Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
сотрудничеству дееспособных лиц, по состоянию здоровья не способных
принимать участие в мероприятиях оперативно-розыскной деятельности или
имеющих признаки психических отклонений.
10. Волеизъявление граждан в установлении конфиденциальных отношений с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может
осуществляться в письменной форме в виде контракта. Контракт — договор,
соглашение со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон.
Контракт может заключаться органом, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, только с совершеннолетним дееспособным лицом, способным
самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. В
соответствии со ст. 60 Конституции гражданин приобретает такие права и
обязанности с 18-летнего возраста. С этого возраста гражданин своими
действиями приобретает не только права, но и создает юридические
обязанности, а равно способен нести ответственность за последствия своих
действий по российскому законодательству.
Следовательно, органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, вступают с отдельными гражданами в специфические гражданско-
правовые и трудовые отношения. Контракт выступает юридической гарантией для
такой категории граждан, являющихся одной из сторон в установлении
специфических трудовых отношений (о социальной и правовой защите см.
комментарий к ст. 18). Отсюда следует, что контракт как разновидность
договора имеет определенные правовые последствия для обеих сторон, а потому
он должен отвечать юридически значимым требованиям.
Так, в контракте обязательно должны быть определены его общие
положения. Помимо договаривающихся сторон, в нем должны быть указаны
порядок, условия и основания продления сроков действия контракта либо
внесения в него добавлений, изменений — по необходимости.
В предмете контракта должно быть в общих чертах указано, какие
обязательства принимают на себя стороны в решении задач оперативно-
розыскной деятельности и срок, на который он заключается. Оговариваются
особенности действия сторон. В частности, для конфидентов указывается, в
чем заключается их содействие при подготовке или проведении оперативно-
розыскных мероприятий. Содержание этих сведений носит индивидуальный
характер и зависит от личных и деловых качеств конфидента, характера
выполняемых им заданий, а также реальных возможностей в решении задач
оперативно-розыскной деятельности. При этом в контракте запрещается
указывать сведения, составляющие государственную тайну.
В правах и обязанностях договаривающихся сторон в первую очередь должны
быть оговорены требования к предмету договора, в том числе в какой форме
(устной, письменной, образцов документов, изделий и т. д.) конфидент будет
представлять информацию в процессе участия в проведении оперативно-
розыскных мероприятий; обязательства органа, осуществляющего оперативно-
розыскную деятельность, в создании необходимых благоприятных условий для
выполнения оперативно-розыскных заданий; обязательства органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в организации для
конфидента отдельных видов подготовки (специальной, психологической и др.).
Среди особенностей прав и обязанностей сторон необходимо указать пределы
использования оперативной информации и т. д., а также обязательства,
связанные с обеспечением личной безопасности конфидента, членов его семьи и
т. д.
В контракте необходимо отражать вид, размер и порядок вознаграждения
конфиденту за выполнение взятых им обязательств по контракту. Кроме того, в
контракте могут быть указаны иные виды расчетов в зависимости от основы
мотивации конфиденциального сотрудничества.
Стороны контракта несут обоюдную ответственность за выполнение его
условий. При этом ответственность сторон должна предусматривать возмещение
понесенного в связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных
мероприятий не только материального или морального ущерба, но и, например,
ограничение прав конфидента на срок, установленный контрактом. Кроме того,
в контракте должны быть предусмотрены меры социального обеспечения
конфидента или членов его семьи и другие обстоятельства в соответствии с
действующим гражданским законодательством и Федеральным законом.
В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с
результатами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том
числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой
связи контрактом могут устанавливаться конкретные требования к конфиденту,
например, связанные с ограничением его прав выезда за границу в пределах
установленного срока после окончания действия контракта при выполнении
условий сотрудничества.
Содержание контракта должно быть изложено понятным языком и не быть
двусмысленным. Письменный текст контракта составляется для договаривающихся
сторон в двух экземплярах и подписывается конфидентом и руководителем
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подписи
скрепляются гербовой печатью органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, после чего контракт вступает в законную силу.
