рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

целостной, с этой точки зрения, более правильной, исходя из позитивной и

негативной направленности их поведения:

а) доказавшие свое исправление;

б) твердо вставшие на путь исправления;

в) не вставшие на путь исправления;

г) злостные нарушители режима1.

Разработка критериев исправления осужденных – это поиск конкретных

признаков (показателей), которые можно фиксировать при анализе отношений

осужденного к различным видам деятельности, к другим осужденным и к самому

себе. При этом критерии (показатели) по видам деятельности выражаются в

системе отношений осужденного к режиму, воспитательной работе, общественно

полезному труду, общему образованию и профессиональной подготовке, а также

к преступлению, наказанию и т.д.2.

Действующее законодательство употребляет термины «положительно

характеризующийся осужденный» (например, в ст.ст.78, 113, 128 УИК),

«доказавший свое исправление» (ст.73 УК), «злостный нарушитель режима»

(ст.ст.115, 116, 120, 124, 127, 130 УИК) и др.

Развивая вопрос о степени исправления осужденных, А.И.Зубков

справедливо отмечает, что с точки зрения практики организации

исправительного процесса определение ее является важным элементом, без

которого обойтись просто невозможно. Тем более, что имеется богатейший

положительный опыт организации такой работы в исправительных учреждениях.

Поэтому в УИК, хотя напрямую не упоминается об установлении той или иной

степени исправления осужденных, но основные ее элементы закреплены в ряде

статей, сохраняя в своей основе эту практику3.

Классификация осужденных по степени исправления имеет важное значение,

ибо позволяет в процессе исполнения наказания рационально регулировать

исправительное воздействие на разные категории осужденных и изменять

интенсивность наказания до получения позитивного результата.

При исполнении наказания в виде лишения свободы важным является период,

который связан с направлением осужденных для отбывания наказания в

исправительные учреждения. Следует иметь в виду, что их направление, а

также перевод в другие исправительные учреждения осуществляется на

основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений

судов, вступивших в законную силу.

В соответствии со ст.75 УИК осужденные направляются для отбывания

наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного

изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. При этом

она обязана поставить в известность одного из родственников по выбору

осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. Порядок

направления осужденных для отбывания наказания и их перевода из одного

исправительного учреждения в другое регулируется ведомственным нормативным

актом1, который определяет:

- осужденные направляются для отбывания в исправительные учреждения тех

субъектов РФ, на территории которых они постоянно проживали; осужденные, не

имеющие постоянного места жительства, направляются для отбывания наказания

в исправительные учреждения тех субъектов РФ, на территории которых они

были осуждены;

- направление и перевод осужденных - иностранных граждан и лиц без

гражданства для дальнейшего отбывания наказания за пределы РФ, а также

принятие из-за рубежа осужденных российских граждан осуществляются на

основании международных договоров Российской Федерации, что исходит из ч.4

ст.15 Конституции РФ и ч.ч. 1, 2 ст.3 УИК;

- при отсутствии по месту постоянного жительства или по месту осуждения

исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности

размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные

направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на

территории данного субъекта РФ;

- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к

пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме,

осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением

свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также

осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные бывшие

работники судов и правоохранительных органов направляются для отбывания

наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений

согласно перечням, утвержденным ГУИН Министерства юстиции России;

- осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по

персональным указаниям (нарядам) ГУИН Министерства юстиции России, не могут

быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же

вида без его разрешения.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 73 УИК в исключительных случаях по

состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности

либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания

в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории

другого субъекта РФ.

И, наконец, согласно ст. 76 УИК осужденные направляются к месту

отбывания наказания и перемещаются из одного исправительного учреждения в

другое под конвоем с соблюдением правил их раздельного содержания и

необходимых материально-бытовых, санитарно-гигиенических условий.

В соответствии с ч.3 ст.20 УИК исправительные учреждения обязаны

уведомить суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания

осужденными. Уведомление установленного образца направляется

непосредственно в суд в день прибытия осужденного в исправительное

учреждение, а в случае его прибытия в воскресные или праздничные дни – не

позднее первого рабочего дня.

В ст. 81 УИК закреплен один из важнейших принципов отбывания

наказания в виде лишения свободы: осужденный должен отбывать наказание

в течение всего срока, как правило, в одном исправительном учреждении. Это

создает условия для изучения личности осужденного и более эффективной

организации исполнения наказания и применения основных средств исправления

осужденных1. Вместе с тем закон устанавливает возможные случаи перевода

осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного

учреждения в другое.

Прежде всего, перевод допускается в случае болезни осужденного, при

этом заключение о его переводе из одной колонии в другую того же вида или

из одной тюрьмы в другую готовится медицинскими работниками.

Во-вторых, переводы для дальнейшего отбывания наказания в

исправительное учреждение аналогичного вида допускается в целях обеспечения

личной безопасности осужденного. В подобном случае проводится служебное

расследование, выносится мотивированное заключение, утверждаемое

начальником исправительного учреждения.

