рефераты скачать

МЕНЮ


Кандидатский по философии

для всех народов России. Он является символом стойкости и верности своему

Отечеству и освобождения от иноземного ига.

Петр I, формируя регулярную армию и проводя широкомасштабные реформы,

многое заимствовал из зарубежного опыта, однако дело духовного воспитания

поручил православной церкви. Основные формы деятельности духовенства в

вооруженных силах были определены в отдельных главах уставов русской армии

и флота, которые так и назывались: "О священнослужителях". При императоре

Павле I было создано особое управление военного духовенства во главе с

полевым обер-священником. С 1890 г. заведование церквями и православным

духовенством армии и флота вверяется Протопресвитеру. Высокий воинский дух

и стойкость русских войск в войнах 18 и 19 вв. обеспечивались системой

духовного и патриотического воспитания, в котором принимали участие как

священнослужители, так и офицерский корпус. Наиболее полно это нашло

отражение в суворовской школе обучения и воспитания, которая была пронизана

идеями святости воинского долга по защите Отечества, преданности Знамени и

верности присяге.

Суворов, будучи глубоко верующим, считал веру в Бога основой духовной

стойкости солдата, при этом сам являл пример подчиненным в соблюдении

православной обрядности. Большую роль в патриотическом воспитании

защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному

ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи

военноначальников, увековечивались героически погибшие воины.

Воспитательная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью,

которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий,

организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных

ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой с приходским

активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором

и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах,

благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.

Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию был

пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный

героизм в годы I Мировой войны более 1200 священником были награждены

государственными наградами России. В России более 4500 священнослужителей

сложили свои головы и были искалечены на полях I Мировой войны.

В русской армии главенствующее положение занимала православная церковь,

но имелись представители и других конфессий. Среди генералов и полковников

накануне I Мировой войны 85 % составляли православные, а остальные относили

себя к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам. Среди нижних чинов 75 %

были православными, 2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.

Традиционно православие придерживалось толерантного (терпимого)

отношения к представителям других конфессий. Это было закреплено в уставе

1893 г., где говорилось: "Иноверцы христианских исповеданий совершают

общественные молитвы по правилам своей веры с разрешения командира в

назначенном им месте и по возможности одновременно с православным

богослужением". В руководящих документах протопресвитера военного и

морского духовенства подчеркивалось, что: "Подвизающееся на ратном поле

духовенство имеет возможность подтверждать веру и правоту православной

церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского

самоотверженного служения как православным, так и инославным, памятуя, что

и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество".

Терпимое отношение к другим религиям резко менялось по отношению к

сектам и религиозным объединениям выступающим против служению Отечеству. От

военных священников требовалось "принять все возможные меры к пресечению в

войсках сектантства и иметь неослабленное попечение об ограничении

православных воинов от этой зловредной пропаганды".

Произошедший раскол общества в 1917 г. отразился и на процессах

организации патриотического и воинского воспитания. Подавляющая часть

духовенства стала в оппозицию новой власти. И вместе с гонениями на

священнослужителей был предан забвению накопленный опыт духовного, морально-

психологического воздействий на военнослужащих. Он оказался востребованным

лишь в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны русская

православная церковь заняла патриотическую позицию, осталась верной долгу

служения своему народу. Более полно духовно-религиозные традиции русской

армии стали использоваться после встречи И. Сталина с иерархами русской

православной церкви в 1943 г. Не переоценивания роли представителей разных

конфессий в борьбе с общим врагом, следует сказать, что они внесли

посильный вклад в поддержку высокого морального духа бойцов и тружеников

тыла. Духовенство утешало людей в скорби, призывало верить в победу над

врагом, осуществляло сбор средств для постройки боевой техники, шефствовало

над госпиталями. Таким образом, исторический опыт свидетельствует о том,

что русская православная церковь и военное духовенство вносили существенный

вклад в духовно-нравственное воспитание воинов. Вместе с командирами

духовенство укрепляло духовно-религиозные традиции в армии, воспитывало

патриотизм, самоотверженность, верность присяге, веру в правое дело и

готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом.