Действие контракта прекращается по инициативе одной из сторон и может
быть обжаловано на общих основаниях в установленном законом порядке.
Досрочное расторжение контракта осуществляется при неисполнении его условий
либо по иным обязательствам. Например, основанием для досрочного
расторжения контракта о конфиденциальном сотрудничестве со стороны органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются:
разглашение сведений о конфиденциальном сотрудничестве;
утрата конфидентом возможности оказывать содействие органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
приобретение конфидентом статуса народного депутата, судьи, прокурора,
адвоката, священнослужителя или полномочного представителя официально
зарегистрированного религиозного объединения;
совершение конфидентом преступления (в частности, вступление конфидента
в преступный сговор с лицами, подозреваемыми в подготовке, совершении и
сокрытии преступления);
использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной
деятельности;
разглашение сведений конфиденциального характера, сопряженное с
нанесением ущерба оперативно-розыскной деятельности;
умышленное предоставление заведомо ложной информации;
сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное искажение;
уклонение от сотрудничества в различной форме;
грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой
конфиденциального сотрудничества;
неудовлетворительное состояние здоровья;
другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудничестве.
Более детально порядок заключения контракта с лицами, принимающими
участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, может быть изложен в
ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность.
11. В комментируемой статье изложен исчерпывающий перечень лиц,
привлечение которых к сотрудничеству на контрактной основе запрещено. В
этом перечне законодатель выделяет две группы граждан. Первую составляют
народные депутаты, судьи и прокуроры. Вторую — адвокаты, священнослужители
и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных
объединений.
Запрет на привлечение к конфиденциальному сотрудничеству на контрактной
основе первой группы граждан связан с тем, что ее представители наделены в
установленном законом порядке определенными законодательными, судебными и
надзорными полномочиями. При этом введение в Федеральный закон
запретительных санкций на привлечение к сотрудничеству представителей
законодательной и судебной ветвей власти на контрактной основе обусловлено
рядом факторов.
Во-первых, установление конфиденциального сотрудничества с гражданами
является специфическим условием решения задач оперативно-розыскной
деятельности субъектов, которые в системе государственного управления
наделены исполнительно-распорядительными полномочиями. С позиций
занимаемого правового положения в системе государственных органов они не
вправе осуществлять негласное руководство представителями законодательной и
судебной власти. Данное положение относится также к прокурорам, которые в
России осуществляют прокурорский надзор (в том числе за исполнением
законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности).
Во-вторых, нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному
сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе
использовалось органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую
деятельность и работу судов. Согласно ст. 120 Конституции судьи независимы
и обязаны выполнять требования только Конституции и федеральных законов (в
частности, для обеспечения их независимости в ст. 294 УК РФ предусмотрена
уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в
деятельность суда).
В-третьих, государственные служащие указанной категории граждан не
вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,
научной и иной творческой деятельности (см. Федеральный закон об основах
государственной службы).
В части, касающейся запрещения использования конфиденциального
содействия на контрактной основе адвокатов, священнослужителей и
полномочных представителей официально зарегистрированных объединений,
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следует
отметить, что, помимо адвокатов, речь идет об особой категории граждан,
которые:
возведены в духовный сан и таким образом наделены каноническим правом
самостоятельно совершать богослужение, обряды и таинства, в том числе
исповедь (например, по канонам Русской Православной Церкви дьяконы не
наделены правом исполнять религиозные таинства);
в законном порядке имеют право выполнять юридические действия от имени
официально признанных государством религиозных организаций и объединений;
обладают полномочным правом от имени официально зарегистрированных
религиозных объединений участвовать на временной или постоянной основе в
деятельности различных организаций (общественных, коммерческих,
государственных, международных и т.д.). На практике такими полномочиями,
как правило, наделяются также лица духовного звания.
