рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

производства подчиняется определенным объективным законам, что, конечно, не

исключает действия в сфере экономики случайностей. Об одном из них мы

только что говорили. Любой объективный закон представляется как

НЕОБХОДИМАЯ, СУЩЕСТВЕННАЯ И ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ СВЯЗЬ между явлениями природы и

общества. Такая связь существует между многими экономическими явлениями,

например, между ценой товара и количеством труда, затраченного на его

производство, между общественно необходимым рабочим и свободным временем,

производством и потреблением, спросом и предложением и т.д. Данные

закономерные связи складываются ОБЪЕКТИВНО, т.е. независимо от сознания и

воли людей. В этом и заключается их объективный характер.

Можно назвать такие ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, как закон

стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени, законы

капиталистического накопления и общественного воспроизводства. Все эти и

другие экономические законы выражают глубинные объективные связи между

экономическими процессами и проявляются как ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

развития экономики.

Соблюдение этих тенденций, т.е. глубинных связей экономических явлений,

способствует устойчивому развитию экономики. Отступление от них мешает

нормальному развитию экономики, разрушает ее. Поэтому необходимо осознавать

во всей полноте действие экономических законов и в соответствии с ними

строить свою экономическую деятельность. Важно, чтобы это осознавалось не

только отдельными предпринимателями и другими участниками общественного

производства, но и на государственно уровне.

Большую роль в экономической жизни общества, наряду с законами, играют

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ между людьми. Выше говорилось о их роли в развитии

производительных сил. Следует добавить, что от совершенства экономических

отношений зависит не только развитие способа производства, но и социальное

равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано

решение проблемы социальной справедливости, в зависимости от общественной

значимости того или иного вида деятельности, ее необходимости для общества,

в частности, для реализации экономических интересов людей.

В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ людей непосредственно отражаются их

экономические отношения. Так, экономические интересы предпринимателя и

наемного работника прямо определяются их местом в системе экономических

отношений. Интерес одного - получение максимальной прибыли, интерес другого

- дороже продать свою рабочую силу и получить возможно большую заработную

плату. Экономические интересы крестьянина, будь то фермер или член

коллективного крестьянского хозяйства, также определяются его местом в

системе существующих экономических отношений. Это же относится к служащим -

учителям, врачам, ученым, лицам, занятым в учреждениях культуры, и т.д.

Короче говоря, В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ ВЫРАЖЕНЫ! ПУТИ И СПОСОБЫ

удовлетворения их потребностей.

Так, получение прибыли, в чем заключается экономический интерес

предпринимателя, есть не что иное, как способ удовлетворения его личных

потребностей и потребностей его производственной деятельности. Получение

более высокой заработной платы - интерес наемного работника - также есть

способ удовлетворения потребностей его самого и его семьи. Как видим,

реализация экономических интересов тех или иных субъектов выступает

одновременно и как удовлетворение их потребностей оптимальным способом. И

этот способ определяется местом каждого из них в системе существующих

экономических отношений.

Можно сказать, что взаимодействие экономических интересов составляет

основное содержание экономической жизни общества. Отсюда необходимость в

выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и

социальных групп, их гармонизации. В этом заключается едва ли не основная

задача экономической науки и практики.

Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни

общества

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА предстает как сложное взаимодействие ее

объективной и субъективной сторон. Элементов ее объективной стороны мы уже

касались. Это прежде всего объективные потребности и интересы людей,

обусловливающие содержание и направленность их деятельности. Это

производительные силы общества и существующие в нем производственные

отношения, составляющие в своем единстве способ производства. Это также

объективные экономические законы, которым подчиняется развитие способа

производства и всей экономической жизни общества.

Все эти и другие факторы, составляющие ОБЪЕКТИВНУЮ СТОРОНУ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, необходимо глубоко осознавать и учитывать в

своей деятельности. Тем более, что они часто играют определяющую роль в

функционировании и развитии многих экономических явлений. Игнорировать их

нельзя. Это ведет к тупиковым экономическим ситуациям, кризисным явлениям и

разрушительным тенденциям. Напротив, учет объективных факторов развития

экономической жизни общества способствует принятию реалистических,

объективно оправданных решений.

