Уголовно-исполнительное право
нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.
Важным в контексте источников уголовно-исполнительного права является
вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного
законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что в
ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так анализ ст. 3 УИК
позволяет сделать следующие выводы. О том, что уголовно-исполнительное
законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах
общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина
и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3,
согласно которой “в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное
законодательство и практика его применения основывается на строгом
соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или
унижающего обращения с осужденными”.
Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно-
исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила
исполнения уголовных наказаний. Имеется в виду двусторонние договоры
России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами
этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным
договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с
осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством
России, то применяются правила Международного договора.
И наконец, об отношении уголовно-исполнительного законодательства к
рекомендациям (декларациям) международных организаций и международным
договорам РФ выражается и в том, что она учитывает положения, относящиеся
к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых
экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в
ч. 1, 4 ст. 3 УИК.
Исполнение уголовных наказаний преследует определенные цели. И ч. 1 ст.
1 УИК, в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства определяет
исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,
так и иными лицами. Сравнение ч. 2 ст. 43 УК, в которой определены цели
наказания и ч. 1 ст. 1 УИК, показывает, что они в целом совпадают. В этом
случае проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей
законодательства, базовый характер уголовного законодательства,
устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным правом.
В числе основных целей указанной отрасли права определено исправление
осужденных. Впервые данное понятие закреплено в уголовно-исполнительном
законе (ч. 1 ст. 9). Так, под исправлением осужденных понимается
формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду,
нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированне
правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались
лишь в теории исправительной педагогики.
Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных
реализуется путем применения к ним лицам предусмотренных УИК
профилактических мер (охрана и надзор за осужденными -ч. 1 ст. 92,
оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и
взыскания и т. д. - ст. 113,115), а также проведения с ними воспитательной
работы. Строгость наказания, предполагает интенсивность и разнообразнее
мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых
преступлений. Так, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный
срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от
общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение
социальных связей осужденных.
Предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства
реализуется опосредовано, поскольку предусмотренные законом меры
принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод
осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан.
Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем
постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2
ст. 1 УИК задачи сформулированы достаточно определенно и конкретно. Эти
задачи охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и
норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка
и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления
осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание
осужденным помощи в социальной адаптации.
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания
выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения
наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений,
возникающих в данной сфере.
Задача определения средств исправления осужденных закрепляется в
конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК определены основные средства
исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный
труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и
общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно к порядку и
условиям отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм
реализации указанных средств.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается
в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального
статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма
обеспечения его реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому статусу
осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности и
права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и
вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК,
регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания,
урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача реализуется в
определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и
законных интересов осужденных (ст. 19 - контроль органов государственной
власти за исполнением наказаний; ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 -
ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением законов
администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.).
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации преследует
цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от
наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при
освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за
ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным,
освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК). В ней определяется
правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по
содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных,
оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Следовательно, уголовно-исполнительное законодательство определяет
систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и
взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и
нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых
актах.
УИК регулирует исполнение всех видов наказаний. Структурно он
соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко определен
предмет правового регулирования.
УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства,
его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, формулирует
систему принципов данной отрасли законодательства, детально регулирует как
общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к
различным видам наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему
контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне ее
урегулировал: контроль органов государственной власти России и ее
субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный контроль,
судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при
исполнении наказаний, а также общественный контроль.
Система исполнения наказаний означает определение порядка и условий
исполнения конкретного вида наказания; обязанности и права осужденных;
обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих
наказание; применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их
реализации. Данная структура правового регулирования позволяет
ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной
деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.
Исполнение наказаний в виде лишения свободы предполагает
трехступенчатую, а в воспитательных колониях - четырехступенчатую систему
отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что
позволяет избежать нецелесообразных переводов осужденных из одного вида
режима в другой.
В УИК урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении
военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса
обеспечить применение средств исправления.
Применение норм уголовно-исполнительного права предполагает их
реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой
установлены в ст. 6 УИК.
