Уголовно-исполнительное право
уголовных наказаний, в частности, лишения свободы, а также международные
акты, определяющие обращение с осужденными - Минимальные стандартные
правила обращения с заключенными.
Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных
возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность
каждого осужденного к лишению свободы трудиться. Так ч.1 ст.103 УИК РФ
говорится: "Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться.." Но
обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на
основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение
заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения.
Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в
содержание последнего.[43]
Помимо установленной в ч.1 ст. 103, обязанности осужденных трудиться,
они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст.37
Конституции). В процессе реализации этого права осужденных, администрации
исправительных учреждений корреспондируются обязанностью привлекать
осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста,
трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности.
Осужденные привлекаются к труду на объектах предприятий любых
организационно - правовых форм собственности. В соответствии с законом "Об
органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы" от 21.07.93 г. (ст.23) и ч.1 ст.103 УИК РФ, осужденные вправе
заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На основании ст.106 УИК
РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ по
благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий
без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго регламентировано
законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность этих работ
не должна превышать 2 часов в неделю.
Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно -
исполнительного права, несмотря на то, что трудоиспользование
осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно -
правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени
регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего
дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники
безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с
трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в
соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам,
действующим в народном хозяйстве.
Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. На
основании положений ст.103 УИК РФ, осужденные мужчины старше 60 лет и
осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные инвалиды первой и
второй группы привлекаются к труду по их желанию, в соответствии с
законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите
инвалидов (ч.2 ст.103 УИК).
Согласно Правилу 71(1) Минимальных стандартных правил обращения с
заключенными - "Труд заключенных не должен приносить им страданий".
Производственная деятельность заключенных не должна быть подчинена цели
получения прибыли от их труда и не должна препятствовать процессу их
исправления.
Но вместе с тем, труд, организованный в местах лишения свободы, должен
быть производительным, а приобретаемая или совершенствуемая там
квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения из
мест лишения свободы.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных
является неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная
подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к
труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.
Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется
в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное
профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется в
порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно с Министерством
образования РФ.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают в
качестве достаточно эффективного средства исправления осужденных. К
сожалению, в связи со сложной экономической ситуацией, данная форма
исправительного воздействия на осужденных утрачивает свой потенциал.
Профессионально - технические училища в местах лишения свободы стали
закрываться все чаще. Все это, конечно же, снижает в целом эффективность
процесса исправления осужденных.
Формы профессиональной подготовки могут быть самыми различными: от
обучения в ПТУ до бригадного обучения. Отношение осужденного к
профессиональной подготовке определяется в качестве критерия его
исправления. Оно учитывается при характеристике поведения осужденного и
определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из мест
лишения свободы.
Правовая регламентация организации профессионального образования и
профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.
В качестве средств исправления осужденных в ст.9 УИК РФ названо и
общественное воздействие.
Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В практике
прошлых лет широко применялись такие формы, как работа наблюдательных
комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также функционирование
различного рода методических и научно - методических советов.
Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в
частности в воспитательных колониях). Положительное воздействие в процессе
достижения целей уголовного наказания оказывают Советы родственников
осужденных и родительские собрания (в основном в ВК). В тех учреждениях,
где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, эта
работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.
В настоящее время возникают такие формы общественного воздействия на
осужденных, как правозащитные организации. Большое влияние на осужденных
оказывают различные религиозные организации, которые получили сегодня
доступ в места лишения свободы.
Различные общественные организации и объединения, участвуя в работе
исправительных учреждений, обязаны направлять свою деятельность не на
достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в деле
исправления осужденных.
Основной задачей общественного воздействия , как и других средств
исправления является повышения эффективности деятельности администрации
исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного
наказания.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания,
характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не должно причинять
мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в
рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным
образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного.
Поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение
других целей уголовного наказания - восстановление социальной
справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.
4. Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях
Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно
связано с совершенствованием их структуры. Одним из таких признаков,
улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них
отрядной системы.
