рефераты скачать

МЕНЮ


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

гражданином, оказывающим содействие в проведении оперативно-розыскной

деятельности.

В процессе разговора интересующие оперативного сотрудника вопросы могут

задаться «в открытую» или маскироваться. Возможно также использование

специальных приемов выведывания. Но в любом случае участие в беседе

опрашиваемого гражданина может быть только добровольным.

Результаты беседы могут фиксироваться в рапорте и (или) справке,

сселяемых оперативным работником после беседы, к ним могут прилагаться

аудиопленки с записью разговора, даваемых опрашиваемым объяснений, которые,

однако, уголовно-процессуальных последствий не несут.

Опросы могут проводиться конфиденциально. Причем инициатива об этом

может исходить как от оперативного работника, так и от опрашиваемого лица.

Если субъекты оперативно-розыскной деятельности заинтересованы в сохранении

в тайне факта беседы или ее содержания, то об этом необходимо предупредить

гражданина до начала беседы. В случае его несогласия взять на себя

обязательства по неразглашению таких сведений в ход опроса необходимо

вносить соответствующие коррективы, вплоть до отказа от его проведения.

Опрос — самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие и его нельзя

отождествлять с процессом получения сведений от лица, осуществляющего по

заданию правоохранительных органов наблюдение за конкретными лицами или

событиями.

Опрос может проводиться в любом месте и в любой обстановке. При его

осуществлении в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи могут

использоваться открыто или с соблюдением мер конспирации технические

средства.

Успех опроса во многом зависит от подготовки к нему, которая

складывается из: определения целей опроса; ознакомления с имеющимися

данными о личности опрашиваемого; прогнозирования возможной его реакции на

беседу; определения места и поводов для беседы; уяснения вопросов и

очередности их постановки; планирования возможных направлений использования

полученной информации и т. д.

7. Наведение справок — это получение необходимых для решения задач

оперативно-розыскной деятельности данных от предприятий, организаций,

учреждений, органов государственной власти или местного самоуправления,

общественных организаций и граждан.

Чаще всего справки получают из криминалистических, оперативных и других

учетов и информационных систем правоохранительных органов, а также из

пофамильных картотек, дактилоскопических учетов, картотек неопознанных

трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по

внешним признакам (фотоальбомы) и по способу совершения преступления, учеты

похищенных и утраченных паспортов и др.[14]

На основании международных двух- или многосторонних соглашений

правоохранительные органы Российской Федерации могут обращаться в

соответствующие органы других государств с просьбой о наведении справок на

территории запрашиваемого государства.

При наведении справок необходимо иметь в виду, что законодательством

Российской Федерации установлены специальные режимы сбора,

хранения и распространения следующей информации (см. также комментарий

к ст. 5):

а) государственных секретов, включающих:

государственную тайну (см. ст. 29 Конституции; Закон о государственной

тайне; ст.ст. 283, 284 УКРФ)1;

служебную тайну (см. ст. 139 ГК РФ; ст. 183 УКРФ);

служебную информацию (см. Положение о порядке обращения со служебной

информацией ограниченного распространения в федеральных органах

исполнительной власти. Утверждено постановлением Правительства от 3 ноября

1994 г. №> 1233);

б) отражающей различные аспекты общественной жизни, в которую входит

такая информация, содержащая:

коммерческую тайну (см. ст. 139 ГКРФ; ст. 183 УКРФ);

конфиденциальные данные (см. ст.ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ; ст. 16

Таможенного кодекса);

журналистскую редакционную тайну (см. ст. 41 Закона Российской

Федерации «О средствах массовой информации»; ст. 144 УКРФ);

в) в отношении частной жизни лица, в частности, включающая такие виды

тайны, как:

банковская тайна и тайна вкладов (см. ст. 26 Закона Российской

Федерации «О банках и банковской деятельности»; ст. 857 ГК РФ; ст. 183 УК

РФ);

