Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
перечисленными в ст. 3, наличие ряда принципов оперативно-розыскной
деятельности вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в
Федеральном законе. В их число входят два общеправовых (гуманизм, равенство
прав человека и гражданина перед законом) и три отраслевых (оперативность,
или наступательность, всесторонность, полнота и объективность исследования
обстоятельств дела оперативного учета и применение конфидентов).
Проблема гуманизма (т.е. совокупности взглядов, признающих высокое
общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение к его
достоинству) применительно к действию отраслевых законов имеет различные
аспекты. Применительно к рассматриваемому случаю (в оперативно-розыскной
деятельности) принцип гуманизма — один из присущих данной деятельности
общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и
содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной
деятельности. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве:
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 3. 5; ч.
2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14); предупредительный характер
оперативно-розыскной деятельности (см. ст. 2, ч. 1 ст. 70); осуществление
оперативно-розыскных мероприятий в исключительных случаях, т.е. тогда,
когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых
интересов от преступных посягательств (см. ч. 3 и 4 ст. 8).
Гуманизм в оперативно-розыскной деятельности проявляется в
приоритетности мер, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-
розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами
преступлений. В оперативно-розыскной деятельности запрещается выполнение
оперативно-розыскных действий или вынесение решений, унижающих достоинство
лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах
его личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно
причиняющих ему физические или нравственные страдания.
Принцип гуманизма органически присущ оперативно-розыскной деятельности.
Его конкретизация во многих статьях Федерального закона свидетельствует о
том, что он отражает сущность оперативно-розыскной деятельности.
11. Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в
оперативно-розыскной деятельности проявляется прежде всего в закреплении в
Федеральном законе положения о равенстве всех граждан перед оперативно-
розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола,
места жительства, имущественного, должностного и социального положения и
др. (см. ч. 1 ст. 8).
12. Принцип оперативности (или наступательности) также присущ
оперативно-розыскной деятельности (см., например, п. 1 ст. 14).
Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в
оперативно-розыскной деятельности обязаны (в пределах своей компетенции):
проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений;
проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить
дело оперативного учета; предпринимать все предусмотренные
законодательством в области оперативно-розыскной деятельности действия для
установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с
целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер,
предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации, а также выяснять причины совершения преступлений и условия,
способствовавшие и способствующие их совершению.
Этот принцип проявляется в направленности оперативно-розыскной
деятельности на опережение:
совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на
предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом
в теории уголовного права «голым умыслом»);
действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение
преступлений на стадиях приготовления и покушения); действий лиц, \
совершающих длящиеся преступления (т.е. на недопущение дальнейшего 1
развития протекающей преступной деятельности).
В принципе оперативности (наступательности) отражена защитная функция
оперативно-розыскной деятельности, раскрывается поисковый, предупреждающий
характер данного самостоятельного вида юридической государственной
деятельности.
13. Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования
обстоятельств дела оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности
проявляется в следующем:
оперативный сотрудник обязан принять все предусмотренные
законодательством об оперативно-розыскной деятельности меры для
всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела
оперативного учета, отработать как обвинительные, так и оправдательные
оперативные версии происшедшего события, а также принять меры к
установлению его причин и условий. Он не вправе перелагать обязанность
отработки выдвинутых по делу оперативного учета оперативных версий на иных
участников оперативно-розыскной деятельности; запрещается домогаться
сообщений конфидентов и получения сведений от других участвующих в деле
оперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер.
14. Принцип привлечения конфидентов к оперативно-розыскной деятельности
отражает один из ее сущностных аспектов (см. ст. 1; п. 2 ч. 1 \ ст. 15; ст.
ст. 17 и 18). Конфидент — физическое лицо, участник оперативно-розыскной
деятельности, вступивший на основаниях и в порядке, предусмотренных
законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения
конспиративного сотрудничества с оперативным подразделением (в лице его
представителя — оперативника, выступающего от имени и по поручению
Российской Федерации) для оказания ему содействия в решении конкретных
задач оперативно-розыскной деятельности. Без использования в оперативно-
розыскной деятельности конфидентов она, как таковая, перестанет
существовать и «переродится» в иной вид социально полезной юридической
деятельности. Оперативно-розыскные органы и оперативники в достижении цели
оперативно-розыскной деятельности опираются на конфиденциальное содействие
отдельных лиц (см. с/и. 17). Для оперативных подразделений и оперативников
привлечение отдельных лиц в качестве конфидентов к решению задач оперативно-
1розыскной деятельности является условием реализации конституционной
обязанности государства о соблюдении и защите прав и свобод человека и
гражданина от преступных посягательств.