Как показывает практика, она широко применялась еще А.С.Макаренко в
колониях для несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея
педагогической системы которого - воспитание в коллективе, для коллектива,
посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин справедливо отмечает, что
направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее
самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение,
возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной
деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (
История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была
введена в исправительно-трудовых учреждениях в 1957 году. В своей работе
по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт
А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим
вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе
требований методики коллективного педагогического воздействия.(
Следует иметь в виду, что отрядная система создавалась в целях:
образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем -
начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении
основных средств исправления осужденных; создания условий для
индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и
активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого
изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых,
исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(
По мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система была направлена на
улучшение трудового воспитания осужденных, организацию воспитательной
работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.
Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по подготовке
осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из
исправительно-трудовых учреждений.(
Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам:
производственному и бытовому.(
В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую
производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях
созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном цехе или на
одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет
включить весь производственный персонал цехов и участков в состав
воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию
воспитательной работы с осужденными.
Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в
совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них
закрепляется жилое помещение и прилегающая к нему часть территории жилой
зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию
добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках
отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.
На протяжении более 40 лет отрядная система была официально признана
как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее
преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать
коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает
условия для положительного влияния коллектива в воспитательной работе с
осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих,
предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более
глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде,
создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.
В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной
воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является
отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного
процесса в исправительных учреждениях.[44]
Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике
теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то
есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и
внутренних объективных и субъективных факторов.(
Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые отрядная система
нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971
года, согласно которому он является непосредственным воспитателем
осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель
администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы:
но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем
подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные
функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс
организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется
строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени
формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения
придерживается А.В.Шамис, полагающий, что отрядное звено как
организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на
практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в
исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит
постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он
организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими,
определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2
Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило
более эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования
осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим
оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению
и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины,
инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные
интересы общественным.[45]
Вместе с тем отряд - основная база для организации индивидуальной
воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы
самодеятельных организаций осужденных.
В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется
ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в
исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной
системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об
отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.
Анализируя названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что
отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре
исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий
для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых
и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним
основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.
Однако необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную
форму воспитательного воздействия, которое в целом доказало свою
жизнеспособность и эффективность. По нашему мнению, действующая отрядная
система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении
на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому
кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной
системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях
создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-
исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть,
что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года,
закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа
положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов. Нам
представляется,
что назрела настоятельная необходимость и целесообразность правового
закрепления приведенного положения в уголовно-исполнительном
законодательстве.
Кроме того, следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и их
распределению по отрядам с учетом личностных особенностей, привлечения к
труду, обучению в системе общего и профессионального образования наряду с
другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.
Проблема комплектования отрядов, установление их оптимальной
численности, стабильности в различных видах исправительных учреждений -
одна из наиболее важных в деятельности учреждений, исполняющих наказания.
А.А. Рябинин впервые в диссертационном исследовании сделал попытку
определить влияние численности и стабильности состава осужденных в отряде
на эффективность исправительного воздействия.[46] При этом типовая
численность осужденных в отрядах в зависимости от вида режима
исправительных учреждений в соответствии с Положением об отряде осужденных
ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31 мая
1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.
Важно подчеркнуть, что одной из целей создания отряда является
формирование стабильных коллективов.[47]
По нашему мнению комплектование отрядов должно осуществляться по
основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной
целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного
звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до
сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной
службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований
действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не
должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]
В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой
колонии, тюрьмы и следственного изолятора при начальнике отряда создается
совет воспитателей. Численность и персональный состав совета определяется
начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.
Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным
формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие
начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной
работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник
отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть
имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические
работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного,
специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных
училищ, представители общественных объединений.
В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ,
Законом РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами внутреннего
распорядка исправительных учреждений, иными законодательными,
ведомственными актами Министерства юстиции РФ.
Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.
Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и
реализует их на практике; во-вторых, по решению вопросов, направленных на
улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|