Уголовно-исполнительное право
целостной, с этой точки зрения, более правильной, исходя из позитивной и
негативной направленности их поведения:
а) доказавшие свое исправление;
б) твердо вставшие на путь исправления;
в) не вставшие на путь исправления;
г) злостные нарушители режима1.
Разработка критериев исправления осужденных – это поиск конкретных
признаков (показателей), которые можно фиксировать при анализе отношений
осужденного к различным видам деятельности, к другим осужденным и к самому
себе. При этом критерии (показатели) по видам деятельности выражаются в
системе отношений осужденного к режиму, воспитательной работе, общественно
полезному труду, общему образованию и профессиональной подготовке, а также
к преступлению, наказанию и т.д.2.
Действующее законодательство употребляет термины «положительно
характеризующийся осужденный» (например, в ст.ст.78, 113, 128 УИК),
«доказавший свое исправление» (ст.73 УК), «злостный нарушитель режима»
(ст.ст.115, 116, 120, 124, 127, 130 УИК) и др.
Развивая вопрос о степени исправления осужденных, А.И.Зубков
справедливо отмечает, что с точки зрения практики организации
исправительного процесса определение ее является важным элементом, без
которого обойтись просто невозможно. Тем более, что имеется богатейший
положительный опыт организации такой работы в исправительных учреждениях.
Поэтому в УИК, хотя напрямую не упоминается об установлении той или иной
степени исправления осужденных, но основные ее элементы закреплены в ряде
статей, сохраняя в своей основе эту практику3.
Классификация осужденных по степени исправления имеет важное значение,
ибо позволяет в процессе исполнения наказания рационально регулировать
исправительное воздействие на разные категории осужденных и изменять
интенсивность наказания до получения позитивного результата.
При исполнении наказания в виде лишения свободы важным является период,
который связан с направлением осужденных для отбывания наказания в
исправительные учреждения. Следует иметь в виду, что их направление, а
также перевод в другие исправительные учреждения осуществляется на
основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений
судов, вступивших в законную силу.
В соответствии со ст.75 УИК осужденные направляются для отбывания
наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного
изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. При этом
она обязана поставить в известность одного из родственников по выбору
осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. Порядок
направления осужденных для отбывания наказания и их перевода из одного
исправительного учреждения в другое регулируется ведомственным нормативным
актом1, который определяет:
- осужденные направляются для отбывания в исправительные учреждения тех
субъектов РФ, на территории которых они постоянно проживали; осужденные, не
имеющие постоянного места жительства, направляются для отбывания наказания
в исправительные учреждения тех субъектов РФ, на территории которых они
были осуждены;
- направление и перевод осужденных - иностранных граждан и лиц без
гражданства для дальнейшего отбывания наказания за пределы РФ, а также
принятие из-за рубежа осужденных российских граждан осуществляются на
основании международных договоров Российской Федерации, что исходит из ч.4
ст.15 Конституции РФ и ч.ч. 1, 2 ст.3 УИК;
- при отсутствии по месту постоянного жительства или по месту осуждения
исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности
размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные
направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на
территории данного субъекта РФ;
- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к
пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме,
осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением
свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также
осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные бывшие
работники судов и правоохранительных органов направляются для отбывания
наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений
согласно перечням, утвержденным ГУИН Министерства юстиции России;
- осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по
персональным указаниям (нарядам) ГУИН Министерства юстиции России, не могут
быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же
вида без его разрешения.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 73 УИК в исключительных случаях по
состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности
либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания
в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории
другого субъекта РФ.
И, наконец, согласно ст. 76 УИК осужденные направляются к месту
отбывания наказания и перемещаются из одного исправительного учреждения в
другое под конвоем с соблюдением правил их раздельного содержания и
необходимых материально-бытовых, санитарно-гигиенических условий.
В соответствии с ч.3 ст.20 УИК исправительные учреждения обязаны
уведомить суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания
осужденными. Уведомление установленного образца направляется
непосредственно в суд в день прибытия осужденного в исправительное
учреждение, а в случае его прибытия в воскресные или праздничные дни – не
позднее первого рабочего дня.
В ст. 81 УИК закреплен один из важнейших принципов отбывания
наказания в виде лишения свободы: осужденный должен отбывать наказание
в течение всего срока, как правило, в одном исправительном учреждении. Это
создает условия для изучения личности осужденного и более эффективной
организации исполнения наказания и применения основных средств исправления
осужденных1. Вместе с тем закон устанавливает возможные случаи перевода
осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного
учреждения в другое.
Прежде всего, перевод допускается в случае болезни осужденного, при
этом заключение о его переводе из одной колонии в другую того же вида или
из одной тюрьмы в другую готовится медицинскими работниками.
Во-вторых, переводы для дальнейшего отбывания наказания в
исправительное учреждение аналогичного вида допускается в целях обеспечения
личной безопасности осужденного. В подобном случае проводится служебное
расследование, выносится мотивированное заключение, утверждаемое
начальником исправительного учреждения.
