Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
правовых предпосылок для изъятия материальных предметов и документов
способами уголовного процесса совершение этих действии при производстве
оперативно-розыскных мероприятий должно признаваться недопустимым. В ходе
оперативно-розыскной деятельности прежде всего необходимо создавать
реальные условия для решения данного вопроса именно таким путем.
Из п. 1 ч. 1 ст. 15 вытекает, что изъятие предметов, материалов и
сообщений при проведении оперативно-розыскных мероприятий возможно только
тогда, когда имеются признаки преступления, создающего угрозу жизни и
здоровью лица, а также угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности России. Прокурорский надзор должен направлять
оперативно-розыскную практику на то, что при наличии таких признаков должно
возбуждаться уголовное дело и тогда изъятие документов будет осуществлено
путем производства соответствующих следственных действий.
Прокурорский надзор в этом направлении поможет избежать одной
существенной сложности. Предметы, материалы и сообщения, связанные с
преступлением, являются его следами. Поэтому они могут быть вовлечены в
процесс доказывают по уголовному делу и стать содержанием соответствующих
видов доказательств. В принципе, это возможно и в случаях изъятия при
проведении оперативно-розыскных мероприятий, когда орган, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность, направит эти материальные предметы и
документы следователю или суду, в производстве которых находится конкретное
уголовное дело. Но существенная сложность состоит в том, что для придания
соответствующим материалам статуса соответствующих видов доказательств
должен быть раскрыт путь их получения, т.е. содержание конкретного
оперативно-розыскного мероприятия. Лица, которые это проводили, подлежат
допросу в качестве свидетелей. Очевидно, что все это может быть сопряжено с
разглашением той стороны оперативно-розыскной деятельности, которая
составляет государственную тайну.
10. В соответствии со ст.ст. 1 и 29 Федерального закона о прокуратуре и
ст. 21 настоящего Федерального закона в предмет прокурорского надзора
включены следующие существенные направления оперативно-розыскной
деятельности:
законность и обоснованность заведения, ведения и прекращения дел
оперативного учета (см. ст. 70);
обеспечение социальной и правовой защиты должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также граждан,
содействующих органам, осуществляющим эту деятельность (см. ст.ст. 16 и
18);
защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (см. ст. 12);
законность и обоснованность решений, принимаемых должностными ; лицами
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 1 Конечно,
все перечисленные элементы прокурорского надзора органически взаимосвязаны
и выделение их в качестве самостоятельных весьма условно.
11. Согласно ч. 3 ст. 21 сведения о лицах, в ней перечисленных,
представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за
исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Отсюда следует, что по общему правилу та часть оперативно-розыскной
деятельности, которая касается указанной категории лиц, не входит в предмет
прокурорского надзора.
Эта же статья Федерального закона исключает из предмета прокурорского
надзора сведения об организации, о тактике, методах и средствах
осуществления оперативно-розыскной деятельности. Однако здесь имеется
некоторая несогласованность предписаний Федерального закона. В соответствии
с Федеральным законом о прокуратуре, а также ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 21
настоящего Федерального закона гражданин по поводу таких нарушений вправе
обратиться с жалобой к прокурору. Представляется, что прокурор не может
отказать в принятии такой жалобы по тому мотиву, что это не входит в
предмет прокурорского надзора, а обязан ознакомиться с соответствующими
оперативно-служебными документами, проверить и разрешить жалобу и дать на
нее мотивированный ответ.
Явное противоречие имеется и в предписаниях ст. 21. В ч. 1 этой статьи
сказано, что по запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в
прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении
законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законности
принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, предоставляют указанному прокурору
оперативно-служебные документы, послужившие основаниями для проведения этих
мероприятий. А в ч. 3 этой же статьи сказано, что сведения об организации,
о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной
деятельности в предмет прокурорского надзора не входят. Но ведь нарушения
законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законности
принимаемых при этом решений в основе своей органически связаны с
организацией, тактикой, методами и средствами осуществления оперативно-
розыскной деятельности. Поэтому прокурор не может проверить обращения
граждан по поводу таких нарушений, не вторгаясь в ту сферу этой
деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора. Конечно,
проводить специальные проверки той части оперативно-розыскной деятельности,
которая не входит в предмет прокурорского надзора, не следует. Но
определенным должно быть одно — какую бы жалобу или иную информацию о
нарушениях законов в ходе оперативно-розыскной деятельности ни получил
прокурор, он должен рассмотреть ее, принять по ней мотивированное решение и
сообщить об этом гражданину.
