Уголовно-исполнительное право
условиях, или в тех или иных коллективах или групп людей, воспитательная
работа подвержена правовому регулированию в меньшей степени, чем другие
основные средства исправления. Учитывая эти обстоятельства организации и
проведении воспитательной работы, законом регламентируется только наиболее
важные, исходные или отправные точки ее реализации. В статье 110 УИК РФ
перечислены основные формы воспитательной работы - это индивидуальная,
групповая и массовая, проводимые на основе психолого-педагогических
методов. Из смысла положений этой статьи, также вытекает, что в рамках
обозначенных форм воспитательная работа проводится по направлениям -
нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание
осужденных, способствующие их исправлению.
Одной из важных задач ИУ является организация труда осужденных и в
особенности, в местах лишения свободы. Новый УИК РФ сохранил обязанность
каждого осужденного к лишению свободы трудиться.
Трудом является нарушением неписаного воровского кодекса и чести.
Поэтому трудовое воспитание призвано противостоять этой разрушительной,
для личности и общества, морали.
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, обязаны
привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и имеющихся у
них специальностей на промышленных предприятиях, принадлежащих ИУ, либо
предприятиях иных организационно-правовых форм, в том числе и коммерческих.
В местах лишения свободы осужденные также могут трудиться по
хозяйственному обслуживанию ИУ и заниматься индивидуально-трудовой
деятельностью. Нынешние экономические условия крайне осложнили задачу
сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест. К чести, надо
сказать, уголовно-исполнительная система в условиях рыночной экономики
структурно перестроилась, взяла курс на развертывание производительного,
качественного труда, чтобы войти в экономические отношения полноправным
партнером. Ст.17 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы» и ст.103 УИК РФ детально регламентируют
формы трудового использования осужденных.
Общеобразовательное и профессиональное обучение лиц, лишенных
свободы, в соответствии с законодательством, является одним из
основных средств исправления осужденных (ст.9 УИК РФ).
Общеобразовательное обучение осужденных развивает их кругозор,
повышает уровень мышления и интеллекта. В ИУ (ст.112 УИК РФ) организуется
обязательное получение осужденными не достигшими 30-ти летнего возраста,
основного общего образования. Общеобразовательное обучение организуется в
функционирующих при ИУ общеобразовательных школах и учебно-консультационных
пунктах, имеющих необходимое оборудования, учебно-предметные классы и
необходимый штат учителей, возглавляемых директором. В законе, ст. 112
УИК РФ, закреплено правило согласно которому, педагогические коллективы
общеобразовательных учреждения оказывают помощь администрации ИУ в
воспитательной работе с осужденными.
Профессиональная подготовка и профессиональное обучение осужденных,
имеет большое значение в деятельности ИУ в выполнении стоящих перед
ним задач. Отсутствие трудовой специальности, общественно-полезных
трудовых занятий является одним из основных факторов, приводящих к
преступному образу жизни.
В соответствии со ст.16 Закона РФ «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 108 УИК РФ,
в ИУ организуется обязательное начальное профессиональное образование или
профессиональная подготовка сужденных к лишению свободы.
Начальное профессиональное образование и обучение профессии
осуществляется в рамках программ и стандартов, лишь незначительно
адаптированных к условиям специфики обучающихся в местах лишения свободы,
режимных требований и внутреннего распорядка ИУ. По итогам обучения
сдаются квалификационные экзамены и выдается документ единого образца,
свидетельствующий о получении соответствующей специальности или профессии.
Такая подготовка рабочих кадров наиболее удачная, практически
апробирована. Она дает возможность осужденным после освобождения более
успешно адаптироваться в условиях свободы и рыночных экономических
отношений. Таким образом, профессиональная подготовка осуществляется в
формах: индивидуальное и бригадное обучение, различные курсы, школы и
т.п. Здесь осужденные обучаются определенному ремеслу или повышают
свою квалификацию. Профессиональное обучение осуществляется в
профессионально-технических училищах, организуемых при ИУ по различным
специальностям, имеющимся в народно-хозяйственном обороте.
