Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
6, 8 и 14 ч. 2 ст. 6). Полученные такими способами сведения могут быть
использованы в доказывают по уголовному делу в том случае, если их
материальные носители приобретут статус вещественных доказательств. Данный
вывод не противоречит нормам доказательственного права. В ст. 68 УПК РСФСР
дается определение доказательств по уголовному делу и к числу
самостоятельных видов доказательств относятся вещественные доказательства,
т.е. различные материальные предметы, на которых вследствие объективных
причин отразились, зафиксировались следы преступления.
Кроме того, в ст. 83 УПК РСФСР перечисляются предметы, которые могут
служить вещественными доказательствами. Перечень таких предметов не
является исчерпывающим, поскольку в данной норме закона говорится: «... все
другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению
преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению
виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности».
Такими «другими предметами» вполне могут стать видеозаписи и кино-,
фотоматериалы, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий. Дело в том, что для использования этих предметов в качестве
доказательств не имеет значения, в результате чьих действий они появились в
действительности. Главное, чтобы с помощью технических средств
обстоятельства совершения преступления были зафиксированы и стали доступны
следователю и суду. Но при этом органам предварительного расследования и
судам следует неукоснительно соблюдать все требования процессуального
закона, предъявляемые к вещественным доказательствам. Они должны войти в
уголовный процесс законными способами, быть осмотрены в присутствии
понятых, и результаты осмотра должны быть отражены в соответствующих
процессуальных документах. Следствию и суду необходимо исследовать все
обстоятельства, связанные с возникновением рассматриваемых предметов в
действительности, поэтому сотрудник оперативного подразделения или другое
лицо, которое производило кино-, фотосъемку или видеозапись в ходе
оперативно-розыскной деятельности, должно быть допрошено в качестве
свидетеля. Такой допрос позволит выяснить происхождение примененных
технических средств, установить их объективные связи с обстоятельствами
расследуемого преступления. Любой предмет не может быть допущен в уголовный
процесс в качестве вещественного доказательства без производства такого
допроса.
Согласно ч. 3 ст. 70 УПК РСФСР все собранные по делу доказательства
подлежат тщательной, всесторонней и объективной проверке. Не должно быть
никаких исключений и для вещественных доказательств, независимо от того, в
результате каких обстоятельств они появились в действительности. Важнейший
же способ их проверки следователем и судом — допрос в качестве свидетеля
лиц, которые могут сообщить сведения о том, каким образом те или иные
материальные предметы появились в реальной действительности. Конечно,
установление обстоятельств, связанных с происхождением конкретного
вещественного доказательства, в целях его проверки не во всех случаях
является обязательным. Проверять вещественные доказательства правомерно
любыми предусмотренными законом процессуальными способами. Но если
следователь и суд признали необходимым применить такой способ проверки, как
установление обстоятельств, связанных с возникновением материального
предмета в действительности, то решающее значение при этом имеет допрос в
качестве свидетеля лица, которому известны такие обстоятельства. Никакими
другими процессуальными действиями допрос заменить нельзя.
14. Вещественными доказательствами по уголовному делу могут стать
материальные предметы, изъятые оперативными сотрудниками в ходе
осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Этот довольно непростой
вопрос нуждается в отдельном рассмотрении.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 при решении задач оперативно-розыскной
деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить
гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6,
производить при их проведении «изъятие предметов, материалов и сообщений...
в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а
также угрозы государственной, военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации».
Известно, что изъятие материальных предметов и документов, связанных с
преступлением, осуществляется по возбужденному уголовному делу путем
производства следственных действий (см. ст. ст. 70, 167, 168. 178 УПК
РСФСР). В результате формируются такие виды доказательств, как вещественные
доказательства (см. ч. 2 ст. 69, ст. 83 УПК РСФСР) и иные документы (см. ч.
2 ст. 69, ст. 88 УПК РСФСР). Но теперь в связи с принятием нормы,
сформулированной в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона, «монополии»
уголовного процесса положен конец. При ее реализации могут возникать
вопросы, разрешить которые будет не так просто. Один из них: при проведении
каких именно оперативно-розыскных мероприятий возможно изъятие предметов,
материалов и сообщений. Для практических работников предпочтительнее было
бы найти ответ на этот вопрос в самом законе.
Представляется, что изъятие материальных предметов и документов
возможно прежде всего при проведении обследования помещений, зданий,
сооружений, участков местности и транспортных средств, оперативного
эксперимента, а также конфиденциальным источником при выполнении задания
оперативного сотрудника.
В правоприменительной деятельности непременно должно соблюдаться
следующее правило: если имеются необходимые правовые предпосылки для
изъятия материальных предметов и документов способами уголовного процесса,
то совершение этих действий при производстве оперативно-розыскных
мероприятий должно признаваться недопустимым. Поэтому в ходе оперативно-
розыскной деятельности прежде всего необходимо создавать реальные условия
для решения данного вопроса именно таким путем.