врачебная (медицинская) тайна (см. ст. 61 и ч. 3 ст 35 Основ

законодательства Российской федерации «Об охране здоровья граждан»; ст. 9

Закона Российской Федераций «О психиатрической помощи и гарантиях прав

граждан при ее оказании»; ст. 14 Закона Российской Федерации «О

трансплантации органов и (или) тканей человека»; ст. 137 УКРФ);

тайна предварительного следствия (см. ст. 139 УПК РСФСР; ст. 310 УКРФ);

нотариальная тайна (см. ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской

Федераций «О нотариате»; ст. 137 УКРФ);

тайна усыновления (см. ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации;

ст. 155 УКРФ);

тайна страхования (см. ст. 946 ГК РФ; ст. 137 УК РФ);

адвокатская тайна (см. ч. 7 ст. 51 УПК РСФСР; ст. 137 УКРФ);

сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных

и контролирующих органов (см. Федеральный закон о государственной защите;

ст.ст. 311 и 320 УКРФ).

Содержание этих тайн различно. Например, ст. 26 Закона «О банках и

&НКОВСКОЙ деятельности» (вред. от 3 февраля 1996 г.) определяет, что

кредитные организации гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах

своих клиентов и корреспондентов. Справки по ним выдаются, кроме самих

вкладчиков, судам, арбитражным судам, Счетной палате Российской Федерации,

органам налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам в случаях,

предусмотренных законодательными актами б их деятельности, а при наличии

согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам,

находящимся в их производстве, а также аудиторским организациям. За

разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные

организации, а также их должностные ища и их работники несут

ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Собирание таких

сведений любым незаконным способом с целью разглашения либо незаконного

использования влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 183 УК

РФ. Если сбор таких данных осуществляется путем неправомерного доступа к

компьютерной информации повлекшего копирование информации об операциях,

счетах и вкладах граждан, то уголовно-правовая оценка таких действий должна

осуществляться в каждом конкретном случае как совокупность преступлений или

же с учетом правил разрешения коллизий.

В свою очередь содержание такого аспекта личной тайны, как врачебная

(медицинская) тайна, раскрывается прежде всего в ст. 61 и ч. 3 ст. 35 Основ

законодательства «Об охране здоровья граждан», а также ст. 9 Закона о

психиатрической помощи и ст. 14 Закона о трансплантации органов. К ней

относится информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии

здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные данные, полученные при

его обследовании и лечении, сведения о проведенных искусственном

оплодотворении и имплантации эмбриона, о личности донора, а также

информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина. Передача

таких сведений может осуществляться с одобрения гражданина или его законных

представителей. Без согласия это возможно лишь в прямо называемых в законе

случаях: при необходимости проведения обследования гражданина, неспособного

из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения

инфекции; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи

с проведением расследования или судебного разбирательства; для оказания

помощи несовершеннолетнему для информирования родителей; при наличии

оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в

результате противоправного действия.

В случае необоснованного разглашения сведений, составляющих врачебную

тайну, причем не только медицинскими и фармацевтическими работниками, но и

иными лицами, которым эти сведения были переданы на законном основании, они

несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и в

соответствии со ст. 137 УК РФ уголовную ответственность. Положения этой

статьи распространяются и на сотрудников правоохранительных органов.

Полномочия государственных органов по добыванию информации

ограничиваются стоящими перед ними задачами и определяются в федеральных

законах, регулирующих их деятельность (о милиции, об органах федеральной

службы безопасности, о федеральных органах налоговой полиции и т. п.). На

основании ст.ст. 23 и 25 Конституции и названных выше федеральных законов

их подразделения осуществляют сбор и хранение информации только в целях

обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, а также решения других

отнесенных законом к их полномочиям задач.