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - это проявления

сознания людей, их воли, целей, ценностных ориентаций и т.д. Все они

отражают восприятия человеком тех или иных экономических явлений и его

представления о них и касаются, например, полезности товара, его качества,

цены, роли денег, сущности тех или иных финансовых операций и т.д. Подобное

отражение данных и других явлений экономической жизни в сознании людей

происходит как на уровне их обыденных житейских представлений и взглядов

(ОБЫДЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ), так и на уровне различных теорий,

представляющих собой систему логически обоснованных положений

(ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ). Примерами последнего могут служить

трудовая теория стоимости Адама Смита (1723-1790), теория предельной

полезности Эйгена Бем-Баверка (1851-1914), теория прибавочной стоимости

Карла Маркса, монетаристская теория Милтона Фридмена (род. в 1912 г.),

теория государственного регулирования экономики Джона Кейнса (1883-1946) и

многие другие теории.

Экономическое сознание проявляется также через ПСИХОЛОГИЮ ЛЮДЕЙ. Она

представляет собой ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ (будь то отдельные социальные

группы, личности или же большие массы людей) к экономическим явлениям и

процессам. Формами его отражения могут быть внутренние побуждения людей к

определенным действиям, их стремления и даже инстинкты, а также ценностные

ориентации, цели и др. В конечном счете, осознавая те или иные

экономические явления и процессы, человек принимает или не принимает их, а

то и приспосабливается к ним.

Такова структура экономического сознания людей, которая воспроизводит

содержание и структуру их экономической деятельности и экономических

отношений. Все указанные выше элементы экономического сознания

взаимодействуют между собой, образуя некое целостное явление. Значение его

постоянно возрастает, ибо существует необходимость сознательного

воздействия людей на различные экономические явления и процессы.

Сознательное воздействие на экономические процессы есть проявление

РАЦИОНАЛЬНОСТИ, интеллектуального начала в экономической жизни общества. В

наше время растет роль НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, то есть разумного

воздействия на экономические процессы. Разумеется, это не означает

игнорирования психологических факторов.

В рациональном воздействии на экономические процессы большую роль может

играть государство, возможности которого определяются наличием

соответствующих рычагов власти. Речь идет не о детальной регламентации

экономической жизни общества с его стороны, а прежде всего о создании

необходимых условий для успешного развития общественного производства. К

этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов

современного научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций

между отраслями экономики, в т.ч. путем ее структурной перестройки;

выделение приоритетных направлений экономического развития; осуществление

эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов

функционирования экономики и т.д.

Эволюция экономической жизни общества не исключает возможности

структурной перестройки экономики, коренных изменений в области отношений

собственности на средства производства, денежной и финансовой системы и др.

реформ в той или иной стране. При этом реформаторам важно осознавать то,

что в развитии экономики работает на перспективу, понимать текущие и

долговременные интересы различных социальных групп общества, а также

ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий. В этом деле

одинаково вредны как консерватизм, т.е. стремление сохранить устаревшие

формы экономических отношений, так и бездумный радикализм - стремление

уничтожить все старое ради построения нового.

политическая жизнь общества

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе

политологией, политической социологией, политической психологией, а также

философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических

явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии,

как философия политики.

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики

и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и

идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества,

политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и

т.д.

Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть»,

«политика» с такими фундаментальными философскими категориями как

«свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное,

классовое и общечеловеческое.

Эти вопросы решались так или иначе еще в античной философии, прежде

всего в произведениях Платона и Аристотеля.

Расцвет социально-философских теорий в эпоху Возрождения и Новое время

связан с обоснованием сущности политической, прежде всего государственной

власти в трудах Н. Макиавелли, а также с теорией естественного права Т.

Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы, с исследованием проблемы разделения

властей, гражданского общества и правового государства Дж. Локком и Ш.

Монтескье. Возникают основные направления политической идеологии

—либерализм (Ш. Монтескье), консерватизм (Э. Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж.

Руссо)

Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этических

основ права и государства (И. Кант), философии права (Г. Гегель).

Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии

политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и

политики, происхождении и функциях государства, условиях его отмирания.

Представляют интерес также политические идеи анархизма (М. Бакунин, П.

Кропоткин) и геополитические концепции XX в. (К. Хаусхофер, X. Маккиндер и

др.).

Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества

Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема

власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит

диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство

осуществления политики!, с другой — является ее первоосновой. Установление

отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между

людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой

принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-

первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых,

власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах

деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.

Социальными предпосылками или источниками власти можно считать

групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные

разделением труда, отношениями собственности и т.д.

