Комментарий к Закону об оперативно-розыскной деятельности
видео- и аудиопленок. В этих документах в хронологическом порядке
отражается ход наблюдаемых событий, контакты интересующих
правоохранительные органы лиц, их поведение и другие имеющие существенное
значение аспекты. Кроме того, в обязательном порядке необходимо указывать,
что или кого из посторонних лиц можно использовать в доказывают
наблюдаемого противоправного события.
Результаты наблюдения на основании и в порядке, предусмотренном г. 11,
могут передаваться органам следствия, а также использоваться в доказывании
по уголовным делам.
12. Отождествление личности — это соотнесение полученных в процессе
оперативно-розыскной деятельности данных о личности лица, возможно,
имеющего отношение к совершению преступления, со сведениями о
антропологических, динамических, физиологических и других признаках лица,
зафиксированных в памяти очевидцев преступления, информационных массивах,
фотографиях, кино-, фото-, видео- и аудиопленках и на других носителях
информации, и установление на этой основе его причастности к совершению
преступления.
Отождествление может проводиться различными способами, с использованием
технических средств и разных тактических приемов. Как правило, оно
осуществляется конспиративно от опознаваемого. Наиболее распространенными
формами отождествления являются опознание по фотографиям, а также поиск «по
горячим следам» с участием потерпевших и очевидцев происшедшего события.
Отождествление личности может проводиться с использованием служебно-
розыскных собак по изъятым с места происшествия и добытым в процессе
оперативно-розыскной деятельности носителям запаха. Тактика такого
опознания должна строиться с учетом требований соответствующих
ведомственных нормативных актов.
Результаты отождествления оформляются рапортом и (или) справкой. В этих
документах должно быть также указано, в каких условиях проходило опознание,
а также по каким признакам было опознано лицо.
13. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и
транспортных средств — это осуществляемый в процессе оперативно-розыскной
деятельности осмотр оперативным работником непосредственно или с возможным
участием специалистов или по его заданию лицом, оказывающим содействие
правоохранительным органам, жилых и служебных помещений, транспортных
средств и других объектов в целях обнаружения орудий и средств совершения
преступлений, денег и ценностей, добытых преступным путем, товаров и
предметов, оборот которых запрещен или ограничен, других предметов и
документов, могущих иметь отношение к преступной деятельности, а также
получения других сведений, необходимых для решения задач оперативно-
розыскной деятельности (в частности, планирования захвата с поличным и т.
п.).
Негласное обследование жилища, осуществляемое сотрудниками
специализированных подразделений правоохранительных органов, допускается
только на основании судебного решения по мотивированному постановлению
соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, при наличии информации, указанной в ч. 2 ст. 8.
Под жилищем (местом жительства) понимается помещение, в котором
гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника,
по договору найма (поднайма) или аренды либо на иных основаниях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации (жилой дом,
квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, общежития,
гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких
престарелых лиц, дома для инвалидов, ветеранов и иное жилое помещение), а
также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения
имущества или удовлетворения иных потребностей человека (балконы,
обустроенные веранды, кладовые и т. п.). Места жительства необходимо
отличать от мест пребывания (гостиницы, санатории, садовые домики, дома
отдыха, пансионаты, больницы и т.п.), в которых гражданин проживает
временно.
Обследование в процессе оперативно-розыскной деятельности нежилых
помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, участков местности
регламентируется ведомственными нормативными актами и осуществляется во
внесудебном порядке.
Результаты негласного обследования оформляются рапортом и (или)
справкой оперативного работника. В них отмечается ход обследования,
обнаруженные при этом предметы, используемые технические средства и
специальные окрашивающие средства, указывается, образцы каких веществ и в
каком количестве изымались, другие оперативно важные обстоятельства.
Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, наделенных правом выносить постановления о
проведении обследования жилых помещений, и некоторые другие аспекты
проведения этого оперативно-розыскного мероприятия определены в
межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения
соответствующих технических мероприятий (см. комментарий к ст. 4).
14. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений —
осуществляемое в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности
получение информации путем перлюстрации корреспонденции, проводимой по
заданию оперативных работников спецподразделениями правоохранительных
органов в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или
соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
Ограничение конституционных прав граждан на тайну почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и
почтовой связи, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной
деятельности, допускается только на основании судебного решения по
мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации,
указанной в ч. 2 ст. 8.
Не подлежат контролю почтовые отправления задержанных или
заключенных под стражу лиц, а также лиц, арестованных и осужденных, если в
них содержатся предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы
прокуратуры, суды или в государственные органы, обладающие правом контроля
за деятельностью мест содержания под стражей и уголовно-исполнительных
учреждений.
В соответствии с законодательством контроль почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность, возлагается на органы ФСБ России. Непосредственная
реализация этого мероприятия возложена на спецподразделения указанных
органов. Проведение такого рода оперативно-розыскных мероприятий в ином
порядке противоречит законодательству и может привести к нарушению
конспирации в работе правоохранительных органов, необоснованному
ограничению конституционных прав граждан.