Рассматривая проблему взаимодействия командования с религиозными

объединениями в деле воинского и патриотического воспитания в современных

условиях, следует сразу оговорится, что строится оно строго в соответствии

с Конституцией Российской Федерации ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р

Ф " О свободе совести и о религиозных объединениях", "О статусе

военнослужащих"^ также в соответствии с положениями .отраженными в

совместном Заявлении о сотрудничестве, подписанном Генеральным директором

ФАПСИ и Патриархом Московским и всея Руси, последующими указаниями

Управления кадров и воспитательной работы. Организация данной деятельности

должна исходить из того факта, что в настоящее время на территории России

действует около 20 религиозных конфессий и деноминации, а также более

десятка различных сект. Наиболее крупными религиозными объединениями на

территории России являются Русская Православная Церковь, мусульмане и

Евангельские Христиане -баптисты.

Русская Православная Церковь является крупнейшей православной церковью

в мире. В современных условиях, после 1988 года, отмечено возрастание

влияния РПЦ и активизация ее деятельности. Число крещений утроилось,

количество венчаний возросло в девять раз, открыты тысячи новых приходов,

восстановлены или построены сотни храмов, количество монастырей возросло

более чем в 10 раз, число граждан отождествляющих себя с православием

составляет около 46 процентов.

Второй по численности религиозной конфессией в России является ислам.

На территории РФ действуют два Духовных управления мусульман, Духовное

управление мусульман Европейской части России и Сибири (г. Уфа),

охватывающее все группы татар и башкир; Духовное управление мусульман

Северного Кавказа (г. Махачкала) объединяет народности Дагестана, чеченцев,

ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов.

В России насчитывается около 15 млн. мусульман. Точный учет затруднен в

связи с тем , что в понятие мусульманин часто вкладывают принадлежность к

народу, традиционной религией которого был ислам и весь уклад жизни

которого заключен в сохранении верности традициям и обычаям своего народа.

Всего в РФ зарегистрировано более 2500 мусульманских религиозных

объединений.

Церковь Евангельских христиан-баптистов является крупнейшей

деноминацией среди протестантских церквей в России, в нее входит свыше 500

тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных общества. Активизация

деятельности ЕХБ связана со значительной финансовой помощью со стороны

зарубежных общин, что позволяет проводить массовые евангелистские собрания

на стадионах и в концертных залах, бесплатно раздавать литературу, вести

теле и радио пропаганду своих идей. Выше названные религиозные объединения

положительно относятся к военной службе, охотно идут на контакт с

командованием и государственной властью в деле воинского, нравственного и

патриотического воспитания.

Совершенно иное дело секты и "нетрадиционные культы, которые в

подавляющем большинстве носят антиобщественный и антигосударственный

характер. Имея разные названия и отличаясь ритуалами суть этих объединений

в одном - полностью подчинить человека и использовать его в интересах

руководителей.

Наибольшую активность в России проявляют следующие культы: Церковь

Христа, Общество Сознания Кришны, Церковь Унификации, Церковь

Сайентологии(дианетика), сатанистские, спиритические группы и другие. Общим

для них является конспирация и мимикрия под различные общественно-полезные

и оздоровительные организации, которые обещают нормализовать вес,

обеспечить душевный покой и разом решить все ваши проблемы. На самом же

деле, вербуя последователей и создавая базу для функционирования в России,

они активно собирают экономическую, политическую и иные виды информации в

интересах заграничных центров. Не случайно, наибольшая активность данных

культов отмечается в районах функционирования оборонных предприятий, НИИ и

закрытых объектов. Вот почему проведение профилактической работы по

недопущению вовлечения сотрудников и членов их семей в деятельность этих

культов или работа с уже вовлеченными должна рассматриваться как борьба за

безопасность подразделения или объекта.

В этой деятельности неоценимую пользу может принести сотрудничество с

Русской православной церковью, так как ею накоплен большой опыт

разоблачения зловредных сект. Она постоянно изучает ситуацию в данной

области и можно всегда дать совет и оказать действенную помощью при

столкновении с деятельностью той или иной секты.