Запретительные санкции на привлечение к сотрудничеству на контрактной
основе второй группы граждан в значительной мере обусловлены этическими
соображениями. В частности, по этическим соображениям недопустимо
использование органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
специфических трудовых и гражданско-правовых отношений с адвокатами,
священнослужителями и полномочными представителями официально
зарегистрированных религиозных объединений для получения конфиденциальной
информации, например, ставшей им известной в процессе тайной исповеди
верующего, защиты подозреваемого, обвиняемого и т. д. Кроме того,
использовать такой вид отношений для оказания через указанную группу
граждан влияния на верующих, подзащитных, содержание и характер
деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных
организаций, где они являются полномочными представителями официально
зарегистрированных религиозных объединений.
Зарегистрированные в установленном законом порядке религиозные
организации осуществляют свою деятельность на основании документов
внутреннего содержания. В этой связи органы, осуществляющие оперативно-
розыскную деятельность, не вправе негласно влиять на характер и содержание
деятельности религиозных организаций, если она не противоречит российскому
законодательству.
Положения комментируемой статьи не исключают возможности для органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлечения граждан к
конфиденциальному сотрудничеству указанной группы граждан с их
добровольного согласия и на любой иной (кроме контрактной) основе. При этом
предписания комментируемой статьи не распространяются, в частности, на
священнослужителей и официальных представителей религиозных организаций,
согласившихся добровольно оказывать содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, на неконтрактной основе, а также на
священнослужителей, участвующих в деятельности религиозных организаций, не
зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке.
Требования статьи также не распространяются на:
священнослужителей и официальных представителей религиозных
организаций, согласных сотрудничать с органом, осуществляющим оперативно-
розыскную деятельность, без заключения контракта и по их инициативе;
священнослужителей и других лиц из религиозных организаций (не
зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и
занимающихся противоправной деятельностью, относящейся к компетенции
субъектов оперативно-розыскной деятельности.
12. Порядок установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими
согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и условия их
документального оформления ввиду их секретного характера определяются
ведомственными нормативными актами.
13. Государственным и частным организациям, не являющимся субъектами
оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с российским
законодательством запрещается устанавливать с гражданами отношения
конфиденциального сотрудничества для решения задач, не относящихся к их
компетенции (см. комментарий к ст. 13).
Статья 13. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
(1) Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, находятся под защитой государства.
(2) Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по
контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе
гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными
лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
(3) При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на
жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов
их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры но
предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению
их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации.
(4) Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное
деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с
органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно
способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или
иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(5) Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-
розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления
или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и
другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие
выплаты налогами не облагаются а в декларациях о доходах не указываются.
(6) Период сотрудничества граждан по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного
рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право
на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
(7) В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей
допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке,
определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
(8) В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в
проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам,
находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного
содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия
по случаю потери кормильца.
(9) При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения,
контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность
дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного
содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по
инвалидности.
1. Статья заменила собой ст. 16 ранее действовавшего Закона об
оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят
в следующем:
указано, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие
содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не
только выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, но и
правовую защиту, связанную с правомерным выполнением этими лицами
общественного долга и возложенных на них обязанностей;
сформулировано новое предписание, предусматривающее условия
освобождения от уголовной ответственности лица из числа преступной группы;
предусмотрена выдача вознаграждения и других выплат лицам, оказывающим
помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также
установлен их льготный порядок;
уточнено, что проведение спецмероприятий допускается в целях
обеспечения безопасности любых лиц, сотрудничающих с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей, а не
только лиц, сотрудничающих с этими органами по контракту.
2. Цель статьи — нормативно закрепить надежную и достаточно эффективную
систему социальных и правовых гарантий.
3. Предписания статьи регулируют только те отношения в оперативно-
розыскной деятельности, которые складываются по поводу социальной и
правовой защиты граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная), поскольку реализация ее
предписаний предполагает обращение к нормам других законодательных и иных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|