рефераты скачать

МЕНЮ


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

проведения оперативно-розыскной деятельности, направленной на розыск

потерпевших, свидетелей, трупов и их частей, материальных предметов,

могущих стать вещественными доказательствами, и т. д. Это согласуется со

ст. 7 Федерального закона, в соответствии с которой одним из оснований для

проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя

по уголовным делам, находящимся в его производстве.

Поручение следователя о производстве розыскных действий — это его

предложение органу дознания разыскать то или иное лицо или материальный

предмет. Оно дается, как правило, в письменном виде через начальника органа

дознания и обязательно для исполнения. Следователь может дать поручение

оперативным сотрудникам в устной форме (например, в случае совместного

выезда на осмотр места происшествия).

12. Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица,

уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные,

отбывающие наказание по приговору суда в исправительно-трудовых учреждениях

и совершившие из них побег, а также уклоняющиеся от отбывания наказания

осужденные, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы

(см. ст. ст. 313 и 314 УКРФ).

Администрация исправительно-трудовых учреждений может ставить перед

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска

конкретных осужденных в случае совершения ими побега из мест лишения

свободы или с предписанного места жительства. При этом должны быть

представлены соответствующие документы, необходимые для организации и

проведения розыска. Органы, осуществляющие розыск осужденных, должны

координировать оперативно-розыскную деятельность с соответствующими

подразделениями МВД России, а также администрацией мест лишения свободы.

13. Розыск лиц, пропавших без вести (например, родственников),

осуществляется по заявлениям граждан и администрации соответствующих

учреждений не в связи с совершенным преступлением и без возбуждения

уголовного дела. Мотивы заинтересованных лиц получить сведения о без вести

пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании удостовериться в том,

жив или мертв данный гражданин. Полученные в результате розыска без вести

пропавшего гражданина сведения могут быть представлены в суд для

установления в судебном порядке одного из двух предусмотренных Гражданским

кодексом РФ юридических фактов: признание гражданина безвестно

отсутствующим или объявление гражданина умершим. В случае установления

судом одного из этих юридических фактов заинтересованные лица могут

разрешать соответствующие вопросы, вытекающие из гражданско-правовых

отношений.

Для успешного поиска без вести пропавшего гражданина органу,

осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, важно получить от

заинтересованного лица как можно больше сведений, характеризующих

пропавшего без вести гражданина, а также об обстоятельствах,

предшествовавших его исчезновению и последовавших за этим. Появляется

необходимость изучить и соответствующие документы, которые находятся прежде

всего в государственных органах (учеты задержанных, доставленных в

медвытрезвители, приемники-распределители, лечебные учреждения, морги и т.

п.), а иногда и соответствующие материальные предметы.

При осуществлении розыска без вести пропавших граждан существенное

значение имеет учет разнообразия тех обстоятельств, в силу которых

гражданин может оказаться без вести пропавшим. Ими могут быть: преступления

(убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, оставление в

опасности и др.); смерть от болезни, несчастного случая или

старости; исчезновение в результате стихийного бедствия или потери на

местности (заблудился в лесу, горах, пещерах и т. п.); исчезновение в

результате психического заболевания. Причинами без вести пропавших граждан

могут быть также тайное лечение или вступление в брак, нежелание находиться

вместе со своими близкими и т. п.

14. Наряду с этим Федеральный закон формулирует ряд задач, не связанных

непосредственно с уголовным процессом. Одна из них, достаточно глобальная,

состоит в добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу

государственной, военной, экономической или экологической безопасности

Российской Федерации (см. абз. 3 ст. 2). Эта задача может решаться

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, лишь при

условии, если имеется информация о возможном возникновении таких событий

или действий (см. п. Зч. 1 ст. 8) и имеет предупредительный характер.

15. Другие задачи, не связанные с уголовным процессом, вытекают из пп.