12. Согласно ст. 21 Федерального закона о прокуратуре проверки
исполнения законов федеральными министерствами и ведомствами проводятся на
основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения
закона, требующих принятия мер прокурором. В ч. 1 ст.30 этого же Закона
предусмотрено, что полномочия прокурора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, устанавливаются другими
федеральными законами. К ним прежде всего относится комментируемый
Федеральный закон. Из ч. 2 ст. 21 непосредственно вытекает, что
прокурорский надзор возможен не только в связи с поступившими в прокуратуру
материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов
органами, осуществляющими эту деятельность, но и по собственной инициативе
уполномоченных прокуроров. Без этого прокурорский надзор за исполнением
законов в сфере оперативно-розыскной деятельности носил бы эпизодический и
односторонний характер и был бы крайне неэффективным.
Требование осуществления систематического прокурорского надзора за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, вытекает также из ведомственных актов Генеральной
прокуратуры. Например, приказ Генерального прокурора от 21 февраля 1995 г.
№ 10 «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием
преступлений» требует при осуществлении прокурорского надзора акцентировать
внимание на законности оперативно-розыскных мероприятий, реализации
оперативной информации.
Этот же приказ обязывает прокуроров проверять, реализуются ли в полной
мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов
дознания. Здесь же указывается на необходимость в соответствии с оперативно-
розыскным законом активно использовать предоставленное законом право давать
письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях
получения информации о лицах, совершивших преступления, местонахождении
похищенного или подлежащего аресту имущества, других обстоятельствах,
имеющих существенное значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и
подозреваемых (см. п. 17).
13. Прокурор должен своевременно выявлять любые нарушения прав и
законных интересов физических и юридических лиц, допущенные при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности, и обязан принимать меры к
восстановлению нарушенных прав и интересов физических и юридических лиц,
возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечения виновных
к установленной законом ответственности.
14. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе
обжаловать эти действия также прокурору (см. ч. 2 ст. 5). Поэтому
значительная часть прокурорского надзора состоит в проведении надлежащей
проверки жалоб и заявлений граждан и должностных лиц на действия органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Средствами такого надзора
прокуроры должны пресекать нарушения прав и законных интересов граждан,
предприятий, учреждений и организаций и принимать меры по привлечению
виновных к установленной законом ответственности.
15. В связи с жалобами граждан, а также по собственной инициативе
прокурор в пределах своей компетенции должен проверять законность действий
должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
лиц, руководящих ими.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 уполномоченный прокурор в связи с
поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о
нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и
законности принимаемых при этом решений по собственной инициативе вправе
требовать от руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, представления необходимых оперативно-служебных документов.
Приказ Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 предписывает
уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные
документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а
также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета (см. п. 4).
Такие материалы ему должны быть представлены. Исключение составляют
материалы, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или
оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, а также
документы, зашифровывающие личность соответствующих должностных лиц и
граждан. Оперативно-служебные материалы, составляющие такие сведения, могут
быть представлены прокурору только с письменного согласия указанных лиц. В
письменном документе должно быть явно выраженное добровольное согласие
конкретного лица на ознакомление прокурора с рассматриваемыми материалами.
Такое согласие не требуется лишь в случаях совершения лицом, внедренным в
организованную преступную группу, штатным негласным сотрудником органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или лицом, оказывающим
или оказывавшим содействие этим органам на конфиденциальной основе,
уголовного преступления и привлечения его в связи с этим к уголовной
ответственности.
Руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы,
относящиеся к той части этой деятельности, которая не входит в предмет
прокурорского надзора.
Все вопросы, связанные с отнесением той или иной части оперативно-
служебных документов к государственной тайне, а также ознакомлением с ними
прокурора, решает руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность. При этом он руководствуется Конституцией, комментируемым
Федеральным законом, Законом о государственной тайне, другими законами
Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами.
16. При проверке исполнения законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе требовать объяснения от
соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими закона, а также от
иных лиц, которым известны обстоятельства правонарушений (см. ч. 1 ст. 22
Федерального закона о прокуратуре). Объяснение может быть получено в устном
или письменном виде. Письменное объяснение должно быть подписано лицом,
давшим его, а устное может быть отражено в справке, составляемой
прокурором.