В соответствии со ст.23 УИК РФ, общественные объединения оказывают
содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимают
участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия
общественности в работе с осужденными различны. К ним относятся:
наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних,
попечительские советы, советы родственников, шефские формирования
коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений, творческих
коллективов и различных союзов и объединений. Правовой основой их
деятельности являются Положения, Постановления и другие нормативные акты,
издаваемые федеральными органами власти или субъектов Федерации.
В настоящее время возникают новые формы работы общественности с
учреждениями и органами, исполняющими наказания. Это различные
правозащитные организации и фонды, состоящие преимущественно из лиц,
ранее судимых и их родственников. Они оказывают помощь осужденным,
содержащимся в местах лишения свободы, добиваются улучшения их
положения, помогают им в трудовом и бытовом устройстве после освобождения
и т.д.
Общественные объединения, участвующие в работе с осужденными, имеют
различные задачи, но большинство из них стремятся оказать
учреждениям и органам, исполняющим наказания, финансово-экономическую
помощь, содействуют в организации воспитательной работы, производственной
деятельности и трудоиспользования осужденных.
Важное значение имеет для учреждений и органов, исполняющих наказание,
участие в воспитательной работе различных религиозных объединений и
конфессий. Участвуя в воспитательных мероприятиях, духовном просвещении
осужденных, религиозные объединения помогают им реализовать предусмотренное
ст. 14 УИК РФ право на свободу вероисповедания. Вместе с тем,
отправление религиозных обрядов в ИУ добровольное, оно организуется так,
чтобы не ущемлять права других лиц. Учреждения и органы, исполняющие
наказания, должны при этом допускать в ИУ те религиозные объединения и
конфессии, которые осуществляют свою деятельность не вразрез существующих
мировым религиям, их мировоззрениям и проповедям.
Перед ИУ стоят и другие, присущие только им, задачи. Перед ними
поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.
Для ее реализации в ст.13 Закона РФ «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливается
обязанность учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для
обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению
свободы, охрана их здоровья, а также материально-бытовых условий отбывания
наказания.
Одна из важнейших задач ИУ - социальная защита персонала мест лишения
свободы, обеспечения безопасности - вытекает из положений действующего
законодательства, а также из норм Международных актов. В частности, в
Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендуется
принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в
пенитенциарных учреждениях и обеспечить соответствующие льготы и условия их
труда.
ИУ имеют задачей и проведение оперативно-розыскной работы,
регламентируемой Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности» и ведомственными нормативными актами. Кроме того, они
обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-
розыскную деятельность (милиции, органам безопасности и др.), что
является законодательной основой для взаимодействия ИУ с указанными
структурами и службами.
4. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с
правоохранительными органами и иными государственными органами
Взаимодействие учреждений и органов исполняющих уголовные наказания с
другими правоохранительными органами
Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с
преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается
состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества,
политической системы, нравственными ценностями в развитии общества,
особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и
ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной
регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями
задач, стоящих перед ними.
Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка
и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между
собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и
следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно
связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач,
стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов
следствия и ИУ.
В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских
частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов
расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление
совершенных преступлений прошлых лет - важная задача как органов
расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой
общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма
работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с
повинной за ранее совершенные ими преступления.
Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы
следствия не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но
и установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а
также принятие мер по устранению таких причин и условий (ст.21, 140 УПК
РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение для предупреждения
преступлений в ИУ, в частности, для выявления и устранения причин
и условий, способствующих совершению преступлений со стороны отбывающих
наказание и освобожденных из мест лишения свободы.
При расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в
организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда в
отношении лица, совершившего преступление избрана мера пресечения в виде
заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК РСФСР,
вносит в адрес администрации СИЗО представление об устранении
недостатков, установленных в процессе следствия, способствующих совершению
данным лицом новых преступлений. Представления следователей в адрес
администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности учреждения,
улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д.
Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении
личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной
информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также,
по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться
со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности
подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными
от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация
ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц,
представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости –
копии других материалов.
Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами
Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в
борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или
освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за
деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение
приговоров (ст.20 УИК РФ).