Из рассматриваемой нормы Федерального закона вытекает, что изъятие
предметов, материалов и сообщений при проведении оперативно-розыскных
мероприятий возможно только тогда, когда имеются явные признаки
преступления, создающего угрозу жизни и здоровью лица, а также угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасность
России. Однако при их наличии должно возбуждаться уголовное дело, и тогда
изъятие предметов и документов будет осуществлено путем производства
соответствующих следственных действий.
Таким образом, при правильном представлении о связи оперативно-
розыскной и уголовно-процессуальной деятельности можно избегать весьма
нежелательного изъятия материальных предметов и документов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий. Стремиться к этому нужно всегда. Однако
это не всегда возможно. Иногда возникают ситуации, когда в целях
предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также
угрозы безопасности России необходимо изъять определенные материальные
предметы (как правило, это орудия и средства совершения преступления), но
возбуждать уголовное дело и осуществлять эти действия уголовно-
процессуальным путем явно нецелесообразно, поскольку необходимо продолжить
оперативно-розыскную деятельность в целях выявления всех участников
преступной группы. Тогда изъятие предметов и материалов допустимо
оперативным сотрудником при проведении негласного обследования или
конфиденциальным источником по заданию оперативного сотрудника.
Такие предметы и материалы, связанные с преступлением, являются его
следами. Поэтому после возбуждения уголовного дела они должны быть
вовлечены в процесс доказывают по уголовному делу. Орган, осуществлявший
оперативно-розыскную деятельность, должен направить изъятые в ходе
проведения оперативно-розыскных мероприятий материальные предметы
следователю, в производстве которого находится уголовное дело. После их
осмотра и приобщения к уголовному делу материальные предметы приобретут
статус вещественных доказательств. Но сложность может возникнуть при
выполнении требования закона тщательно и всесторонне проверить полученные
вещественные доказательства (см. т. 70 УПК РСФСР). Это предполагает
раскрытие способа получения материальных предметов, т.е. содержания
конкретного оперативно-розыскного мероприятия. Лицо (лица), которое его
проводило, подлежит допросу качестве свидетеля. Совершенно очевидно, что
все это сопряжено с разглашением той стороны оперативно-розыскной
деятельности, которая составляет государственную тайну.
Следует учитывать и то, что в рассматриваемой ситуации следователю и
суду труднее будет доказывать наличие объективных связей материальных
предметов, изъятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий, с
совершенным преступлением. Преступники чаще будут отказываться от этих
предметов.
В материалах дела оперативного учета могут находиться различные
официальные документы, отвечающие всем требованиям документа в его правовом
значении. Они вполне могут быть использованы в качестве средств доказывания
по уголовным делам в уголовно-процессуальном режиме такого вида
доказательств, как иные документы (см. ч. 2 ст. 69, ст. 88 УПК РСФСР). Для
этого соответствующие документы должны быть официально направлены
следователю или истребованы им из оперативного подразделения и приобщены к
материалам уголовного дела (см. ст. 70 УПК РСФСР).
Следует отметить, что органы, осуществлявшие оперативно-розыскную
деятельность, не вправе составлять какие-либо документы с изложением в них
данных, полученных оперативно-розыскным путем, для использования их в
качестве доказательств по уголовным делам. Не вправе и следователь
составлять какие-либо справки на основании оперативных материалов.
15. В ходе оперативно-розыскной деятельности оперативные сотрудники
нередко становятся очевидцами события преступления или отдельных связанных
с ним обстоятельств. При наличии таких оснований их правомерно допрашивать
в качества свидетелей по уголовному делу, так как согласно закону в
качестве свидетеля дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому
могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по
данному делу (см. ч. 1 ст. 72 УПК РСФСР).
16. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в
доказывании по уголовным делам предполагает также использование сведений
оперативно-розыскного характера для планирования предварительного
расследования, выдвижения следственных версий и для избрания наиболее
целесообразных тактических приемов производства следственных действий.
17. Практически важным является вопрос о том, можно ли использовать
результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе по
указанным направлениям, если они получены с нарушением Федерального закона.
В гражданском, арбитражном и уголовно-процессуальном законодательстве
наряду с другими существуют санкции ничтожности. Суть их состоит в
аннулировании результатов судебных и следственных действий, проведенных с
нарушением процессуальных требований. Такими санкциями охраняются
преимущественно нормы доказательственного права. В отличие от этого
Федеральный закон не предусматривает санкций ничтожности. Они не выводятся
и путем логического анализа его нормативных предписаний, а также их
функциональных связей. В большинстве случаев нарушение требований
Федерального закона препятствует получению тех результатов, ради достижения
которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность.
Вместе с тем возможна и такая ситуация, когда нарушался закон, но само
нарушение не стало помехой для достижения значимого для уголовного процесса
результата, например обнаружения признаков преступления. Представляется,
что вывод о неправомерности принятия решения о возбуждении уголовного дела
в рассматриваемой ситуации был бы весьма сомнителен. Конечно, каждый факт
нарушения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности должен
быть установлен, тщательно проанализирован и виновное лицо (лица) должно
быть привлечено к дисциплинарной, административной, а то и к уголовной
ответственности. Однако сам факт нарушения Федерального закона не должен
повлечь аннулирование полученных результатов.
