рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права

от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод

человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о

необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.

Высшим принципом новой философии права выступает ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

КАЖДОГО ИНДИВИДА, его полной самостоятельности и не менее полной

ответственности за свою судьбу. Государство не имеет право решать, что для

индивида хорошо, а что плохо. Он как-нибудь сам в этом разберется.

государство не мешает индивиду действовать на свой собственный страх и

риск, но и не несет ответственности за успех или неуспех его действий.

"Запретительный" дух старого понимания права меняется на "разрешительный":

РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО.

Логично предположить, что в принципе обе концепции имеют свою "правоту",

в известном смысле они "взаимодополнительны". Однако в современных условиях

бесспорно превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права,

оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции

появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко

выделить основные правообразующие принципы, т.е. показать, чем, собственно,

право отличается от бесправия.

Социальный институт права обязан, очевидно, своим происхождением

процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно

они одновременно ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей

взаимной зависимости друг от друга. Причем, взаимозависимость эта носит

совершенно анонимный по существу характер. Производителю товара все равно,

кто его купит, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел. Однако

преобладание неперсонифицированных отношений порождает проблему гарантий

соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что

предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить

взамен соответствующий эквивалент.

Вот тут-то и появляется тонкая, неосязаемая материя права как особой

социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду удовлетворение

его собственных интересов, обеспечиваемых аналогичными усилиями других

индивидов. Общество, таким образом, пытается составить очень сложный

"баланс" интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том

случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам.

Правила эти действуют не только в сфере производства. Ведь создаваемая

общественным разделением труда взаимозависимость индивидов проявляется во

всех сферах их жизнедеятельности. Учителя и ученики, правители и подданные,

офицеры и рядовые, артисты и зрители, женихи и невесты - все строят свои

взаимоотношения на основе взаимной нужды друг в друге. А согласованность их

усилий на уровне общества как раз и достигается благодаря наличию некоторых

общих правил или даже стереотипов поведения, в которых явно или неявно

учитываются интересы каждого индивида и общества в целом.

Подчеркнем еще раз, что СУЩНОСТЬ, СУБСТАНЦИЮ ПРАВА СОСТАВЛЯЮТ НЕ САМИ

ЭТИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (нормы, законы, кодексы). А ТО, ЧТО ОНИ ПРИЗВАНЫ

РЕГУЛИРОВАТЬ: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования

адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Таким образом,

ПРАВО ВЫСТУПАЕТ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРАВОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, в которых

выражена взаимозависимость индивидов. Юридические же нормы, законы есть

лишь внешнее выражение права, его историческая форма.

Закон и право отличаются друг от друга также, как, скажем, цена и

стоимость товара. Владелец товара в принципе волен назначать ему любую

цену, но он прекрасно понимает, что товар будет успешно реализован только в

том случае, если цена не будет слишком сильно отклоняться от его реальной

стоимости.

Почти та же ситуация и с юридическими законами. В принципе высший

законодательный орган власти может принять любой закон, даже самый

драконовский. Но подобное всесилие законодателей - лишь видимость. Если

принятый закон слишком далеко ушел от объективно сложившейся в обществе

правовой ситуации (баланса взаимный представлений и получений), то он

просто не будет работать, т.е. не будет исполняться.

Знаменитый французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533-

1592) рассказывал, что знаменитого древнегреческого законодателя Солона как-

то спросили, наилучшие ли законы он установил для афинян. "Да, - сказал тот

в ответ, - наилучшие из тех, каким они согласились бы подчиняться". Как

однако не хватает подобной мудрости многим нашим нынешним законотворцам -

свидетельством тому масса неработающих или отменяемых чуть ли не сразу

после принятия указов, постановлений, законов и т.д.

1. Таким образом, одной из существенных ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ

ОБЪЕКТИВНЫЙ, ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР его развития. Отсюда однако

вовсе не следует, что составители законов лишь послушно регистрируют

стихийно складывающиеся правоотношения. Роль законотворчества в организации

правовой жизни достаточно велика. Речь идет лишь о том, что у субъективной

воли законодателей есть свои объективные границы.

