рефераты скачать

МЕНЮ


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

других государственных, в том числе и правоохранительных, органов либо

могут быть получены при оперативно-розыскных мероприятий по другим

основаниям.

10. Запросы других российских органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье, также

выступают в качестве поводов для проведения оперативно-розыскных

мероприятий. Такие запросы направляются в порядке, предусмотренном

межгосударственными или межведомственными соглашениями (договорами).

Например, основой для взаимодействия органов безопасности и таможенных

органов в настоящее время служит Соглашение о сотрудничестве и

взаимодействии между ГТК России и ФСК России от 24 августа 1994 г. В

соответствии с ним органы безопасности и таможенные органы: осуществляют

взаимодействие между собой на территории Российской Федерации; своевременно

обмениваются информацией о готовящихся операциях по методу контролируемой

поставки наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов и при

необходимости проводят их совместно, а в необходимых случаях проводят в

интересах друг друга оперативно-розыскные мероприятия.

11. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых

лиц также выступает основанием дня проведения созданными в соответствии с

Федеральным законом о государственной защите специализированными

подразделениями органов внутренних дел, органов федеральной службы

безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной

охраны и федеральных органов налоговой полиции оперативно-розыскных

мероприятий.

Постановление о государственной защите может быть вынесено только в

отношении указанных в законе категорий лиц[23].

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их

имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с

учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: личная охрана,

охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств

индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в

безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых

лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы)

или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов,

изменение внешности. Применение мер безопасности возлагается:

в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей,

прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц

контролирующих органов, а также их близких — на органы внутренних дел;

в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной

службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов

государственной охраны, а также их близких — на указанные органы

соответственно;

в отношении должностных лиц органов государственной налоговой службы и

федеральных органов налоговой полиции, а также их близких — на федеральные

органы налоговой полиции.

В целях выполнения функций по обеспечению безопасности в этих органах

созданы специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и

следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, а

равно их близких осуществляются также командованием соответствующей

воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица

являются:

заявление указанного лица;

обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего

правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя

федерального органа государственной охраны;

получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной

информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных

данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого

лица.

Орган, обеспечивающий безопасность, получив заявление (обращение,

информацию) о наличии угрозы безопасности защищаемого лица, обязан в срок

не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в

применении в отношении указанного лица мер безопасности. В случаях, не

терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.

В случае принятия решения о применении мер безопасности органом,

обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с

указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления. При этом

защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение

которых необходимо для его безопасности. Такое постановление является

основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий только для

подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц. Другие

подразделения могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях

обеспечения защиты только по запросам специализированных подразделений.

Порядок проведения мер защиты, осуществления оперативно-розыскных

мероприятий, порядок взаимодействия с другими подразделениями определяется

ведомственными нормативными актами.

12. Органы Российской Федерации на основании запросов международных

правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных

государств в соответствии с международными договорами России могут

проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Российские органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,

взаимодействуют с соответствующими органами других государств на основании

двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а

также межгосударственных, межправительственных и межведомственных

соглашений о взаимодействии в борьбе с преступностью (см. п. 7 комментария

к ст. 4 и п. 18 комментария к ст. б).

Проводимые по запросам международных правоохранительных органов или

правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскные

мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством

России. Если необходимо проводить мероприятия, ограничивающие

конституционные права граждан, то соответствующее разрешение необходимо

испрашивать у судьи по месту его проведения.

13. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основания оперативно-

розыскных мероприятий, проводимых в цепях обеспечения безопасности

личности, общества и государства, а также органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность, при принятии соответствующих решений.

Часть 7 ст. 8 запрещает в этих целях (кроме обеспечения собственной

безопасности — см. п. 5 ч. 2 настоящей статьи) проводить обследование

помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных

переговоров, снятие информации с технических каналов связи (см. пп. 8— 11

ч. 1 ст. 6).

В соответствии с Законом о государственной тайне допуск должностных лиц

и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и

предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по

нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную

тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные

ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных

мероприятий.

Объем проверочных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, зависит от степени секретности сведений,

к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью их проведения является

выявление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями,

составляющими государственную тайну.

В соответствии с законом в качестве таковых могут выступать:

признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями,

составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно

дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или

следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него не

снятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием

сведений, составляющих государственную тайну;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за

границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на

постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого

лица, создающих угрозу безопасности России;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо

ложных анкетных данных.

Оперативно-розыскные мероприятия также могут проводится в целях

выяснения изложенных в ст. 6 Закона о частной детективной и охранной

деятельности оснований, препятствующих выдаче лицензии на занятие частной

детективной и охранной деятельностью. В качестве таковых выступают

недостижение лицом двадцати одного года, наличие у лица психического

заболевания, алкоголизма или наркомании; наличие судимости за совершение

умышленного преступления; предъявление обвинения в совершении преступления

(до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

увольнение с государственной службы из судебных, прокурорских и иных

правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; служба в

правоохранительных органах, связанная с осуществлением контроля за частной

детективной (охранной) деятельностью, если со дня увольнения не прошел год,

и др.

Для начала осуществления соответствующих оперативно-розыскных

мероприятий необходимо соответствующее обращение гражданина о допуске к

сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с

эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасть для людей и

окружающей среды, либо о выдаче разрешений на частную детективную и

охранную деятельность. Порядок и сроки проведения проверочных мероприятий,

осуществляемых в этих целях, определяются ведомственными нормативными

актами. Гражданин вправе обжаловать в суд отказ о допуске к соответствующим

видам работ или о выдаче лицензии на занятие частной детективной (охранной)

деятельностью, принятый на основе результатов оперативно-розыскной

деятельности, в порядке, установленном Законом об обжаловании в суд.