В-третьих, основанием для перевода из исправительного учреждения служит
его ликвидация и реорганизация.
В-четвертых, могут быть и иные исключительные обстоятельства, которые
препятствуют дальнейшему нахождению осужденного в той или иной колонии, или
тюрьме и обусловливает необходимость перевода на новое место.
Следовательно, закон не содержит исчерпывающего перечня причин, на
основании которых осужденный может быть переведен в другое исправительное
учреждение того же вида режима. Исходя из назначения данной статьи можно
сделать вывод, что переводы должны способствовать реализации принципа
уголовно-исполнительного права - дифференциации и индивидуализации
исполнения наказания, закрепленного ст.8 УИК.
Кроме того, ст.78 УИК определяет: положительно характеризующиеся
осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из
тюрьмы в исправительную колонию, - по отбытии в тюрьме не менее половины
срока, назначенного по приговору суда; из исправительной колонии особого
режима в исправительную колонию строгого режима, - по отбитии Ѕ срока
наказания; из исправительной колонии общего, строгого режимов в колонию –
поселение, - по отбытии не менее одной трети срока наказания, а осужденным
за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно досрочно
освободившимся и совершившими новые преступления – не менее двух третей
срока наказания. Однако, ч.3 данной статьи определяет круг осужденных,
которые не подлежат переводу в колонию-поселение. Здесь учитывается
общественная опасность личности осужденного. Закон выделяет категории
осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение: осужденные
при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению
свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением
свободы на определенный срок; осужденные, которым смертная казнь в порядке
помилования заменена лишением свободы.
Уголовно-исполнительное законодательство (ч.4 ст.78 УИК) устанавливает,
что осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка
отбывания наказания1, могут быть переведены из колонии-поселения в
исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом. При этом
изменение вида исправительного учреждения производится судом.
§ 3. Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в
исправительных учреждениях
Эффективность исправительного воздействия, и это подтверждает практика,
в значительной мере предопределяется тем, насколько успешно проходит
адаптация осужденных в условиях исправительных учреждений. Пристальное
внимание к осужденным особенно в первоначальный период пребывания в
исправительных учреждениях должно способствовать их исправлению. Для
наиболее успешной организации вопросов исполнения наказания важное значение
имеет прием осужденных в названные учреждения. Первые дни нахождения в них
могут определить всю дальнейшую судьбу осужденного. В свое время А.С.
Макаренко писал: «Впечатление первых часов и дней в учреждении надолго, а
иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению, а
следовательно, его поведение и процесс воспитания в целом»1.
Что собой представляет прием осужденных в исправительные учреждения?
Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, Правила
внутреннего распорядка исправительных учреждений2, можно полагать, что
прием осужденных в исправительные учреждения – это урегулированный нормами
уголовно-исполнительного права и иными ведомственными нормативными
правовыми актами комплекс организационных, правовых и воспитательных
мероприятий, проводимых с целью исполнения наказания и исправления
осужденных. Он требует выполнения ряда действий организационно-технического
порядка.
Ст.79 УИК определяет, что прием осужденных в исправительные учреждения
осуществляется администрацией этих учреждений. Порядок такого приема
регламентируется § 2 Правил, который устанавливает:
- прием осужденных в исправительное учреждение осуществляется
оперативным дежурным (в тюрьме – дежурным помощником начальника
тюрьмы, в воспитательной колонии – дежурным помощником начальника
колонии) и работником специального отдела учреждения. Прием
прибывших в нерабочее время небольших групп осужденных производится
оперативным дежурным учреждения, дежурными помощниками начальников
тюрьмы и воспитательной колонии;
- во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие
личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным,
проверяют наличие в личных делах необходимых документов. Медицинский
работник воспитательной колонии проводит наружный осмотр осужденных
с целью выявления у них телесных повреждений;
- прибывшие в исправительное учреждение осужденные после уточнения
данных подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи –
досмотру;
- в суточный срок осужденные проходят медицинское освидетельствование,
полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются
в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское
наблюдение продолжительностью до 15 суток. Во время нахождения в нем
осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со
своими правами и обязанностями, установленными законодательством РФ
и настоящими Правилами, предупреждаются об ответственности за
нарушение режима отбывания наказания. Кроме того, им разъясняется
применение технических средств надзора и контроля (изоляции), а в
случаях, предусмотренных законодательством, физической силы,
специальных средств, оружия и специальных подразделений1;
- решение о распределении осужденных по отрядам с учетом их личностных
особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и
профессионального образования принимается комиссией исправительного
учреждения, возглавляемой его начальником. В состав комиссии
включаются представители служб охраны, оперативной, безопасности (в
тюрьме и воспитательной колонии – режима и охраны), специальной,
медицинской, производственной и других. В воспитательных колониях в
состав комиссии входят также работники общеобразовательной школы,
профессионально-технического училища и психолога;
- не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в учреждение по его
выбору одному из родственников направляется уведомление с указанием
почтового адреса, перечня продуктов питания и предметов первой
необходимости, которые можно получать осужденным в посылках,
передачах и бандеролях, основных требований порядка переписки,
получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов,
свиданий, праве осужденных на телефонные переговоры1.
