Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
комплексной. Отсюда можно выделить в ней определенные виды. Основными из
них являются так называемая уголовно-розыскная работа и обеспечение
административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных средств и
методов.
Внутри этих видов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от
решения тех или иных задач различают те или иные подвиды. Суть тех из них,
которые непосредственно указаны в Федеральном законе, заключается в том,
что эта деятельность осуществляется: во-первых, для предупреждения
совершения общественно опасных противоправных деяний (см. абз. 1 ст. 2); во-
вторых, для выявления, пресечения и раскрытия преступлений (см. абз. 1 ст.
2)[3]; в-третьих, с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (см. абз. 2 ст.
2)'; в-четвертых, для добывания информации о событиях или действиях,
создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации (см. абз. 3 ст. 2).
Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают иные ее
подвиды. Например, в ч. 2 ст. 7 указан один из них — так называемая
оперативно-проверочная работа (органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, вправе собирать характеризующие личность граждан сведения в
строго указанных в Федеральном законе случаях), а в ст. 2 содержится
указание на то, что она может проводиться для поиска без вести пропавших
граждан.
8. Оперативно-розыскную деятельность следует отличать от смежных и
частично совпадающих с ней видов юридической деятельности. В первую очередь
это относится к ее соотношению с уголовно-процессуалъной деятельностью.
Несмотря на то, что оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная
деятельность тесно связаны между собой (наличие общей цели — защиты от
преступных посягательств, а также ряда единых задач — в частности,
предупреждения преступлений и быстрого их раскрытия), они не тождественны.
Имеются существенные отличия первой от второй. Так, оперативно-розыскная
деятельность осуществляете» оперативными подразделениями государственных
органов, перечисленных в ст. 13 Федерального закона, а уголовно-
процессуальная — исключительно субъектами, указанными в уголовно-
процессуальном законе (органами предварительного расследования,
прокуратурой и судом). Оперативно-розыскная деятельность проводится в
порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных
правовых актах, а уголовно-процессуальная деятельность — в порядке,
предусмотренном УПК РСФСР. В оперативно-розыскной деятельности широко
применяются негласные силы и средства, а в уголовно-процессуальной
деятельности их применение недопустимо. Кроме того, одним из последствий
уголовно-процессуальной деятельности может стать привлечение виновного в
совершении общественно опасного деяния к наказанию. Наступление такого
правового последствия в оперативно-розыскной деятельности исключается в
силу положения, содержащегося в ч. 1 ст. 5 Федерального закона.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О
частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под
частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на
возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам
предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и
интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную
деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников
правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные
детективы не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом исключительно к компетенции органов дознания (см. комментарий к ст.
6).
Таким образом, основные отличия оперативно-розыскной деятельности от
частной детективной (сыскной) состоят в следующем:
оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно
государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и
частными лицами;
целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни,
здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и
государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной
детективной — получение прибыли посредством совершения действий по защите
законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об органах федеральной службы
безопасности в Российской Федерации» ФСБ России и некоторые другие
российские спецслужбы правомочны проводить контрразведывательную
деятельность. Законодатель определил ее как деятельность органов
федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению,
предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных
служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,
направленной на нанесение ущерба безопасности России (см. ч. 1 ст. 9). Эта
деятельность является разновидностью служебной деятельности ряда спецслужб
России (ФСБ России, СВР России, ФАПСИ при Президенте России и некоторых
других), а ее суть заключается в противодействии разведывательно-подрывной
деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных
организаций и их представителей (как правило, конспиративными средствами и
приемами) с целью обеспечения безопасности России.
Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от
контрразведывательной состоят в следующем:
целью первой является защита человека, общества и государства от
преступных посягательств, а второй — обеспечение безопасности России
посредством противодействия разведывательно-подрывной и иной деятельности,
проводимой иностранными спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно
важным интересам (см. л. 10 комментария к настоящей статье);
круг субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см.
