и ведомственные).

10. Нормативный правовой акт (см. ч. 1 комментируемой статьи) — это

официальный письменный акт-документ правотворчества компетентного органа,

выражающего волю государства, содержащий правовые нормы.

Нормативный правовой акт федерального органа государственной власти —

есть юридический акт одного из органов законодательной, исполнительной или

судебной власти Российской Федерации (см. п. 3 комментария).

Нормативный акт органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность (см. ч. 2 комментируемой статьи), — юридический акт

подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового

акта управления), которым конкретизируются нормы, содержащиеся в

законодательных актах, регламентирующие общественные отношения, возникающие

в оперативно-розыскной деятельности.

11. О понятии «полномочия органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность» см. я. 11 комментария к ст. 1, о понятиях «организация» и

«тактика» проведения оперативно-розыскных мероприятий см. п. 13 комментария

к ст. 12, а о понятии «оперативно-розыскное мероприятие» — комментарий к

ст. 6.

С т а т ь я 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при

осуществлении оперативно-розыскной деятельности

(1) Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для

достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным

законом.

(2) Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, привели к нарушению его про» а свобод, вправе

обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-

розыскную деятельность, прокурору или в суд.

(3) Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в

установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении

уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с

отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава

преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его

оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его

права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах,

допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения

государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении

запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения

получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность

отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме,

возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную

деятельность.

(4) В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела

орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан

предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы,

содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано

заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные

преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на

конфиденциальной основе.

(5) В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставления необходимых

сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить

заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

(6) Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий

материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не

доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем

уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За

три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-

розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом

уведомляется соответствующий судья.

(7) Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо

политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации

и органов местного самоуправления, а также в деятельности

зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических

партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на

характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной

жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан а которые стали

известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без

согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными

законами.

(8) При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и

юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с

законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по

восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного

вреда.

(9) Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении

оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную

законодательством Российской Федерации.

1. В настоящей статье раскрываются отдельные положения, вытекающие из

принципов оперативно-розыскной деятельности. Одни из этих положений (см.

чч. 1, 7 и 9 ст. 5) представляют собой общие правила о пределах оперативно-

розыскной деятельности и конкретизируют требования ст.ст. 1 и 2

Федерального закона, другие устанавливают нормы, связанные с

восстановлением нарушенных прав и свобод личности.

2. Запрещение использовать оперативно-розыскную деятельность иначе как

для достижения целей и задач, указанных в настоящем Федеральном законе,

является важной гарантией прав и свобод личности. Это предписание значимо

для граждан тем, что любое ограничение их конституционных и иных

предусмотренных законодательством прав при осуществлении оперативно-

розыскной деятельности может быть признано законным и обоснованным, если

оно так или иначе связано с необходимостью выявления, предупреждения,

пресечения и раскрытия преступных посягательств. Не являются исключениями

случаи, когда оперативно-розыскная деятельность проводится для обнаружения

лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, для поиска без

вести пропавших граждан, установления личности трупа, а также для принятия

решений о допуске к определенным сведениям или определенным видам

деятельности (см. ч. 2 ст. 7). Необходимость оперативно-розыскных

мероприятий в подобных ситуациях может быть обусловлена исключительно

задачами выявления и предупреждения возможно уже совершенных или

готовящихся преступлений, устранения обстоятельств, которые могут

способствовать совершению преступлений определенными лицами.

Рядом статей Федерального закона (см. ст.ст. 2, 7 и 8) предусмотрено

добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации. Эта задача, позволяющая, на первый взгляд, очень

многое и допускающая широкое вторжение в среду прав и законных интересов

граждан, должна толковаться с учетом положений ст. 1 Федерального закона. А

именно: выявление любых угроз личности, обществу и государству на основании

Федерального закона возможно с целью охраны их от преступных посягательств.

На наш взгляд, решение данной задачи создает предпосылки, прежде всего, для

предупреждения преступлений.

