рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

условиях, или в тех или иных коллективах или групп людей, воспитательная

работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем другие

основные средства исправления. Учитывая эти обстоятельства организации и

проведении воспитательной работы, законом регламентируется только наиболее

важные, исходные или отправные точки ее реализации. В статье 110 УИК РФ

перечислены основные формы воспитательной работы - это индивидуальная,

групповая и массовая, проводимые на основе психолого-педагогических

методов. Из смысла положений этой статьи, также вытекает, что в рамках

обозначенных форм воспитательная работа проводится по направлениям -

нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание

осужденных, способствующие их исправлению.

Одной из важных задач ИУ является организация труда осужденных и в

особенности, в местах лишения свободы. Новый УИК РФ сохранил обязанность

каждого осужденного к лишению свободы трудиться.

Трудом является нарушением неписаного воровского кодекса и чести.

Поэтому трудовое воспитание призвано противостоять этой разрушительной,

для личности и общества, морали.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, обязаны

привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и имеющихся у

них специальностей на промышленных предприятиях, принадлежащих ИУ, либо

предприятиях иных организационно-правовых форм, в том числе и коммерческих.

В местах лишения свободы осужденные также могут трудиться по

хозяйственному обслуживанию ИУ и заниматься индивидуально-трудовой

деятельностью. Нынешние экономические условия крайне осложнили задачу

сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест. К чести, надо

сказать, уголовно-исполнительная система в условиях рыночной экономики

структурно перестроилась, взяла курс на развертывание производительного,

качественного труда, чтобы войти в экономические отношения полноправным

партнером. Ст.17 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы» и ст.103 УИК РФ детально регламентируют

формы трудового использования осужденных.

Общеобразовательное и профессиональное обучение лиц, лишенных

свободы, в соответствии с законодательством, является одним из

основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ).

Общеобразовательное обучение осужденных развивает их кругозор,

повышает уровень мышления и интеллекта. В ИУ (ст.112 УИК РФ) организуется

обязательное получение осужденными не достигшими 30-ти летнего возраста,

основного общего образования. Общеобразовательное обучение организуется в

функционирующих при ИУ общеобразовательных школах и учебно-консультационных

пунктах, имеющих необходимое оборудования, учебно-предметные классы и

необходимый штат учителей, возглавляемых директором. В законе, ст. 112

УИК РФ, закреплено правило согласно которому, педагогические коллективы

общеобразовательных учреждения оказывают помощь администрации ИУ в

воспитательной работе с осужденными.

Профессиональная подготовка и профессиональное обучение осужденных,

имеет большое значение в деятельности ИУ в выполнении стоящих перед

ним задач. Отсутствие трудовой специальности, общественно-полезных

трудовых занятий является одним из основных факторов, приводящих к

преступному образу жизни.

В соответствии со ст.16 Закона РФ «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 108 УИК РФ,

в ИУ организуется обязательное начальное профессиональное образование или

профессиональная подготовка сужденных к лишению свободы.

Начальное профессиональное образование и обучение профессии

осуществляется в рамках программ и стандартов, лишь незначительно

адаптированных к условиям специфики обучающихся в местах лишения свободы,

режимных требований и внутреннего распорядка ИУ. По итогам обучения

сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца,

свидетельствующий о получении соответствующей специальности или профессии.

Такая подготовка рабочих кадров наиболее удачная, практически

апробирована. Она дает возможность осужденным после освобождения более

успешно адаптироваться в условиях свободы и рыночных экономических

отношений. Таким образом, профессиональная подготовка осуществляется в

формах: индивидуальное и бригадное обучение, различные курсы, школы и

т.п. Здесь осужденные обучаются определенному ремеслу или повышают

свою квалификацию. Профессиональное обучение осуществляется в

профессионально-технических училищах, организуемых при ИУ по различным

специальностям, имеющимся в народно-хозяйственном обороте.