Порядок приема осужденных в исправительные учреждения имеет важное
значение для исправления, потому что он преследует такие цели: обеспечить
исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях определенного судом
режима; исключить возможность проноса осужденными запрещенных предметов;
организовать карантин, успешная работа которого возможна лишь при четкой
организации его деятельности, взаимодействии сотрудников частей, служб,
отделов. Такой подход будет способствовать установлению и поддержанию
правильных взаимоотношений сотрудников (включая вольнонаемный состав) с
отбывающими наказание. Следует предусмотреть также единый порядок приема
осужденных в карантин. В качества одного из образцов можно рекомендовать
опыт одной из исправительных колоний Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, где новички с контрольно-смотровой площадки в сопровождении
младших инспекторов войскового наряда направляются в санпропускник,
оборудованный в карантине. Здесь начальник карантина либо оперативный
дежурный проводит с ними первоначальную беседу, знакомит с распорядком дня,
определяет их обязанности, отвечает на вопросы и так далее. После этого
осужденные подвергаются предварительному медицинскому осмотру с целью
установления телесных повреждений, особых примет, татуировок, кожных
инфекционных болезней, иных заболеваний. Сведения о выявленных особых
приметах и татуировках передаются в оперативный отдел для занесения в
материалы личного дела1.
Вместе с тем, представляется, в период пребывания в карантине
необходимо:
во-первых, классифицировать осужденных по характеру совершенного
преступления;
во-вторых, взять под особое наблюдение осужденных из числа злостных
нарушителей установленного порядка (ст.116 УИК), склонных к побегу и
других;
в-третьих, выявить их отношения с другими осужденными;
в-четвертых, правильно распределить по отрядам по окончании карантина с
учетом: благоприятной среды, закрепления за осужденными членов совета
воспитателей, представителей общественных объединений;
в-пятых, ознакомить осужденных с основными положениями уголовно-
исполнительного законодательства, определить каждому из них (исходя из
состояния здоровья, наличия специальности) определенный вид труда и
соответственно зачислить в тот или иной отряд.
Согласно ст.7 УИК основанием исполнения наказаний и применения мер
уголовно-правового характера является только приговор, вступивший в
законную силу, изменяющие его определение или постановление суда,
вступившие в законную силу.
Какие же основания приема осужденных в исправительные учреждение?
К ним относятся следующие:
- приговор суда;
- указание (наряд) ГУИН Министерства юстиции;
- приказ Министерства юстиции;
- попутный список на этапируемых осужденных;
- личное дело осужденного.
Работники специального отдела при приеме осужденных обязаны:
принять личные дела и попутный список на прибывших осужденных;
проверить правильность заполнения попутного списка, наличие на нем подписи
представителя конвоя о приеме осужденных под охрану. В частности, в
попутном списке должно быть указаны: откуда и куда этапируется осужденный;
основание к этапированию (например, указание ГУИН Министерства юстиции РФ;
фамилия, имя, отчество каждого этапируемого осужденного; номер личного
дела; год рождения, статья УК РФ, срок наказания; подписи начальника
колонии (следственного изолятора) и начальника специального отдела, откуда
этапируется осужденный1.
Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует:
«В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения
его характера следует разрабатывать программу работы, исходя при этом из
его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей2.
Инструкция о работе специальных отрядов исправительных, воспитательных
колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденная Министерством
юстиции 25 мая 1999 года3, регулирует учет осужденных.
В юридической литературе по вопросу учета осужденных высказаны
различные точки зрения.
Так, И.А. Сперанский полагает, что учет осужденных к лишению свободы –
это условие повешения эффективности борьбы с преступностью, строгого
соблюдения законности при исполнении уголовного наказания4.
Позиция А.И. Васильева сводится к тому, что учет осужденных
представляет собой одну из функций управления в области исполнения
уголовного наказания в виде лишения свободы. С его помощью собирается,
анализируется и обобщается информация, характеризующая процессы и явления,
происходящие в деятельности исправительно-трудовых учреждений5.
Нам представляется, наиболее приемлемой точкой зрения является такая, в
соответствии с которой учет осужденных в исправительных учреждениях – это
урегулированный ведомственными нормативными правовыми актами порядок
собирания, систематизации, анализа в учетных документах достаточно полных
социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных
данных о каждом осужденном, а также хранения сведений об осужденных с целью
использования их в профилактической и воспитательной работе.
Более того, ведомственные нормативные акты предусматривают
необходимость документирования процесса карательно-воспитательного
воздействия на осужденных. В этой связи справедливо отмечает В.И. Пинчук,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|