рефераты скачать

МЕНЮ


Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности

видео- и аудиопленок. В этих документах в хронологическом порядке

отражается ход наблюдаемых событий, контакты интересующих

правоохранительные органы лиц, их поведение и другие имеющие существенное

значение аспекты. Кроме того, в обязательном порядке необходимо указывать,

что или кого из посторонних лиц можно использовать в доказывают

наблюдаемого противоправного события.

Результаты наблюдения на основании и в порядке, предусмотренном г. 11,

могут передаваться органам следствия, а также использоваться в доказывании

по уголовным делам.

12. Отождествление личности — это соотнесение полученных в процессе

оперативно-розыскной деятельности данных о личности лица, возможно,

имеющего отношение к совершению преступления, со сведениями о

антропологических, динамических, физиологических и других признаках лица,

зафиксированных в памяти очевидцев преступления, информационных массивах,

фотографиях, кино-, фото-, видео- и аудиопленках и на других носителях

информации, и установление на этой основе его причастности к совершению

преступления.

Отождествление может проводиться различными способами, с использованием

технических средств и разных тактических приемов. Как правило, оно

осуществляется конспиративно от опознаваемого. Наиболее распространенными

формами отождествления являются опознание по фотографиям, а также поиск «по

горячим следам» с участием потерпевших и очевидцев происшедшего события.

Отождествление личности может проводиться с использованием служебно-

розыскных собак по изъятым с места происшествия и добытым в процессе

оперативно-розыскной деятельности носителям запаха. Тактика такого

опознания должна строиться с учетом требований соответствующих

ведомственных нормативных актов.

Результаты отождествления оформляются рапортом и (или) справкой. В этих

документах должно быть также указано, в каких условиях проходило опознание,

а также по каким признакам было опознано лицо.

13. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и

транспортных средств — это осуществляемый в процессе оперативно-розыскной

деятельности осмотр оперативным работником непосредственно или с возможным

участием специалистов или по его заданию лицом, оказывающим содействие

правоохранительным органам, жилых и служебных помещений, транспортных

средств и других объектов в целях обнаружения орудий и средств совершения

преступлений, денег и ценностей, добытых преступным путем, товаров и

предметов, оборот которых запрещен или ограничен, других предметов и

документов, могущих иметь отношение к преступной деятельности, а также

получения других сведений, необходимых для решения задач оперативно-

розыскной деятельности (в частности, планирования захвата с поличным и т.

п.).

Негласное обследование жилища, осуществляемое сотрудниками

специализированных подразделений правоохранительных органов, допускается

только на основании судебного решения по мотивированному постановлению

соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8.

Под жилищем (местом жительства) понимается помещение, в котором

гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника,

по договору найма (поднайма) или аренды либо на иных основаниях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации (жилой дом,

квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, общежития,

гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких

престарелых лиц, дома для инвалидов, ветеранов и иное жилое помещение), а

также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения

имущества или удовлетворения иных потребностей человека (балконы,

обустроенные веранды, кладовые и т. п.). Места жительства необходимо

отличать от мест пребывания (гостиницы, санатории, садовые домики, дома

отдыха, пансионаты, больницы и т.п.), в которых гражданин проживает

временно.

Обследование в процессе оперативно-розыскной деятельности нежилых

помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, участков местности

регламентируется ведомственными нормативными актами и осуществляется во

внесудебном порядке.

Результаты негласного обследования оформляются рапортом и (или)

справкой оперативного работника. В них отмечается ход обследования,

обнаруженные при этом предметы, используемые технические средства и

специальные окрашивающие средства, указывается, образцы каких веществ и в

каком количестве изымались, другие оперативно важные обстоятельства.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, наделенных правом выносить постановления о

проведении обследования жилых помещений, и некоторые другие аспекты

проведения этого оперативно-розыскного мероприятия определены в

межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения

соответствующих технических мероприятий (см. комментарий к ст. 4).

14. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений —

осуществляемое в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности

получение информации путем перлюстрации корреспонденции, проводимой по

заданию оперативных работников спецподразделениями правоохранительных

органов в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или

соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну почтовых отправлений,

телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и

почтовой связи, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной

деятельности, допускается только на основании судебного решения по

мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа,

осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации,

указанной в ч. 2 ст. 8.

Не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или

заключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в

них содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы

прокуратуры, суды или в государственные органы, обладающие правом контроля

за деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных

учреждений.

В соответствии с законодательством контроль почтовых отправлений,

телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ России. Непосредственная

реализация этого мероприятия возложена на спецподразделения указанных

органов. Проведение такого рода оперативно-розыскных мероприятий в ином

порядке противоречит законодательству и может привести к нарушению

конспирации в работе правоохранительных органов, необоснованному

ограничению конституционных прав граждан.