17. Способы реагирования прокурора на нарушения законов, допущенные в
сфере оперативно-розыскной деятельности, зависят от характера проверяемого
вопроса. Важным самостоятельным способом такого реагирования может быть
представление прокурора об устранении нарушений закона, допущенных в ходе
осуществления оперативно-розыскной деятельности. Прокурор вносит
представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранять
нарушения закона. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты
конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им
способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор вправе опротестовывать противоречащие закону приказы и указания
руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
При наличии достаточных оснований прокурор вправе также вынести
мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства
об административном правонарушении, а также требовать привлечения лиц,
нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. При
осуществлении надзора прокурор не вправе решать по существу никакие вопросы
оперативно-розыскной деятельности или давать указания о проведении тех или
иных конкретных оперативно-розыскных мероприятий.
18. В связи с осуществлением проверки исполнения законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор заводит
надзорные производства. В них могут содержаться жалобы, принятые им к
производству, документы, послужившие основанием для проверки оперативно-
розыскных мероприятий, а также по другим вопросам оперативно-розыскной
деятельности. Важно обеспечить такое положение, чтобы в надзорных
производствах находились только необходимые материалы и документы и не было
таких, которые к проводимой проверке не имеют отношения.
В случаях, когда документов по вопросам оперативно-розыскной
деятельности незначительное количество, рекомендуется содержать их не в
надзорных производствах, а в специальном наряде (деле), заведенном согласно
номенклатуре секретных дел.
В органах прокуратуры должно быть обеспечено надлежащее
делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности,
содержащим секретные сведения, которое исключало бы утрату или разглашение
этих сведений.
19. Согласно предписаниям ч. 1 комментируемой статьи надзор
осуществляется за исполнением законов Российской Федерации. Исполнение
законов — одна из трех форм правореализации. Оно выражается в активных
действиях субъектов по осуществлению предписаний законов (в частности, по
выполнению возложенных на них обязанностей). Однако в практической
оперативно-розыскной работе происходит реализация норм законов не только в
форме исполнения, но и в других формах — соблюдения и использования. Кроме
того, в оперативно-розыскной деятельности широка практика применения права,
т.е. основанных на властных полномочиях соответствующих оперативно-
розыскных органов и их должностных лиц действий по претворению правовых
норм в жизнь.
Следовательно, законные полномочия российской прокуратуры по надзору за
оперативно-розыскной деятельностью юридически оформлены не для всех форм
реализации правовых норм, а только для одной из них — исполнения и, вместе
с тем, вообще не оговорены в области применения правовых норм в оперативно-
розыскной деятельности.
Кроме того, формулировка законодателя о надзоре за исполнением только
законов Российской Федерации исключает его проведение при реализации:
законов иных государств (в частности, законов государств ближнего
зарубежья) в случае их обоснованного применения на территории Российской
Федерации; субъектов в составе Российской Федерации; бывшего Союза ССР (тех
их них, которые обоснованно применяются на практике);
иных нормативных правовых актов (в частности, указов Президента и
постановлений Правительства России, ведомственных нормативных актов);
международных договоров и соглашений России в области оперативно-
розыскной деятельности (см. п. 7 комментария к ст. 4).
С т а т ь я 22. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации
и проведении оперативно-розыскных мероприятии,
1. Статья заменила ст. 20 ранее действовавшего Закона об оперативно-
розыскной деятельности. Фактически изменений и дополнений в тексте статьи
не произошло .(за исключением редакционных уточнений).
2. Цель статьи заключается в системном изложении общих предписаний
ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью.
3. Действие предписаний, изложенных в статье, распространяется на сферу
организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
4. Статья носит бланкетный характер, так как отсылает к законодательным
и ведомственным нормативным правовым актам.
5. Помимо прокурорского, судебного и парламентского контроля за
законностью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий
(см. комментарий к ст. ст. 20 и 21) Федеральным законом устанавливается
также ведомственный контроль. Контроль за законностью при организации таких
мероприятий обеспечивается со стороны руководителей органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 13).
6. Установление в законодательном порядке ведомственного контроля
продиктовано спецификой оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой
решение оперативных задач осуществляется с помощью проведения негласных
мероприятий, в том числе затрагивающих права и свободы граждан (см. ст. 5).
В этой связи законодатель возлагает на руководителей органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, контроль за законностью
при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, недопущение
в процессе их осуществления нарушений прав и свобод личности, причинение
ущерба общественным и государственным интересам. Руководители органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную
ответственность (в соответствии с федеральными законами и ведомственными
нормативными актами) правильность и эффективность использования сил и
средств органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность. Они
несут ответственность как в целом за организацию оперативно-розыскной
деятельности, так и за законность при организации и проведении конкретных
оперативно-розыскных мероприятий.
7. Контрольные функции со стороны руководителей органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, за законностью и обоснованностью
проводимых оперативно-розыскных мероприятий реализуются в следующих формах:
путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|