В ч. 1 ст. 6 УИК определяется, что уголовно-исполнительное
законодательство России применяется на всей территории страны. Это
положение особенно важно для государства с федеральным устройством. Никакие
иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации
(кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не могут применяться на его
территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.
В ч. 2 ст. 6 УИК устанавливаются правила применения уголовно-
исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970 г. таких правил не
предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и оказание
помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с
законодательством, действующим во времени их исполнения. Для уяснения
условий действия закона во времени необходимо определить начало и окончание
его действия, а также его обратную силу.
При выяснении начала действия закона, регулирующего исполнение
наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении
законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно
которому “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего
сведения”. Данное конституционное положение означает, что нормы уголовно-
исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если
иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении,
определяющем порядок введения его в действие.
Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания,
прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене
конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь
принятом законе.
§ 2. Нормы уголовно-исполнительного права
Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного
поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе
исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного
воздействия.
Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс
норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих
при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при
освобождении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм
образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институты
права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты
правового регулирования.
Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания
и применении мер исправительного воздействия на осужденных, нормы права
определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих
наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении
(отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При
исполнении (отбывании) наказания, реализуются в полном объеме меры
принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного
воздействия, осуществляемого при исполнении лишения свободы, регулируется
нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает
психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации
воспитательных мер при исполнении иных видов наказания нормы права
формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства,
организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых
возложено выполнение данных задач.
Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного
поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели,
задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов,
формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они
рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные
нормы.
В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме
норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам можно
отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли
законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная
деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи
исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам
можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно-
исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются
их содержание.
Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в
сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством,
поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию
деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение
взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.
В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу
бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на
соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные
отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст. 84
УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных
учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством РФ,
несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с
законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д. Бланкетные нормы
облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при
возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме
того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования
нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4
ст. 115-и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют
избежать дублирования норм. Отсылочные нормы имеют внутриотраслевое
назначение.
Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на отдельные виды
в зависимости от характера определяемого правила поведения. В общей теории
права по данному основанию нормы права подразделяются на регулятивные,
поощрительные и охранительные. Нормы уголовно-исполнительного права также
можно группировать в соответствии с обозначенной классификацией.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов
уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера этих
прав и обязанностей они делятся на обязывающие, уполномочивающие и
запрещающие.
Обязывающие нормы определяют требования к субъектам совершать
определенные действия. Так в качестве обязывающей нормы можно привести
положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения
свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор
за ними. Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает
соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-
исполнительных правоотношений.
Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам возможность выбора
варианта поведения в пределах, установленных законом. К ним в частности
относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому “по
желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине”.
Запрещающие нормы, в свою очередь, устанавливают требования к субъектам
воздерживаться от определенных действий, рассматриваемые законом как
неправомерные. При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в
общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в
норме ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой перечень работ и должностей, на
которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы,
устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Запрет в конкретной
форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК
определено, что “вес одной передачи не должен превышать установленный вес
одной посылки”.
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на
стимулирование правильного поведения, исправление осужденных. Они
определены в основном в ст. 113 УИК, устанавливающей меры поощрения,
применяемые к лицам, лишенным свободы. Между тем перечень поощрительных
норм, содержащихся в УИК, этим не ограничивается. Они установлены также в
ст. 108,109,112 и др. Поощрительная норма содержится и в ч. 2 ст. 111 УИК,
согласно которой участие осужденных в работе самодеятельных организаций
поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве
заключается в том, что они предоставляют право на поощрение только одному
субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание,
тогда как другой субъект каковым является осужденный не может требовать
соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав. В
соответствии с формулировкой закона, в которой употребляется термин
“могут” (см. ст. 97, 113 УИК и др.), принятие положительного решения о
поощрении зависит от решения администрации данного органа. В данном случае
администрация должна руководствоваться сведениями, характеризующими
поведение осужденных.
Охранительные нормы направлены на обеспечение защиты правоотношений,
возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания,
реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К их числу относятся
положения, устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным
свободы (ст. 115 УИК), а также нормы ст. 102 УИК, предусматривающие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|