рефераты скачать

МЕНЮ


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

в указанных трех подвидах оперативно-розыскной деятельности, в единый

уголовно-розыскной (вариант — оперативно-розыскной) процесс. Ученым и

специалистам еще только предстоит разработать основы теории уголовно-

розыскного процесса, под которым нами понимается основанная на законе и

облеченная в форму правовых отношений деятельность правоохранительных

органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также

участвующих в ней лиц. Причем осуществляемая в целях предупреждения

совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц,

уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач

уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

[4] В уголовном процессе используется шесть видов доказательств:

показания свидетеля и потерпевшего; показания обвиняемого и подозреваемого;

заключение эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных и

судебных действий и иные документы.

[5] Такое решение имеет не только положительные, но и отрицательные

последствия, так как появились формально законные основания толковать

остальные перечисленные в ст. 3 принципы оперативно-розыскной деятельности

(конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств) как якобы

неконституционные.

[6] ' Эти принципы не выделены законодателем в специальную статью

Федерального закона. Тем не менее они вытекают из содержания правовых норм,

регулирующих общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.

Ими являются следующие принципы: законность; публичность; гуманизм;

равенство прав человека и гражданина перед законом; неотвратимость

ответственности, совокупность применения гласных и конспиративных методов,

средств и действий; применение конфидентов, подчиненность оперативного

сотрудника, ведущего оперативное дело, только закону; презумпция

невиновности; всесторонность, полнота и объективность исследования

обстоятельств оперативного дела; вневедомственный контроль и прокурорский

надзор за реализацией законов в оперативно-розыскной деятельности, свобода

обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность; обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление

с материалами оперативного дела; оценка фактической информации оперативных

доказательств) по внутреннему убеждению.

[7] Вступил в силу с 1 января 1997 г.

[8] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

[9] См. приложение к приказу Генерального прокурора от 17 мая 1995 г. №

32, министра внутренних дел от 12 мая 1995 г. № 199, директора Федеральной

службы безопасности от 18 мая 1995г.№73и директора Департамента налоговой

полиции от 22 мая 1995 г. № 278.

[10] ' Представляется, точнее — уголовно-розыскные правовые отношения.

Такие правоотношения есть отношения, складывающиеся, протекающие,

развивающиеся и прекращающиеся в ходе работы уполномоченных на то законом

субъектов по заведению, производству и разрешению дел оперативного учета

(оперативных дел), ведущихся в связи с совершением преступления или в связи

с реальной возможностью его совершения.

[11] Подписана в Минске главами государств — членов СНГ 22 января 1993

г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4

августа 1994 г. № 16-ФЗ.

[12] Соглашением предусмотрены следующие формы сотрудничества:

исполнение запросов по делам оперативного учета, обмен оперативно-розыскной

информацией, содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и др.

[13] ' В плане: кратко указывается существо имеющихся материалов и

дается их юридическая оценка (со ссылками на соответствующие статьи УК РФ);

отмечаются те обстоятельства, данные о которых предполагается получить в

результате планируемого мероприятия; раскрываются особенности его

проведения; делается расчет необходимых оперативных сил и средств;

показываются вопросы организации и взаимодействия, меры зашифровки, а в

случае необходимости и безопасности участвующих в нем лиц и др.

[14] Например, для наведения справок о времени призыва на военную

службу орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обращается

или в военкомат, который призывал военнообязанного, или, в случае

отсутствия данных о месте призыва, в войсковую часть, в которой

интересующее лицо начинало службу.

[15] ' Основные положения проведения наблюдения с использованием

технических средств (определены в межведомственной Инструкции об основах

организации и тактики проведения соответствующих технических мероприятий,

объявленной совместным приказом ФСБ России, МВД РФ, СВР России и др. (см.

комментарий к ст. 4}.

[16] ' Правовые основы контролируемой поставки как метода выявления

лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, определены в

Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и

психотропных средств» (1988 г.). В ряде других международно-правовых актов,

регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью,

декларируется возможность применения этого метода не только в целях

пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных

ценностей. Особо отметим, что в связи с принятием нового УК РФ Постоянным

комитетом по контролю наркотиков приняты следующие акты (соответственно 9

октября, 17 декабря и 25 декабря 1996 г.): Критерии и перечни психотропных

веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров

количества наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в

незаконном хранении или обороте; Список веществ, находящихся под

специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении

наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией

ООН 1988 г.; Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под

специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении

наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ (см.:

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. №3. С. 17).

[17] ' В частности, основания правомерности таких действий и

освобождения от уголовной ответственности или наказания лиц, совершивших

их, закреплены: в ч. 4 ст. 16 Федерального закона; ст.ст. 37—42 УК РФ; ст.

75, примечаниях к ст.ст. 204, 205, 208, 222, 223, 228 и 291 УК РФ; п. 2 ст.

