рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.

Важным в контексте источников уголовно-исполнительного права является

вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного

законодательства с международно-правовыми актами. Обращает внимание, что в

ст. 3 УИК он впервые нашел законодательное решение. Так анализ ст. 3 УИК

позволяет сделать следующие выводы. О том, что уголовно-исполнительное

законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах

общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина

и об обращении с осужденными. Данное положение подчеркивается в ч. 3 ст. 3,

согласно которой “в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное

законодательство и практика его применения основывается на строгом

соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или

унижающего обращения с осужденными”.

Международный договор РФ приобретает приоритетный статус перед уголовно-

исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила

исполнения уголовных наказаний. Имеется в виду двусторонние договоры

России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами

этих государств. Так, ч. 2 ст. 3 УИК определяется, что если международным

договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с

осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством

России, то применяются правила Международного договора.

И наконец, об отношении уголовно-исполнительного законодательства к

рекомендациям (декларациям) международных организаций и международным

договорам РФ выражается и в том, что она учитывает положения, относящиеся

к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых

экономических и социальных возможностей. Указанное положение закреплено в

ч. 1, 4 ст. 3 УИК.

Исполнение уголовных наказаний преследует определенные цели. И ч. 1 ст.

1 УИК, в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства определяет

исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,

так и иными лицами. Сравнение ч. 2 ст. 43 УК, в которой определены цели

наказания и ч. 1 ст. 1 УИК, показывает, что они в целом совпадают. В этом

случае проявляется единство и взаимосвязь названных отраслей

законодательства, базовый характер уголовного законодательства,

устанавливающего общность целей с уголовно-исполнительным правом.

В числе основных целей указанной отрасли права определено исправление

осужденных. Впервые данное понятие закреплено в уголовно-исполнительном

законе (ч. 1 ст. 9). Так, под исправлением осужденных понимается

формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду,

нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированне

правопослушного поведения. Ранее подобного рода определения формулировались

лишь в теории исправительной педагогики.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных

реализуется путем применения к ним лицам предусмотренных УИК

профилактических мер (охрана и надзор за осужденными -ч. 1 ст. 92,

оперативно-розыскных мероприятий - ст. 84, применение мер поощрения и

взыскания и т. д. - ст. 113,115), а также проведения с ними воспитательной

работы. Строгость наказания, предполагает интенсивность и разнообразнее

мер, применяемых к осужденным в целях предупреждения с их стороны новых

преступлений. Так, при исполнении ареста, лишения свободы на определенный

срок и особенно при пожизненном лишении свободы - строгая изоляция от

общества, усиленная охрана и надзор, более существенное ограничение

социальных связей осужденных.

Предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства

реализуется опосредовано, поскольку предусмотренные законом меры

принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничение прав и свобод

осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан.

Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем

постановки и реализации перед этой отраслью законодательства задач. В ч. 2

ст. 1 УИК задачи сформулированы достаточно определенно и конкретно. Эти

задачи охватывают собою наиболее важные направления реализации институтов и

норм уголовно-исполнительного права и включают в себя регулирование порядка

и условий исполнения (отбывания) наказания, определение средств исправления

осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание

осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания

выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения

наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений,

возникающих в данной сфере.

Задача определения средств исправления осужденных закрепляется в

конкретной норме закона. Так, в ч. 2 ст. 9 УИК определены основные средства

исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный

труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и

общественное воздействие. В Особенной части УИК применительно к порядку и

условиям отбывания конкретного вида наказания регулируется механизм

реализации указанных средств.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается

в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального

статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма

обеспечения его реализации. В главе 2 УИК, посвященной правовому статусу

осужденных, определены основы их правового положения основные обязанности и

права, в том числе на личную безопасность, свободу совести и

вероисповедания. В соответствующих главах Особенной части УИК,

регламентирующих порядок и условия отбывания отдельных видов наказания,

урегулирован специальный статус осужденных. Названная задача реализуется в

определении системы норм, направленных на реализацию прав, свобод и

законных интересов осужденных (ст. 19 - контроль органов государственной

власти за исполнением наказаний; ст. 20 - судебный контроль; ст. 21 -

ведомственный контроль; ст. 22 - прокурорский надзор за соблюдением законов

администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание и т. д.).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации преследует

цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от

наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при

освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за

ними. Данная задача реализуется путем оказания помощи осужденным,

освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК). В ней определяется

правовой механизм организации деятельности администрации учреждений по

содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных,

оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Следовательно, уголовно-исполнительное законодательство определяет

систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собою и

взаимозависимость. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и

нормах Уголовно-исполнительного кодекса и других нормативных правовых

актах.

УИК регулирует исполнение всех видов наказаний. Структурно он

соответствует классификации наказаний УК РФ, в нем наиболее четко определен

предмет правового регулирования.

УИК определяет цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства,

его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, формулирует

систему принципов данной отрасли законодательства, детально регулирует как

общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к

различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс развил и усовершенствовал систему

контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказания, всесторонне ее

урегулировал: контроль органов государственной власти России и ее

субъектов, органов местного самоуправления, ведомственный контроль,

судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при

исполнении наказаний, а также общественный контроль.

Система исполнения наказаний означает определение порядка и условий

исполнения конкретного вида наказания; обязанности и права осужденных;

обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих

наказание; применения средств исправления осужденных и мер обеспечения их

реализации. Данная структура правового регулирования позволяет

ориентироваться субъектам и участникам правоотношений в правоприменительной

деятельности при исполнении и отбывании отдельных видов наказаний.

Исполнение наказаний в виде лишения свободы предполагает

трехступенчатую, а в воспитательных колониях - четырехступенчатую систему

отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что

позволяет избежать нецелесообразных переводов осужденных из одного вида

режима в другой.

В УИК урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении

военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса

обеспечить применение средств исправления.

Применение норм уголовно-исполнительного права предполагает их

реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой

установлены в ст. 6 УИК.

В ч. 1 ст. 6 УИК определяется, что уголовно-исполнительное

законодательство России применяется на всей территории страны. Это

положение особенно важно для государства с федеральным устройством. Никакие

иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами федерации

(кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК) не могут применяться на его

территории, как противоречащие ст. 71 Конституции РФ.

В ч. 2 ст. 6 УИК устанавливаются правила применения уголовно-

исполнительного законодательства во времени. ИТК 1970 г. таких правил не

предусматривал. Согласно данной статье УИК, исполнение наказаний и оказание

помощи освобожденным лицам осуществляется в соответствии с

законодательством, действующим во времени их исполнения. Для уяснения

условий действия закона во времени необходимо определить начало и окончание

его действия, а также его обратную силу.

При выяснении начала действия закона, регулирующего исполнение

наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении

законов в силу, сформулированным в п. 3 ст. 15 Конституции, согласно

которому “законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные

законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего

сведения”. Данное конституционное положение означает, что нормы уголовно-

исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если

иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении,

определяющем порядок введения его в действие.

Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания,

прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене

конкретного акта либо с того дня, который специально оговорен во вновь

принятом законе.

§ 2. Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права - это вариант (предел) должного

поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе

исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного

воздействия.

Норма является основным элементом отрасли права, образующим комплекс

норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, возникающих

при исполнении в частности лишения свободы, исправительных работ, при

освобождении от отбывания наказания. Обозначенное объединение норм

образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Институты

права образуют отрасль права, они позволяют более четко определить объекты

правового регулирования.

Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания

и применении мер исправительного воздействия на осужденных, нормы права

определяют права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих

наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении

(отбывании) наказания и применении мер исправительного воздействия. При

исполнении (отбывании) наказания, реализуются в полном объеме меры

принуждения, ограничения прав осужденных. Применение мер исправительного

воздействия, осуществляемого при исполнении лишения свободы, регулируется

нормами права в меньшем объеме, поскольку его содержанием выступает

психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации

воспитательных мер при исполнении иных видов наказания нормы права

формулируют лишь задачи исправления и определяют органы государства,

организации, общественные объединения либо отдельных граждан, на которых

возложено выполнение данных задач.

