Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
определяется подзаконными актами.
13. Специальные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности
лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, и членов их семей (см. ч. 7 ст. 18), устанавливаются
Правительством России. Такие мероприятия правомерно будет проводить также в
целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на безконтрактной
основе.
14. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает социальное
обеспечение граждан, сотрудничающих по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, которые получили
инвалидность, т.е. стойкое расстройство функций организма, приводящее к
полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или
существенным затруднениям в жизни.
Следует учитывать, что по своему содержанию право на социальное
обеспечение таких лиц включает в себя не только право на получение
денежного дохода, но и право на социальное обслуживание, 'призванное
удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством
здоровья (в помощи в ведении домашнего хозяйства, в специальных средствах
передвижения, в содержании в домах-интернатах и т. д.).
Кроме инвалидности граждане, сотрудничающие по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с их участием в
проведении оперативно-розыскных мероприятий могут получить травму,
вызвавшую нарушение состояния здоровья, повлекшее временную утрату
трудоспособности, т.е. необходимость прекращения сотрудничества по
контракту в течение непродолжительного периода времени. В подобных случаях
им также гарантируется социальное обеспечение.
Единовременное пособие или пенсия, а также пособие или пенсия семье в
случае гибели лица выплачиваются в случаях, когда травма, ранение, увечье
или гибель лица наступили в связи с участием гражданина в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и между его гибелью (ранением и пр.) и
проводимыми с участием пострадавшего оперативно-розыскными мероприятиями
существует прямая или косвенная причинно-следственная связь, которая нашла
отражение в соответствующих оперативно-служебных документах.
Порядок подготовки и оформления необходимых документов для получения
пособий и пенсий определяется подзаконными нормативными актами.
Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.
Глава V предназначена сконцентрировать нормативные предписания
финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Однако выделение
правил такого обеспечения в самостоятельную главу представляется
неоправданным по ряду причин как технико-юридического, так и
содержательного порядка.
Во-первых, наличие в Федеральном законе главы, состоящей из 1 статьи,
по меньшей мере свидетельствует о допущенной законодателем в ходе
законотворческого процесса небрежности при разработке структуры этого
законодательного акта.
Во-вторых, кроме финансового обеспечения оперативная деятельность
нуждается также в информационном, материально-техническом и иных, не менее
важных видах обеспечения. Поэтому правила о всех видах обеспечения
оперативно-розыскной деятельности представляется целесообразным
сконцентрировать в одной главе (разделе).
С т а т ь я 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной
деятельности
(1) Государственным органам, оперативные подразделения которых
уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выделяются из
федерального бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке,
устанавливаемом руководителями этих органов.
(2) Законодательные и исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных
бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств,
выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на
территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
(3) Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на
оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями
государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально
уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской
Федерации.
1. Статья заменила собой аналогичную ст. 17 ранее действовавшего Закона
об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения
заключаются в следующем:
значительно снижен уровень, на котором определяется порядок
расходования финансовых средств, предназначенных для обеспечения оперативно-
розыскной деятельности (вместо Президента России, как было ранее, указаны
руководители государственных органов);
конкретизированы источники финансирования оперативно-розыскной
деятельности (см. пп. 4 и 8 комментария);
уточнена структура статьи, а также проведена редакционная «чистка»
изложенных в ней предписаний, что значительно улучшило ее восприятие.
Кроме того, из статьи изъято указание на то, что субъектам,
«уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности,
выделяются на эти цепи финансовые средства» (т.е. только для финансирования
оперативно-розыскных мероприятий и ни для чего иного). Тем самым в
настоящее время руководители правоохранительных органов полномочны по
своему усмотрению направлять выделяемые такому органу финансовые средства
на обеспечение того или иного вида деятельности данного органа, а не
обязательно на проведение оперативно-розыскной деятельности. Отсюда
следует, что предписания, изложенные в чч. 1 и 2 комментируемой статьи,
перестали нести должную функциональную нагрузку, а потому их фиксирование в
Федеральном законе потеряло смысл.
2. Цель статьи — изложение предписаний, регулирующих один из видов
обеспечения оперативно-розыскной деятельности — ее финансирование.
