Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
или экологической безопасности Российской Федерации (см. абз. 1 п. 14).
Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов,
подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих
в нем лиц (ст. 25 Конституции), если такие материалы представляются в суд
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. абз. 2 п.
14).
Назовем еще один аналогичный документ. Им является письмо Минфина
России от 18 июля 1996 г. № 3-Е 1-5/20 «О порядке возмещения расходов,
связанных с реализацией конфискованного и бесхозного имущества». Так, в
Письме отмечается, что согласно Положению о Государственном фонде борьбы с
преступностью, утвержденному постановлением Правительства Российской
Федерации 17 ноября 1994 г. № 1272, один из источников формирования данного
фонда составляют все средства (100%), вырученные от реализации бесхозного
имущества, изъятого при проведении '. оперативно-розыскных мероприятий
правоохранительными органами.
8. О понятии «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность»
см. комментарий к ст. 13.
9. Применительно к пониманию содержания законодательства Российской
Федерации в теории права и в практике нормотворчества наметились два
основных подхода, условно обозначаемых как «узкий» и «широкий». В «узком»
смысле такое законодательство есть система, состоящая исключительно из
нормативных актов высшей юридической силы, т.е. только из законов. В более
«широком» смысле законодательство Российской Федерации есть система,
включающая наряду с законами и иные нормативные правовые акты (в том числе,
порою, и ведомственные).
10. Нормативный правовой акт (см. ч. 1 комментируемой статьи) — это
официальный письменный акт-документ правотворчества компетентного органа,
выражающего волю государства, содержащий правовые нормы.
Нормативный правовой акт федерального органа государственной власти —
есть юридический акт одного из органов законодательной, исполнительной или
судебной власти Российской Федерации (см. п. 3 комментария).
Нормативный акт органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность (см. ч. 2 комментируемой статьи), — юридический акт
подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового
акта управления), которым конкретизируются нормы, содержащиеся в
законодательных актах, регламентирующие общественные отношения, возникающие
в оперативно-розыскной деятельности.
11. О понятии «полномочия органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность» см. я. 11 комментария к ст. 1, о понятиях «организация» и
«тактика» проведения оперативно-розыскных мероприятий см. п. 13 комментария
к ст. 12, а о понятии «оперативно-розыскное мероприятие» — комментарий к
ст. 6.
С т а т ь я 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности
(1) Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для
достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
(2) Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, привели к нарушению его про» а свобод, вправе
обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-
розыскную деятельность, прокурору или в суд.
(3) Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении
уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с
отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава
преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его
оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его
права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах,
допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения
государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении
запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения
получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.
В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность
отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме,
возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность.
(4) В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан
предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы,
содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано
заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе.
(5) В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставления необходимых
сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить
заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.
(6) Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий
материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем
уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За
три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-
розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом
уведомляется соответствующий судья.
(7) Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, запрещается:
проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо
политической партии, общественного и религиозного объединения;
принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, а также в деятельности
зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических
партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на
характер их деятельности;
разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан а которые стали
известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без
согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
(8) При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и
юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с
законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по
восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного
вреда.
(9) Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
1. В настоящей статье раскрываются отдельные положения, вытекающие из
принципов оперативно-розыскной деятельности. Одни из этих положений (см.
чч. 1, 7 и 9 ст. 5) представляют собой общие правила о пределах оперативно-
розыскной деятельности и конкретизируют требования ст.ст. 1 и 2
Федерального закона, другие устанавливают нормы, связанные с
восстановлением нарушенных прав и свобод личности.
2. Запрещение использовать оперативно-розыскную деятельность иначе как
для достижения целей и задач, указанных в настоящем Федеральном законе,
является важной гарантией прав и свобод личности. Это предписание значимо
для граждан тем, что любое ограничение их конституционных и иных
предусмотренных законодательством прав при осуществлении оперативно-
розыскной деятельности может быть признано законным и обоснованным, если
оно так или иначе связано с необходимостью выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия преступных посягательств. Не являются исключениями
случаи, когда оперативно-розыскная деятельность проводится для обнаружения
лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, для поиска без
вести пропавших граждан, установления личности трупа, а также для принятия
решений о допуске к определенным сведениям или определенным видам
деятельности (см. ч. 2 ст. 7). Необходимость оперативно-розыскных
мероприятий в подобных ситуациях может быть обусловлена исключительно
задачами выявления и предупреждения возможно уже совершенных или
готовящихся преступлений, устранения обстоятельств, которые могут
способствовать совершению преступлений определенными лицами.