3. Положения ч. 1 ст. 5 означают, кроме того, что оперативно-розыскная

деятельность не может подменять иные виды государственной или общественной

деятельности. Так, недопустимо применять оперативно-розыскные методы и

средства в политической борьбе в интересах отдельных партий, организаций

или лиц, вмешиваться негласно в дела государственной власти, общественных и

религиозных объединений (см. ч. 7 ст. 5).

В организации оперативно-розыскной деятельности должностные лица

обязаны руководствоваться не идеологическими и политическими, а правовыми

критериями оценки поступающей информации. Органам, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность, запрещается создание и использование

оперативных позиций для негласного участия в работе указанных

государственных органов и общественных организаций. Однако в исключительных

случаях оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться по лицам,

являющимся членами таких организаций:

в отношении тех, по которым решается вопрос о допуске к сведениям,

составляющим государственную тайну;

совершивших преступление, расследование которого предусматривает

применение оперативно-розыскных мероприятий;

заявивших в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, о

том, что возникла угроза реализации преступного посягательства на его жизнь

или здоровье.

Кроме того, следует знать, что установленные законодателем ограничения

на проведение оперативно-розыскной деятельности не распространяются на

политические партии, общественные и религиозные объединения, не

зарегистрированные в установленном законом порядке и, возможно, проводящие

противоправную деятельность.

5. Оперативно-розыскная деятельность не должна заменять собой уголовное

судопроизводство. На основании ее результатов лицо нельзя признать виновным

в совершении преступления и с ним не могут обходиться как с преступником.

Ни при каких обстоятельствах оперативная информация не заменяет

доказательств по уголовному делу, которые могут быть получены только в

результате расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальном

законодательством. Розыск лишь указывает на возможные доказательства,

создает условия для применения уголовно-процессуального закона (см.

комментарий к ст. 11). В этой связи оперативно-розыскная деятельность

является вспомогательным механизмом уголовно-процессуальной, обеспечивая

одну из ее функций — уголовное преследование.

6. В ч. 2 настоящей статьи закреплено право лица обжаловать оперативно-

розыскные действия, которые, по его мнению, нарушили его права. В чч. 3 и 6

этой статьи установлены гарантии права на обжалование — правила хранения

оперативных материалов и ознакомления с ними заинтересованных лиц. Кроме

того, в чч. 3—5 данной статьи раскрыты некоторые особенности порядка

обжалования отказа в ознакомлении лица со сведениями оперативно-розыскного

характера.

Названные положения не представляют собой развернутой процедуры,

которой можно руководствоваться при разрешении жалоб граждан. Поэтому их

следует рассматривать лишь как конкретизацию или дополнение общих правил,

содержащихся в Законе об обжаловании в суд. Порядок

производства по жалобам, предусмотренный этим Законом, в целом применим

к конфликтам, возникающим между гражданином и органом, осуществляющим

оперативно-розыскную деятельность. Дело в том, что положения ст. 5 не

образуют иного порядка судебного обжалования. Отдельные исключения из

общего порядка исследования обстоятельств дела судом установлены для

рассмотрения жалоб, связанных с ознакомлением лица с полученными о нем

сведениями (см. п. 8 комментария).

В комментируемой статье предусмотрено обжалование оперативно-розыскных

действий в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Прокурор не может

самостоятельно устранить вредные последствия незаконных действий и

восстановить нарушенные права и свободы личности, однако своими

полномочиями может эффективно этому способствовать.

7. Под ограничениями прав и свобод личности, упомянутом в ч. 2

настоящей статьи, следует понимать действие или бездействие должностных

лиц, противоречащее нормам оперативно-розыскного законодательства (см.

комментарий к ст. 4). Именно неправомерное ограничение может быть предметом

обжалования.

Оперативно-розыскные мероприятия могут быть обжалованы, если их

результатом явилось: прямое нарушение прав и свобод гражданина; создание

препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод (в том числе

незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или незаконное

привлечение его к какой-либо ответственности). Для принесения жалобы лицу

достаточно считать состоявшиеся действия незаконными, однако удовлетворение

жалобы зависит от того, насколько она будет обоснована и мотивирована.

