рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

3. Взаимодействие общественных систем, входящих в качестве элементов в

более сложную целостность. Для каждой из систем, участвующих в этом

взаимодействии, все остальные в своей совокупности выступают как ее

внутрисистемная среда. Сущность данного типа взаимодействия, его

принципиальное отличие от первых двух хорошо сформулированы у У.Эшби:

«Каждая часть имеет как бы право вето для состояния равновесия всей

системы. Никакое состояние (всей системы) не может быть состоянием

равновесия, если оно неприемлемо для каждой из составляющих частей,

действующих в условиях, создаваемых другими частями».

Приведенная типология позволяет лучше понять происхождение и

направленность функций, осуществляемых социальной системой. Ведь каждая из

этих функций возникает и формируется в связи с необходимостью для

социальной системы отвечать соответствующим образом на повторяющиеся (как

правило, в определенном алгоритме) сигналы и раздражения природной и

социальной, в том числе и внутрисистемной, среды. При этом большинство

важнейших функций обязано своим существованием прежде всего воздействиям со

стороны внешней среды, именно под определяющим влиянием этих воздействий

происходит корреляция отношений каждого элемента социальной системы со

своей внутрисистемной средой. Разумеется, бывают случаи внутрисистемного

рассогласования, но они все же остаются на втором плане.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Функция (от лат. functio — исполне-?яие, осуществление) — это роль,

кото-урую выполняет система или данный элемент системы (ее подсистема) по

отношению к ней как целостности.

Для сверхсложных самоуправляемых систем, к каковым относятся системы

социальные, характерна многофункциональность, Это означает, что, с одной

стороны, социальная система обладает множеством функций, но здесь есть и

другой план: многофункциональность, «совмещение» функций характерно не

только для системы в целом, но и для ее компонентов и подсистем. В

социальной системе нет подобного тому, что мы встречаем в других системах,

даже такой сложной, как головной мозг: строгой локализации функций. В этом

плане можно говорить о наличии в социуме внутрисистемной солидарности:

выполняя «свою» функцию, компонент (подсистема) берет на себя и часть

других функций.

Все функции, реализуемые социальной системой, могут быть сведены к двум

основным.

Во-первых, это функция сохранения системы, ее устойчивого состояния

(гомеостаза). Все, что делает система, все, на что нацелены основные сферы

деятельности человека, работают на эту функцию, т.е. на воспроизводство

системы. В связи с этим можно говорить о подфункции воспроизводства

компонентов системы и прежде всего биологического и социального

воспроизводства человека, подфункции воспроизводства внутрисистемных

отношений, подфункции воспроизводства основных сфер деятельности и т.д.

Во-вторых, это функция совершенствования системы, ее оптимизации. Сразу

же встает вопрос: оптимизации по отношению к чему? Очевидно, по отношению к

природной, а также и к социальной среде. Не менее очевидна и органическая

связь обеих основных функций, что предопределяется спецификой социальной

системы как адаптационно-адаптирующей.

Ведь сама по себе окружающая нас природа изменяется очень медленно,

катастрофы вроде оледенения или «всемирного потопа» в ней очень редки, и,

если бы не динамичный характер социума, устойчивое равновесие между ним и

природой устанавливалось бы «на долгие времена». Социум сам создает ан-

тропогенные факторы (локальные, региональные, глобальные) нарушения этого

равновесия, а затем принужден искать средства и механизмы оптимизации своих

отношений со средой, Предварительно оптимизируя свое внутреннее состояние.

Что же касается взаимодействия системы со своей социальной средой, то

вполне понятно, что возмутителем спокойствия здесь монопольно выступает

фактор антропогенный. Так обстоит дело и в связях с внешней, внесистемной

социальной средой, и со средой внутрисистемной. Сегодня, например, мы очень

обеспокоены тем, как идет воспроизводство основных сфер деятельности

общества (экономики, здравоохранения, экологии, воспитания, образования).

Неудовлетворительно воспроизводясь и в количественном, и в качественном

отношении, они влекут за собой ссужающееся по своей массе и некачественное

в биологическом и социальном отношении воспроизводство человека (ухудшение

его психофизического здоровья, распространение в обществе т.н.

