рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек,

оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет

возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия,

поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий,

несчастий и т.п.

Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед

обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей

преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в

"равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются

братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются

личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является

психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и

катарсис

Коммуникативная функция религии включает процессы обмена информацией,

взаимодействия, восприятия человека человеком, общением его с богом.

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей,

ценностей, установок, мнений, традиций, обычаев осущесвляется управление

деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп,

общин. Особенно большое значение имеет система предписаний норм

религиозного права и морали. Верующий должен стремиться подражать в жизни

примерам подвижников и персонажам преданий.

Интегративная функция реализуется в пределах общины или конфессии

единомышленников. Если же в религиозном сознании и поведении личности

обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных

группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии,

то религия выполняет дезынтегрирующую функцию. Легитимирующее-

разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных

порядков, институтов (государственных, политических, правовых и других)

отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение

неправомерности каких то из них.

Функции - это способы действия религии в обществе, но реализоваться они

могут только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и

структуры религии складываются и изменяются в ходе истории. В обществе на

ранних ступенях ее развития религия как самостоятельное образование не

выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став

относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более

дифференцировалась, в ней выделялись элементы, формировались связи этих

элементов. Как мы уже говорили выше, в религии выделяются религиозное

сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

Религиозное сознание имеет два уровня - обыденное и концептуальное.

Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов,

настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются

непосредственными отражениями условия бытия людей. На это уровне

доминирующую роль играют эмоции -чувства и наслаждения, сознание обличено в

наглядно образные формы.

Среди компонентов обыденного сознания выделяются относительно

устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные: к первым можно отнести

традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения (молитвенное,

покаянное,..).

Концептуальный уровень - это специально разрабатываемая область

понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций. В ее состав входит:

учение о боге, как ядро любой религии; религиозно - этические,

эстетические, правовые и прочие концепции; религиозная философия.

Интегрирует все это богословие (теология).

Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера

религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в

достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении.

Уверенность в истинности идеи, при условии дефицита точной информации

достижимости поставленной цели. В ней содержится ожидание осуществления

желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной

ситуации, когда существует возможность для успешного действия. Если событие

совершилось или стало ясно, что оно не возможно, если поведение реализовано

или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность

идеи доказаны, вера угасает.

Религиозная вера это вера:

- в объективном существовании сверхъестественного;

- в возможность общения с этим сверхъестественным;

- в действительном совершении каких то мифологических событий

причастность к ним;

- в истинность соответствующих представлений догматов, текстов;

- религиозные авторитеты - гуру, пророков, служителей культа.

С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное

существование сверхъестественного включает веру в общение с ним, а такое

общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве,

медитации с помощью звучащей или внутренней речи.

Религиозная деятельность может быть культовая и внекультовая. Последняя

- это написание богословских произведений, преподавание богословских

дисциплин, управленческая, выступления в средствах массовой информации и

т.п.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание

определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями,

догматами. Предметами культовой деятельности становятся различные объекты,

осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в

религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях

выступали материальные вещи, животные и растения, лес, горы, реки, Солнце,

Луна. Разновидностями культа бывают обряды, богослужения, проповеди,

молитвы, праздники, паломничество.

Средствами культа являются молитвенные дома, храмы, церкви, религиозное

искусство (архитектура, живопись, музыка), культовые предметы (крест, свечи

....).

Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение.

Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета,

действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово, представляют

значение, отличное от их непосредственного значения (хлеб - тело, а вино -

кровь Христа. Трех или двух перстие в Крестном знамении).

Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение

религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознание

верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные обряды,

символы, мифы, возбуждаются положительные эмоции. При культовой

деятельности происходит реальное общение с единоверцами, возникает чувство

единства. Пышное убранство храмов, пение или музыка, аромат ладана

доставляют эстетическое наслаждение.

Религиозные организации делятся по их отношению к обществу и как они

определяют свое место в "миру". Если организация не противопоставляет себя

миру, если приемлет его культуру, то можно говорить, что она является

церковью.

Секта, напротив, осуждает и не приемлет мир, она стремится стать

общиной "избранных". Как правило, секты представлены отколовшимися от

церкви группами, оспаривающими или учение или культовую деятельность

церкви.

Деноминация является промежуточным между церковью и сектой

организацией. В то время, как церкви стремятся охватить своим влиянием всех

членов общества, а секты лишь "избранных", деноминации не претендуют на

всеобщий охват, но и не замыкаются только внутри своей религиозной группы

(например баптизм).