В соответствии со ст.23 УИК РФ, общественные объединения оказывают

содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимают

участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия

общественности в работе с осужденными различны. К ним относятся:

наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних,

попечительские советы, советы родственников, шефские формирования

коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, творческих

коллективов и различных союзов и объединений. Правовой основой их

деятельности являются Положения, Постановления и другие нормативные акты,

издаваемые федеральными органами власти или субъектов Федерации.

В настоящее время возникают новые формы работы общественности с

учреждениями и органами, исполняющими наказания. Это различные

правозащитные организации и фонды, состоящие преимущественно из лиц,

ранее судимых и их родственников. Они оказывают помощь осужденным,

содержащимся в местах лишения свободы, добиваются улучшения их

положения, помогают им в трудовом и бытовом устройстве после освобождения

и т.д.

Общественные объединения, участвующие в работе с осужденными, имеют

различные задачи, но большинство из них стремятся оказать

учреждениям и органам, исполняющим наказания, финансово-экономическую

помощь, содействуют в организации воспитательной работы, производственной

деятельности и трудоиспользования осужденных.

Важное значение имеет для учреждений и органов, исполняющих наказание,

участие в воспитательной работе различных религиозных объединений и

конфессий. Участвуя в воспитательных мероприятиях, духовном просвещении

осужденных, религиозные объединения помогают им реализовать предусмотренное

ст. 14 УИК РФ право на свободу вероисповедания. Вместе с тем,

отправление религиозных обрядов в ИУ добровольное, оно организуется так,

чтобы не ущемлять права других лиц. Учреждения и органы, исполняющие

наказания, должны при этом допускать в ИУ те религиозные объединения и

конфессии, которые осуществляют свою деятельность не вразрез существующих

мировым религиям, их мировоззрениям и проповедям.

Перед ИУ стоят и другие, присущие только им, задачи. Перед ними

поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Для ее реализации в ст.13 Закона РФ «Об учреждениях и органах,

исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливается

обязанность учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для

обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению

свободы, охрана их здоровья, а также материально-бытовых условий отбывания

наказания.

Одна из важнейших задач ИУ - социальная защита персонала мест лишения

свободы, обеспечения безопасности - вытекает из положений действующего

законодательства, а также из норм Международных актов. В частности, в

Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендуется

принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в

пенитенциарных учреждениях и обеспечить соответствующие льготы и условия их

труда.

ИУ имеют задачей и проведение оперативно-розыскной работы,

регламентируемой Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной

деятельности» и ведомственными нормативными актами. Кроме того, они

обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-

розыскную деятельность (милиции, органам безопасности и др.), что

является законодательной основой для взаимодействия ИУ с указанными

структурами и службами.

4. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с

правоохранительными органами и иными государственными органами

Взаимодействие учреждений и органов исполняющих уголовные наказания с

другими правоохранительными органами

Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с

преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается

состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества,

политической системы, нравственными ценностями в развитии общества,

особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и

ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной

регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями

задач, стоящих перед ними.

Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка

и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между

собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и

следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно

связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач,

стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов

следствия и ИУ.

В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских

частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов

расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление

совершенных преступлений прошлых лет - важная задача как органов

расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой

общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма

работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с

повинной за ранее совершенные ими преступления.

Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы

следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но

и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а

также принятие мер по устранению таких причин и условий (ст.21, 140 УПК

РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение для предупреждения

преступлений в ИУ, в частности, для выявления и устранения причин

и условий, способствующих совершению преступлений со стороны отбывающих

наказание и освобожденных из мест лишения свободы.

При расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в

организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда в

отношении лица, совершившего преступление избрана мера пресечения в виде

заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК РСФСР,

вносит в адрес администрации СИЗО представление об устранении

недостатков, установленных в процессе следствия, способствующих совершению

данным лицом новых преступлений. Представления следователей в адрес

администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности учреждения,

улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д.

Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении

личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной

информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также,

по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться

со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности

подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными

от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация

ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц,

представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости –

копии других материалов.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами

Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в

борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или

освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за

деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение

приговоров (ст.20 УИК РФ).

