Кандидатский по философии
Кандидатский по философии
08.00.10
«Финансы, денежное обращение и кредит»
Ф И Л О С О Ф И Я
Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих
в аспирантуру для всех специальностей
1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
2. История философии: направления и этапы.
3. Философия Древней Индии и Китая.
4. Особенности и характерные черты античной философии.
5. Философия Средневековья: специфика и особенности
6. Английская философия XVII века.
7. Немецкая классическая философия.
8. Рационализм и иррационализм.
9. Позитивизм и неопозитивизм
10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
11. Развитие философской мысли в России.
12. Философские категории, их сущность и происхождение.
13. Основные направления современной мировой философии.
14. Философия Нового времени.
15. Познаваемость мира как философская проблема.
16. Проблема метода в философии.
17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
18. Понятие развития и прогресса
19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления
философско-методологической мысли.
20. Общество как целостная система.
21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества.
22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности.
23. Гражданское общество и правовое государство.
24. Философские проблемы экономики и политики.
25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности.
26. Право и правовое сознание.
27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России.
28. Сущность и функции науки в современную эпоху.
29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического
процесса.
30. Понятие общественного прогресса в социальной философии.
31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты.
32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и
социума.
33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник
развития социума.
34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении
данного вопроса в философии (исторический аспект).
35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:
исторический аспект.
36. Формирование философских понятий " материя" и "бытие".
37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности.
38. Социальные системы: понятие, сущностные характеристики.
39. Социальные институты: сущность, структура, функции.
40. Социальные общности: понятие, формы, структура.
1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного
сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении
человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и
мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир,
место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-
политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)
действительности - природы, человека, отношения объективной
действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и
мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как
объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Проблемы философии существуют объективно, независимо от философии.
Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество)
существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.
Функции философии:
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям
целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом
мире, делает каждого человека сознательным участником общественного
прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального
плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия -
это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и
формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о
мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности,
а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие
связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную
критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает
устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых
идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая
всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым
создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно,
выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области
знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет,
интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет
каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в
контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает
ему возможность более глубоко познать ее.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он
имеет две стороны: что является первичным - материя или сознание, а также
верно или нет сознание человека познает материальный мир.
В зависимости от решения основного вопроса философии мыслители
разделились на два основных направления - МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ.
Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что
первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате
длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание:
либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм),
либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не
отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия - не как
творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.
В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также существуют позиции-
антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более
пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч. скептикос -
рассматривающий, исследующий) - идеалистическое философское направление,
подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной
действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицание и гносис - знание;
недоступный познанию) - идеалистическое философское течение, отрицающее
возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о
познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.
Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают
метафизический и диалектический материализм. Рассмотрим в качестве примера,
как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ решалась одна из
важнейших (особенно для материалистов) философских проблем - ПРОБЛЕМА
МАТЕРИИ.
Определение материи, данное В. И. Лениным, является наиболее
общепризнанным в современном материализме:
МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО, КОТОРАЯ КОПИРУЕТСЯ,
ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ
НИХ. О чем говорит это определение?
Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть
ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е. СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. Этим
признается первичность материи по отношению к сознанию.
Во-вторых, если признаком материальности является свойство "быть
объективной реальностью", то никакие тела, вещи, процессы как природные,
так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное
право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных
объектов. Люди открывают все новые и новые свойства природных тел и
процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе
вещей. Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ НЕИСЧЕРПАЕМА.
В-третьих, материя "копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями". ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО
МИРА, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов
мышления и законов объективного мира. Факт такого согласования объясняется
следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и человек, и
его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе с ней. В конечном
счете, следовательно, мышление - продукт природы, а потому его законы
совпадают с законами объективного мира.
Понятие "материя" выполняет ту же функцию, что и понятие "бытие"
Парменида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом
существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же
характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность.
Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного
обоснования существования не только материального мира, но и духовного.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И ПРОЦЕССОВ. Это
взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием
мира.
Стоит сказать и о МИРОВОЗРЕНИИ.
Мировоззрение как понятие настолько часто используется в устной речи,
что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему
взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово "мировоззрение"?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК,
ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ
И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных
компонентов: мироощущения и миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей действительности,
которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно
отражает эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются
обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные
особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст,
состояние здоровья и т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира, действительности,
система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный
аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний,
бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего
«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто
вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной
деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда
имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой
сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не
осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более
«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение
текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще
одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией
попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в
жизни.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как
устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы
развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?
Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?
Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:
совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы
поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление
жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у
мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли
природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков
способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор
химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,
как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия
призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в
мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и
единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный
срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее
единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает
внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность
мира как целого - таково содержание философии.
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней
Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,
существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной
обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы
принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о
материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из
нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти
данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях
науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные
на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической
проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и
воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их
принимать.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а
стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия
стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или
художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.
Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более
необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.
Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке).
Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,
дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,
систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны
в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни
высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет
(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия
объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия
человека.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,
потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде
всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и
общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,
искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее
ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной
структурой.
В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о
сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,
техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества
(философии истории). Философию познания называют гносеологией или
эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.
Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными
областями философии являются философия науки, философия религии, философия
языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия
практики (этика), история философии. В философии науки относительно
самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук
(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И
эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические результаты. Например,
философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих
перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-
политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек
не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее
предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же
пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,
чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе
к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-
нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные
задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные
воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и
раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,
Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию
общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,
которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не
ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в
особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых
придерживаются люди.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование
научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки
происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия
призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли
нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки
на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|