Аналогичный подход необходимо применять и при решении вопроса о
придании процессуального статуса вещественного доказательства материальному
предмету, полученному оперативно-розыскным путем с нарушением Федерального
закона. Дело в том, что данное нарушение находится за рамками уголовного
процесса и не означает нарушения предусмотренной уголовно-процессуальным
законом процедуры формирования вещественного доказательства. Правда,
существенным здесь должно быть признано то, что факт нарушения закона при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности может стать предметом
уголовно-процессуального исследования при условии, если это необходимо для
установления достоверности вещественного доказательства.
18. Сведения, полученные оперативно-розыскным путем, которые указывают
на местонахождение лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда,
используются для задержания этих лиц, применения к ним ранее избранной меры
пресечения и доставления в орган, вынесший постановление об объявлении
розыска обвиняемого. На основании таких сведений следователь (орган
дознания, суд) выносит постановление о возобновлении производства по
уголовному делу. Они также могут служить основаниями для производства
дополнительных следственных действий.
Побег из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под
стражи и уклонение от отбывания наказания представляют собой
самостоятельные составы преступлений. Поэтому сведения оперативно-
розыскного характера о лицах, совершивших такие действий, служат
основаниями не только для их задержания и доставления в исправительно-
трудовые учреждения, но и для возбуждения уголовных дел и производства
следственных действий.
19. В предписании комментируемой статьи о возможности использования
результатов оперативно-розыскной деятельности для проведения оперативно-
розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих,
совершавших или совершивших, по существу, выражено требование
обоснованности проведения таких мероприятий, перечень которых предусмотрен
в ст. 6. Прежде чем производить то или иное оперативно-розыскное
мероприятие, оперативный сотрудник также должен располагать данными,
которые с определенной степенью вероятности указывали бы на возможность
достижения непосредственной цели намеченного мероприятия. Например,
необоснованно осуществлять контроль почтовых отправлений исходя из каких-то
абстрактных или интуитивных побуждений. Для принятия такого решения
необходимо иметь достаточно проверенные данные о том, что в почтовых
отправлениях конкретного лица могут содержаться сведения, необходимые для
успешного решения задач оперативно-розыскной деятельности. Такой подход
должен применяться к каждому оперативно-розыскному действию. Особенно
тщательным должен быть анализ оснований для проведения тех оперативно-
розыскных мероприятий, которые затрагивают конституционные права граждан
(обследование помещений, прослушивание телефонных переговоров и др.).
Основаниями для осуществления конкретных оперативно-розыскных
мероприятий могут служить любые данные, полученные в ходе оперативно-
розыскной деятельности. Эти первоначальные сведения о признаках
преступления, содержащиеся в письмах, заявлениях и сообщениях граждан,
должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также в средствах
массовой информации. В качестве оснований для проведения оперативно-
розыскных мероприятий могут выступать также сведения, содержащиеся в
поручениях и указаниях следователей о производстве розыскных действий,
постановлениях об объявлении розыска и приобщаемых к ним материалах и т. д.
Наконец, такими основаниями могут служить сведения, полученные в
результате проведения самих оперативно-розыскных мероприятий. Например,
сведения, полученные при опросе граждан, могут стать основаниями для
осуществления наблюдения, отождествления личности и т.д.
20. Как было сказано раньше, мотивы заинтересованных лиц получить
сведения о без вести пропавших гражданах состоят прежде всего в их желании
удостовериться в том, жив или мертв данный гражданин и признать в судебном
порядке его безвестно отсутствующим или объявить умершим. Для установления
этих юридических фактов заинтересованное лицо должно обратиться с
заявлением в суд по месту жительства заявителя. Согласно требованиям
гражданского процессуального закона в заявлении должны быть изложены
обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо
обстоятельства, угрожавшие пропавшему без нести смертью или дающие
основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Поэтому сведения о перечисленных обстоятельствах, полученные оперативно-
розыскным путем, используются заинтересованными лицами в обоснование их
заявлений в суд. Ради получения таких сведений в основном и обращаются
заинтересованные лица в органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность. Поэтому сведения оперативно-розыскного характера должны быть
достаточно полными, доброкачественными и убедительными.
21. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной
деятельности, могут служить основаниями для принятия соответствующими
должностными лицами решений об отказе в допуске конкретных лиц к сведениям,
составляющим государственную тайну; в допуске к работам, связанным с
эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и
здоровья людей, а также для окружающей среды; в допуске к участию в
оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в
результате ее осуществления; в установлении или поддержании с лицом
отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных
мероприятий; в выдаче разрешений на частную детективную и охранную
деятельность. Учитывая назначение таких сведений, они должны быть тщательно
проверенными и достоверными.
Хотя в комментируемой статье прямо об этом и не сказано, но из
предписаний п. 5 ч. 2 ст. 7 вытекает, что результаты оперативно-розыскной
деятельности могут быть использованы также для принятия необходимых мер по
обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность.
Наконец, результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные одним
органом, осуществляющим эту деятельность, могут быть направлены и
использованы другим государственным органом, осуществляющим оперативно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|