3. Комментируемая статья бланкетная (отсылочная). Для правильного
уяснения и применения ее предписаний требуется руководствоваться нормами
отдельных нормативных правовых актов (см. пп. 4—9 комментария к настоящей
статье).
4. В комментируемой статье изложен закрытый (исключительный) перечень
источников финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Тем
самым исключено произвольное толкование норм законодательного акта
относительно возможных источников финансирования органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Основным источником такого финансирования служит, согласно ч. 1 ст. 19,
федеральный бюджет (об иных источниках см. п. 4 комментария). В
соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. федеральные органы исполнительной
власти Российской Федерации, правомочные осуществлять оперативно-розыскную
деятельность, получают финансовые средства на ее проведение из
республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации'.
Важно помнить, что, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о
государственной тайне данные о финансировании оперативно-розыскной
деятельности могут быть отнесены к государственной тайне, если эти данные
раскрывают силы, средства, источники, методы, планы и результаты оперативно-
розыскной деятельности. Поэтому в Федеральном законе достаточно лаконично
изложен нормативно-правовой материал, касающийся финансирования оперативных
подразделений (с учетом принципа конспирации он детализирован в закрытых
ведомственных нормативных актах).
5. Государственным органам, оперативные подразделения которых
уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, финансовые
средства из федерального бюджета выделяются. Главным распределителем
финансовых средств является Правительство России, которое в соответствии с
предписаниями п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции обеспечивает проведение в
Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Бюджетные статьи ассигнований на оперативно-розыскную деятельность
являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых
Правительством России конкретному государственному органу на планируемый
период.
6. Под финансовыми средствами следует понимать совокупность денежных
средств, находящихся в распоряжении Российской Федерации в свою очередь
денежные средства — это аккумулированные в наличной и безналичной формах
деньги государства, предприятий и организаций (включая частные), населения,
легко обращаемые в деньги.
Финансирование осуществляется путем выделения соответствующему
министерству или ведомству денежных средств — валюты. Определение валютных
средств дано в Законе Российской Федерации от 9 о» 1992 г. «О валютном
регулировании и валютном контроле». Согласно его предписаниям под валютой
Российской Федерации понимаются:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения,
но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот Центрального
банка Российской Федерации и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежу в
Российской Федерации;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за
пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого
Правительством России и Центральным банком Российской Федерации с
соответствующими органами иностранного государства об использовании на
территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве
законного платежного средства (см. и. 1 ст. 1)[34].
7. Финансовые средства, выделяемые на обеспечение оперативно-розыскной
деятельности, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий
к ст. 22). Механизм данного порядка не произволен. Во-первых, устанавливая
порядок финансирования оперативно-розыскной деятельности, руководители не
вправе превышать свою компетенцию. Как правило, полномочия руководителей
излагаются в соответствующем положении2. Во-вторых, порядок изложен в
соответствующих нормативных правовых актах органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность. В-третьих, порядок расходования
финансовых средств в оперативно-розыскной деятельности должен определяться
в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.
Первые руководители государственных органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, являются главными распорядителями кредитов
(финансовых средств), получаемых от Минфина России в соответствии с
ежегодными заявками.
8. В соответствии с предписаниями ч. 2 комментируемой статьи
законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и
внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (в пределах территории
соответствующего субъекта Российской Федерации).
По существу речь идет о дополнительных источниках финансового
обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Однако следует помнить о
двух обстоятельствах.
Во-первых, данное предписание Федерального закона не может действовать
напрямую. Его реализация возможна только при условии наличия аналогичной
разрешительной нормы в законодательстве конкретного субъекта Российской
Федерации. Это вызвано тем, что согласно п. «з» ст. 71 Конституции в
исключительном ведении России находится только федеральный бюджет. К
совместному ведению России и субъектов Российской Федерации бюджеты
субъектов Российской Федерации не относятся (см. ст. 72 Конституции). Вне
же пределов ведения России и полномочий России по предметам совместного
ведения России и субъектов Российской Федерации субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной власти (см. ст. 73
Конституции).
Во-вторых, законодательные и исполнительные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации вправе только увеличивать размер
средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, но не полномочны их сокращать.
9. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на
оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями
государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст.
13). Такой контроль проводится, как правило, первыми руководителями (их
заместителями) указанных органов (см. также комментарий к ст. 22).
