Кандидатский по философии
считается психологической причиной страдания.
Представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм
принимает концепцию перерождений (сансара). Смерть в буддизме,
следовательно, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой
жизни и поэтому - к новым страданиям. Смерть - это неоднократный переход к
новой жизни.
В буддийских канонах особое внимание уделяется дальнейшему уточнению
понятия "жажда" (тршна). Анализируется его возникновение и влияние,
выделяются три ее главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда
воплощения (бхава) и жажда самоуничтожения (вибхава). Постепенно понятие
"жажда" замещается понятием рага (желание, стремление), и вся эта сторона
учения приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще
одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание
(авидья) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от
страданий, и исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная
цепь причин возникновения страдания.
На этой основе разрабатывается содержание каждого из разделов
восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным
пониманием жизни как юдоли (церк.-слав., букв. - долина; место, где
страдают и мучаются) скорби и страданий, правильное решение понимается как
решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь
характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.
Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности -
знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны
придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы:
не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных
половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться
опьяняющими напитками. Анализируются и остальные ступени, которые
рассматриваются как подготовка к последней ступени - вершине восьмеричного
пути: правильному сосредоточению. Последнее, характеризуемое четырьмя
степенями погружения, (джхана), относится к медитации (лат. медитацио, от
медитор - размышляю, обдумываю) и медитационной практике.
Вот почему в основе буддийской концепции поведения лежит сознание
внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Так называемый
средний путь, например, одинаково отвергает погружение в чувственные
удовольствия и умерщвление плоти. Состояние совершенной несвязанности с
внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть
освобождение, или нирвана (санскр., букв. - остывание, угасание,
затухание).
Нирвана означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих
стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим,
установление шуньи (санск., букв. - пустота), которое означает
психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы "бытие-
небытие" ("реальность-нереальность"), "субъект-объект" и т.п., что служит
главным признаком состояния "освобождения" или нирваны.
Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего
безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В
буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще
как в безусловно верховном существе. Бог как высшее существо внутренне
присущ достигшему освобождения человеку, что по существу означает
тождественность человека богу.
Итак, древнеиндийскую философию в целом отличает умозрительность, слабая
связь с наукой, сосредоточенность на специфически понимаемой проблеме
спасения.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с
ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом,
появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую
очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали
благоприятную почву для духовных
перемен. Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами"
выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху "Чжань го"
("борющихся царств") наступление "золотого века" китайской философии. Хотя
отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках
культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае -
"Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"), философские школы
здесь складываются одновременно - приблизительно в VI в. до н.э. Причем в
обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся
анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды,
основателя джайнизма .Махавиры, первого китайского философа - Конфуция,
даосского мудреца - Лао-цзы и др.
Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились
с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как
отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному
признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то
время как в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось государственного
статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с
конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве "ста школ" были
даосизм, моизм и легизм.
Есть у древнекитайской философии и другие отличительные черты:
Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира
(природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы
которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии.
Практичность, ориентированность не на поиск и выработку идеала, в
соответствии с которым следовало бы изменить реальность, а на поддержание
реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько-нибудь
серьезных апелляций (от лат апелляцио - обращение) к сверхъестественному,
базирование на вполне достижимом идеале социальной, этической и
политической системы. Этот идеал, конечно, освещен благословением Неба, но
для его воплощения в жизнь не требовалось ничего невозможного. Все теории
должны просто ориентировать народ на поддержание порядка. Поэтому в
китайских письменных памятниках очень подробно рассматриваются способы
управления государством и способы самоусовершенствования человека.
Специфичность древнекитайской философской мысли обусловлена также
употреблением в письменной речи образно-символических знаков - иероглифов.
Пиктографическое (от лат. пиктус - нарисованный и греч. графо - пишу;
рисуночное) письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к
тексту. Это неизбежно сказалось на содержательных особенностях
представлений о мире и человеке, на культуре мышления древнекитайских
философов вообще.
Отсутствие понятийного аппарата, абстрактных спекуляций натуралистического
и мировоззренческого порядка. Отсюда слабая связь с наукой, неразвитость
логики.