Функционально власть проявляется через определенный порядок и

согласованность действий сторон, обусловленные их общей материальной

заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и

т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного

согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить

исламская революция в Иране: любой политический режим обречен на гибель,

если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей.

Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни

общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества

складывается из политической деятельности различных социальных сил. При

этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы.

Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной

жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых

при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть.

Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая

власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т. е. законна.

Последнее возможно: а) когда власть основана на традициях, например,

монархия; б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально,

например, в результате победы на выборах; в) носит харизматический

характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества

политического вождя'2.

Важно не упустить из виду качественные особенности политики. Ее

отличают универсальность, всеохватывающий характер, способность

воздействовать на любые стороны жизни общества. Вместе с тем политика

реализуется через политические отношения, политические институты и

политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые

закрепляются, институализируются в форме тех или иных политических

организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде

политической идеологии.

Политическая жизнь общества самым тесным образом связана с экономикой.

Их связь нередко трактуется как взаимодействие политики и экономики. Вопрос

о взаимосвязи и взаимодействии политики и экономики достаточно полно

освещен в трудах К. Маркса и В.И. Ленина. С точки зрения марксизма, уровень

развития материального производства, характер разделения труда, отношения

собственности оказывают существенное влияние на материальные интересы людей

и обусловливают содержание политических теорий и программ. В свою очередь

господствующая политическая идеология, например, идеология рыночной

экономики, может стать предпосылкой появления новой экономической

реальности. Вместе с тем взаимообусловленность политики и экономики не

следует переоценивать, поскольку они не только развиваются по своим

собственным законам (например, законы рынка и законы политической борьбы),

но и по-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-

технический прогресс, экологическая ситуация, национальная психология,

религия и т.д. Причем на том или ином историческом этапе, в конкретном

социуме, каждый из этих факторов может играть решающую роль.

Существенное воздействие на политическую жизнь общества оказывает его

духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей,

обычаев, традиций и норм поведения людей. Духовная культура оказывает

существенное влияние на выбор тех или иных форм политических институтов,

например, государственного устройства, обусловливает особенности их

функционирования. Выделяются следующие пути воздействия духовной культуры

на политическую жизнь:

• социализация и формирование отдельных индивидов;

• создание и введение систем ценностей;

• эталоны действий, поведения и поступков;

• создание моделей институтов и социальных системЗ.

Иными словами, духовная культура общества детерминирует все стороны

политической жизни, включая политическое поведение людей и, в конечном

счете, политическую культуру масс.

Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Так,

например, вопрос о роли насилия в истории и его нравственно оправданных

границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее

истории. Современные исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу,

что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека

от животных, имеет биологические корни4. Другие философы и социологи

указывают на социальные корни этого явления. К их числу можно отнести М.

Вебера, в работе «Политика как призвание и профессия» противопоставившего

«этике убеждения» «этику ответственности». Политик, исповедующий этику

убеждения, фанатично предан какой-то благородной, по его мнению, идее и не

всегда разборчив в средствах ее реализации. Напротив, политик, приверженный

этике ответственности, задумывается об адекватности выбираемых политических

средств осуществления своих идей, испытывает глубокое чувство

ответственности за прямые и косвенные последствия своих поступков. Не

претендуя на окончательное решение проблемы, М. Бебер заключает, что

«должно ли действовать как исповедующий этику убеждения или как

исповедующий этику ответственности, и когда так, а когда по-другому, —

этого никому нельзя предписать»5 поскольку не только разум, но и чувства

играют существенную роль в политической деятельности.

Вместе с тем чувствуется, что личные симпатии немецкого мыслителя на

стороне этики ответственности. Он считает, что если насилие в политике

неизбежно, то надо стремиться к тому, чтобы оно было легитимным, т. е.

основанным на законе.

Важной стороной политической жизни общества является функционирование

его политических институтов. Их совокупность образует политическую

систему общества. Ее элементами являются государство политические партии и

иные общественные организации, деятельность которых носит политический

характер.

Роль государства в политической жизни общества

Важнейший элемент политической системы общества — государство.

Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение

семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что

признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории

и налогов.

Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из

сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить

счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха

и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в

силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и

всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Б. Спиноза!'. Г. Гегель

видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В.И. Ленин видели в нем

орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другимЗ М. Вебер

называет государством отношения господства одних людей над другими,

опирающееся на легитимное (считающееся законным) насилие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.