Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
деятельность, имеют право проводить ее гласно и негласно (см. также
комментарий к ст. 1). Под гласными оперативно-розыскными мероприятиями
следует понимать такие, которые оперативные работники проводят без сокрытия
от посторонних лиц своей личности, ведомственной принадлежности, целей и
характера проводимых действий для решения оперативных задач.
Под негласными оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать
такие, которые оперативные работники проводят с сокрытием от посторонних
лиц своей ведомственной принадлежности, целей и характера проводимых
действий для решения оперативных задач. Сокрытие обеспечивается системой
оперативных, режимных, административно-правовых, воспитательных и других
мер по сохранению в тайне всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий.
В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в
ст. 6, разрешается проводить изъятие предметов, материалов и сообщений, а
также прерывать предоставление услуг связи (в установленных в Федеральном
законе случаях). Предусмотренный в комментируемой статье правовой режим
изъятия иной, чем тот, который закреплен в ст. 244 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях, ст. 336 Таможенного кодекса и в других
нормативных актах, регулирующих административные отношения. Материалы,
предметы и сообщения в процессе оперативно-розыскной деятельности могут
изыматься только в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и
здоровью людей, а также угрозы государственной, военной, экономической или
экологической безопасности России. При этом необходимо учитывать, что в
соответствии со ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего
имущества иначе как по решению суда.
В случае изъятия предметов или материалов в процессе оперативно-
розыскного мероприятия об этом в обязательном порядке делается указание в
справке или рапорте о проведении этого мероприятия. Изымаемые материалы и
предметы детально описываются. В справке или рапорте, составляемом по
итогам осуществления мероприятия, указываются условия их изъятия, упаковки
и хранения.
Изъятие может быть сопряжено с ограничением конституционных прав
граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и на неприкосновенность
жилища. В таком случае необходимо соблюдать условия осуществления этих
мероприятий (вынесение постановления, получение разрешение у судьи т.п.).
7. Конфиденциальное сотрудничество — это отношения между
уполномоченными на то Федеральным законом государственными органами,
которые представляют их должностные лица, и гражданами, изъявившими
согласие оказывать содействие на негласной основе и на определенных
условиях. Эти условия могут быть оговорены в контракте. Форма контракта и
другие атрибуты устанавливаются ведомственными нормативными актами (см.
комментарий к ст. 17).
Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях
решения определенных законодательством задач и исполнения обязанностей,
возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Отношения конфиденциального сотрудничества с гражданами устанавливаются
только уполномоченными на то должностными лицами. Сотрудники, наделенные
правом установления конфиденциального сотрудничества с гражданами и ведения
работы с ними, отвечают за законное и целенаправленное использование
конфиденциальной помощи граждан в интересах решения задач по обеспечению
безопасности личности, общества и государства.
Оперативный сотрудник в случае несогласия с указаниями
непосредственного начальника, касающимися работы с гражданами,
привлеченными на конфиденциальной основе к сотрудничеству с
правоохранительными органами, вправе обжаловать действия и решения
руководителя в установленном порядке.
При нарушении лицом взятых на себя обязательств, в том числе по
контракту, сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, имеет право вносить предложения об изменениях оговоренных
ранее условий сотрудничества или о его прекращении.
Непосредственные руководители оперативных сотрудников, работающих с
гражданами, привлеченными к негласному сотрудничеству, обязаны и вправе
контролировать деятельность своих подчиненных и оказывать им помощь.
8. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе
использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные
помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей,
а также жилые и нежилые помещения, транспорт, иные средства и иное
имущество частных лиц (см. и. 3 ч. 1 ст. 15). Договором в соответствии с
гражданским законодательством признается двух или многостороннее
соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение
гражданских прав и обязанностей. Он может быть заключен только на основе
согласия лица, являющегося собственником этого имущества или на законной
основе владеющего или распоряжающегося им. форма соглашения, исходя из
положений гражданского законодательства (см. ст. 158 и другие ГК РФ),
может быть устной или письменной (простой или нотариальной).
Устный договор считается совершенным и в том случае, когда из поведения
лица явствует его воля на соответствующие установление, изменение
или прекращение гражданских прав и обязанностей. Молчание признается
выражением воли вступить в договор в случаях, предусмотренных законом или
соглашением сторон.
Договор в письменной форме заключается путем составления документа,
выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, вступающими в
отношения, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Законодательством устанавливаются дополнительные требования, которым
должна соответствовать форма определенных договоров (совершение на бланке
определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваются
последствия несоблюдения этих требований. В простой письменной форме
заключаются договоры юридических лиц между собой и с гражданами, а также
граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз
установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях,
предусмотренных законом,— независимо от суммы сделки.
Договор аренды зданий, сооружений, транспортных средств определяется
положениями гл. 34 ГК РФ. Он заключается в письменной форме в двух случаях.
Во-первых, если он заключается на срок более года. Во-вторых, если хотя бы
одной из сторон договора является юридическое лицо (в частности, орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность).
Ст. 651 ГК РФ предусматривает, что договор аренды здания или сооружения
заключается в письменной форме путем составления одного документа,
подписанного сторонами. Несоблюдение этого требования влечет признание
соглашения недействительным. Договор аренды здания или сооружения,
заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и
считается заключенным с момента такой регистрации.
9. Реализация принципа конспирации проявляется, в частности, в том, что
компетентным органам предоставляется право использовать в целях конспирации
документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную
принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств
(см. п. 4ч. 1 ст. 15). Это полномочие базируется, в частности, на общем
положении гражданского права. В ст. 19 ГК РФ закреплено, что случаях и в
порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним
(вымышленное имя).