Представляется, что контроль почтовых и иных отправлений, содержащих
сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться с
соблюдением режима секретного делопроизводства по мотивированному
постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, и согласованному с соответствующим руководителем органа
государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне, по разрешению судьи.
Максимальный срок контроля — 180 суток со дня вынесении постановления,
если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления
контроля судья принимает об этом решение на основании вновь представленных
материалов.
Иные сообщения подпадают под этот режим только в том случае, если
отправитель и адресат принимают меры для обеспечения тайны его содержания.
В данном случае «иные» означает другие, наравне с почтовым и телеграфным,
«закрываемые» способы передачи сообщений. В числе таких способов следует
назвать использование посыльных, ведомственной связи и т. п. В связи с этим
представляется, что при необходимости осуществления контроля за такими
отправлениями также нужно вынести постановление и получить разрешение
судьи.
Контроль за сообщением и информационными отправлениями,
распространяемыми гласно, без принятия мер по обеспечению неизвестности их
содержания посторонним лицам (например, радиопереговоры), может
осуществляться в обычном режиме, без испрашивания разрешения у судьи.
Перечень должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, наделенных правом выносить постановления о проведении
контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных «закрытых» сообщений, а
также другие аспекты проведения этого оперативно-розыскного мероприятия
определены в соответствующей межведомственной Инструкции (см. комментарий к
ст. 4).
Результаты контроля оформляются рапортом и (или) справкой. К ним могут
прикладываться полученные от специализированных подразделений,
непосредственно осуществляющих контроль почтовых отправлений и телеграфных
сообщений, копии документов, рефераты, справки и другие документы.
15. Прослушивание телефонных переговоров (ЛТП) — это осуществляемое
оперативно-техническими подразделениями органов ФСБ России или МВД РФ по
заданиям оперативных подразделений органов, наделенных правом проведения
оперативно-розыскной деятельности, получение информации в результате
прослушивания ведущихся по линиям телефонной связи переговоров людей,
причастных или к преступлению или к лицам, его совершившим.
В соответствии с законодательством непосредственный слуховой контроль и
запись прослушиваемых переговоров, связанные с подключением к станционной
аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм
собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги
связи, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических сил и
средств органов ФСБ России. В определенных случаях, по согласованию с ними,
это оперативно-розыскное мероприятие может проводиться органами внутренних
дел России, в том числе и в интересах других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных
переговоров, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной деятельности,
допускается только на основании судебного решения по мотивированному
постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, при наличии информации, изложенной в ч.
2 ст. 8.
Представляется, что ПТП, содержащих сведения, составляющие гостайну,
может проводиться с соблюдением режима секретного делопроизводства по
мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, и согласованному с руководителем органа
государственной власти, наделенного полномочиями по отнесению сведений к
гостайне, по разрешению соответствующего судьи.
Максимальный срок прослушивания — 180 суток со дня вынесения
постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом
(решение на основании вновь представляемых материалов. Прослушиванию могут
быть подвергнуты переговоры, ведущиеся с домашнего или служебного телефона
либо телефонов-автоматов, с использованием линий проводной, космической и
сотовой связи. Результаты ПТП оформляются рапортом и (или) справкой, в
которых (отражается время и место прослушивания и средства звукозаписи (с
указанием их технических характеристик), содержание фонограммы
прослушиваемых переговоров (с изложением лишь фактов, обстоятельств,
имеющих (отношение к делу). К ним обычно прикладывается фонограмма
переговоров, осуществляемая спецподразделениями правоохранительных органов,
(которая в полном виде без изъятия или монтажа звукозаписи приобщается к
составляемой сотрудниками этого подразделения справке и вместе с ней
[представляется инициатору задания в опечатанном виде. Результаты ПТП могут
передаваться органам дознания, следователю, а также использоваться в
доказывании по уголовным делам (см. комментарий к ст. 11).
При наличии данных о возникновении угрозы жизни, здоровью,
собственности и других насильственных действий в отношении отдельных лиц по
их заявлению или с их согласия в письменной форме возможно осуществление
ПТП, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного
руководителем органа, наделенного правом проведения оперативно-розыскной
деятельности. В таком случае судья должен быть уведомлен о проведении этого
мероприятия в течение 48 часов.
16. Снятие информации с технических каналов связи — это осуществляемое
для решения задач оперативно-розыскной деятельности получение информации
путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и
другими полями, возникающими в результате (передачи различных данных по
сетями электрической связи, работы компьютерных сетей, баз данных,
телекоммуникационных информационных (систем, осуществляющих сбор,
обработку, накопление, хранение, поиск и (распространение информации.
Снятие информации с технических каналов осуществляется на основании
постановления руководителя органа, уполномоченного на ведение оперативно-
розыскной деятельности, с разрешения судьи. Условия и основания проведения
указанного мероприятия аналогичны ПТП.