Наряду с отмеченным оперативным работникам, обращаясь при наведении

справок к должностным лицам или гражданам о предоставлении информации,

нужно иметь в виду, что некоторые категории лиц должны хранить в тайне

определенные сведения и законодатель не делает специальных оговорок об их

обязанности сообщать правоохранительным органам интересующие последних

данные. К их числу относятся, в частности, священнослужители, журналисты,

адвокаты, нотариусы и некоторые другие. Поэтому, испрашивая у

соответствующих должностных лиц интересующие оперативно-розыскные

подразделения сведения, необходимо подчеркивать, что вынужденное

ограничение конституционного права определенного гражданина на тайну личной

жизни осуществляется на основании конкретных положений Федерального закона.

Эти данные после получения их оперативным работником трансформируются в

служебную тайну, за необоснованное разглашение которой он несет

ответственность.

Наведение справок может осуществляться как путем непосредственного

обращения оперативного работника в организации, учреждения, к должностным

лицам или гражданам, так и путем направления письменных запросов. В

последнем случае необходимо указывать: к кому адресован запрос; фактические

основания (событие и факт, в отношении которого осуществляется проверка);

юридические основания (пункт, часть, статья соответствующего закона,

закрепляющего право субъектов оперативно-розыскной деятельности обращаться

с запросами); требуемые сведения и исходные данные, необходимые для их

поиска; адрес, куда необходимо направить ответ; телефон и фамилию

исполнителя запроса для возможных справок. Исходящий запрос подписывается

должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, а также должен иметь исходящий номер и дату.

Внутриведомственные запросы могут подписываться руководителями структурных

подразделений этих органов.

Результаты этого оперативно-розыскного мероприятия оформляются справкой

и (или) рапортом оперативного работника, его осуществляющего. В них

указывается в связи с чем, где и при каких условиях наводилась справка.

Если из запрашиваемой организации ответ был получен в письменной форме, он

приобщается к справке или рапорту.

8. Сбор образцов для сравнительного исследования — это осуществляемые в

процессе оперативно-розыскной деятельности действия по обнаружению и

изъятию в целях идентификации предметов, сохранивших следы преступления,

либо служивших объектами преступных посягательств, либо могущих служить

средством к обнаружению общественно опасного противоправного деяния и лиц,

к нему причастных.

Сбор образцов, проводимый субъектами оперативно-розыскной деятельности,

необходимо отличать от проводимых в рамках административных полномочий

органов милиции (см. п .25 ст. 11 Закона о милиции), \ таможенных органов

(см. ст. 135 Таможенного кодекса) и других государ-1'ственных органов

изъятий образцов сырья, продукции и товаров. В качестве предметов, сбор

образцов которых осуществляется в процессе оперативно-розыскной

деятельности, могут выступать, в частности: единичные экземпляры

контрабандой партии товара или предметов, оборот которых запрещен или

ограничен; частицы наркотических, ядовитых или других веществ, руды,

содержащей драгоценные металлы; образцы почерка и любые другие предметы,

вещи и вещества.

Сбор таких предметов может осуществляться любыми не запрещенные

законами и не создающими опасности для жизни, здоровья людей и

экологической безопасности способами. К его осуществлению могут

привлекаться специалисты и использоваться различные технические средства.

Сбор таких образцов в ходе оперативно-розыскной деятельности до

возбуждения уголовного дела осуществляется в целях идентификации

подозреваемых лиц и решения в последующем вопроса о их причастности к

совершенному преступлению. О проведенном сборе образцов составляется

справка или (и) рапорт, в котором наряду с общими данными указываются

условия, при которых происходил сбор образцов, применяемые при этом

технические средства и их характеристики, вид упаковочного материала,

дается описание вещества, образцы которого изъяты, и в обязательном порядке

— количество изъятого вещества. Добытые образцы упаковываются и

направляются с сопроводительным письмом руководителя оперативного

подразделения в подразделение, осуществляющее исследования, для получения

необходимого заключения, которое служит только оперативно-розыскным целям.

9. Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе оперативно-

розыскной деятельности закупка товаров, предметов или веществ в целях

проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или

предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения,

сбыта и т. п. предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен

(драгоценные металлы, наркотические вещества, оружие и др.).

