Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
Л.Б. СМИРНОВ
УГОЛОВНО-
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПРАВО
Л.Б. СМИРНОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПРАВО
Курс лекций
Санкт-Петербург, 2002
Уголовно-исполнительное право. Курс лекций – СПб.: -------, 2002, _____ с.
Рецензенты:
Беляев Н.А. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор
юридических наук, профессор;
Ривман Д.В. Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических
наук, профессор
Курс лекций отражает современный уровень развития науки уголовно-
исполнительного права, практики исполнения уголовных наказаний. Он
подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-исполнительное
право» для юридических вузов. Состоит из 2 частей: Общей и Особенной. В
Общей части рассматриваются общие положения уголовно уголовно-
исполнительного права, правовое положение осужденных, система учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания. В Особенной части – правовое
регулирование, порядок и условия исполнения и отбывания уголовных
наказаний, а также международные аспекты исполнения уголовных наказаний.
Курс лекций предназначен для студентов юридических вузов (вне зависимости
от специализации), аспирантов, преподавателей, практических работников
правоохранительных органов.
Предисловие
В предлагаемом авторском курсе излагаются общие положения уголовно-
исполнительного права, правовое регулирование порядка исполнения и
отбывания уголовных наказаний, международные стандарты по обращению с
осужденными. Проблемы демократического переустройства нашего общества,
занятие им достойного места в цивилизованном мире с неизбежностью требуют
как теоретического осмысления основных тенденций его развития, так и поиск
возможных путей их практического воплощения. Важнейшим направлением
уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных.
Данное положение красной линией проходит через все уголовно-исполнительное
законодательство и международные стандарты по обращению с осужденными.
Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности
воспитательного воздействия должно стать главным направлением деятельности
учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.
Реформа уголовно-исполнительной системы предполагает активное
использование средств исправительного воздействия и включает в себя целый
комплекс политико-правовых, организационных и идеологических мероприятий
направленных на повышение эффективности пенитенциарной системы.
В предлагаемом курсе лекций отражена современная уголовно-
исполнительная политика России. Большое внимание в нем уделяется истории
пенитенциарного законодательства и пенитенциарных учреждений в России.
Изучение истории развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарных
учреждений имеет не только познавательное значение, но и практическое, так
как позволяет избежать ошибок прошлого, и взять на вооружение все
позитивное, что было создано в результате правоприменительной деятельности.
При изложении правового статуса осужденных значительное внимание
уделено проблемам соблюдения прав и свобод осужденных. Правой статус
осужденных формулируется исходя из общих принципов положения человек и
гражданина в обществе и государстве, в качестве важнейшей задачи здесь
выступает его защита со стороны государства.
Уголовно законодательство предусматривает широкий набор альтернативных
лишению свободы видов уголовных наказаний. В курсе лекций подробно
излагается порядок исполнения и отбывания наказаний не связанных с
изоляцией осужденных от общества, а также проблемы их применения и
исполнения.
Достаточно большое внимание отводится международным стандартам
обращения с осужденными и опыту исполнения уголовных наказаний в некоторых
зарубежных странах.
Общая часть
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права
1. Уголовно-исполнительная политика
2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права
3. Принципы уголовно-исполнительного права
1. Уголовно-исполнительная политика
Политика государства оказывает оказывает существенное влияние на
формирование и развитие правовой системы, различных отраслей
законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию,
основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит
перед собой общество. Современная политика России направлена на построение
правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и
общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет
специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в
этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической,
социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее
было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней
областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и
иной сферах жизни общества и государства.
Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с
преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные
направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики
государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность
государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и
иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному
пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление,
исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей[1].
В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью,
выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере
предупреждения преступности.
Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные
направления политики могут объединяться между собой, или, напротив,
разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая,
уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные
формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с
преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно –
правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с
точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.
Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной
политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового
воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения
наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.
Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы,
стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы
исполнения наказания.
Термин '' уголовно – исполнительная политика'' пришел на смену термину
''исправительно-трудовая политика''. Наименование ''исправительно-трудовая
политика'' адекватно отражало сущность политики советского государства в
сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и
соответственно исправительно-трудовое законодательство провозглашали
главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание
осужденных. Основным средством достижения этой цели был признан труд. Для
достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-
трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами
исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового
воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с
обязательным привлечением к труду, исправительные работы. Однако термин
''исправительно-трудовая политика'' как и термин ''исправительно-трудовое
право'' перестал отвечать своему содержанию, т.к. в системе уголовных
наказаний появилось много таких наказаний, которые не были связаны с
привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное
порицание, увольнение от должности и др.