Представляется, что контроль почтовых и иных отправлений, содержащих

сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться с

соблюдением режима секретного делопроизводства по мотивированному

постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную

деятельность, и согласованному с соответствующим руководителем органа

государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к

государственной тайне, по разрешению судьи.

Максимальный срок контроля — 180 суток со дня вынесении постановления,

если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления

контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных

материалов.

Иные сообщения подпадают под этот режим только в том случае, если

отправитель и адресат принимают меры для обеспечения тайны его содержания.

В данном случае «иные» означает другие, наравне с почтовым и телеграфным,

«закрываемые» способы передачи сообщений. В числе таких способов следует

назвать использование посыльных, ведомственной связи и т. п. В связи с этим

представляется, что при необходимости осуществления контроля за такими

отправлениями также нужно вынести постановление и получить разрешение

судьи.

Контроль за сообщением и информационными отправлениями,

распространяемыми гласно, без принятия мер по обеспечению неизвестности их

содержания посторонним лицам (например, радиопереговоры), может

осуществляться в обычном режиме, без испрашивания разрешения у судьи.

Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, наделенных правом выносить постановления о проведении

контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных «закрытых» сообщений, а

также другие аспекты проведения этого оперативно-розыскного мероприятия

определены в соответствующей межведомственной Инструкции (см. комментарий к

ст. 4).

Результаты контроля оформляются рапортом и (или) справкой. К ним могут

прикладываться полученные от специализированных подразделений,

непосредственно осуществляющих контроль почтовых отправлений и телеграфных

сообщений, копии документов, рефераты, справки и другие документы.

15. Прослушивание телефонных переговоров (ЛТП) — это осуществляемое

оперативно-техническими подразделениями органов ФСБ России или МВД РФ по

заданиям оперативных подразделений органов, наделенных правом проведения

оперативно-розыскной деятельности, получение информации в результате

прослушивания ведущихся по линиям телефонной связи переговоров людей,

причастных или к преступлению или к лицам, его совершившим.

В соответствии с законодательством непосредственный слуховой контроль и

запись прослушиваемых переговоров, связанные с подключением к станционной

аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги

связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических сил и

средств органов ФСБ России. В определенных случаях, по согласованию с ними,

это оперативно-розыскное мероприятие может проводиться органами внутренних

дел России, в том числе и в интересах других органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность.

Ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных

переговоров, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной деятельности,

допускается только на основании судебного решения по мотивированному

постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации, изложенной в ч.

2 ст. 8.

Представляется, что ПТП, содержащих сведения, составляющие гостайну,

может проводиться с соблюдением режима секретного делопроизводства по

мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего

оперативно-розыскную деятельность, и согласованному с руководителем органа

государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к

гостайне, по разрешению соответствующего судьи.

Максимальный срок прослушивания — 180 суток со дня вынесения

постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом

(решение на основании вновь представляемых материалов. Прослушиванию могут

быть подвергнуты переговоры, ведущиеся с домашнего или служебного телефона

либо телефонов-автоматов, с использованием линий проводной, космической и

сотовой связи. Результаты ПТП оформляются рапортом и (или) справкой, в

которых (отражается время и место прослушивания и средства звукозаписи (с

указанием их технических характеристик), содержание фонограммы

прослушиваемых переговоров (с изложением лишь фактов, обстоятельств,

имеющих (отношение к делу). К ним обычно прикладывается фонограмма

переговоров, осуществляемая спецподразделениями правоохранительных органов,

(которая в полном виде без изъятия или монтажа звукозаписи приобщается к

составляемой сотрудниками этого подразделения справке и вместе с ней

[представляется инициатору задания в опечатанном виде. Результаты ПТП могут

передаваться органам дознания, следователю, а также использоваться в

доказывании по уголовным делам (см. комментарий к ст. 11).

При наличии данных о возникновении угрозы жизни, здоровью,

собственности и других насильственных действий в отношении отдельных лиц по

их заявлению или с их согласия в письменной форме возможно осуществление

ПТП, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного

руководителем органа, наделенного правом проведения оперативно-розыскной

деятельности. В таком случае судья должен быть уведомлен о проведении этого

мероприятия в течение 48 часов.

16. Снятие информации с технических каналов связи — это осуществляемое

для решения задач оперативно-розыскной деятельности получение информации

путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и

другими полями, возникающими в результате (передачи различных данных по

сетями электрической связи, работы компьютерных сетей, баз данных,

телекоммуникационных информационных (систем, осуществляющих сбор,

обработку, накопление, хранение, поиск и (распространение информации.

Снятие информации с технических каналов осуществляется на основании

постановления руководителя органа, уполномоченного на ведение оперативно-

розыскной деятельности, с разрешения судьи. Условия и основания проведения

указанного мероприятия аналогичны ПТП.