Сотрудничество с РПЦ, основанное на соглашении Генерального директора

ФАПСИ и Патриарха Московского и всея Руси, имеет много граней. Это и

социальная защита сотрудников, военнослужащих и членов их семей, развитие

благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в

надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны

священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении

морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных

ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.

Традиционными стали выступления священнослужителей на торжественных

собраниях, во время принятия присяги и других мероприятиях с напутственным

словом и благословением воинов на добросовестную ратную службу. Отдельные

командиры и начальники практикуют составление планов сотрудничества с

епархиями, в которых по решению Патриарха назначается священнослужитель,

отвечающий за духовное окормление воинов и сотрудников правоохранительных

органов. Это делается для того, чтобы не от случая к случаю и не от

праздника к празднику приглашать священнослужителя, а на плановой основе

обмениваться информацией о происходящих процессах, корректировать

проводимые воспитательные мероприятия, делая их более эмоционально

насыщенными и интересными. Положительным является опыт выступления

священнослужителей перед руководителями ОГП по тематике "Церковь и армия в

России: исторический опыт и грани сотрудничества".

Выше перечисленные направления и формы сотрудничества с религиозными

объединениями, рассчитаны на штатную ситуацию. В экстремальных же условиях,

при возникновении конфликта по поводу отношения к религии или между

представителями различных конфессий, командир, начальник обязан обратиться

к священнослужителям тех групп, которые вовлечены в конфликт и, используя

их авторитет, разрешить возникшее противоречие. Руководителям любого ранга

постоянно надо помнить, что Российские Вооруженные силы по природе своей

поликонфессинальны, поэтому актуальной остается задача обеспечения

равноправия религиозных организаций, равноправия самих военнослужащих,

независимо от их отношения к религии. В то же время необходимо вникать в

суть проводимой работы священнослужителями, чтобы она не превратилась в

компанию по насаждению той или иной религиозной концепции в подчиненном

подразделении, что входит в противоречие с требованиями "Закона о статусе

военнослужащих".

28. Сущность и функции науки в современную эпоху

Из всех духовных творений человека в наши дни наибольшее внимание,

пожалуй, привлекает к себе наука. Входе развития современной

социотехнологической революции (информационно-компьютерной,

биотехнологической, экологической) к ученым все чаще обращаются взоры

миллионов людей, политических партий, хозяйственных структур и

правительств. Вся общественно-экономическая, социально-политическая и

культурная ситуация наших дней такова, что наука в мире приобрела

несоизмеримую с недавним прошлым весомость и влияние.

О науке спорят, ее восхваляют и бранят, поддерживают и проклинают, на

нее возлагают радужные надежды, ей же предъявляют счет за горести

человечества. Спектр оценок науки многокрасочен: от безудержной апологии до

призыва вешать ученых и объявить мораторий на научные открытия.

Сейчас в России резко падает .как престиж науки, так и статус ученых.

Наша наука шагает вверх по лестнице, ведущей вниз. А мировая наука не стоит

на месте. И во многих государствах она . поддерживается властными и иными

структурами. Все же не будем терять надежды. Интеллектуальный потенциал

Отечества могуч и еще далеко не исчерпан. Выскажем уверенность в том, что

наша наука не только выживет, но и, как феникс, воспрянет из пепла,

порадует всех нас новыми открытиями, прозрениями и свершениями.

Говоря о науке, поставим два вопроса (они сформулированы известным

методологом науки наших дней Полом Фейерабендом): 1) ЧТО ЕСТЬ НАУКА - как

она действует, каковы ее результаты? 2) В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ НАУКИ?

Действительно ли она лучше, чем космология индийского племени Хопи,

теоретические построения Аристотеля, древнекитайское учение о Дао? А может

быть, наука ничем не отличается от разнообразных мифов, являя собой их

разновидность?

