рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

выступать в своей нравственно-практической ипостаси (от греч. ипостасис -

сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в

повседневной жизни;

для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия

(непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль,

устраняющий страсти, и т.п.).

Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое

внимание на одной или нескольких из этих проблем.

ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых

рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали

до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).

Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и

атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:

Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная

реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне

времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;

атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая

субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с

ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман

(Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть -

слияние с атманом;

рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение

светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не

дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения.

Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена

авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,

сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после

гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее

странствия не имеют конца;

дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая

древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы

совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;

мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в

случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом.

Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом,

обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего

необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания,

освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.

Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была

системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам

является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.).

Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса

воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела

в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и

является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение

того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут

сансары и кармы.

Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и

выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов

и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других

объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из

атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная

субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает

сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях

(когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится

объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой

силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об

особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и

влекущей в будущем наслаждение его плодами.

Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет)

объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.).

Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога

недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.

Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:

пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек,

мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен;

это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех

субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) -

основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) -

источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) -

пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия.

При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В

результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие

Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом

направлениях. На первой ступени образуется махат (санскр.) - основа всего

материального и буддхи (санскр.) - мировой дух и разум. На второй ступени

возникает аханкара (санскр.) - индивидуализирующее начало (мое, "Я"). Из

аханкары с преобладанием гуны тамаса возникает пять танматр (санскр.) -

тонких элемента, невоспринимаемых чувствами потенций звука, осязания,

цвета, вкуса, запаха, из которых далее образуются пять бхутвещественных

элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из аханкары с преобладанием

саттвы возникают пять органов восприятия и пять органов действия, а также

ум (манас - санскр.). Всего, таким образом, в санкхья насчитывается 25

начал. Из них все, кроме пуруши, образуют мир "не -Я". Страдание утрачивает

свои причины, если человек поймет, что его подлинное "Я" находится вне

природы, тела и даже, ума. Поэтому, учит санкхья, мокша возможна при жизни.

ЙОГА (санскр., букв. - соединение, участие, порядок, а также глубокое

размышление, созерцание). Практика йоги упоминается еще в Ведах. Основатель

классической йоги - Патан-джали (II в. до н.э.). Йога разделяет онтологию

санкхья, но требует поклонения брахману (богу), понимаемому как абсолютный

дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не

подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Ее главное

содержание - разработка практического пути к освобождению через тренировку

тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от

деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с

"Я". Система очищения духа от раджаса и выявления саттвы предполагает

восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных

установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма

(правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание),

дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность).

В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что

забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим

следует прекращение всех модификаций ума и психических процессов, когда

ничего не познается и не мыслится, т.н. нулевой экстаз.

ЛОКАЯТА (от санскр, лока - мир, идущее из этого мира).

Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Возникло

приблизительно в сер. 1-го тыс. до н.э. Основателем считается

полулегендарный мудрец Брихаспати.

В основе локаяты лежит скептическое отношение к догматике брахманизма, к

догматической религии вообще. Согласно локаяте, существующим можно считать

только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой бога и

души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого

мира. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных

элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело,

органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Поскольку в

человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорят о

необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она

приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить

зло и страдание. "Пока живешь, - говорится в одном тексте, - живи радостно,

ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в

пепел, обратное превращение никогда не совершится".

Особенностью локаяты является утверждение принципа свабхавы (санскр.) -

наличия индивидуальной природы каждой вощи, определяющей ее строение и

судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе,

бессильны изменить непреложный ход ее существования. Целью бытия, согласно

локаяте, является забота о благополучии настоящего существования.

Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне -

наслаждение) чарваки.

ЧАРВАКА (санскр.) - это более поздняя разновидность локаяты. Эта школа

отвергает как существование бога-абсолюта и души (брахмана и атмана), так и

закон кармы. Чарвака истинным считает лишь постигаемое с помощью

непосредственного восприятия. Она утверждает существование только этого

мира и считает единственной реальностью материю. Признается наличие четырех

элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного (от лат. спонтанеус -

произвольный, добровольный) сочетания которых образуется все, что есть.

Жизнь и сознание - функции этих элементов. Одновременно чарвака

подчеркивает выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной

природы каждой вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на

разработке этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла

иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны

только страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость

каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами,

чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия

получение наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со

страданием, не должно останавливать стремление к его достижению.