С т а т ь я 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
(1) Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют
Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные
правовые акты федеральных органов государственной власти.
(2) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в
пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской
Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику
проведения оперативно-розыскных мероприятий.
1. Данной статьей законодатель заменил ст. 4 «Правовая основа
оперативно-розыскной деятельности» ранее действовавшего Закона об
оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения состоят в следующем:
изъята ссылка на Конституцию РСФСР как на базисный нормативный акт
оперативно-розыскной деятельности;
вместо правовых актов Российской Федерации элементом правовой основы
оперативно-розыскной деятельности указаны нормативные правовые акты
федеральных органов государственной власти;
из текста статьи изъято предписание о необходимости согласования с
Прокуратурой и Верховным Судом Российской Федерации нормативных актов,
регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий (полагаем, что этим значительно ослаблена система нормативно-
правового механизма вневедомственного надзора и контроля за оперативно-
розыскной деятельностью);
уточнена структура и редакция статьи (так, в статье вместо одной части
стало две).
2. Цель статьи — нормативно очертить круг основных нормативных правовых
источников оперативно-розыскной деятельности.
3. Сфера применения нормативных предписаний, изложенных в статье,
охватывает все специфические правовые отношения, возникающие, длящиеся и
прекращающиеся в оперативно-розыскной деятельности (см. также п. 6
комментария к ст. 1).
4. Статья носит бланкетный характер. Для ее правильного уяснения и
применения требуется знать содержание ряда нормативных правовых актов и
руководствоваться ими (см. пп. 5—7 комментария к настоящей статье).
5. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности (точнее —
нормативно-правовая) — это фундаментальная часть правового регулирования
данного вида государственной юридической деятельности. В свою очередь
правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности носит прежде всего
функциональный, служебный характер. В нем посредством правовых норм
регулируются общественные отношения между государством (его
представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно
важных интересов личности, общества и государства от преступных
посягательств. Такое регулирование осуществляется на уровне:
федеральных законов Российской Федерации;
нормативных правовых актов Российской Федерации (актов Президента и
Правительства Российской Федерации и др.);
ведомственных и межведомственных подзаконных актов.
То есть правовая основа оперативно-розыскной деятельности
двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая —
к подзаконным актам.
В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на
уровне закона (т.е. законодательное) — это правовое регулирование
общественных отношений в специфическом виде функционирования государства
(деятельности его представителей), осуществляемое на базовом
(конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.
Непосредственно указанные в комментируемой статье нормативные правовые
акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-
розыскной деятельности. Однако ими не исчерпывается все правовое
регулирование данного вида государственной юридической деятельности. В ст.
4 изложен открытый перечень ее нормативных правовых источников. Поэтому на
практике следует помнить, что возникающие в оперативно-розыскной
деятельности общественные отношения регулируются правовыми нормами,
содержащимися и в некоторых иных нормативных правовых актах (см. п. 7
комментария).
6. В данной связи следует обратить внимание правоприменителей на то,
что использованный законодателем термин «правовая основа оперативно-
розыскной деятельности» не идентичен по содержанию все более
распространяющемуся в нормотворчестве и в правоприменении термину
«законодательство в области оперативно-розыскной деятельности». Последний
может рассматриваться в «узком» и «широком» смысле слова. В «узком» смысле
слова законодательство в области оперативно-розыскной деятельности —
совокупность федеральных законов Российской Федерации, которые содержат
правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между
лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных
посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и
совершения оперативно-розыскных действий, а в «широком» смысле слова —
формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Он
включает совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты
содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных
отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности
человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и
совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация
угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена
или невозможна.
7. Действующие в России нормативные акты, совокупность которых
составляет круг источников правового регулирования общественных отношений в
оперативно-розыскной деятельности, можно систематизировать на шесть групп.
К первой группе относится Конституция Российской Федерации (принята 12
декабря 1993 г.). Это базовый, фундаментальный источник правового
регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. Конституция
Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить
Конституции (см. ч. 1 ст. 15).
Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет
непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскной
деятельности. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и
свободы человека и гражданина (см. ст. ст. 17—64), составляющие основу
правового статуса личности в России. В частности, согласно ч. 2 ст. 23
каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на
основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что
жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным
законом или на основании судебного решения (именно о таких случаях
возможных ограничений прав граждан говорится в законодательстве в области
оперативно-розыскной деятельности). Причем права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем
Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см.
ч. 1 ст. 46).
Вторую группу или «ядро» правовой основы оперативно-розыскной
деятельности составляют нормы самого Федерального закона «Об оперативно-
розыскной деятельности».
Это действующий комплексный нормативный правовой акт высшей юридической
силы (законодательный акт). Он регулирует общественные отношения в области
оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах
деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации,
связанных с оперативно-розыскной (в частности, в уголовно-процессуальной,
уголовно-исполнительной и контрразведывательной деятельности).
Он принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации 5 июля 1995 г., подписан Президентом Российской Федерации 12
августа 1995 г. (№ 144-ФЗ). Вступил в силу со дня официального
опубликования в «Российской газете» (см. комментарий к ст. 23). Федеральный
закон состоит из преамбулы и 6 глав, включающих 23 статьи. В них содержится
ряд бланкетных (отсылочных) юридических норм (см. преамбулу; ст. ст. 1—4;
чч. 3 и 8 ст. 5; 4, 7 и 8 ст. 6; п. 5ч. 1 ст. 7; чч. 1 и 8 ст. 8; ч. 2 ст.
9; чч. 1 и 5 ст. 10; чч. 1—3 ст. 11; ч. 2 ст. 12; чч. 3 и 4 ст. 13; пп. 3 и
6 ст. 14; п. 5ч. 1 ст. 15; чч. 1, 2, 4—бет. 16; чч. 3—9 ст. 18; ст. 19; ст.
20; ч. 1 ст. 21, ч. З ст. 23), предполагающих обращение пользователя к
многочисленным открытым и секретным нормативным правовым актам. Отдельные
нормативные положения Федерального закона декларативны (см. абз. 3 ст. 2;
чч. 2. 3 и 9 ст. 5; п. 1 ст 14; ч. 3 ст. 15; ст. ст. 20 и 22).
Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной
деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и
закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных
мероприятий (см. комментарий к преамбуле).
В третью группу нормативных актов, составляющих основу правового
регулирования оперативно-розыскной деятельности, входят (согласно сделанной
законодателем формулировке) другие федеральные законы. Отметим, что
законодатель в комментируемой статье не привел точного (закрытого) перечня
этих законов. Следовательно, их перечень может и,
наверное, должен пополняться новыми законодательными актами.
Действующие же законы, относящиеся к рассматриваемой группе нормативных
правовых источников оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь,
также можно систематизировать на несколько подгрупп.
Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного
кодекса Российской Федерации (УК РФ)[7] и Закона Российской Федерации от 5
марта 1992 г. «О безопасности»[8]. Это основополагающие и целеуказующие
источники правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
В новом Уголовном кодексе РФ:
во-первых, раскрывается содержание так называемого целеуказания для
оперативно-розыскной деятельности — т.е. приводится понятие преступления
(преступного посягательства, согласно ст. 1 Федерального закона);
во-вторых, перечисляются так называемые законодательные модели
общественно опасных деяний (конкретные составы преступлений), поиск
признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица, составляет
суть большинства задач оперативно-розыскной деятельности;
в-третьих, содержится ряд правовых институтов и норм, реализация
которых происходит в оперативно-розыскной деятельности (например, положения
ст.ст. 37—39, 41 и 42 о необходимой обороне, причинении вреда при
задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости,
обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения и др.).
Согласно предписаниям Закона о безопасности для создания и поддержания
необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской
Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в
сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов
государственной власти и управления, формируются или образуются органы
обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Кроме того, для непосредственного выполнения функций по обеспечению
безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной
власти в соответствии с Законом образуются государственные органы
обеспечения безопасности (см. чч. 2 и 3 ст. 4).
В ч. 3 ст. 12 Закона о безопасности изложено очередное важное
положение, согласно которому органы исполнительной власти, использующие в
своей деятельности специальные силы и средства (в частности, оперативные
подразделения всех уполномоченных на то Федеральным законом субъектов)
действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с
законодательством. Это означает, что законодатель разрешил использование
рядом государственных органов исполнительной власти специальных сил и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|