Таким образом, уже с 70-х годов появилось основание изменить
наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-
исполнительную политику''.
Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных
международным сообществом положениях об обращении с осужденными
соответствующим международным актом, достижениям наукам и практикам.
В России произошла смена общественно-экономической формации и
политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных
направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового
государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной
системы. Соответственно показателям правового государства должна быть
приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-
исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации
исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности
исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний
альтернативных лишению свободы, существенных преобразованиях в
производственной деятельности исправительных учреждений, изменении
установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении
осужденных.
Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда
социальных факторов.
Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику являются:
социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние
нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние
преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с
осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского
общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической
деятельности.
Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко
сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-
политическое благополучие общества возможно в условиях демократического
правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия
крупномасштабных социальных конфликтов.
Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на
уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство
способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед
ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать
стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-
исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от
политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса
создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики,
реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их
воплощении.
Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также
влияют на уголовно-исполнительную политику.
Разные социальные группы имеют значительные отклонения от
провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В
благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны.
Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным
становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование
уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества,
углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование
уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.
Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-
исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-
исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень
преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на
нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие
политические и правовые решения.
Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об
обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную
политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы[2].
В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были
приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие с
международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере
борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя
обязательства ''обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под
стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства,
присущего человеческой личности''.[3]
Россия является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность
соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных
принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно
выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие
требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать:
Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по
предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих
достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила
и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести
свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими
принципами и стандартами.
Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными
носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию
социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране,
не зависят от идеологических и криминологических факторов.
Принципы и стандарты являются четким ориентиром для развития политики
законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения
наказания.
Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на
формирование и развитие уголовно-исполнительного права.
Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует
проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным
стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости
использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении
правил обращения с заключенными[4] .
Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется
уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой,
исправительной психологией. Такие исследования в России начались в
дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука
сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с
осужденными.
Современной задачей российской науки является определение места
пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии
принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием
правильности достижений науки является практическая деятельность
исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если
она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно,
возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.
Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является
уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика
в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных
законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием
наказания.
Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой
политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики,
определяет направление деятельности государственных органов в области
исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой
деятельности.
2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права
Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной
политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-
исполнительного права – значит определить его цели, задачи, предмет и
метод регулирования, что в свою очередь требует раскрытия уголовно-
исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного
законодательства.
Но прежде чем перейти к освещению каждого из этих вопросов, необходимо
определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе
права, так как от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если
не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то
самим собой снимается вопрос о норме уголовно-исполнительного права, об
уголовно-исполнительном правоотношении.
Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право ( так раньше
называлось уголовно-исполнительное право ) представляет собой специфическую
часть, подотрасль уголовного права. По мере развития исправительно-
трудового законодательства, включение в него норм уголовного, уголовно-
процессуального, трудового, административного права была высказана точка
зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью
права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-
трудового права в самостоятельную отрасль. Эту точку зрения почти
одновременно впервые высказали А. С. Галесник[5] и Б. С. Утевский[6] в 1957
году. В настоящее время она общепризнана.
Наибольший вклад в обоснование и развитие науки уголовно-
исполнительного права внесли такие ученые, как Н. А. Беляев, И. И. Карпец,
Ю. М. Ткачевский, Н. А. Стручков.
Вместе с тем нельзя забывать, как правильно отмечает тот же Ю.М.
Ткачевский, что ''по отношению к уголовно-исполнительному законодательству
уголовное право является базовым''[7]. Поэтому он считает, что ''уголовное
право – фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное –
специальное''[8].
Главным признаком самостоятельности отрасли права является
существование особого предмета и метода регулирования. А также наличие
самостоятельной, оформленной в виде единой целой системы законодательства.
Установить предмет непосредственно уголовно-правового регулирования -
значит выделить качественно однородную группу общественных отношений по
целям, задачам и методам государственно-правового воздействия на них.
Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|