Последовательный гедонизм делает эту школу уникальным явлением в истории

индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры". (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия).

По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий -

субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Субстанция

выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода,

свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом

вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей

материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения.

Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

НЬЯЯ (санскр., букв. - правило, рассуждения, вхождение в предмет,

аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается

продолжением вайшешики. Основатель - Готама (Гаутама - время жизни

неизвестно). В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает

четыре источника Такого познания : чувственное и сверхчувственное

восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство.

Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним

существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку

и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы

древнеиндийской логики.

Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную

на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума

(манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания,

антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать,

вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное

познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение

понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как

состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже

не связанная с сознанием.

Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и

разрушающем мир (согласно ньяя, мир создается из вечных атомов,

пространства, времени, умов, душ и акаши-эфира). Мудрость и всеблагость

бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно,

возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого

себя и мира достичь освобождения.

ДЖАЙНИЗМ. Основателем его считается странствующий проповедник из Бихара

Вардхамана (жил в VI в. до н.э., более точной даты нет), который происходил

из богатого кшатрийского рода и впоследствии получил имена Махавиры

("Великий герой") и Джины ("Победитель"). Родной дом он покинул 28 лет и

после 12-летней аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового

учения, в центре которого поставил проблему бытия личности.

Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка-материальная

(аджива - санскр., противоположное дживе - см. далее) и духовная (джива -

санскр., букв. - живущий, живой). Связующим звеном между ними является

карма, понимаемая как тонкая материя, образующая тело кармы и дающая

возможность душе соединиться с грубой материей. В итоге такого соединения

возникает индивид, душу которого карма сопровождает в бесконечной цепи

перерождений.

Кармы (у джайнистов их насчитывается восемь видов) в основе имеют два

фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства

души, приобретенные ею, согласно джайнизму, будучи совершенной в своей

естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте

перерождений. Освобождение человека от пут сансары произойдет лишь тогда,

когда он постепенно избавится от злых и добрых карм.

Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной

сутью и контролировать ее. Лишь он сам решает, что есть добро и зло и к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнизме бог не

рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие

дела. Бог - всего лишь душа, которая жила в материальном теле и

освободилась от пут кармы и цепи перерождений.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое

внимание разработке этики (греч, этика, от этикос - касающийся

нравственности, выражающий нравственные убеждения), традиционно называемой

три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании,

обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда

правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа

касаются прежде всего веры в джайнистское учение и его знания. Правильная

жизнь означает по сути большую или меньшую степень аскезы. Эти принципы

лежат в основе различных клятв, даваемых монахами и монахинями джайнистских

общин. В них, в частности, абсолютизированы требования непричинения зла

живым существам, полового воздержания, отстранения от мирского богатства и

др. Путь освобождения души от самсары - сложный и многофазный. Целью

является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто

ему не может помочь.

Составной частью джайнистского канона являются также различные

умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно

джайнизму, вечен. Он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

Представления об упорядоченности мира исходят из науки о душе, которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, обремененные ею в большей

степени, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут предельной

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных

сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

С течением времени в джайнизме сформировались два направления, которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды

отстаивали дигамбары (санскр., букв. - одетые воздухом, т.е. отвергающие

одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (санскр., букв. -

одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в

Индии и поныне.

БУДДИЗМ. В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 гг. до

н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В

возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын),

неудовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в "бездомность". После

многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т.е.

постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно

традиции, впоследствии он был назван Будда (букв. - Пробужденный).

Центром учения является практическая доктрина "спасения", или

"освобождения". В основе ее лежат ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:

Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь,

старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,

невозможность достичь желаемого - все это ведет к страданию.

Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти

к перерождению, рождению вновь.

Устранение причин страдания заключается в избавлении от этой жажды.

Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь -

заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение,

правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное

внимание и правильное сосредоточение.

Страдание буддизм определяет не как переживание какого-то конкретного

состояния, а как его ожидание, ожидание реального страдания, более того -

ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и др. В

буддизме страдание, таким образом, выступает как состояние бесконечного

беспокойства, общей нелегкости, напряженности, неудовлетворенности. В этом

смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое в буддизме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.