Вместе с тем, не все нормы содержат вариант (модель) должного

поведения. Так существует группа норм, в которых устанавливаются цели,

задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов,

формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они

рассматриваются как нетипичные нормативные предписания либо как специальные

нормы.

В уголовно-исполнительном праве названные нормы реализуются в форме

норм-задач, норм-принципов и норм-дефиниций. К нормам-задачам можно

отнести, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи данной отрасли

законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливающая, что производственная

деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи

исправительных учреждений - исправлению осужденных. К нормам-принципам

можно отнести ст. 8 УИК, формулирующую систему принципов уголовно-

исполнительного законодательства. В нормах-дефинициях понятиях раскрываются

их содержание.

Нетипичные правовые предписания играют связующею роль между политикой в

сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством,

поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию

деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение

взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.

В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу

бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на

соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные

отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, в ст. 84

УИК указывается, что оперативно-розыскная деятельность в исправительных

учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством РФ,

несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с

законодательством РФ о труде (ч. 2 ст. 103 УИК) и т. д. Бланкетные нормы

облегчают применение норм смежных отраслей законодательства при

возникновении общественных отношений в связи с исполнением наказания. Кроме

того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования

нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы, используемые в УИК (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4

ст. 115-и т. д.), облегчают правоприменительную деятельность, позволяют

избежать дублирования норм. Отсылочные нормы имеют внутриотраслевое

назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на отдельные виды

в зависимости от характера определяемого правила поведения. В общей теории

права по данному основанию нормы права подразделяются на регулятивные,

поощрительные и охранительные. Нормы уголовно-исполнительного права также

можно группировать в соответствии с обозначенной классификацией.

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов

уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера этих

прав и обязанностей они делятся на обязывающие, уполномочивающие и

запрещающие.

Обязывающие нормы определяют требования к субъектам совершать

определенные действия. Так в качестве обязывающей нормы можно привести

положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения

свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор

за ними. Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает

соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-

исполнительных правоотношений.

Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам возможность выбора

варианта поведения в пределах, установленных законом. К ним в частности

относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому “по

желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине”.

Запрещающие нормы, в свою очередь, устанавливают требования к субъектам

воздерживаться от определенных действий, рассматриваемые законом как

неправомерные. При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в

общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в

норме ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой перечень работ и должностей, на

которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы,

устанавливается Правилами внутреннего распорядка. Запрет в конкретной

форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК

определено, что “вес одной передачи не должен превышать установленный вес

одной посылки”.

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на

стимулирование правильного поведения, исправление осужденных. Они

определены в основном в ст. 113 УИК, устанавливающей меры поощрения,

применяемые к лицам, лишенным свободы. Между тем перечень поощрительных

норм, содержащихся в УИК, этим не ограничивается. Они установлены также в

ст. 108,109,112 и др. Поощрительная норма содержится и в ч. 2 ст. 111 УИК,

согласно которой участие осужденных в работе самодеятельных организаций

поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве

заключается в том, что они предоставляют право на поощрение только одному

субъекту - администрации учреждения или органа, исполняющего наказание,

тогда как другой субъект каковым является осужденный не может требовать

соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав. В

соответствии с формулировкой закона, в которой употребляется термин

“могут” (см. ст. 97, 113 УИК и др.), принятие положительного решения о

поощрении зависит от решения администрации данного органа. В данном случае

администрация должна руководствоваться сведениями, характеризующими

поведение осужденных.

Охранительные нормы направлены на обеспечение защиты правоотношений,

возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания,

реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К их числу относятся

положения, устанавливающие меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным

свободы (ст. 115 УИК), а также нормы ст. 102 УИК, предусматривающие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.