В-третьих, основанием для перевода из исправительного учреждения служит

его ликвидация и реорганизация.

В-четвертых, могут быть и иные исключительные обстоятельства, которые

препятствуют дальнейшему нахождению осужденного в той или иной колонии, или

тюрьме и обусловливает необходимость перевода на новое место.

Следовательно, закон не содержит исчерпывающего перечня причин, на

основании которых осужденный может быть переведен в другое исправительное

учреждение того же вида режима. Исходя из назначения данной статьи можно

сделать вывод, что переводы должны способствовать реализации принципа

уголовно-исполнительного права - дифференциации и индивидуализации

исполнения наказания, закрепленного ст.8 УИК.

Кроме того, ст.78 УИК определяет: положительно характеризующиеся

осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из

тюрьмы в исправительную колонию, - по отбытии в тюрьме не менее половины

срока, назначенного по приговору суда; из исправительной колонии особого

режима в исправительную колонию строгого режима, - по отбитии Ѕ срока

наказания; из исправительной колонии общего, строгого режимов в колонию –

поселение, - по отбытии не менее одной трети срока наказания, а осужденным

за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно досрочно

освободившимся и совершившими новые преступления – не менее двух третей

срока наказания. Однако, ч.3 данной статьи определяет круг осужденных,

которые не подлежат переводу в колонию-поселение. Здесь учитывается

общественная опасность личности осужденного. Закон выделяет категории

осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение: осужденные

при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению

свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением

свободы на определенный срок; осужденные, которым смертная казнь в порядке

помилования заменена лишением свободы.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч.4 ст.78 УИК) устанавливает,

что осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка

отбывания наказания1, могут быть переведены из колонии-поселения в

исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом. При этом

изменение вида исправительного учреждения производится судом.

§ 3. Правовые основания, порядок приема осужденных и учет их в

исправительных учреждениях

Эффективность исправительного воздействия, и это подтверждает практика,

в значительной мере предопределяется тем, насколько успешно проходит

адаптация осужденных в условиях исправительных учреждений. Пристальное

внимание к осужденным особенно в первоначальный период пребывания в

исправительных учреждениях должно способствовать их исправлению. Для

наиболее успешной организации вопросов исполнения наказания важное значение

имеет прием осужденных в названные учреждения. Первые дни нахождения в них

могут определить всю дальнейшую судьбу осужденного. В свое время А.С.

Макаренко писал: «Впечатление первых часов и дней в учреждении надолго, а

иногда и навсегда определяют отношение воспитанника к учреждению, а

следовательно, его поведение и процесс воспитания в целом»1.

Что собой представляет прием осужденных в исправительные учреждения?

Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, Правила

внутреннего распорядка исправительных учреждений2, можно полагать, что

прием осужденных в исправительные учреждения – это урегулированный нормами

уголовно-исполнительного права и иными ведомственными нормативными

правовыми актами комплекс организационных, правовых и воспитательных

мероприятий, проводимых с целью исполнения наказания и исправления

осужденных. Он требует выполнения ряда действий организационно-технического

порядка.

Ст.79 УИК определяет, что прием осужденных в исправительные учреждения

осуществляется администрацией этих учреждений. Порядок такого приема

регламентируется § 2 Правил, который устанавливает:

- прием осужденных в исправительное учреждение осуществляется

оперативным дежурным (в тюрьме – дежурным помощником начальника

тюрьмы, в воспитательной колонии – дежурным помощником начальника

колонии) и работником специального отдела учреждения. Прием

прибывших в нерабочее время небольших групп осужденных производится

оперативным дежурным учреждения, дежурными помощниками начальников

тюрьмы и воспитательной колонии;

- во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие

личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным,

проверяют наличие в личных делах необходимых документов. Медицинский

работник воспитательной колонии проводит наружный осмотр осужденных

с целью выявления у них телесных повреждений;

- прибывшие в исправительное учреждение осужденные после уточнения

данных подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи –

досмотру;

- в суточный срок осужденные проходят медицинское освидетельствование,

полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются

в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское

наблюдение продолжительностью до 15 суток. Во время нахождения в нем

осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со

своими правами и обязанностями, установленными законодательством РФ

и настоящими Правилами, предупреждаются об ответственности за

нарушение режима отбывания наказания. Кроме того, им разъясняется

применение технических средств надзора и контроля (изоляции), а в

случаях, предусмотренных законодательством, физической силы,

специальных средств, оружия и специальных подразделений1;

- решение о распределении осужденных по отрядам с учетом их личностных

особенностей, привлечении их к труду, обучению в системе общего и

профессионального образования принимается комиссией исправительного

учреждения, возглавляемой его начальником. В состав комиссии

включаются представители служб охраны, оперативной, безопасности (в

тюрьме и воспитательной колонии – режима и охраны), специальной,

медицинской, производственной и других. В воспитательных колониях в

состав комиссии входят также работники общеобразовательной школы,

профессионально-технического училища и психолога;

- не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в учреждение по его

выбору одному из родственников направляется уведомление с указанием

почтового адреса, перечня продуктов питания и предметов первой

необходимости, которые можно получать осужденным в посылках,

передачах и бандеролях, основных требований порядка переписки,

получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов,

свиданий, праве осужденных на телефонные переговоры1.