5, ст.ст. 6 и 7 УПК РСФСР. Правоохранительные органы также могут

ходатайствовать о помиловании таких лиц (см. ст. 85 УКРФ). В ч. 4 ст. 16

подчеркнуто, что при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных

прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и

государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение

вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие,

совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного

или общественного долга.

[18] ' В плане отражаются: конкретные обстоятельства, на проверку

которых направлен эксперимент; содержание опытных действий, их количество и

последовательность; место, время проведения эксперимента, состав участников

эксперимента, а также место, время и содержание их инструктажа; мероприятия

по реконструкции обстановки и созданию необходимых условий эксперимента;

расчет необходимых сил и средств; вопросы взаимодействия и координации

подразделений правоохранительных и иных органов, участвующих в эксперименте

и обеспечивающих его проведение; средства фиксации хода и результатов

эксперимента; меры по локализации возможных негативных последствий;

направления использования результатов эксперимента; предполагаемые

финансовые расходы и др.

[19] ' Порядок лицензирования определен постановлением Правительства

Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770

[20] Лицензии выдаются на основании следующих документов: а) заявления о

выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — их наименования и

организационно-правовой •формы, юридического адреса, номера расчетного

счета и названия обслуживающего банка; для индивидуальных предпринимателей

— фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем

выдан), места жительства; вида деятельности, связанной со специальными

техническими средствами, и конкретного наименования специальных средств;

срока действия лицензии; б) копии учредительных документов; в) копии

свидетельства о государственной регистрации юридического лица; г) справки

налогового органа о постановке на учет или свидетельства о государственной

регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со

штампом налогового органа; д) копии документов, подтверждающих право

собственности, право хозяйственного ведения на имущество, необходимое для

осуществления заявляемого вида деятельности; е) документов, подтверждающих

обеспечение безопасности заявляемого вида деятельности; ж) данных о

нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических

возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения

соответствующего вида деятельности, связанной со специальными техническими

средствами (по форме, устанавливаемой ФСБ России); з) сведения о

профессиональной подготовке специалистов, которые будут осуществлять

заявляемый вид деятельности (по форме, устанавливаемой ФСБ России); и)

договора с органом лицензирования о проведении экспертизы заявляемого вида

деятельности (по форме, устанавливаемой ФСБ России); к) заявки органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или соответствующий

договор с иностранным партнером на заявляемый вид деятельности, связанной

со специальными техническими средствами (представляется не позднее трех

месяцев со дня получения лицензии); л) документа, подтверждающего оплату

рассмотрения заявления.

[21] ' Лицензии оформляются на типовых бланках, имеющих степень

защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являющихся

документами строгой отчетности, имеющих учетную серию и номер.

Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена.

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких

территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией

выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства

о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выданная

лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации, изменения

наименования юридического лица, его адреса, изменения паспортных данных

индивидуального предпринимателя или его места жительства, утраты лицензии

лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении

лицензии.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее

получения. До переоформления лицензии гражданин (лицензиат) осуществляет

деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае ее утраты —

на основании временного разрешения, выдаваемого органом лицензирования.

В случае наличия в документах, представленных заявителем, недостоверной

или искаженной информации или отрицательного заключения экспертизы в выдаче

лицензии может быть отказано. Уведомление об этом представляется заявителю

в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения

с указанием причин отказа.

Органы лицензирования приостанавливают действие лицензии или аннулируют

ее в случае:

представления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для

получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

соответствующего представления органа, осуществляющего оперативно-

розыскную деятельность, по заявке которого осуществляется деятельность,

связанная со специальными техническими средствами;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжении государственных

органов или приостановления деятельности юридического лица, а также

индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством России;

непредставления лицензиатом в течение 3 месяцев со дня получения

лицензии заявки органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,

или договора с иностранным партнером;

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о

государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Орган лицензирования в 3-дневный срок с момента принятия решения о

приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме

информирует об этом решении лицензиата и органы Государственной налоговой

службы Российской Федерации.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление

действия лицензии, действие ее может быть возобновлено.

[22] ' Так, Федеральным законом в органах ФСБ России к компетенции этих

государственных органов отнесено проведение оперативно-розыскных

мероприятий по выявлению, предупреждению. пресечению и раскрытию шпионажа,

террористической деятельности, организованной преступности, коррупции,

контрабанды, незаконного международного оборота оружия и наркотических

средств, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию

деятельности незаконных вооруженных формировании, преступных групп,

отдельных лиц и общественных объединений, ставящей своей целью

насильственное изменение конституционного строя России. Таможенным кодексом

к полномочиям соответствующих подразделений таможенных органов отнесено

осуществление оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления,

предупреждения и пресечения только тех противоправных деяний, производство

дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В

соответствии со ст. 117 УПК РСФСР такими деяниями являются контрабанда,

уклонение от уплаты таможенных платежей, а также незаконный экспорт

товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании

вооружения и военной техники, и невозвращение на территорию Российской

Федерации предметов художественного, исторического и археологического

достояния народов России и зарубежных стран.