Примем во внимание, что сегодняшнее наукоучение (философская доктрина

науки, ее единая теоретико-методологическая модель) исходят из толкования

науки как некоторого исторически конкретного вида рациональности.

Понятие рациональности в истории философской мысли формировалось как

производное от "рацио" - разума, т.е. определения того человеческого

мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных

мысли, логических операций, проверяемых, достоверных расчетов. РАЦИОНАЛИЗМ

- тот подход к миру, который усматривает в разуме высшую из способностей

человека.

В самом широком смысле рациональность может быть истолкована как

СПОСОБНОСТЬ РАЗУМА (ИМЕННО РАЗУМА) К ЦЕЛОСТНОМУ ОХВАТУ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И

СОБСТВЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ.

Наука и выступает как рациональное зерно, ориентированное на добывание

достоверной истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая

предстает как логически организованная и доказуемая. НАУКА в собственном

смысле слова, как сегмент человеческой культуры, ЕСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

ПРОИЗВОДСТВУ НОВЫХ ЗНАНИЙ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЪЕКТИВНОЙ

ЗНАЧИМОСТЬЮ.

Она направлена на изучение действительности "объектно", в отвлечении от

оценочно-субъективных моментов, разумеется, такая цель как получение

"абсолютно чистого" образа изучаемого объекта невыполнима. На любом выводе

науки лежит печать времени, принятой сообществом ученых научной парадигмы,

особенностей личности исследователя. Но направленность науки именно такова

- на объект "как он есть".

В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями,

глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей,

постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему

сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно "не брезгливо", ему до

всего есть дело. К науке это можно отнести в еще большей степени. Нет той

стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом

научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и

границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле

слова). В конечном счете наука, будучи всеобщим продуктом деятельности,

характеризует реальный уровень и возможности самой практики.

В техногенной цивилизации конца XX столетия научная рациональность

обретает особую значимость. Отношение к миру с позиции научной

рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления

контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия

человека с миром и самим собой.

"Знание-сила". Этот тезис Ф.Бэкона, ставший названием популярного

отечественного журнала, известен давно. Но сила - опора власти. И не только

власти политической, но и власти над природными процессами, над самим

собой; это обладание и самообладание. Властная устремленность научных

свершений поднимает достоинство человека, укрепляет его уверенность, дает

твердую почву под ногами.

В современном обществе наука стала непременным социальным видом высоко

специализированной, профессиональной деятельности. Подготовка ученого -

наиболее длительный и наиболее дорогой процесс во всей системе складывания

кадрового потенциала. Наука сегодня главный, а во многих случаях

единственный, источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

Атомная или лазерная, компьютерная или биоинженерная технология

"соскользнули" с пера ученых и не могли прорасти сами по себе из

повседневного производственного опыта.

Разумеется, эти положения не следует истолковывать в духе однобокого,

узкосциентического, гипертрофированного противопоставления науки другим

составляющим человеческого духа. Как бы ни была важна наука, она не

зачеркивает значимость нравственных ценностей, эмоциональных порывов,

художественных поисков, религиозного опыта, эзотерических прозрений и т.д.

Сегодня очень остро встал вопрос о месте в панораме духа ВНЕНАУЧНОГО

ЗНАНИЯ. Иногда его трактуют как нашествие мракобесия, антинауки, подмены

подлинной рациональности шарлатанной паранаукой. Но дух человеческий не

только заблуждается, но и "блуждает", мечется в поисках истины, не возводя

себе никаких непроходимых преград. "Дух бродит, где хочет" - это библейское

высказывание достаточно выразительно.

Разум многообразен. И потому не стоит высокомерно отбрасывать те линии

поиска, которые имеют за собой многотысячелетнюю традицию. Герметическое

эзотерическое знание, восходящее к Гермесу Трисмегисту, построение Каббалы

(мистическое течение в иудаизме), тексты Библии и Корана, китайская "Книга

перемен". Веды и Упанишады - все это выполнено и сохранено в веках. Это не

наука. Но это иные формы освоения духовного мира, отворачиваться от которых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.