ст. 13), гораздо шире круга государственных органов, проводящих
контрразведывательную работу;
общие правила оперативно-розыскной деятельности изложены в нормах
комментируемого Закона, а контрразведывательной — в Федеральном законе об
органах федеральной службы безопасности.
Вместе с тем, между оперативно-розыскной и контрразведывательной
деятельностью много общего. В данной связи на практике порой возникает
затруднение, например, как следует толковать повеление законодателя о том,
что осуществление контрразведывательной деятельности предполагает
«выявление ... деятельности отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба
безопасности Российской Федерации» (см. ч. 1 ст. 9 Федерального закона об
органах федеральной службы безопасности). Полагаем, что к таким лицам могут
относиться только лица (граждане России, иностранные граждане и лица без
гражданства), выступающие представителями специальных служб или организаций
иностранных государств (завербованные иностранными разведками лица,
эмиссары иностранных экстремистских и террористических организаций и т.д.).
Неправомерно расширительно толковать положение ч. 1 ст. 9 указанного
Федерального закона и включать в контрразведывательную деятельность борьбу
с общественно опасными деяниями «отдельных» лиц, чьи действия наносят (или
могут нанести) ущерб безопасности России, но совершаются вне связи с
разведывательной или иной подрывной деятельностью спецслужб иностранных
государств либо иностранных организаций. Борьба с противоправной
деятельностью таких лиц должна проводиться соответствующими
правоохранительными органами в рамках и по правилам оперативно-розыскной
деятельности.
Кроме того, оперативно-розыскную деятельность следует отличать от
разведывательной деятельности российских спецслужб. Законодателем впервые
предпринята попытка раскрыть понятие разведывательной деятельности в тексте
Федерального закона «О внешней разведке». В нем оно раскрывается через
указание на средства проведения разведдеятельности (см. ст. 2).
Разведывательная деятельность — это системное применение специальных сил,
средств и методов и совершение специфических действий, совершаемых с целью
получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и
иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально
угрожающих безопасности России.
Как следует из сказанного, разведдеятельность имеет собственную цель,
отличную от цели оперативно-розыскной деятельности. Она осуществляется в
основном вне пределов территории Российской Федерации (и это тоже отличает
ее от оперативно-розыскной деятельности). Ее основными «контрагентами»
являются, с одной стороны, Российская Федерация (в лице своих
представителей — СВР России и других спецслужб), а с другой — иностранное
государство или международная организация. Наконец, разведдеятельность
регламентирована специальным законодательным актом — Федеральным законом о
внешней разведке, нормативные предписания которого не распространяются на
оперативно-розыскную деятельность.
Резюмируя изложенное, определим оперативно-розыскную деятельность как
основывающийся на федеральном законе вид социально полезной юридической
деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий
собой совокупность поведенческих актов конспиративного и гласного
применения специальных сил, средств и методов, а также совершения
оперативно-розыскных действий, и осуществляемый с целью защиты человека и
общества от преступных посягательств при условии наличия объективного
затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации
иных законных средств.
9. Оперативно-розыскная деятельность проводится в двух
взаимодополняющих формах — гласно и негласно. Так, должностные лица
государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
могут официально (гласно) представлять интересы конкретного
государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим
оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-
розыскной деятельности, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные
настоящим Федеральным законом, в негласной форме (см. подробнее комментарий
к ст. ст. 3 и 6).
Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных
средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой
общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных
особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируются (в
частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности
государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение
против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, системы
законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих
представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность (см. о
понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий комментарий к ст. 6).
При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость
уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления
скрытно, с различными ухищрениями.
10. Основными субъектами, наделенными государством правомочиями на
осуществление оперативно-розыскной деятельности, являются оперативные
подразделения ряда государственных органов (см. комментарий к гл. III и к
ст. 13).
11. В комментируемой статье проведение оперативными подразделениями
оперативно-розыскной деятельности ограничивается пределами их полномочий. В
теории права полномочие — это право одного лица (представителя) совершать
сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или
прекращая права и обязанности представляемого. В оперативно-розыскной
практике под полномочиями следует понимать совокупность задач, решение
которых законодателем возложено на субъектов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность и компетенцию данных субъектов, предусмотренную
законодательством в области оперативно-розыскной деятельности.