Рядом статей Федерального закона (см. ст.ст. 2, 7 и 8) предусмотрено
добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации. Эта задача, позволяющая, на первый взгляд, очень
многое и допускающая широкое вторжение в среду прав и законных интересов
граждан, должна толковаться с учетом положений ст. 1 Федерального закона. А
именно: выявление любых угроз личности, обществу и государству на основании
Федерального закона возможно с целью охраны их от преступных посягательств.
На наш взгляд, решение данной задачи создает предпосылки, прежде всего, для
предупреждения преступлений.
3. Положения ч. 1 ст. 5 означают, кроме того, что оперативно-розыскная
деятельность не может подменять иные виды государственной или общественной
деятельности. Так, недопустимо применять оперативно-розыскные методы и
средства в политической борьбе в интересах отдельных партий, организаций
или лиц, вмешиваться негласно в дела государственной власти, общественных и
религиозных объединений (см. ч. 7 ст. 5).
В организации оперативно-розыскной деятельности должностные лица
обязаны руководствоваться не идеологическими и политическими, а правовыми
критериями оценки поступающей информации. Органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, запрещается создание и использование
оперативных позиций для негласного участия в работе указанных
государственных органов и общественных организаций. Однако в исключительных
случаях оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться по лицам,
являющимся членами таких организаций:
в отношении тех, по которым решается вопрос о допуске к сведениям,
составляющим государственную тайну;
совершивших преступление, расследование которого предусматривает
применение оперативно-розыскных мероприятий;
заявивших в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, о
том, что возникла угроза реализации преступного посягательства на его жизнь
или здоровье.
Кроме того, следует знать, что установленные законодателем ограничения
на проведение оперативно-розыскной деятельности не распространяются на
политические партии, общественные и религиозные объединения, не
зарегистрированные в установленном законом порядке и, возможно, проводящие
противоправную деятельность.
5. Оперативно-розыскная деятельность не должна заменять собой уголовное
судопроизводство. На основании ее результатов лицо нельзя признать виновным
в совершении преступления и с ним не могут обходиться как с преступником.
Ни при каких обстоятельствах оперативная информация не заменяет
доказательств по уголовному делу, которые могут быть получены только в
результате расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальном
законодательством. Розыск лишь указывает на возможные доказательства,
создает условия для применения уголовно-процессуального закона (см.
комментарий к ст. 11). В этой связи оперативно-розыскная деятельность
является вспомогательным механизмом уголовно-процессуальной, обеспечивая
одну из ее функций — уголовное преследование.
6. В ч. 2 настоящей статьи закреплено право лица обжаловать оперативно-
розыскные действия, которые, по его мнению, нарушили его права. В чч. 3 и 6
этой статьи установлены гарантии права на обжалование — правила хранения
оперативных материалов и ознакомления с ними заинтересованных лиц. Кроме
того, в чч. 3—5 данной статьи раскрыты некоторые особенности порядка
обжалования отказа в ознакомлении лица со сведениями оперативно-розыскного
характера.
Названные положения не представляют собой развернутой процедуры,
которой можно руководствоваться при разрешении жалоб граждан. Поэтому их
следует рассматривать лишь как конкретизацию или дополнение общих правил,
содержащихся в Законе об обжаловании в суд. Порядок
производства по жалобам, предусмотренный этим Законом, в целом применим
к конфликтам, возникающим между гражданином и органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность. Дело в том, что положения ст. 5 не
образуют иного порядка судебного обжалования. Отдельные исключения из
общего порядка исследования обстоятельств дела судом установлены для
рассмотрения жалоб, связанных с ознакомлением лица с полученными о нем
сведениями (см. п. 8 комментария).
В комментируемой статье предусмотрено обжалование оперативно-розыскных
действий в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Прокурор не может
самостоятельно устранить вредные последствия незаконных действий и
восстановить нарушенные права и свободы личности, однако своими
полномочиями может эффективно этому способствовать.
7. Под ограничениями прав и свобод личности, упомянутом в ч. 2
настоящей статьи, следует понимать действие или бездействие должностных
лиц, противоречащее нормам оперативно-розыскного законодательства (см.
