рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

- Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.

- На основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание

предмета анализа.

- Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

герменевтика

По древнегреческому преданию бог Гермес - вестник Зевса, владыки богов

и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их

понимание.

Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ

философствования, центром которого является интерпретация, понимание

текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку

уделяется огромное внимание. Тем не менее содержание герменевтики много

шире приведенного определения. В связи с последним утверждением обратимся к

истории становления герменевтики как философского направления.

Выше при определении герменевтики мы использовали центральный для нее

термин "понимание". Что такое понимание? Как понимает человек,

бытийствующий в мире? Когда человек может с полным основанием утверждать,

что он понимает? Если человек задает вопросы, то это свидетельствует о том,

что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания. Но как в нем

добиться успеха? Как достичь истины - вот вопрос вопросов.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так

делают, когда решают задачи по математике, физике, другим учебным

дисциплинам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а

присутствует всего лишь объяснение. Понимание должно быть по-настоящему

жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-

напросто абстрагируется. В критике "бескровных" идеалов науки герменевтик

согласен с феноменологом. Однако по принципиальным вопросам они расходятся.

Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стремится к миру

посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт

с внешним миром? Надо, считает убежденный герменевтик, твердо держаться

вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь

созерцанием и его обработкой в сознании.

Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему

(на латинском "среди сущего" - интерессе, иначе говоря, быть среди сущего

значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои

границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека.

Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться

слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему

возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо

пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.

Основные положения герменевтики

- Бытие человека-в-мире.

- Соотносительность человека и мира (вещей).

- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.

- Потаенность вещи, ее сокрытость.

- Философия как вопрошание.

- Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.

- Горизонты человека и вещи.

- Понимание как слияние границ человека и вещи.

- Герменевтический круг.

- Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,

вовлеченности в традиции интерпретатора.

- Историчность интерпретации.

- Сближение герменевтики с поэтикой.

- Главное дело человека.- понять суть дела.

аналитическая философия

Аналитическая философия - это философствование посредством детального

анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый

передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много,

укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ

в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась

математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с

различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими

затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что

корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания

математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия.

Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб

Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко

высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не

меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в

английских университетах начала ХХ века. Для английских философов,

вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность,

антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты,

чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал

идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что

идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии

надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы

для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со

стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с

языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и

непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний

внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что

ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека

фактах. Сравните выражения: "У меня острая зубная боль" и "На улице идет

дождь". Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что

англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили

в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а

естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу

вполне определенных оснований.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в

философии.

- Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она

начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или

ложным, а это - задача логики.

- Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е.

она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово?

что есть предложение?

- По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения

могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние

вавилонские астрономы знали, что "утренняя звезда" и "вечерняя звезда" -

это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое

значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют

различную информацию. Часть логической путаницы заключается в

отождествлении значения имени и его смысла.

- Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать,

считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо

(это, по Расселу, есть его вариант "бритвы Оккама"; британский философ

Оккам выступал против преумножения сущностей).

- Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии.

- Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

постмодернизм

Слово "постмодерн" означает после модерна. Французское слово "модерн"

означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая

направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что

феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не

отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к

самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека

в "объятиях тоталитаризма": жесткие логические схематики, окончательные

выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами,

властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия,

насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию

между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование

устаревших эстетических и моральных идеалов.

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма,

чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности,

несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к

признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Деррида: метод деконструкции

Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают

постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в

центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо,

письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою

позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же

открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз

и настаивает на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры -

философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его

заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов).

Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при

этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных

статьях.

Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи,

но и другой, в переписывании ее. Переписывать следует "в слове, которое

оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого,

которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и

шанс поэмы". Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения

близок другой французский философ, Ролан Барт, который понимал текст как

"никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше

ароматной сочности". Короче, текст должен доставлять удовлетворение,

наслаждение.

лиотар: этика и эстетика возвышенного

Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия

ориентирована эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма,

развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного.

Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение

непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы

"зримыми представлениями намекнуть на непредставимое". Увидеть можно

красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не является

иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и

вызывает чувство возвышенного.

Постмодернизм давно завоевал себе право на существование, особенно в

мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде

всего туда, где имеют дело с многозначимостью (в этой связи мы предлагаем

компьютерфэнам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст,

гиперсреда, гиперпространство и так называемая виртуальная реальность: все

больше нелинейных связей, все больше мнимого).

Основные положения постмодернизма:

- Язык - главная среда человеческого существования.

- Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).

- Назначение текста - доставлять удовольствие (Барт), чувство

возвышенного (Лиотар).

- Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия,

больше чувственности, иронии, нестабильности.

основные выводы по всему выше сказанному:

- Современная философия состоит из направлений, которые взаимно

дополняют друг друга.

- Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека.

- Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.

- Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.

- Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том

числе.

- Диалектический и исторический материализм считает базисными

реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу

совокупность производительных сил и производственных отношений.

- Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-

религиозного единства любви, добра, истины и красоты.

- Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.

- Основной интерес китайской философии - этическое регулирование

отношений между людьми в обществе.

14. Философия Нового времени.

Реализация идеи автономной философии в XVII в.

Идея автономной философии впервые была реализована французским

мыслителем РЕНЕ ДЕКАРТОМ (1596-1650). Он, в отличие от Бэкона, был уже

философом Нового времени.

В истории новой философии Декарт занимает особое место как создатель

дуалистического философского учения. Он сделал попытку построить

философскую систему на основании признания одновременного самостоятельного

существования сознания и материи, души и тела. Декарт, таким образом,

расчленил единый материальный мир на две независимые друг от друга части,

именуя каждую из них субстанцией.

Основное свойство духовной субстанции - мышление, материальной -

протяжение. Остальные атрибуты субстанций производны от этих первых:

воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение,

движение - модусы протяжения. Главное определение духовной субстанции - ее

неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности.

Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой, а потому все в

природе, в том числе тела животных и человека, повинуются чисто

механическим законам и рассматриваются как сложные машины.

Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику и

идеалистическую гносеологию как учение о субстанции мыслящей.

В теории познания Декарт - идеалист. Он, как и Бэкон, считал, что

познание следует начинать со всеобщего радикального сомнения. Однако Декарт

- не скептик и не агностик. Он признавая, что в познании есть нечто,

никакому сомнению не подлежащее. Достоверным во всяком случае остается то,

что сомнение существует. Я могу сомневаться в существовании всего, в т.ч. и

собственного тела, кроме существования самого сомнения. Но сомнение - акт

мышления. В качестве сомневающегося, мыслящего я не призрак, а существую.

Отсюда знаменитая декартовская формула: "Я мыслю, следовательно,

существую". Как видите, декартовское мышление не порождает бытие тела

(такой мысли у него нет). Идеализм его в том, что существование мышления

более несомненно для нас, чем существование тела или материи.

При помощи мышления мы получили суждение: "Я мыслю, следовательно,

существую". Но "Я" человека не есть его тело. Ведь в существовании тела мы

уже усомнились. Тело не входит в состав "Я". "Я" есть душа - сущность

бестелесная, т.е. духовная. Душа, согласно Декарту, обладает двумя

способностями: мышлением и волей. Мышление же, в свою очередь, является

итогом реализации двух других способностей: интуиции и дедукции. ИНТУИЦИЯ -

действие души, с помощью которого она находит в себе простые и ясные

понятия. Ясность и отчетливость понятий есть критерий истины.

Однако человек имеет не только простые, но и сложные знания. Он получает

их с помощью второй познавательной способности - дедукции. ДЕДУКЦИЯ есть

действие души, соединяющее простые, интуитивные понятия в длинные цепи

рассуждений.

Декарт утверждал, что, кроме интуиции и дедукции, ум не должен допускать

других источников знания. Понятия даются человеку вместе с душой, т.е. от

рождения (врожденные идеи, аксиомы). Дедукция также ничего не привносит

извне, а только связывает понятия, открытые интуицией. Ум, следовательно,

истинные знания получает из самого себя.

Философская позиция, согласно которой ум находит начало познания в самом

себе и развивает сложную систему знаний, называется рационализмом (от лат.

рацио - ум). Декарт и стал его основоположником в философии Нового времени.

Его идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания

внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные

произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и

"Левиафан" (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его

мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя

отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) И

изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных

элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к

движениям. Поэтому люди и животные у него - сложные механизмы, действия

которых определяются внешними силами. Одушевленные автоматы отличаются от

неодушевленных тем, что у первых имеются органы, сохраняющие прежние

впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с

прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь

есть условие сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов: 1)

отрицание существования душ как особых субстанций 2) тела - единственные

субстанции и 3) вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей

могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку

зрения Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания

является мышление, а также выступал против его учения о врожденных идеях.

Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства -

источник не только идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве.

В нем он попытался такое сложное целое, как государство, разложить на

составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он

пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого

общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил

теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества

и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных

явлений.

Идея автономности философии нашла отражение и в исследованиях БЕНЕДИКТА

СПИНОЗЫ (1632-1677) - нидерландского философа-материалиста, пантеиста и

атеиста. Известны два его крупных труда - "Богословско-политический

трактат" (1670) и "Этика" (1675). Цель философии он видел в господстве над

внешней природой и совершенствовании человека.

В основе материализма и атеизма Спинозы лежала идея о том, что

существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себя

и не нуждается для своего существования ни в чем другом.

От субстанции следует отличать мир отдельных конечных вещей, или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.