2. Другой важной особенностью исторического развития права нужно

признать его КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР. В обществе, расколотом на классовые

противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие

этих противоположностей, просто не может быть иначе.

В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью.

Согласно известному афоризму К.Маркса и Ф. Энгельса, право есть воля

господствующего класса, возведенная в закон. В этом утверждении, бесспорно,

есть истина, но не вся. В правовой системе классово организованного

общества интересы господствующего класса безусловно преобладают, но это

вовсе не означает, что интересы остальных в ней исчезающе малы.

3. В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права

необходимо отметить ее ТЕСНЕЙШУЮ СВЯЗЬ С ПОЛИТИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ ОБЩЕСТВА

И ЕГО СЕРДЦЕВИНОЙ - ГОСУДАРСТВОМ. Именно оно дает материальную силу праву,

выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.

Правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость.

Может показаться, что в этих словах выражены лишь некие правовые

лозунги, что они могут быть зафиксированы в каких-нибудь декларациях-

конституциях, а вот на деле, в реальной жизни их осуществление оказывается

призрачным. Такой взгляд является довольно распространенным в массовом

сознании.

Однако в этом случае схватывается лишь внешняя, поверхностная сторона

дела. Суть же, скрытая за этой внешней видимостью, заключается в том, что

равенство, свобода и справедливость не вводятся законодательно, не являются

результатом сознательной процедуры принятия и исполнения "хороших" законов,

в которые они вписаны "во первых строках". Напротив, и равенство, и

свобода, и справедливость укоренены, вписаны в саму социальную реальность и

обладают чисто ОБЪЕКТИВНОЙ значимостью.

Они-то и составляют сердцевину, СУТЬ ПРАВА, которая и требует

соответственно субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и

прочих нормативных актов. Не принудительная сила закона создает равенство,

свободу и т.п., а, наоборот, объективный принцип равенства лишь проявляется

(или не проявляется) в том иди ином законе. Прежде чем быть зафиксированным

субъективно (в законе), свобода и равенство должны присутствовать в

социальной реальности ОБЪЕКТИВНО, как социальное качество самой

действительности, а не просто как благие пожелания законодателей.

Вспомним еще раз нашу аналогию с товаром. Правовой принцип равенства

означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в

политическом, имущественном, семейном и прочих отношениях) индивидам. Как

производителю товаров нет разницы, что производить, была бы прибыль, так и

государству во многом безразлично, что за субъект перед ним - лишь бы не

нарушал существующих норм поведения и тем самым поддерживал общий правовой

порядок. При этом принцип абстрактно всеобщего равенства тесно связан с

двумя другими правообразующими принципами: свободой и справедливостью.

По мысли Гегеля, "система права есть царство реализованной свободы".

Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается

свобода другого. Следовательно, и здесь неизбежно применение принципа

равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет совсем.

Право поэтому выступает МЕРОЙ СВОБОДЫ ИНДИВИДОВ, оно указывает ее рамки,

пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а, значит, подрывает

правопорядок.

Осуществление же правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу

третьему правовому началу - СПРАВЕДЛИВОСТИ. Правовая справедливость и есть

в конечном счете соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных

предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.

Таким образом, равенство, свобода и справедливость образуют как бы три

вершины треугольника, лежащего в основании социального института права. И

ни одну из них нельзя ущемить без ущерба для двух других.

Все эти замечательные принципы не изобретены юристами или философами, а

извлечены, абстрагированы от реальности. Они "работают" в тысячах и

миллионах практических, житейских ситуаций, реально регулируя

взаимоотношения людей. Только вот всеобъемлющая полнота реализации этих

принципов, их всеобщность, полноценная защита государством - увы, вещь

почти невозможная для большинства современных государств. А уж там, где

существовали или существуют рабство, крепостничество или иные ущемления

свободы или самостоятельности личности, право представлено лишь для

немногих. Так что подлинно правовое состояние общества еще не стало

достоянием всего человечества.

Концепция правового государства.