17. Оперативное внедрение — это осуществляемая в целях решения задач

оперативно-розыскной деятельности совокупность взаимосвязанных:

а) действий по продвижению сотрудника правоохранительных органов или

лица, оказывающего ему содействие в решении возложенных на них задач, в

преступное формирование; б) совершаемых ими в составе преступного

формирования общественно опасных действий (бездействия), хотя и имеющих все

признаки деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ, и причиняющих

реальный вред, но вынуждено совершаемых с соблюдением установленных

законодательством условий и пределов.

Как правило, оперативное внедрение проводится в рамках специальной

(тактической) операции. Объектами такой операции являются: представляющие

повышенную общественную опасность устойчивые преступные формирования лиц,

заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или

особо тяжких преступлений (см. ст. 15 УК РФ); группы по предварительному

сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ); организованные группы (см. ч. 3 ст. 35 УК

РФ): банды (см. ч. 1 ст. 209 УК РФ); преступные сообщества (см. ч. 4 ст.

35, ст. 210 УК РФ); незаконные вооруженные формирования (см. ст. 208 УК

РФ); формирования, планирующие осуществление насильственных захвата власти,

удержания власти, изменения конституционного строя или вооруженного мятежа

(см. ст. ст. 278— 279 УК РФ); организации, используемые ими в качестве

прикрытия для ведения преступной деятельности или осуществляющие

вспомогательные функции и др.

В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации

право осуществлять внедрение предоставляется подразделениям органов,

уполномоченных на ведение оперативно-розыскной деятельности, исключительно

в пределах полномочий, установленных соответствующими законодательными

актами (см. комментарий к ст. 4).

Оперативное внедрение в силу своей сложности готовится и проводится

соответствующими подразделениями правоохранительных органов, ведущими

борьбу с преступностью, самостоятельно или с привлечением других

заинтересованных подразделений или органов. Основаниями для внедрения

являются исключительно основания, указанные в ст. 7.

Операции по внедрению проводятся в случаях, когда применение других

форм и методов оперативно-розыскной деятельности не позволяет эффективно

обеспечить выполнение возложенных законодательством на правоохранительные

органы задач по борьбе с преступностью.

Подразделение, непосредственно осуществляющее операцию по оперативному

внедрению, в рамках своих полномочий осуществляет координацию проводимых

мероприятий, в необходимых случаях организует взаимодействие участвующих в

ней органов, в том числе и совместных с соответствующими органами других

государств мероприятий по внедрению в международные преступные группы.

Внедрение с участием сотрудников правоохранительных органов готовится в

порядке, определяемом требованиями соответствующих ведомственных

нормативных актов и с соблюдением необходимых мер зашифровки в зависимости

от особенностей конкретной ситуации.

Представляется целесообразным предложения о проведении операции

представлять руководителю органа рапортом с приложением проектов

постановления о внедрении, плана операции и т. д.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 операция по внедрению осуществляется на

основании постановления, утвержденного руководителем органа,

уполномоченного на проведение оперативно-розыскной деятельности, и в

порядке, предусмотренном планом операции.

В постановлении кратко обосновываются: необходимость внедрения,

имеющиеся возможности для его осуществления, решаемые при этом задачи,

линия поведения внедряемого лица для действий в экстремальных ситуациях и

другие необходимые сведения.

В случае вынужденного причинения внедренным лицом вреда правоохраняемым

интересам его действия могут быть признаны правомерными или оно может быть

освобождено от уголовной ответственности или наказания на основании ч. 4

ст. 16 Федерального закона, ст.ст. 37—42, 75, примечаний к ст.ст. 204, 205,

208, 222, 223, 228 и 291 УК РФ, п. 2 ст. 5, ст.ст. 6 и 7 УПК РС^СР. В ином

случае правоохранительные органы могут ходатайствовать о помиловании такого

лица (см. ст. 85 УК РФ). Постановление о внедрении выступает документом,

определяющим пределы правомерности действий внедренного лица.

18. Контролируемая поставка — это осуществляемое при наличии указанных

в законе оснований и с соблюдением установленных процедур под контролем

органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность,

перемещение товаров и предметов в целях пресечения противоправных действий

и выявления лиц, причастных к совершению преступления[16].

Практическая реализация контролируемой поставки осуществляется в

соответствии с национальным законодательством.

Кроме того, правовой основой взаимодействия правоохранительных и других

компетентных органов нескольких государств при проведении контролируемой

поставки на территориях ряда стран являются двухсторонние или

многосторонние договоры об оказании правовой помощи, а также

межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о

взаимодействии в борьбе с преступностью (так называемые полицейские

соглашения).

При проведении контролируемой поставки возможно применять специальные

окрашивающие средства. В связи с этим необходимо иметь в виду, что в

соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона о милиции для выявления лиц,

совершивших преступления, могут применяться специальные окрашивающие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.