рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

уголовных наказаний, в частности, лишения свободы, а также международные

акты, определяющие обращение с осужденными - Минимальные стандартные

правила обращения с заключенными.

Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных

возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность

каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Так ч.1 ст.103 УИК РФ

говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться.." Но

обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на

основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение

заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения.

Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в

содержание последнего.[43]

Помимо установленной в ч.1 ст. 103, обязанности осужденных трудиться,

они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст.37

Конституции). В процессе реализации этого права осужденных, администрации

исправительных учреждений корреспондируются обязанностью привлекать

осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста,

трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности.

Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых

организационно - правовых форм собственности. В соответствии с законом "Об

органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы" от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе

заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК

РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по

благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий

без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано

законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность этих работ

не должна превышать 2 часов в неделю.

Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно -

исполнительного права, несмотря на то, что трудоиспользование

осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно -

правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени

регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего

дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники

безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с

трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в

соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам,

действующим в народном хозяйстве.

Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. На

основании положений ст.103 УИК РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и

осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды первой и

второй группы привлекаются к труду по их желанию, в соответствии с

законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите

инвалидов (ч.2 ст.103 УИК).

Согласно Правилу 71(1) Минимальных стандартных правил обращения с

заключенными - "Труд заключенных не должен приносить им страданий".

Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели

получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их

исправления.

Но вместе с тем, труд, организованный в местах лишения свободы, должен

быть производительным, а приобретаемая или совершенствуемая там

квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения из

мест лишения свободы.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных

является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная

подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к

труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.

Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется

в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное

профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в

порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно с Министерством

образования РФ.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают в

качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К

сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией, данная форма

исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал.

Профессионально - технические училища в местах лишения свободы стали

закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом эффективность

процесса исправления осужденных.

Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от

обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного к

профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его

исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и

определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест

лишения свободы.

Правовая регламентация организации профессионального образования и

профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.

В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и

общественное воздействие.

Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В практике

прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных

комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование

различного рода методических и научно - методических советов.

Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в

частности в воспитательных колониях). Положительное воздействие в процессе

достижения целей уголовного наказания оказывают Советы родственников

осужденных и родительские собрания (в основном в ВК). В тех учреждениях,

где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, эта

работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.

В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на

осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных

оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня

доступ в места лишения свободы.

Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе

исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на

достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле

исправления осужденных.

Основной задачей общественного воздействия , как и других средств

исправления является повышения эффективности деятельности администрации

исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного

наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания,

характера и степени общественной опасности совершенного преступления,

личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не должно причинять

мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в

рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным

образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного.

Поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение

других целей уголовного наказания - восстановление социальной

справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

4. Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях

Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно

связано с совершенствованием их структуры. Одним из таких признаков,

улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них

отрядной системы.

Как показывает практика, она широко применялась еще А.С.Макаренко в

колониях для несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея

педагогической системы которого - воспитание в коллективе, для коллектива,

посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин справедливо отмечает, что

направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее

самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение,

возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной

деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (

История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была

введена в исправительно-трудовых учреждениях в 1957 году. В своей работе

по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт

А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим

вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе

требований методики коллективного педагогического воздействия.(

Следует иметь в виду, что отрядная система создавалась в целях:

образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем -

начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении

основных средств исправления осужденных; создания условий для

индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и

активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого

изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых,

исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(

По мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система была направлена на

улучшение трудового воспитания осужденных, организацию воспитательной

работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по подготовке

осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из

исправительно-трудовых учреждений.(

Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам:

производственному и бытовому.(

В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую

производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях

созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном цехе или на

одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет

включить весь производственный персонал цехов и участков в состав

воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию

воспитательной работы с осужденными.

Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в

совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них

закрепляется жилое помещение и прилегающая к нему часть территории жилой

зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию

добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках

отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.

На протяжении более 40 лет отрядная система была официально признана

как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее

преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать

коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает

условия для положительного влияния коллектива в воспитательной работе с

осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих,

предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более

глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде,

создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.

В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной

воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является

отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного

процесса в исправительных учреждениях.[44]

Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике

теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то

есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и

внутренних объективных и субъективных факторов.(

Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые отрядная система

нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971

года, согласно которому он является непосредственным воспитателем

осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель

администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы:

но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем

подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные

функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс

организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется

строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени

формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения

придерживается А.В.Шамис, полагающий, что отрядное звено как

организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на

практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в

исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит

постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он

организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими,

определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2

Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило

более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования

осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим

оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению

и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины,

инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные

интересы общественным.[45]

Вместе с тем отряд - основная база для организации индивидуальной

воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы

самодеятельных организаций осужденных.

В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется

ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в

исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной

системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об

отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.

Анализируя названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что

отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре

исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий

для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых

и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним

основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.

Однако необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную

форму воспитательного воздействия, которое в целом доказало свою

жизнеспособность и эффективность. По нашему мнению, действующая отрядная

система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении

на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому

кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной

системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях

создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-

исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть,

что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года,

закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа

положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов. Нам

представляется,

что назрела настоятельная необходимость и целесообразность правового

закрепления приведенного положения в уголовно-исполнительном

законодательстве.

Кроме того, следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка

исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и их

распределению по отрядам с учетом личностных особенностей, привлечения к

труду, обучению в системе общего и профессионального образования наряду с

другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.

Проблема комплектования отрядов, установление их оптимальной

численности, стабильности в различных видах исправительных учреждений -

одна из наиболее важных в деятельности учреждений, исполняющих наказания.

А.А. Рябинин впервые в диссертационном исследовании сделал попытку

определить влияние численности и стабильности состава осужденных в отряде

на эффективность исправительного воздействия.[46] При этом типовая

численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима

исправительных учреждений в соответствии с Положением об отряде осужденных

ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31 мая

1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.

Важно подчеркнуть, что одной из целей создания отряда является

формирование стабильных коллективов.[47]

По нашему мнению комплектование отрядов должно осуществляться по

основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной

целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного

звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до

сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной

службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований

действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не

должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]

В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой

колонии, тюрьмы и следственного изолятора при начальнике отряда создается

совет воспитателей. Численность и персональный состав совета определяется

начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.

Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным

формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие

начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной

работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник

отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть

имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические

работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного,

специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных

училищ, представители общественных объединений.

В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ,

Законом РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих

уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами внутреннего

распорядка исправительных учреждений, иными законодательными,

ведомственными актами Министерства юстиции РФ.

Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.

Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и

реализует их на практике; во-вторых, по решению вопросов, направленных на

улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.