Порядок приема осужденных в исправительные учреждения имеет важное

значение для исправления, потому что он преследует такие цели: обеспечить

исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях определенного судом

режима; исключить возможность проноса осужденными запрещенных предметов;

организовать карантин, успешная работа которого возможна лишь при четкой

организации его деятельности, взаимодействии сотрудников частей, служб,

отделов. Такой подход будет способствовать установлению и поддержанию

правильных взаимоотношений сотрудников (включая вольнонаемный состав) с

отбывающими наказание. Следует предусмотреть также единый порядок приема

осужденных в карантин. В качества одного из образцов можно рекомендовать

опыт одной из исправительных колоний Санкт-Петербурга и Ленинградской

области, где новички с контрольно-смотровой площадки в сопровождении

младших инспекторов войскового наряда направляются в санпропускник,

оборудованный в карантине. Здесь начальник карантина либо оперативный

дежурный проводит с ними первоначальную беседу, знакомит с распорядком дня,

определяет их обязанности, отвечает на вопросы и так далее. После этого

осужденные подвергаются предварительному медицинскому осмотру с целью

установления телесных повреждений, особых примет, татуировок, кожных

инфекционных болезней, иных заболеваний. Сведения о выявленных особых

приметах и татуировках передаются в оперативный отдел для занесения в

материалы личного дела1.

Вместе с тем, представляется, в период пребывания в карантине

необходимо:

во-первых, классифицировать осужденных по характеру совершенного

преступления;

во-вторых, взять под особое наблюдение осужденных из числа злостных

нарушителей установленного порядка (ст.116 УИК), склонных к побегу и

других;

в-третьих, выявить их отношения с другими осужденными;

в-четвертых, правильно распределить по отрядам по окончании карантина с

учетом: благоприятной среды, закрепления за осужденными членов совета

воспитателей, представителей общественных объединений;

в-пятых, ознакомить осужденных с основными положениями уголовно-

исполнительного законодательства, определить каждому из них (исходя из

состояния здоровья, наличия специальности) определенный вид труда и

соответственно зачислить в тот или иной отряд.

Согласно ст.7 УИК основанием исполнения наказаний и применения мер

уголовно-правового характера является только приговор, вступивший в

законную силу, изменяющие его определение или постановление суда,

вступившие в законную силу.

Какие же основания приема осужденных в исправительные учреждение?

К ним относятся следующие:

- приговор суда;

- указание (наряд) ГУИН Министерства юстиции;

- приказ Министерства юстиции;

- попутный список на этапируемых осужденных;

- личное дело осужденного.

Работники специального отдела при приеме осужденных обязаны:

принять личные дела и попутный список на прибывших осужденных;

проверить правильность заполнения попутного списка, наличие на нем подписи

представителя конвоя о приеме осужденных под охрану. В частности, в

попутном списке должно быть указаны: откуда и куда этапируется осужденный;

основание к этапированию (например, указание ГУИН Министерства юстиции РФ;

фамилия, имя, отчество каждого этапируемого осужденного; номер личного

дела; год рождения, статья УК РФ, срок наказания; подписи начальника

колонии (следственного изолятора) и начальника специального отдела, откуда

этапируется осужденный1.

Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует:

«В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения

его характера следует разрабатывать программу работы, исходя при этом из

его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей2.

Инструкция о работе специальных отрядов исправительных, воспитательных

колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденная Министерством

юстиции 25 мая 1999 года3, регулирует учет осужденных.

В юридической литературе по вопросу учета осужденных высказаны

различные точки зрения.

Так, И.А. Сперанский полагает, что учет осужденных к лишению свободы –

это условие повешения эффективности борьбы с преступностью, строгого

соблюдения законности при исполнении уголовного наказания4.

Позиция А.И. Васильева сводится к тому, что учет осужденных

представляет собой одну из функций управления в области исполнения

уголовного наказания в виде лишения свободы. С его помощью собирается,

анализируется и обобщается информация, характеризующая процессы и явления,

происходящие в деятельности исправительно-трудовых учреждений5.

Нам представляется, наиболее приемлемой точкой зрения является такая, в

соответствии с которой учет осужденных в исправительных учреждениях – это

урегулированный ведомственными нормативными правовыми актами порядок

собирания, систематизации, анализа в учетных документах достаточно полных

социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных

данных о каждом осужденном, а также хранения сведений об осужденных с целью

использования их в профилактической и воспитательной работе.

Более того, ведомственные нормативные акты предусматривают

необходимость документирования процесса карательно-воспитательного

воздействия на осужденных. В этой связи справедливо отмечает В.И. Пинчук,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.