1—6 ч. 2 ст. 7 (см. комментарий к ст. 7). Несмотря на то, что эти задачи

содержатся не в комментируемой статье, их следует рассматривать как задачи

оперативно-розыскной деятельности. Их особенность заключается в том, что

принятие на основании данных, полученных оперативно-розыскным путем,

соответствующих решений затрагивает право граждан свободно распоряжаться

своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (см. ч.

1 ст. 37 Конституции). Поэтому такие данные должны быть всесторонне

проверены, с тем чтобы в конечном итоге они были достоверными.

Эти задачи являются побочными, второстепенными по отношению к основным

задачам оперативно-розыскной деятельности. Они могут решаться лишь по

инициативе соответствующих должностных лиц, а не органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

С т а т ь я 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных

принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и

гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных

методов и средств.

1. Статья заменила собой ст. 3 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Изменения и дополнения состоят в

следующем. Так, законодателем подчеркнуто, что законность, уважение и

соблюдение прав и свобод человека и гражданина — принципы конституционные

(причем второй из указанных принципов изложен более точно, чем ранее)[5].

Вместо принципа «сочетание гласных и негласных начал» назван иной —

«сочетание гласных и негласных методов и средств», отражающий не сущность,

а содержание оперативно-розыскной деятельности.

2. Цель статьи — отразить в системе и нормативно закрепить взгляды

законодателя на руководящие начала оперативно-розыскной деятельности.

Эта статья содержит одну из разновидностей специализированного

предписания — норму-принцип, т.е. предписание, в котором сформулированы

правовые принципы.

В данной связи нельзя не отметить непоследовательность законодателя.

Закрепив в специально для этого отведенной статье Федерального закона

предписания о части принципов оперативно-розыскной деятельности,

нормативное отражение оставшейся части принципов вновь, как и ранее,

оказалось распыленным по различным правовым нормам (см. пп. 5, 10—14

комментария).

3. Сфера действия предписания, изложенного в статье, охватывает всю

оперативно-розыскную деятельность. Однако правоприменители должны помнить,

что принципы любой деятельности (в том числе и оперативно-розыскной) не

тождественны правовым принципам той или иной отрасли права

(законодательства). Поэтому будет не лишним перечислить принципы

законодательства в области оперативно-розыскной деятельности (так

называемого оперативно-розыскного законодательства)[6].

4. Комментируемая статья — бланкетная (отсылочная). Для правильного

уяснения и применения содержащихся в статье предписаний требуется

руководствоваться прежде всего Конституцией, а также некоторыми

федеральными законами (см. комментарий к ст. 4).

5. Под принципами оперативно-розыскной деятельности (от лат.- начало,

основа) понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные

оперативно-розыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов,

регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной

деятельности, и отражающие политические, экономические и социальные

закономерности развития современного российского общества, а равно

нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели,

задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

В оперативно-розыскной деятельности преломляются ряд общих

(общеправовых) и межотраслевых принципов. Эту деятельность характеризуют и

специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы.

Известно, что правовые принципы существуют независимо от способа

отражения их в содержании специально им посвященных статей законодательных

актов. Анализ текста Федерального закона приводит к выводу, что в данном

случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Так, часть

принципов оперативно-розыскной деятельности непосредственно указана в

комментируемой статье. Это два общеправовых

(законность и уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и

два специальных принципа (конспирация и сочетание гласных и негласных

методов и средств). Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной

практикой, вытекают из содержания норм Федерального закона и ведомственных

нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

(см. пп. 10—14 комментария).

Следует подчеркнуть, что все принципы оперативно-розыскной деятельности

самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри

системы принципов не может быть противопоставления одного принципа другому.

6. Конституционный принцип законности состоит в том, что должностные

лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также

лица, содействующие ее проведению, обязаны точно исполнять требования

Конституции и законов Российской Федерации.