«отклоняющегося поведения», рост алкоголизма и наркомании). При этом каждый

компонент системы испытывает на себе негативное воздействие других

компонентов, составляющих в совокупности его внутрисистемную социальную

среду. Экономика, например, разваливается не только по причине разрыва

традиционных хозяйственных и финансовых связей, но и из-за превратившегося

в беспредел расхищения государственного и общественного имущества, регресса

здравоохранительной деятельности, рассогласования управляющей подсистемы и

т.д. В своей совокупности функционирование «в разнос» каждой из подсистем,

если таковое будет продолжаться, грозит вылиться во всеобщий распад

социальности и самый натуральный геноцид.

По своей значимости и приоритетности функции, составляющие основное

содержание деятельности в той или иной сфере социума, исторически могут

меняться местами. Так, в течение тысячелетий функция сохранения социума и

его оптимизации реализовывалась прежде всего за счет экономики, все

остальные сферы деятельности, включая экологию, в этом отношении были еще

на периферии внимания. В этом была своя железная логика. Во-первых, нужно

было развиться самой эконо-мике, прежде, чем могли бы занять свое достойное

место здравоохранение, наука, природоохранная деятельность. Во-вторых, до

поры до времени экологическими последствиями экономического роста можно

было пренебречь, а демографические последствия стихийных явлений (например,

неоднократное вымирание чуть ли не пол-Европы в результате эпидемий чумы)

покрывались и перекрывались быстрым ростом численности населения. В XX в.,

в особенности в его второй половине, ситуация коренным образом изменилась.

Сегодня, чтобы выжить земной цивилизации, на первый план должна выйти сфера

экологической деятельности, потеснив все остальные, даже экономику.

Подытоживая, можно сказать: если раньше негласно человечество реализовывало

лозунг «Экономика — все, экологией можно пренебречь!», то сегодня оно

вынуждено совершить поворот почти на 180° — «Экология — прежде всего,

экономика — по возможности!».

39. Социальные институты: сущность, структура, функции

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению

социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений

социального института. Одним из первых дал развернутое представление о

социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен

(1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899

году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится

значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент

социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество

индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в

отдельных сферах общественной жизни.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную

совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,

которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,

образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию

социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный

институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу

общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов,

регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья,

производство, государство, образование, религия), социологи углубили

представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает

инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения

важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными

институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный

облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга.

Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и

церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила

поведения. В одних странах институт брака допускает, например,

многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их

институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу

культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру,

когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой

«четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.

Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество

посредством социальных структур производит и распространяет информацию,

выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном

опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи,

школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино.

Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды

библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной

системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому

количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи

института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д.

Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство,

правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля,

т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться

принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт

понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи

придерживаются различных определений социального института, то они по-

разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально

взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек

зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение

одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об

элементах, входящих в структуру института, а об институциональных

признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность,

ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и

субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб,

крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для

государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и

библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы,

правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве,

свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании,

православие или католицизм в религии).

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные.

Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие

образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их

классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются

временем своего взаимодействия и продолжительностью существования

(постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых

санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или

отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных

подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и

социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов

в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять

важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические

институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты,

производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения,

подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая

науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют

производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое

орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и

полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор

семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей:

полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная,

неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и

образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах

(фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя

некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15

тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-

Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные,

которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого

главного института существуют свои системы наработанных практик, методов,

процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких

механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,

профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,

рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты

материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования

социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание

является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного

института неосновной институт выполняет специализированную задачу,

обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную

потребность.

ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Функцию социального института можно определить как совокупность

решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является

удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без

чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать,

если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать

средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и

передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая

практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и

освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е. такие

функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например,

воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств

существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе

(государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование),

отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие

называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить

всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей

задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых

специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь

дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она

способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может

расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а

на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов

может вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим

образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень

подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.

В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской

системой образования. Американцы срочно разработали систему практических

мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли

годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но

в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х

по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между

теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых

специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не

хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было

излишне много.

В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество

повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское

обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в

области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии

и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания

технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч

необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за

собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить

ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых

традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.