рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и

формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям

для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя

как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского

мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,

критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который

способствует расширению сознания.

«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность

невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности

родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов), т.е. философия заставляет людей

думать.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека

в причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то

каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека,

в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия

нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия

зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в

качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она

решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации

человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции

-мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В

ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического

отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии.

Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная

преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи

и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения

предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется

такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция

рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения

результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию

философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта

роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля,

Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в

построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает

интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм

человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.

Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации

общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта

роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и

природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период,

другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение

обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный

момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-

материалистической философии.Этот момент - историзм, который проявляется в

подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы

общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее

приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам,

обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что

поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения,

а в реальной жизни.

Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся

вместе с ней.

2. История философии: направления и этапы.

Человеку, пытающемуся вникнуть в изучение историко-философского

процесса, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений,

школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие,

уточним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы

философствования.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логически связанных друг

с другом воззрений того или иного мыслителя.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных

какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм,

картезианство и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же

идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами

(неокантианство, позитивизм, персонализм и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских течений (а,

следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом,

отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения

(материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и

т.д.).

Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных

подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета

философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет.

Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений

и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то

опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса

предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем

меняются.

Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили

перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений.

В ее основе лежат содержательный и временной принципы.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:

В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже

установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных

направления - материалистическое и идеалистическое, каждое из которых

представлено своими историческими школами, имеющими собственные истоки и

традиции.

Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным

формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного,

рассудочного). Философы, настаивающие на главной роли чувств, ощущений в

процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от

лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалистическому

направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио - разум), когда

чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные",

несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.

Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния

иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже

полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее

внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению,

сверхчувственному созерцанию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности,

алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному

обоснованию, ни объяснению.

философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое,

так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к

одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической

философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать

однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях.

Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из

состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет

место в обычной, ньютоновской механике).

Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести

философских понятий. При этом источник движения и развития находится не

вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет

готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.

Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут

быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии),

сциентическими (от лат. сциентиа - наука) и антисциентическими (по

отношению к науке) и т.д.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить

изменчивый характер самого процесса философского творчества, его

обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть

смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести понятие

"исторический тип философствования". Он объединяет не единомышленников, а

современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но

сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая

крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой

характерный тип философа).

В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (и

соответственно - созерцательный социально-психологический тип личности

философа). Это вполне соответствовало тем условиям, в которых протекал

тогда процесс духовного производства; жесткому отделению и

противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно

достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный

(абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного человека

считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной

истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже

прошедших событий.

Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ,

ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания

(интуицию, откровение). Он особенно характерен для религиозной и религиозно-

мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский

религиозный ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель его - выход за

пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между

верой и знанием, религией и наукой.

Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение

социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и

смысл которого - изменение мира. Правда, и до Маркса были философы,

мечтавшие о радикальных социальных переменах. Однако только марксизм нашел

конкретный субъект социального действия - народные массы, рабочий класс.

Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф.

Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере,

теоретические заключения Римского клуба) предполагает уже не изменение, а

СОХРАНЕНИЕ мира.

Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа

философствования, характерного для древних цивилизаций.

В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и

Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению

предшествовал длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения

к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном

поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил

(замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление

родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост научных

знаний и усиление критического духа. Общность генезиса (от греч.

генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобразия

философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.

В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с

самого начала развивалась более или менее самостоятельно. Предпосылки и

начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в

цельные философские системы, развитие которых можно проследить на

длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда

полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый

элемент вечно живого культурного наследия.

Древнекитайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни

китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно. Можно только

говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но

следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к местной

традиции. Так что китайскую философию можно характеризовать как единое

целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния.

3. Философия Древней Индии и Китая.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее

неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как

органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее

ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о

жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира

является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид -

знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры,

которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет

до н.э.).

Веды - ценный источник древнеиндийского умозрения. Традиционно их делят

на определенные группы текстов:

Древнейшая часть Вед - четыре Веды: "Ригведа" (гимны), "Яджурведа"

(жертвенные формулы), "Самоведа" (напевы), "Атхарвоведа" (заклинания).

Брахманы - руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного

смысла, прежде всего - жертвоприношений.

Араньяки - тексты спекулятивного характера, предназначенные для

отшельников.

Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют

Упанишады (от санскр, упанишад, букв. - сидение около, т.е. вокруг учителя

с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение)

- трактаты религиозно-философского характера, объясняющие тайный,

внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад составляет 108 текстов, древнейшие из

них восходят, видимо, к VI-III вв. до н.э., а позднейшие - к XIV-XV вв.

н.э. Центр тяжести, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней,

ритуальной на внутреннюю сторону явлений.

Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем

древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить

на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на

текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и

размышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ -

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака,

джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали

параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех

других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.

При всем многообразии философских воззрений и концепций мироустройства в

древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению

проблем.

Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний

природоцентризм и теоцентризм (от греч тео - Бог).

Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бесконечная в.

пространстве и времени. Она то миллионы лет находится в первозданном хаосе

(в древнегр, мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения

мира, земли с ее жизнью - Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность,

гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля -

лишь малая песчинка во вселенском круговороте, а дух Человека - лишь

искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в

человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от него,

она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, либо полностью

преобразуется, меняя свое содержание и структуру, становится совершенно

иной (сансара - санскр., буквально - прохождение через что-либо,

перерождение, беспрерывное перерождение личности или души). Элементы учения

сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль

абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов.

ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма - от санскр. - действие, дело, жребий; в широком

смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком

- влияние этих поступков на характер настоящего и последующего

существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений

и детерминирует (от лат. детермино - определяю) будущее рождение, которое

является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот,

свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с

действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. -

священник и монах), кшатрия (от санскр. - воины и представители прежней

племенной знати) или вайшья (от санскр. - земледельцы, ремесленники и

торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может

родиться как член низшей варны (от санскр. - сословие), либо же атман (от

санскр. - дыхание, душа, я сам) попадет в телесное хранилище животного. Не

только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено

кармой.

Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности

не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный

пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на

погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в

этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты,

идти путем отцов (санскр. - питръяна). Познание (одна из центральных тем

Упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы (от санскр.

- безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождается от

бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и

скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме,

где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат

Упанишады, путь богов (санскр. - даваяна).

Попытка заменить представление о божественной предопределенности

нравственного порядка идеей естественного космического нравственного

миропорядка определяет другие общесодержательные моменты древнеиндийской

философской мысли:

абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный

миропорядок Вселенной, где каждому воздается по совершенному им;

мир выступает как арена для деяний, которые определяют будущее человека;

неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности

приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает

несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;

поэтому знания не могут быть исключительно теоретическими, а должны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.