Специфика современного правового регулирования оперативно-розыскной

деятельности заключается в том, что Федеральный закон не устанавливает всех

без исключения ее правил, имеющих важное значение для общества. Цели,

задачи и компетенция органов, осуществляющих эту деятельность, определяются

российским законодательством.

Настоящий Федеральный закон регулирует также отдельные стороны порядка

проведения оперативно-розыскной деятельности. Организация и тактика

оперативно-розыскных мероприятий регламентируется ведомственными

нормативными актами.

Оперативно-розыскная деятельность имеет цели и в ней решаются задачи,

неразрывно связанные с реализацией предписаний уголовного закона.

Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает уголовно-процессуальную,

способствуя осуществлению функции уголовного преследования. При этом ее

осуществление и само по себе, и своими результатами воздействует на права

граждан, а также касается деятельности государственных и иных организаций,

учреждений и предприятий (о законодательных актах, регулирующих оперативно-

розыскную деятельность, см. комментарий к ст. 4).

Так как Федеральный закон определяет принципиально важные институты

оперативно-розыскной деятельности, ему должны соответствовать ведомственные

нормативные акты (приказы, инструкции и др.), детально регламентирующие

организацию и тактику осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Судьи

надзирают за оперативно-розыскной деятельностью, оценивают ее результаты

или разрешают жалобы на допущенные в ней нарушения прав и свобод граждан.

Такие судьи должны быть осведомлены о том: как осуществляется деятельность

правоохранительных органов, предшествующая расследованию и судебному

разбирательству уголовных дел; каким образом обнаруживают сведения, имеющие

значение для собирания улик; насколько при этом реально затрагиваются права

и свободы граждан. В данной связи знание ведомственных нормативных правовых

актов надзирающим судьям необходимо. Однако изложенное не означает, что

суды при осуществлении надзора или рассмотрении уголовных дел обязаны

применять названные выше ведомственные установления. Административными

нормами суды в данном случае не связаны. Более того, судебная власть в лице

Верховного Суда Российской Федерации, выступая как гарант законности, может

опосредованно, через свои постановления влиять на содержание ведомственных

нормативных актов (см. комментарий к ст. 4). При этом в нынешних условиях

Верховный Суд должен опираться на обобщенную практику разрешения судом

вопросов, связанных так или иначе с оперативно-розыскной деятельностью.

Так, рассматривая уголовные дела, суды устанавливают критерии допустимости

использования при расследовании результатов оперативно-розыскной

деятельности. Проверяя правомерность планируемых оперативно-розыскных

мероприятий или разрешая жалобы, суды определяют пределы допустимого

вторжения в сферу прав и свобод граждан. Разумеется, суды должны

руководствоваться в подобных случаях не столько ведомственными актами,

сколько Конституцией, уголовным, уголовно-процессуальным и иным

законодательством.

Важной гарантией законности в оперативно-розыскной деятельности

является прокурорский надзор. В ст.ст. 23 и 25 Конституции предусмотрен

надзор суда за деятельностью, связанной с ограничением конституционных прав

личности. Однако этот вид надзора обязателен только при проведении

конкретных оперативно-розыскных действий, затрагивающих конституционные

права граждан. Он не исключает текущего надзора прокуратуры (см.

комментарий к ст.ст. 9 и 21).

7. Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека

и гражданина в оперативно-розыскной деятельности проявляется прежде всего в

целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта

деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации

прав и свобод.

Защита личности при проведении оперативно-розыскной деятельности может

осуществляться по крайней мере путем, во-первых, обжалования незаконных, по

ее мнению, оперативно-розыскных действий, которые нарушили ее права, не

соответствуют ее законным интересам; во-вторых, ведомственного контроля,

прокурорского и судебного надзора за оперативно-розыскной работой, которые

позволяют выявить и устранить допущенные нарушения и в тех случаях, когда

лицо не обращается за защитой своего права (например, ему ничего не

известно о посягательстве на его интересы). При этом восстановление

попранных прав и законных интересов, возмещение причиненного вреда должны

осуществляться по инициативе органов, выявивших нарушения.

На основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 5, лицо ставится в

известность о характере сведений о нем, если таковые имеются в распоряжении

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Порядок использования сведений о действиях граждан, полученных в

результате оперативно-розыскной деятельности, определяется настоящим

Федеральным законом и уголовно-процессуальным законодательством. Сведения о

личной жизни, а равно касающиеся чести гражданина или способные повредить

его законным интересам, не могут сообщаться кому бы то ни было без его

согласия за исключением случаев, когда это необходимо для предупреждения

преступлений (в частности, такое предполагается предписаниями ч. 2 ст. 7),

а также производства по уголовным делам.

8. Указывая на принцип конспирации, законодатель обращает внимание на

одну из важнейших черт оперативно-розыскной деятельности — обеспечение

секретности способов и источников получения информации. Применительно к

лицам, содействующим проведению оперативно-розыскной деятельности,

употребляется близкий по смыслу термин — «конфиденциальность».

Организация оперативно-розыскной деятельности на основе названного

принципа обусловлена необходимостью выявления, предупреждения и пресечения

подготавливаемых и совершаемых неочевидных, как правило, скрываемых от

властей преступлений. Расследование, предусмотренное уголовно-

процессуальным законом, может начаться только после предварительного

получения каких-либо сведений о совершенном преступлении, иначе говоря, при

обнаружении преступления. Довольно часто о преступлениях сообщают граждане

и должностные лица, располагающие подобной информацией. Однако недопустимо

ждать таких сообщений и надеяться только на них. Общество не может ставить

начало уголовного преследования преступников исключительно в зависимость от

усмотрения и поведения осведомленных о преступлении лиц. Оперативно-

розыскная работа для того и существует, чтобы инициативно выявлять

преступные действия, готовить условия для официального расследования и тем

самым обеспечивать состязательность с преступником, который не спешит

сообщать о своем преступлении.

9. Предварительный, поисковый характер оперативно-розыскной

деятельности определяет границы ее гласности. Естественно, что гласность

проявляется в осведомленности граждан: о целях и задачах органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о принципах их работы; о

законных пределах их вмешательства в сферу охраняемых правом общественных

отношений; о взаимных правах и обязанностях этих органов, с одной стороны,

и граждан, должностных лиц, других государственных органов и общественных

организаций — с другой; о гарантиях деятельности правоохранительных органов

только в пределах установленной компетенции.

Что же касается оперативно-розыскных мероприятий и их результатов, то

они доступны для наблюдения или ознакомления далеко не всегда. Оперативные

данные не подлежат огласке, поскольку не содержат в себе необходимых

гарантий достоверности. Порядок их получения нередко не позволяет по

соображениям конспирации раскрыть их источник. Это в свою очередь влечет

невозможность гласной проверки оперативной информации и исключает

обоснование ими обвинения на следствии и приговора суда. Это касается и

данных, полученных с помощью различных технических средств (фото-, кино-,

видеосъемка), если нельзя в уголовно-процессуальной форме проверить условия

и способы их получения. Более того, даже установить процессуальные интересы

граждан (их отношение к делу) и привлечь их к участию в процессе

недопустимо на основании только лишь сведений, приобретенных оперативным

путем.

Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

обязаны обеспечить соблюдение установленных правил, исключающих разглашение

полученных сведений. В оперативно-розыскной деятельности не принимаются

решения о виновности лица. Такие решения характерны для уголовного

процесса, который начинается на основе результатов оперативно-розыскной

деятельности. Поэтому и недопустимо преждевременно разглашать полученную

информацию. Она не является законным и в какой-либо мере достоверным

основанием для того, чтобы вне уголовного процесса официально, от имени

государства, считать лицо причастным к совершенному преступлению и

поступать с ним как с преступником.

10. Как уже отмечалось, наряду с принципами, непосредственно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.