17. Оперативное внедрение — это осуществляемая в целях решения задач
оперативно-розыскной деятельности совокупность взаимосвязанных:
а) действий по продвижению сотрудника правоохранительных органов или
лица, оказывающего ему содействие в решении возложенных на них задач, в
преступное формирование; б) совершаемых ими в составе преступного
формирования общественно опасных действий (бездействия), хотя и имеющих все
признаки деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ, и причиняющих
реальный вред, но вынуждено совершаемых с соблюдением установленных
законодательством условий и пределов.
Как правило, оперативное внедрение проводится в рамках специальной
(тактической) операции. Объектами такой операции являются: представляющие
повышенную общественную опасность устойчивые преступные формирования лиц,
заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или
особо тяжких преступлений (см. ст. 15 УК РФ); группы по предварительному
сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ); организованные группы (см. ч. 3 ст. 35 УК
РФ): банды (см. ч. 1 ст. 209 УК РФ); преступные сообщества (см. ч. 4 ст.
35, ст. 210 УК РФ); незаконные вооруженные формирования (см. ст. 208 УК
РФ); формирования, планирующие осуществление насильственных захвата власти,
удержания власти, изменения конституционного строя или вооруженного мятежа
(см. ст. ст. 278— 279 УК РФ); организации, используемые ими в качестве
прикрытия для ведения преступной деятельности или осуществляющие
вспомогательные функции и др.
В соответствии с законодательством на территории Российской Федерации
право осуществлять внедрение предоставляется подразделениям органов,
уполномоченных на ведение оперативно-розыскной деятельности, исключительно
в пределах полномочий, установленных соответствующими законодательными
актами (см. комментарий к ст. 4).
Оперативное внедрение в силу своей сложности готовится и проводится
соответствующими подразделениями правоохранительных органов, ведущими
борьбу с преступностью, самостоятельно или с привлечением других
заинтересованных подразделений или органов. Основаниями для внедрения
являются исключительно основания, указанные в ст. 7.
Операции по внедрению проводятся в случаях, когда применение других
форм и методов оперативно-розыскной деятельности не позволяет эффективно
обеспечить выполнение возложенных законодательством на правоохранительные
органы задач по борьбе с преступностью.
Подразделение, непосредственно осуществляющее операцию по оперативному
внедрению, в рамках своих полномочий осуществляет координацию проводимых
мероприятий, в необходимых случаях организует взаимодействие участвующих в
ней органов, в том числе и совместных с соответствующими органами других
государств мероприятий по внедрению в международные преступные группы.
Внедрение с участием сотрудников правоохранительных органов готовится в
порядке, определяемом требованиями соответствующих ведомственных
нормативных актов и с соблюдением необходимых мер зашифровки в зависимости
от особенностей конкретной ситуации.
Представляется целесообразным предложения о проведении операции
представлять руководителю органа рапортом с приложением проектов
постановления о внедрении, плана операции и т. д.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 операция по внедрению осуществляется на
основании постановления, утвержденного руководителем органа,
уполномоченного на проведение оперативно-розыскной деятельности, и в
порядке, предусмотренном планом операции.
В постановлении кратко обосновываются: необходимость внедрения,
имеющиеся возможности для его осуществления, решаемые при этом задачи,
линия поведения внедряемого лица для действий в экстремальных ситуациях и
другие необходимые сведения.
В случае вынужденного причинения внедренным лицом вреда правоохраняемым
интересам его действия могут быть признаны правомерными или оно может быть
освобождено от уголовной ответственности или наказания на основании ч. 4
ст. 16 Федерального закона, ст.ст. 37—42, 75, примечаний к ст.ст. 204, 205,
208, 222, 223, 228 и 291 УК РФ, п. 2 ст. 5, ст.ст. 6 и 7 УПК РС^СР. В ином
случае правоохранительные органы могут ходатайствовать о помиловании такого
лица (см. ст. 85 УК РФ). Постановление о внедрении выступает документом,
определяющим пределы правомерности действий внедренного лица.
18. Контролируемая поставка — это осуществляемое при наличии указанных
в законе оснований и с соблюдением установленных процедур под контролем
органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность,
перемещение товаров и предметов в целях пресечения противоправных действий
и выявления лиц, причастных к совершению преступления[16].
Практическая реализация контролируемой поставки осуществляется в
соответствии с национальным законодательством.
Кроме того, правовой основой взаимодействия правоохранительных и других
компетентных органов нескольких государств при проведении контролируемой
поставки на территориях ряда стран являются двухсторонние или
многосторонние договоры об оказании правовой помощи, а также
межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о
взаимодействии в борьбе с преступностью (так называемые полицейские
соглашения).
При проведении контролируемой поставки возможно применять специальные
окрашивающие средства. В связи с этим необходимо иметь в виду, что в
соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона о милиции для выявления лиц,
совершивших преступления, могут применяться специальные окрашивающие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|