Важнейшей характеристикой такого правового состояния общества является

определенное взаимоотношение права и политической власти, разработанное

либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства. Суть

этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям:

38. категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

39. верховенство закона,

40. разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Один из главных инструментов права - ЗАКОНЫ, а они создаются,

принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью,

государством. Если государство принимает законы, ограничивающие права

личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше

различение права и закона: закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает

основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если

он покушается на "естественные" права и свободы личности.

Поэтому первым принципом правового состояния государства и объявляется

БЕЗУСЛОВНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ, которые "выше"

любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства. Кроме

того, само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки

правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть

ограничена законом. В этом смысл принципа ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА. Право

одинаково обязательно и для "власть предержащих", и для подвластных.

Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении

принципа РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию власти в руках

одного лица или органа. Смысл этого принципа правового государства - в

предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разъединении

государственного монолита на три равноправные части (или "ветви власти"),

которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное - взаимно

контролируют друг друга, не допускают превышения полномочий какой-либо из

властей.

Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-

просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим

достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла

до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий

правовой порядок. Однако для большей части человечества, в т.ч. и для нашей

страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно

правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то

вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.

Правосознание и его уровни.

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в

сознании .людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в

совокупности образующих особую форму общественного сознания -

ПРАВОСОЗНАНИЕ. В нем выражены представления какой-либо социальной группы

или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих

существование права институтах - государстве, правосудии, законности.

Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его

"нижний" этаж составляют правовые привычки, чувства эмоции,

несистематизированные знания. Это область ОБЫДЕННОГО, или "ПРАКТИЧЕСКОГО"

СОЗНАНИЯ. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права,

проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения.

Любопытно, что индивид может и не подозревать о том, что он является

обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе

правила поведения, типа соблюдения договоренностей, предоставления взаимных

услуг, возмещения ущерба, совершения актов купли-продажи и пр., индивид тем

самым демонстрирует "практическое знание" правовых нормативов, которые

могут и не выделяться сознанием именно как правовые. Такие, фактически

являющиеся правовыми, навыки, знания по существу несут на себе главную

нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

Там же, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей

определенных социальных групп или же эти отношения строятся через

социальные институты (государства, правосудия и пр.), там необходим иной

уровень правосознания - ТЕОРЕТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ. На этом уровне

осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ,

анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов и реальной

отдачи правовых норм и т.д.

Это уже - сфера действия профессионалов, т.е. теоретиков, идеологов. К

их компетенции относятся разработка системы правовых наук, научно-

практические рекомендации законодательным и право-применительным органам,

обучение правовым знаниям, навыкам и т.д. Поскольку здесь речь идет о

теории, т.е. научном уровне освоения права, то, конечно, же эта

деятельность относится к духовному производству со всеми вытекающими отсюда

последствиями.

Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического

является одним из важнейших показателей общего правового состояния

общества, его правовой культуры.

27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление

социума и феномен духовной жизни общества. Религия - это сложное совокупное

понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов,

культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты,

конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией

и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое

специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и

дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через

этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.

Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей

в становлении религий и их исторических разновидностей относится к

религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-

общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного

сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и,

следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне

зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то

социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые

так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В

этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм

общественного сознания.

Понятие религиозной формы общественного сознания , таким образом,

подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует

духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия

как форма общественного сознания является отражением реальных сторон

общественного бытия.

В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность

действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического

развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых,

отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства,

обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с

природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих,

отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны

отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само

его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов

структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все

сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения

к миру в целом, к семье, к обществу...

В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной

жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически -

духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к

обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное

образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная

структура.

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо

одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов,

а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся

в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической

ситуацией, определенные функции.

Выделяется несколько важнейших функций религии: мировоззренческая,

компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,

интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря,

прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,

общество, природу. Религия включает в себя миропонимание ( объяснение мира

в целом и отдельных явлений и процессов в нем ), миросозерцание ( отражение

мира в ощущении и восприятии), мирочуствование ( эмоциональное принятие или

отвержение ), мироотношение ( оценку ). Религиозное мировоззрение дает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.