Внутренне китайская философия необычайно стабильна. Основой такой
стабильности было постоянное подчеркивание исключительности китайского
способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и
закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его
нетерпимости ко всем другим философским взглядам.
Прекрасной иллюстрацией к сказанному могут послужить философские
воззрения названных выше древнекитайских школ.
КОНФУЦИАНСТВО. Основатель шкалы Конфуций (кит. - Кун Цю,
латинизированная версия имени Кун Фу-цзы-учитель Кун; 551-479 гг. до н.э.).
Он считается первым китайским философом, и его жизнеописание за
многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами.
Известно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу, потом ряд
лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно
своим ученикам. Основным достоверным источником для исследования его
воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в
книге "Беседы и суждения" (Лунь юй).
Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного
веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" - это и часть природы, и высшая
духовная сила, определяющая природу и человека ("Жизнь и смерть
определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба"). Человек,
наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в
согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи
обучения. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа"
(цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к
народу, почтительного к старшим и высшим.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь
(человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и
государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих
человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам
хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип
справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит
его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением
порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть
исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно". Таков путь
(дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым
должно быть вверено управление обществом.
Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он
выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между
членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель
должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын -
сыном").
Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.
"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным,
гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных
Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил
он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".
После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное
значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг.
до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.). Согласно
учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый
правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его
как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:
сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта
человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.
Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание
(чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются
основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления" (жэнь чжэн)
государством, в которой главная роль отводилась народу ("Народ является
главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь
занимает последнее место"). Если же государь игнорирует принцип
человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба),
народ имеет право его свергнуть.
В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении
идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци)
начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы,
обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии
с естественными познаваемыми закономерностями. Небо - активный естественный
элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено
им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят
счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и
смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается
завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо
воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций
отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него
появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение,
длящееся всю жизнь.
Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые
приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым,
почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а
мерилом правления - справедливость и мир.
ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений
китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. - старый
учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление
книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В даосизме, в отличие от других
школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао - естественный
путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их
материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни
чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо - земле, земля
- человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао
проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.
Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние,
бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало
подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого
действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель
поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;
победоносное бездействие, остальное - суета.
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения
его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель
тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда
она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь
факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная,
непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять;
отсутствие внешних контактов, мир с соседями.
МОИЗМ. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы; V в.
до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией,
неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма
- "всеобщая любовь", т.е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от
конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие
всеобщей любви - причина беспорядков, а "отдельная" любовь - "взаимной
ненависти". Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь
человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не
приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы
сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы
решительно осуждал "агрессивные войны", объявив их величайшим и жесточайшим
преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который
правители должны любить. Признанием существования "духов и привидений"
(наказывают зло и вознаграждают добро), "воли неба" (ориентир поведения
людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.
ЛЕГИЗМ (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма)
возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. Активно участвовали в разработке
учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.
Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с
которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства,
расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если
конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то
легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.
Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно
управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем
вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за
счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять
границы страны, и оглупления народа.
Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все
равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца
этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-
бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное
регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление
государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного
принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения
рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и
военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные
посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация (от лат. унус
- один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления чиновничества;
личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью
работников госаппарата.
В эпоху Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.) конфуцианство ассимилировало
(от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи легизма, стало
официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как
самостоятельное учение.
4. Особенности и характерные черты античной философии.
Античная (от .лат. антиквитас - древность, старина) философия древних
греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до
начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю
греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия,
таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре
основных периода:
VII-V вв. до н.э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),
2-я пол. V - конец IV вв. до н.э. - классический период (Сократ, Платон,
Аристотель и др.);
Конец IV-II вв. до н.э. - эллинистический период (Эпикур и др.),
I в. до н.э. - VI в. н.э. - римская философия.
Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и
становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и
обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным
трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания,
прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время
естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого
познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути
это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще,
совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы
знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии
еще называют наукой наук.
В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных проблемах
древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и
современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|