Возникновение религии. Мировые религии современности

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные,

антропологические, психологические и гносеологические детерминанты. Их

обычно метаморфически называют "корнями религий". Они представляют собой

комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и

существования религий.

Определяющим в конечном счете являются материальные отношения, но их

влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние

политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет

совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие

людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида

и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия,

ограниченность существования - болезнь, наркомания, мутация, смерть, угроза

перерождения "Homo sapiens" и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и

общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых

переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву - познавательную

деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания

к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через

относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом

этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное").

Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным.

Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со

временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной

информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания

соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания,

которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим

осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой

деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание

миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется

только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от

друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики.

Эта почва имеется как на ступени чувственного познания - ощущения,

восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления - понятия,

суждения, умозаключения.

Одна из сложнейших проблем, встающих перед философией религии, -

определение сути этого феномена, выделение религиозного сознания из прочих

форм духовной ориентации человека в мире. Нужно начать рассмотрение этой

проблемы с обнаружения сходств и различий между религией и наукой, религией

и искусством,, религией и моралью. Эта проблема вызывает острейшие споры

среди специалистов, многие из которых убеждены в невозможности такого

универсального определения религии, которое охватило бы собой колоссальное

многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру,

"гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру,

не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается

с немалыми сложностями в попытке отличить собственно религиозные верования

от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм,

национальное превосходство и пр.).

Вызывает трудности и распространенное понимание религии как системы

миропонимания (и связанного с ним институционального поведения),

основанного на вере в существование Бога (или богов), -высшей потусторонней

сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Многие ученые

считают, что подобное понимание не учитывает опыта конфессий <к примеру,

конфуцианства мли буддизма), которые вполне "обходятся" без бога в

христианском или мусульманском его понимании'. Большинство специалистов

связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта, одинаковой

для всех конфессий, - верой

в священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных

народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о

необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей, и лишь позднее

обретают этические характеристики, становясь воплощением абсолютного блага,

истины, красоты.

Каковы бы ни были разногласия в определении понятия религии, все

исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в

общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как

полагает М.Иингер, религия становится средством решения "последних,

конечных" проблем жизни, выступает как "отказ капитулировать перед

смертью", как попытка не позволить вражде восторжествовать в человеческих

отношениях. "Религиозное существование включает веру человека в то, что

зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к

случайным, но к фундаментальным условиям жизни и что все же есть силы и

действия (священные), благодаря которым человек способен преодолеть зло во

всех его обличиях'".

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство

социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих

высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем

самым препятствующих хаотиэации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -

церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между

Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положмтельно оценивали

роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К.Маркса к религии

как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс,

"опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З.Фрейд,

рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического

опьянения.

Многие мыслители, руководствовавшиеся идеалами Просвещения, были

убеждены во временном характере религиозных верований, полагая, что религия

непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX и XX

вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели.

События последних десятилетий XX в., однако, вновь подтвердили

устойчивость религиозной системы ценностей, самостоятельную нишу в

человеческой культуре, присущую религии, которую нельзя рассматривать как

альтернативу науки, "пережиток" общественного сознания .

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки

ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм - это система взглядов, основанная на персонификации природных

явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души

порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого

лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью

объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что

является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во

сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и

другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или

отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что

закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему

предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде

призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела

из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного

захоронения, поминальные обряды и т.д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных

теней. Особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых

не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно

убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех

религиях.

Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в

сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми

могут выступать виды животных и растений, реже - явления природы и

неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и

прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные.

Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и

входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов

(фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня

необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде

статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому,

возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых

родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной

родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире

таинственных сил'".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают

статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для

ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные

функции.

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с

первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться

дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно

это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана

забывается и он превращается в предмет украшения.

Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного

воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и

т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность

человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в

мышлении веши, несоединимые в реальности. В результате создается система

связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать

на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование

злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его

окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным

миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических

действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален

и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому

эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по

результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата

всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий

или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с

конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную,

лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может

быть подражательной, в этом случае воздействие на реальный объект

осуществляется манипулированием над его образом.

В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой

особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного

и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.