Финансовый контроль основывается на действующем российском законодательстве
(комментируемом Федеральном законе, законодательных актах, регламентирующих
организацию и деятельность органов обеспечения безопасности России,
наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также
законодательных актах, регулирующих оборот финансовых средств, и др.) и
осуществляется в соответствии с ведомственными нормативными актами
(приказами, указаниями и др.).
Кроме того, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на
осуществление оперативно-розыскной деятельности, согласно предписаниям ч. 3
комментируемой статьи, возлагается на специально уполномоченных на то
представителей Минфина России. На этих представителей возлагаются
обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным
законодательством и нормативными актами Минфина России. Важно отметить, что
представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к
сведениям, составляющим государственную тайну. После допуска они являются
полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о
финансировании оперативно-розыскной деятельности должны предоставляться в
полном объеме.
Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью.
Согласно заголовку гл. VI предназначена систематизировать нормативно-
правовой материал исключительно в сфере контроля и надзора за оперативно-
розыскной деятельностью. Однако сравнительный анализ структуры и содержания
настоящей главы со структурой и содержанием аналогичного раздела ранее
действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности (см. разд. VI)
свидетельствует об ином.
Во-первых, в гл. VI включены предписания по меньшей мере двух групп
правовых норм, различных по своему предназначению: о надзоре и контроле за
оперативно-розыскной деятельностью и о вступлении в силу Федерального
закона. Такое их изложение является недостатком структуры Закона. Более
продуктивно выглядит их «размежевание» и размещение в различных главах.
Во-вторых, размещение предписаний о ведомственном контроле в
Федеральном законе (см. ст. 22), а не в подзаконных нормативных актах
соответствующих оперативно-розыскных ведомств представляется излишним.
С т а т ь я 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент
Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и
федеральными законами.
1. Статьей фактически заменена ст. 18 «Парламентский контроль» ранее
действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные
изменения и дополнения состоят в следующем. Во-первых, вместо контроля
только со стороны парламента предусмотрен также контроль со стороны
Президента и Правительства России. Во-вторых, предусмотрено, что такой
контроль возможен исключительно в указанных в комментируемой статье
пределах.
Вместе с тем в конструкции действующей статьи имеются и определенные
недоработки. Так, анализ ее редакции позволяет сделать вывод о
декларативности ряда содержащихся в ней предписаний (см. пп. бив
комментария к настоящей статье). Кроме того, в предписаниях статьи не
отражен конституционный принцип разделения властей (не упомянуто об одной
из ветвей власти в Российской Федерации — суде).
2. Цели статьи состоят, во-первых, в системном изложении взглядов
законодателя на проблему контроля и надзора за оперативно-розыскной
деятельностью и, во-вторых, в нормативной регламентации вневедомственного
контроля для исключения любой возможности использования оперативно-
розыскных сил, средств и методов помимо целей и задач, указанных в
Федеральном законе.
3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, формально
охватывает всю оперативно-розыскную деятельность. Фактически значительно
сужена из-за декларативности ряда ее предписании (см. пп.6 и 8
комментария).
4. Статья носит бланкетный характер. Для уяснения изложенных в ней
предписаний и их правильного применения требуется руководствоваться
предписаниями Конституции, отдельных конституционных законов и федеральных
законов, а также ряда подзаконных нормативных актов (см. пп. 5—8
комментария)
5. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляет
Президент Российской Федерации в пределах полномочий, п Конституцией,
федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно
ст.ст. 80—90 Конституции Президент наделен широкими полномочиями, однако за
пределы их он не вправе выходить. Важнейшей функцией Президента является
то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и
гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по
охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и
государственной целостности (ст. 80).
В частности, в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения
безопасности России входит следующее:
он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации,
статус которого определяется федеральным законом (ст. 83);
при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным
конституционным законом, он вводит на территории Российской или в отдельных
ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88).
6. Федеральное Собрание Российской Федерации также является одним из
субъектов, согласно комментируемой статье осуществляющим за оперативно-
розыскной деятельностью. В соответствии со ст. 9 Конституции Федеральное
Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и
законодательным органом России. Парламент состоит из двух палат — Совета
Федерации и Государственной Дум
Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью
является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее
осуществлении (см. преамбулу). Однако с учетом предписаний Конституции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|