Главное назначение этих мероприятий заключается в сокрытии от
окружающих лиц действительной службы должностного лица (действительной
принадлежности подразделения, организации, помещения и транспортного
средства) в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Зашифровка этих сил и средств включает в себя: выбор легенды прикрытия;
определение соответствующего поведения; обеспечение необходимыми
документами; проведение мероприятий по закреплению легенды. Документы,
зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с
органами на конфиденциальной основе, могут быть использованы лишь
непосредственно в оперативно-розыскной деятельности.
Зашифровка обеспечивается системой оперативных, режимных,
административно-правовых, воспитательных и других мер по сохранению в тайне
всех проводимых оперативно-розыскных мероприятий.
10. В целях реализации задач оперативно-розыскной деятельности органы,
ее осуществляющие, имеют право создавать в установленном законодательством
порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения. Порядок
создания предприятий, организаций и учреждений определяется гражданским
законодательством. Создаваемая организация или предприятие, как и все
юридические лица, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим
обязательствам этим имуществом. В соответствии с законом создаваемое
предприятие также подлежит государственной регистрации в органах юстиции в
порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные
государственной регистрации включаются в единый государственный реестр
юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо
считается созданным с момента его государственной регистрации.
Нарушение установленного законом порядка образования предприятия или
организации, а также несоответствие их учредительных документов закону
влечет отказ в государственной регистрации. В тоже время отказ в
регистрации по мотивам нецелесообразности создания конкретного предприятия
или организации не допускается.
Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного
договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях,
предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой
организацией, может действовать на основании общего положения об
организациях данного вида.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается его
учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на
основании устава, утвержденного этим учредителем.
В учредительных документах должны определяться наименование
юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предмет и цели
деятельности, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом.
Законодательство предусматривает возможность создания юридическими
лицами представительств и филиалов. Представительством является
обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его
нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет
их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического
лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его
функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются
имуществом предприятий, организаций, создавших их, и действуют на основании
утвержденных ими положений. Руководители представительств и филиалов
назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Создаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е.
преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деятельности, и некоммерческими, т.е. не имеющими такой цели и не
распределяющими полученную прибыль между участниками.
Под предприятием как объектом гражданских прав понимается имущественный
комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности,
производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях
удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Необходимое
предприятию имущество передается ему государственными или муниципальными
органами, создавшими его.
Учреждением признается организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность
по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Термин «организация» сопоставим с термином «юридическое лицо» и по сути
является собирательным. В соответствии со ст. 48 ПС РФ юридическое лицо
(организация) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и
личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде в
качестве истца и ответчика.
После выполнения поставленных перед предприятием, организацией,
учреждением и подразделением задач они прекращают свою деятельность, если
нет необходимости в их дальнейшем использовании.
11. Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и
юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Законы,
определяющие деятельность соответствующих государственных органов, наделяют
их должностных лиц правом требовать от граждан и должностных лиц исполнения
определенных действий. Такие властные предписания должны быть законными,
т.е. отданы при наличии указанных в законе оснований, с соблюдением
необходимых процедур и направлены на решение задач оперативно-розыскной
деятельности.
12. Неисполнение законных требований должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование
ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную
законодательством. В российском законодательстве ответственность за
невыполнение законных требований сотрудников соответствующих
государственных органов установлена вне зависимости от сферы их
деятельности. Поэтому невыполнение указаний при осуществлении оперативно-
розыскной деятельности в равной степени образует правонарушения,
ответственность за которые определена, в частности, ст.ст. 165 и 1655
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст. 330 УК РФ и др.
Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(1) На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты
сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
(2) Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением
лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
(3) Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-
розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При
получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное
должностное лицо обязано руководствоваться законом.
(4) При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и
законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение
вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие,
совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного
или общественного долга.
(5) Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных
преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных
сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения
пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
(6) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды
социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность.
1. Статья заменила собой ст. 14 ранее действовавшего Закона об
оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят
в следующем:
отменено предписание, запрещавшее оценивать работу должностных лиц
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по
количественным результатам этой деятельности;
отменено предписание, позволявшее должностному лицу, уполномоченному на
осуществление оперативно-розыскной деятельности, при получении от своего
начальника приказа или указания, противоречащего закону, сообщать об этом в
вышестоящий орган или прокурору;
сформулировано новое предписание, которое при определенных
обстоятельствах допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым
интересам;
предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном
исчислении времени выполнения должностными лицами органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, спецзаданий в организованных группах и
т.п.;
органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
2. Цель статьи — определить систему социальной и правовой защиты
должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Предписания статьи носят в основном бланкетный характер, поскольку
по вопросам социальной и правовой защиты должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отсылает к другим
законам, а реализация предписаний, сформулированных в ч. 4 данной статьи,
предполагает применение соответствующих уголовно-правовых норм.
4. Гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, призваны обеспечивать
эффективное выполнение ими стоящих перед ними задач. Согласно ч. 1
комментируемой статьи, на этих должностных лиц распространяются гарантии
правовой и социальной защиты сотрудников тех правоохранительных органов и
специальных служб России, в штаты которых они входят.
В ст. 13 содержится перечень органов, которым предоставлено праве
осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Из ее
содержания вытекает, что перечисленные в ней органы входят в штаты органов
внутренних дел, ФСБ России, ФСНП России, ГТК РФ и других органов
исполнительной власти. Следовательно, подробные правовые предписания,
касающиеся социальной и правовой защиты должностных лиц органов,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|