Проверочную закупку могут осуществлять непосредственно оперативные

работники или по их заданию лица, оказывающие им содействие в решении задач

оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 проверочная закупка предметов, веществ и

продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых

ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного

руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проверочную закупку, осуществляемую субъектами оперативно-розыскной

деятельности, необходимо отличать от проводимой органами налоговой полиции

в рамках их административных полномочий контрольной проверки после

проверки, проведенной налоговыми органами (см. п. 3 ст. 11 Закона о

федеральных органах налоговой полиции).

При проведении проверочной закупки могут использоваться технические

средства для фиксации за ее ходом, а также специальные окрашивающие

средства (см. ст. 14 Закона о милиции).

О результатах проведения проверочной закупки должностное лицо органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, составляет рапорт и

(или) справку.

По существу проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи,

совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без

намерения создать соответствующие ей правовые последствия (см. ст. 170 и

гл. 30 ГК РФ). Это обстоятельство нужно учитывать при планировании

рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия и при гражданско-

правовой оценке возможных последствий, так как его проведение в ряде

случаев требует значительных финансовых средств, которые необходимо

возмещать.

10. Исследование предметов и документов — это осуществляемое в процессе

оперативно-розыскной деятельности исследование предметов и документов,

сохранивших на себе следы преступной деятельности, явившихся орудием

совершения преступления или результатом преступной деятельности, в целях

решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование предметов и документов как оперативно-розыскное действие

производится вне рамок уголовного дела оперативным сотрудником или по его

поручению криминалистическими и иными подразделениями правоохранительных

органов, другими государственными органами, организациями и учреждениями, а

также частными лицами, в том числе и на конфиденциальной основе.

Один из принципов исследования документов и предметов сводится к тому,

что в его процессе не должна быть утеряна возможность использовать предметы

и документы в доказывают по уголовному делу.

Исследованию документов и предметов может предшествовать такое

оперативно-розыскное мероприятие, как сбор образцов для сравнительного

исследования.

Результаты исследования оформляются рапортом и (или) справкой

оперативного работника. К этим документам могут прилагаться составляемые

лицами или организациями, которые по поручению оперативного работника

непосредственно проводили исследования, соответствующие заключения или

справки.

Результаты исследования могут использоваться на основаниях и в порядке,

предусмотренном в ст. 11 Федерального закона.

11. Наблюдение — это осуществляемые в процессе оперативно-розыскной

деятельности целенаправленное, систематическое непосредственное визуальное

или опосредованное (с использованием оперативно-технических средств)

восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной

деятельности явлений, событий, фактов, процессов. Может осуществляться

непосредственно оперативным работником или по его (заданию сотрудниками

спецподразделений правоохранительных органов либо лицами, оказывающими ему

содействие, в том числе и на конфиденциальной основе, контактирующие с

лицами, подозреваемыми в подготовке или совершении преступления.

С помощью наблюдения, в основе которого лежит применяемый во ж сферах

человеческой деятельности естественнонаучный метод получения информации,

можно решать такие частные задачи, как:

добывание информации об элементах оперативной обстановки, а также

данных, необходимых для планирования оперативно-розыскных мероприятий и

следственных действий: планах и намерениях изучаемых лиц, предполагаемых

маршрутах их передвижения, поведения в местах, посещение которых ограничено

(клубы, частные владения и т. п.);

получение сведений о составе преступных групп, распределении в них

влей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и

взаимоотношениях с другими членами группы;

выявление наиболее вероятных мест сокрытия ценностей, добытых

преступным путем, а также орудий и средств совершения преступлений;

получение информации о соучастниках преступной деятельности.

Наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан,

допускается на основании судебного решения и при наличии информации,

указанной в ч. 2 ст. 8[15].

Результаты наблюдения оформляются рапортом, справкой, сообщением или

другим документом с приложением в необходимых случаях документов,

составленных лицами, непосредственно осуществляющими слежение, а также

полученных в процессе осуществления этого мероприятия фотографий, кино-,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.