Судебный контроль - принципиальная форма поддержания и укрепления

законности при исполнении приговоров. Вся судебная система Российской

Федерации при рассмотрении дел, связанных с участием в них учреждений и

органов, исполняющих наказания, может и должна осуществлять судебный

надзор за их деятельностью. Выносимые им постановления, определения в

адрес учреждений и органов, исполняющих наказания, как и другие вступившие

в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без

исключения физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному

исполнению (ст. Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от

31.12.1996 г.).

Основа взаимодействия судов и учреждений и органов, исполняющих

наказания, закладывается еще в ходе судебного разбирательства, когда

суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем самым

предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной

работы. Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том

числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской

Федерации и уважения прав и свобод граждан, оказывая при осуществлении

правосудия на судебных заседаниях частное и общепредупредительное

воздействие на подсудимого, иных граждан и участников процесса.

Эффективность исполнения наказания зависит от справедливости вынесенного

приговора, если правильно применены общие начала назначения наказания,

закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание справедливо, учитывает характер

и степень общественной опасности преступления и личность виновного, оно

будет способствовать исправлению преступника.

Назначая наказание, суд не ограничивается его видом или временными

рамками, или размером. Если это наказание в виде лишения свободы, суд

определяет одновременно и вид исправительной колонии и режим, где должен

отбывать наказание осужденный, чем способствует дифференцированному

подходу к различным категориям осужденных, предопределяет правовые

рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного

воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного

воздействия на осужденного.

Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от

наказания, его замены более мягким, отсрочки исполнения наказания или

изменения осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в законе признаки

и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно

изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного

учреждения. При этом, суд может объективно оценить состояние процессов

исполнения и отбывания наказания в данном ИУ. В случае обнаружения

недостатков и нарушений закона в работе учреждения, суд, путем вынесения

частного определения, ставит в известность соответствующие органы

уголовно-исполнительной системы об обнаруженных недостатках и предлагает

принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений контролируется

судом в установленные законом сроки.

Располагая правами и свободами граждан Российской Федерации с

ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право

обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в судебные инстанции

на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания

суд не вправе отклонять жалобы и заявления осужденных. В то же время

администрация ИУ обязана проводить разъяснительную работу среди

осужденных. При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных суды изучают

различные стороны деятельности ИУ, учреждений и органов, исполняющих

наказания, создавая тем самым условия для реализации функции судебного

контроля.

В соответствии с ч.3 ст.20 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие

наказания, уведомляют суд, вынесший приговор о месте и начале отбывания

наказания осужденными к ограничению свободы, аресту, содержанию в

дисциплинарной воинской части, лишению свободы и т.д. Уведомление

направляется за подписью начальника или должностного лица учреждения или

органа, где исполняется данный вид наказания. Такие уведомления необходимы

судам для контроля реального исполнения выносимых им приговоров в виде

штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного

звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ,

исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации

имущества, лишения свободы, ограничения свободы, ареста и смертной

казни, решения вопроса об установлении административного надзора за

освобожденными.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с органами

власти и управления

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях

субъектов Российской Федерации и местного самоуправления оказывает

влияние на тесное взаимодействие между органами и учреждениями,

исполняющими наказания и органами власти и управления.

УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы», Положение «О следственном

изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской

Федерации" заложили законодательную основу такому взаимодействию,

определяют основные их направления.

Естественно, прежде всего следует указать на взаимодействие по

оказанию материальной, финансовой и иной помощи исправительным

учреждениям. В этой связи широкое распространение находит безпроцентное

кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной помощи.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления

освободили многие исправительные учреждения от уплаты местных областных

и краевых налогов, установили им пониженную ставку на аренду земель,

водоснабжение, электроэнергию и т.д. Эти льготы существенно облегчают

положение исправительных учреждений в условиях рыночной экономики и

позволяют привести материально-бытовое положение осужденных в

соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

Также активное взаимодействие осуществляется и в сфере реализации

гарантий правовой и социальной защиты персонала исправительных учреждений.

Существующие законодательные и нормативные акты предоставляют персоналу

исправительных учреждений значительные финансовые преимущества в оплате

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.