Под пределами таких полномочий понимается строго ограниченная нормами
Федерального закона компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
(включающая предмет ведения, обязанности, права, а также ответственность)
по проведению в необходимых и обоснованных случаях действий и осуществлению
мероприятий, перечисленных в Федеральном законе (см. комментарий к ст.ст.
2. 6, 14 и 15).
12. О понятии и содержании оперативно-розыскных мероприятий см.
комментарий к ст.ст. 6—8.
13. Оперативно-розыскная деятельность проводится с вполне определенными
целями (защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и государства от
преступных посягательств). Цель оперативно-розыскной деятельности — это
осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого
направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других лиц,
участников этой деятельности.
На практике зачастую не уделяют должного внимания вопросу о соотношении
цели оперативно-розыскной деятельности и ее задач (см. о задачах оперативно-
розыскной деятельности комментарий к ст. 2). Следует помнить, что задачи в
обязательном порядке корреспондируют цели оперативно-розыскной
деятельности, указанной в комментируемой статье (т.е. защите объектов от
преступных посягательств). Не подлежит расширительному толкованию,
например, задача оперативно-розыскной деятельности о добывании информации о
событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности России (см. абз. 3 ст. 2), как
выходящая за рамки целеполагания, установленного законодателем. Отсюда
следует, что иные, кроме оперативно-розыскной, виды специальной
деятельности российских правоохранительных органов и спецслужб (разведка,
контрразведка), преследующие другие, более глобальные цели, чем указанные в
комментируемой статье (в частности, обеспечение безопасности России),
подлежат правовому регулированию в соответствии с правилами Федерального
закона только в той части, в какой они совпадают с целью оперативно-
розыскной деятельности.
14. Под защитой указанных в комментируемой статье объектов следует
понимать систему оперативно-розыскных, организационных, нормативно-правовых
и иных мер, предусмотренных законодательством в области оперативно-
розыскной деятельности, направленных на:
создание условий, обеспечивающих безопасность перечисленных в статье 1
закона объектов от преступных посягательств и, одновременно, на устранение
общих причин и условий совершения преступлений;
локализацию общественно опасных последствий (в случае совершения
преступления).
15. В зависимости от предусмотренных в Федеральном законе целей в
оперативно-розыскной деятельности выделяют определенные направления работы.
Ими являются: а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и
гражданина от преступных посягательств; б) защита собственности от
преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и
государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
16. Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социально
полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина
(жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне
объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина — обязанность государства. Защита жизни
человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств
и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право
на жизнь (см. ч. 1 ст. 20 Конституции) реальным содержанием. Наряду с этим
признанные и гарантированные ст.ст. 17—64 Конституции права и свободы
человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от
преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством является
осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых
законом случаях.
С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет
охрану собственности (собственность — экономическая категория, отражающая
право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции
защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные
формы собственности.
Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение
безопасности общества и государства от преступных посягательств. В
соответствии с правилами ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992
г. «О безопасности» (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г.)
под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность
потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и
возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности,
общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его
конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность).
Государство есть основной институт политической системы классового
общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность — это
совокупность общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно
важных интересов (прежде всего — конституционного строя) основного
института политической системы современного общества от внешних и
внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.
Безопасность государства является одним из важнейших элементов системы
безопасности (национальной) Российской Федерации.
Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать
организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью
нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному
функционированию и развитию российского общества и государства.
17. Под преступными посягательствами, о которых идет речь в
комментируемой статье, понимаются антиобщественные противоправные деяния,
направленные на совершение преступления. Согласно предписаниям ч. 1 ст. 14
УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное
деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под
угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и
содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу
малозначительности не представляющее общественной опасности, т.е. не
причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу
или государству (см. ч. 2 ст. 14 УКРФ).
На практике следует помнить о том, что каждый обвиняемый в совершении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|