комментарий к ст. 4). Именно неправомерное ограничение может быть предметом
обжалования.
Оперативно-розыскные мероприятия могут быть обжалованы, если их
результатом явилось: прямое нарушение прав и свобод гражданина; создание
препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод (в том числе
незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или незаконное
привлечение его к какой-либо ответственности). Для принесения жалобы лицу
достаточно считать состоявшиеся действия незаконными, однако удовлетворение
жалобы зависит от того, насколько она будет обоснована и мотивирована.
8. Право лица потребовать сведения о характере полученной в отношении
его информации соответствует предписанию ч. 2 ст. 24 Конституции об
обеспечении каждому возможности «ознакомления с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не
предусмотрено законом».
Поскольку сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках и лицах, конфиденциально
содействующих оперативно-розыскной деятельности, а также данные об
организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий составляют
государственную тайну, постольку материалы оперативной проверки и иные
документы или их копии, отражающие оперативно-розыскную деятельность, не
могут быть вручены заинтересованному лицу для ознакомления. Ему сообщают
только сведения «о полученной о нем информации», т.е., иными словами,
сведения о существовании материалов, характеризующих личность и поведение
данного заявителя, и сущность содержащихся в них данных.
Судья, рассматривающий жалобу лица на отказ в представлении названных
выше сведений или на непредставление их в полном объеме, вправе
ознакомиться с оригиналами оперативно-служебных документов. Вместе с тем он
не вправе ознакомить с ними заявителя. В судебном решении об удовлетворении
жалобы на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,
возлагается обязанность предоставить заявителю ранее не раскрытые сведения.
Насколько такие сведения должны быть конкретны и детализированы, предстоит
определять самому суду.
9. Право истребовать сведения о характере собранной о нем информации
предоставлено Федеративным законом «лицу, виновность которого в совершении
преступления не доказана в установленном законом порядке». В связи с тем,
что в соответствии со ст. 49 Конституции виновными должны считаться только
осужденные, круг лиц, могущих иметь интерес к оперативным материалам,
казалось бы, достаточно широк. Это могли быть лица, в отношении которых не
имеется вступившего в законную силу приговора суда. Однако ч. 3 ст. 5
допускает ознакомление с указанными данными только лиц, в отношении которых
отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено в
связи с отсутствием события преступления либо в связи с отсутствием в
деянии состава преступления.
В приведенном перечне нет оправданных по приговору суда лиц, в
отношении которых проводилась проверка на предмет допуска к определенным
сведениям или видам деятельности (см. ч. 4 ст. 7) или осуществлялось по их
просьбе прослушивание их телефонных и иных переговоров (см. ч. 4 ст. 8).
Правомерность такого решения может представляться сомнительной (особенно в
отношении оправданных по приговору), однако на практике необходимо
руководствоваться только положениями, прямо предусмотренными ч. 3 ст. 5.
Представляется, что подозреваемые и обвиняемые по расследуемым
уголовным делам не наделены правом знакомиться с какими-либо сведениями,
имеющими оперативно-розыскное происхождение, и правила ч. 3 ст. 5 на них не
распространяются. Данные, полученные в ходе оперативно-розыскной
деятельности, после возбуждения уголовного дела используются при сборе
уголовно-процессуальных доказательств. Они по существу являются данными
предварительного следствия и могут быть преданы гласности лишь с разрешения
дознавателя, следователя или прокурора в том объеме, в каком они признают
это возможным (см. ст. 139 УПК РСФСР). При этом должны учитываться
требования комментируемой статьи.
Лица, виновность которых установлена обвинительным приговором суда, не
знакомятся с характером сведений, полученных в оперативно-розыскной
деятельности. Возможно, законодатель имел в виду, что такие данные уже
использованы при получении улик, принятых судом и учтенных в своем
приговоре.
10. Жалобы на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, могут приноситься в вышестоящий орган или
прокуратуру, или в областные, краевые и им равные суды. К подсудности таких
судов относятся дела, связанные с государственной тайной. Вопросы
обеспечения ее сохранности неизбежно возникают при рассмотрении любых
споров вокруг оперативно-розыскной деятельности.
Принесение жалобы в вышестоящий орган, ответственный за проведение
оперативно-розыскной деятельности, исключает одновременное обращение в суд.
Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в
течение месяца со дня ее подачи, он в течение месяца вправе обратиться в
суд. Такое обращение возможно, как правило, не позднее трех месяцев со дня,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|