8. Право лица потребовать сведения о характере полученной в отношении

его информации соответствует предписанию ч. 2 ст. 24 Конституции об

обеспечении каждому возможности «ознакомления с документами и материалами,

непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не

предусмотрено законом».

Поскольку сведения о лицах, внедренных в организованные преступные

группы, о штатных негласных сотрудниках и лицах, конфиденциально

содействующих оперативно-розыскной деятельности, а также данные об

организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий составляют

государственную тайну, постольку материалы оперативной проверки и иные

документы или их копии, отражающие оперативно-розыскную деятельность, не

могут быть вручены заинтересованному лицу для ознакомления. Ему сообщают

только сведения «о полученной о нем информации», т.е., иными словами,

сведения о существовании материалов, характеризующих личность и поведение

данного заявителя, и сущность содержащихся в них данных.

Судья, рассматривающий жалобу лица на отказ в представлении названных

выше сведений или на непредставление их в полном объеме, вправе

ознакомиться с оригиналами оперативно-служебных документов. Вместе с тем он

не вправе ознакомить с ними заявителя. В судебном решении об удовлетворении

жалобы на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,

возлагается обязанность предоставить заявителю ранее не раскрытые сведения.

Насколько такие сведения должны быть конкретны и детализированы, предстоит

определять самому суду.

9. Право истребовать сведения о характере собранной о нем информации

предоставлено Федеративным законом «лицу, виновность которого в совершении

преступления не доказана в установленном законом порядке». В связи с тем,

что в соответствии со ст. 49 Конституции виновными должны считаться только

осужденные, круг лиц, могущих иметь интерес к оперативным материалам,

казалось бы, достаточно широк. Это могли быть лица, в отношении которых не

имеется вступившего в законную силу приговора суда. Однако ч. 3 ст. 5

допускает ознакомление с указанными данными только лиц, в отношении которых

отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено в

связи с отсутствием события преступления либо в связи с отсутствием в

деянии состава преступления.

В приведенном перечне нет оправданных по приговору суда лиц, в

отношении которых проводилась проверка на предмет допуска к определенным

сведениям или видам деятельности (см. ч. 4 ст. 7) или осуществлялось по их

просьбе прослушивание их телефонных и иных переговоров (см. ч. 4 ст. 8).

Правомерность такого решения может представляться сомнительной (особенно в

отношении оправданных по приговору), однако на практике необходимо

руководствоваться только положениями, прямо предусмотренными ч. 3 ст. 5.

Представляется, что подозреваемые и обвиняемые по расследуемым

уголовным делам не наделены правом знакомиться с какими-либо сведениями,

имеющими оперативно-розыскное происхождение, и правила ч. 3 ст. 5 на них не

распространяются. Данные, полученные в ходе оперативно-розыскной

деятельности, после возбуждения уголовного дела используются при сборе

уголовно-процессуальных доказательств. Они по существу являются данными

предварительного следствия и могут быть преданы гласности лишь с разрешения

дознавателя, следователя или прокурора в том объеме, в каком они признают

это возможным (см. ст. 139 УПК РСФСР). При этом должны учитываться

требования комментируемой статьи.

Лица, виновность которых установлена обвинительным приговором суда, не

знакомятся с характером сведений, полученных в оперативно-розыскной

деятельности. Возможно, законодатель имел в виду, что такие данные уже

использованы при получении улик, принятых судом и учтенных в своем

приговоре.

10. Жалобы на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, могут приноситься в вышестоящий орган или

прокуратуру, или в областные, краевые и им равные суды. К подсудности таких

судов относятся дела, связанные с государственной тайной. Вопросы

обеспечения ее сохранности неизбежно возникают при рассмотрении любых

споров вокруг оперативно-розыскной деятельности.

Принесение жалобы в вышестоящий орган, ответственный за проведение

оперативно-розыскной деятельности, исключает одновременное обращение в суд.

Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в

течение месяца со дня ее подачи, он в течение месяца вправе обратиться в

суд. Такое обращение возможно, как правило, не позднее трех месяцев со дня,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.