Судебный контроль - принципиальная форма поддержания и укрепления
законности при исполнении приговоров. Вся судебная система Российской
Федерации при рассмотрении дел, связанных с участием в них учреждений и
органов, исполняющих наказания, может и должна осуществлять судебный
надзор за их деятельностью. Выносимые им постановления, определения в
адрес учреждений и органов, исполняющих наказания, как и другие вступившие
в законную силу судебные решения, являются обязательными для всех без
исключения физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному
исполнению (ст. Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от
31.12.1996 г.).
Основа взаимодействия судов и учреждений и органов, исполняющих
наказания, закладывается еще в ходе судебного разбирательства, когда
суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем самым
предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной
работы. Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том
числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской
Федерации и уважения прав и свобод граждан, оказывая при осуществлении
правосудия на судебных заседаниях частное и общепредупредительное
воздействие на подсудимого, иных граждан и участников процесса.
Эффективность исполнения наказания зависит от справедливости вынесенного
приговора, если правильно применены общие начала назначения наказания,
закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание справедливо, учитывает характер
и степень общественной опасности преступления и личность виновного, оно
будет способствовать исправлению преступника.
Назначая наказание, суд не ограничивается его видом или временными
рамками, или размером. Если это наказание в виде лишения свободы, суд
определяет одновременно и вид исправительной колонии и режим, где должен
отбывать наказание осужденный, чем способствует дифференцированному
подходу к различным категориям осужденных, предопределяет правовые
рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного
воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного
воздействия на осужденного.
Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от
наказания, его замены более мягким, отсрочки исполнения наказания или
изменения осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в законе признаки
и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно
изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного
учреждения. При этом, суд может объективно оценить состояние процессов
исполнения и отбывания наказания в данном ИУ. В случае обнаружения
недостатков и нарушений закона в работе учреждения, суд, путем вынесения
частного определения, ставит в известность соответствующие органы
уголовно-исполнительной системы об обнаруженных недостатках и предлагает
принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений контролируется
судом в установленные законом сроки.
Располагая правами и свободами граждан Российской Федерации с
ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право
обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в судебные инстанции
на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания
суд не вправе отклонять жалобы и заявления осужденных. В то же время
администрация ИУ обязана проводить разъяснительную работу среди
осужденных. При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных суды изучают
различные стороны деятельности ИУ, учреждений и органов, исполняющих
наказания, создавая тем самым условия для реализации функции судебного
контроля.
В соответствии с ч.3 ст.20 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие
наказания, уведомляют суд, вынесший приговор о месте и начале отбывания
наказания осужденными к ограничению свободы, аресту, содержанию в
дисциплинарной воинской части, лишению свободы и т.д. Уведомление
направляется за подписью начальника или должностного лица учреждения или
органа, где исполняется данный вид наказания. Такие уведомления необходимы
судам для контроля реального исполнения выносимых им приговоров в виде
штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ,
исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации
имущества, лишения свободы, ограничения свободы, ареста и смертной
казни, решения вопроса об установлении административного надзора за
освобожденными.
Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с органами
власти и управления
Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления оказывает
влияние на тесное взаимодействие между органами и учреждениями,
исполняющими наказания и органами власти и управления.
УИК РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», Положение «О следственном
изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации" заложили законодательную основу такому взаимодействию,
определяют основные их направления.
Естественно, прежде всего следует указать на взаимодействие по
оказанию материальной, финансовой и иной помощи исправительным
учреждениям. В этой связи широкое распространение находит безпроцентное
кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной помощи.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления
освободили многие исправительные учреждения от уплаты местных областных
и краевых налогов, установили им пониженную ставку на аренду земель,
водоснабжение, электроэнергию и т.д. Эти льготы существенно облегчают
положение исправительных учреждений в условиях рыночной экономики и
позволяют привести материально-бытовое положение осужденных в
соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Также активное взаимодействие осуществляется и в сфере реализации
гарантий правовой и социальной защиты персонала исправительных учреждений.
Существующие законодательные и нормативные акты предоставляют персоналу
исправительных учреждений значительные финансовые преимущества в оплате
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|