[23] ' К ним относятся следующие лица: 1) судьи всех судов общей

юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры; 3) следователи; 4) лица, производящие дознание; 5) лица,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; 6) сотрудники органов

внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение

общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и

постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов

расследования и прокуроров; 7) сотрудники органов контрразведки; 8)

сотрудники федеральных органов налоговой полиции; 9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента, главы администраций субъектов

Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных

нормативных правовых актов, выявлением и пресечением правонарушений; 11)

сотрудники федеральных органов государственной охраны; 12) работники

таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов

надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного

охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной

охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-

ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов

Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением

соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявлением и

пресечением правонарушений; 13) близкие указанных выше лиц, а в

исключительных случаях также и иные лица, на жизнь, здоровье и имущество

которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной

деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих

органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо

принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную

деятельность.

[24] ' В действующем с 1 января 1997 г. УК РФ классификация

преступлений претерпела значительные изменения. В настоящее время кроме

тяжких в уголовном законе перечислены следующие категории преступлений:

небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжкие (см. ст. 15 УКРФ).

Поэтому необходимо согласовать соответствующие предписания Федерального

закона с требованиями УК РФ.

[25] ' Объем неприкосновенности Президента Российской Федерации,

порядок привлечения его к юридической ответственности и другие вопросы

определяются на основе анализа прежде всего ст.ст. 82, 91, 93 и др.

Конституции, а также Федерального закона о государственной охране.

[26] ' Во вводной части плана указываются: существо исследуемого

события; сведения о лицах, возможно причастных к его совершению; имеющиеся

фактические Данные, в обязательном порядке со ссылками на соответствующие

статьи УК РФ, преступления, признаки которых усматриваются из уже имеющейся

информации. Здесь же выдвигаются версии по обстоятельствам содеянного,

кругу лиц, мотивам и проч., а также отмечается, какие сведения, входящие в

предмет доказывания по конкретному делу, необходимо добыть.

На основе этого в результативной части предлагаются соответствующие

оперативно-розыскные и иные мероприятия с указанием сроков их исполнения. В

случае сложности участия нескольких органов и по другим обстоятельствам

некоторые оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться по отдельным

планам (см. комментарий к ст. 6).

[27] В том числе за счет ликвидации имевшегося законотворческого

пробела, заключавшегося в отсутствии легитимного признания наличия

негласной деятельности оперативных подразделений органа внешней разведки

Минобороны России.

[28] ' В эту систему входят: МВД России, министерства внутренних дел

республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, региональные

управления по борьбе с организованной преступностью и др. (см. п. 2

Положения о Министерстве внутренних дел).

[29] ' Полагаем, что этот пробел правового регулирования оперативно-

розыскной деятельности может и должен быть устранен путем принятия

законодателем соответствующего решения (допустим, разработки и принятия

Уголовно-розыскного кодекса Российской Федерации).

[30] ' В соответствии со ст. 76 Конституции такие законы принимаются по

предметам ведения России и имеют прямое действие на всей территории

Российской Федерации (см. ч. 1). По предметам совместного ведения России и

субъектов Российской Федерации федеральные законы издаются, а в

соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации (см. ч. 2).

[31] ' В СНГ в качестве такого многостороннего документа выступает

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным

и уголовным делам (см. комментарий к ст. 4)

[32] ' Согласно ст. 5 «Виды мербезопасности» Федерального закона о

государственной защите могут приниматься следующие меры безопасности:

личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных

средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное

помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о

защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы

(службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена

документов, изменение внешности

[33] ' Эти случаи деятельного раскаяния указаны в примечаниях к

следующим статьям Особенной части УК РФ: 126, 204, 205 (в данном случае

речь идет о лице, которое лишь участвовало в подготовке акта терроризма),

206, 208, 222, 223, 228, 275,276,278, 291 и 307.

Вместе с тем необходимо учитывать положения пп. «и» и «к» ст. 61 и ст.

62 УК РФ. В соответствии с ними при совершении других преступлений явка с

повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличение

других соучастников преступления и розыск имущества, добытого в результате

преступления, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему

непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение

имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате

преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда,

причиненного потерпевшему, являются смягчающими вину обстоятельствами. В

таком случае при отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер

наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера

наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей

Особенной части УК РФ.

[34] ' Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот,

казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным

платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе

государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие

обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах

иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (см.

п. 3 ст. 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.