С т а т ь я 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

(1) Гражданстве, национальность, пол, место жительства, имущественное,

должностное а социальное положение, принадлежность к общественным

объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не

являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных

мероприятии на территории Российской Федерации, и иное не предусмотрено

федеральным законом.

(2) Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают

конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической

и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается

на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или. совершенного

противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия

обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших

противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия

обязательно.

3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,

экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

(3) В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к

совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и

действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической (в

экологической безопасности Российской Федерации, на основании

мотивированного постановления одного из руководителей органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение

оперативно-взыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей

статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В

течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного

мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о

введении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его

поведение.

(4) В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности

отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме

разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на

основании

постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением

соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

(5) Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ

и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых

ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение

должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,

а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании

постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность.

(6) Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях

выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а

также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих,

совершающих или совершивших.

(7) При проведении оперативно-розыскных мероприятий но основаниям,

предусмотренным пп. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона,

запрещается осуществление действий, указанных в пп. 8—11 ч. 1 ст. 6

настоящего Федерального закона.

(8) Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность

органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в

соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах

полномочий указанных органов, установленных соответствующими

законодательными актами Российской Федерации. По основаниям,

предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона, разрешается

осуществлять действия, указанные в пп. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного

решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

1. Комментируемой статьей заменена ст. 8 ранее действовавшего Закона об

оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят

в следующем:

требование о необходимости получения от прокурора санкции на проведение

«острых» оперативно-розыскных мероприятий взамен на получение судебного

решения (см. чч. 3 и 4);

с 24 до 48 часов увеличен срок получения санкции на проведение

«острого» оперативно-розыскного мероприятия (см. ч. 3) и обязательного

уведомления судьи (см. ч. 4);

конкретизированы условия проведения проверочной закупки, контролируемой

поставки и оперативного эксперимента (см. чч. 5 и 6);

уточнена структура статьи (вместо 6 частей стало 8), а также в

определенной мере улучшено технико-юридическое оформление изложенных в ней

предписаний.

Кроме того, в текст статьи внесены отдельные изменения, на наш взгляд,

спорного характера. С одной стороны, проведение оперативно-розыскных

мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан (на тайну

переписки, неприкосновенность жилища и др.) теперь допускается не как ранее

(для сбора сведений о возможном совершении только тяжкого преступления), а

при наличии более неопределенного объема информации, перечень которой

приведен в ч. 2 комментируемой статьи. В частности, «о признаках

подготавливаемого... противоправного деяния, по которому производство

предварительного следствия обязательно» (см. п. 1 ч. 2). Основываясь на

данном предписании Федерального закона, теперь появились законные

основания, например, для негласного проникновения в жилище «возможно

причастного к совершению преступления лица» в связи с расследованием

уголовного дела, допустим, о жестоком обращении с животным

несовершеннолетнего лица (см. ст. 245 УК РФ и ч. 2 ст. 126 УПК РСФСР).

С другой — предписания чч. 3 и 6 ст. 8 о проведении оперативно-

розыскных мероприятий исключительно в связи с вероятностью совершения

тяжкого преступления необоснованно (и значительно) ограничивает круг

преступных посягательств, против которых как раз необходимо применение

негласных сил и средств. Речь идет об обнаружении особо тяжких

преступлений, например убийства (см. ст. 105 УК РФ), бандитизма (см. ст.

209 УК РФ), государственной измены (см. ст. 275 УК РФ), посягательства на

жизнь государственного или общественного деятеля (см. ст. 277 УК ; РФ) и

др.[24]

2. Цель статьи — системное изложение правил об условиях проведения

оперативно-розыскных мероприятий. Наряду с другим эти условия включают

систему определенных запретов, которые, к сожалению, «распылены» в тексте

Закона. В данной связи представляется целесообразным перечислить здесь

такие запреты.

В Федеральном законе изложены три группы запретов, налагаемых на:

органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и их

должностных лиц (см. ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 8, ч. 3 ст. 17); иных участников

оперативно-розыскной деятельности — судей и конфидентов (см. ч. 1 ст. 9 и

ч. 1 ст. 17); относительно неопределенный круг физических и юридических лиц

(см. ч. б ст. бич. 2 ст. 16).

3. Сфера действия предписаний, изложенных в статье, охватывает практику

осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а потому распространяется

на всю оперативно-розыскную деятельность.

4. Статья носит бланкетный (отсылочный) характер. Для правильного

уяснения ее содержания и применения изложенных в ней правил, требуется

руководствоваться предписаниями Конституции, ряда федеральных законов и

иных нормативных правовых актов (см. пп. 6 и 11 комментария к настоящей

статье).

5. Под условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий понимаются

закрепленные в комментируемой статье совокупность принципов и правил,

обеспечивающих баланс, с одной стороны — интересов личности, имеющей право

на тайну личной жизни, а с другой — общества, заинтересованного в

эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении,

предупреждении и пресечении преступлений, угроз интересам Российской

Федерации.

Правильность соблюдения указанных в комментируемой статье условий

осуществления оперативно-розыскных мероприятий проверяются судьями при

выдаче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий и

прокурорами при надзоре за соблюдением прав и свобод гражданина, порядка

выполнения установленного законодательством порядка проведения оперативно-

розыскных мероприятий.

6. В ч. 1 комментируемой статьи конкретизирован закрепленный в ст. 19

Конституции принцип равенства всех перед законом и судом (см. комментарий к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.