рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

отношения к имуществу всех форм собственности;

в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций,

подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации; в-четвертых,

в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной

реабилитации после освобождения из исправительных учреждений; в-пятых, по

организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений; в

шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании,

представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные

колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности

осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного

порядка (ст. 116 УИК).[49]

Как видим, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим

образом:

- определение педагогически наиболее целесообразной организационной

структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения

стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной

деятельности, нормативно-правовое закрепление;

- создание стабильных самодеятельных организаций осужденных (методика

комплектования, участие в трудовом соревновании);

- превращение начальников отрядов в организаторов исправительного

процесса (его должность подлежит замещению лицами начальствующего состава,

имеющими высшее или среднее специальное образование, статус, разгрузка от

несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными

организациями);

- формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих

навыки и умения в работе с осужденными сотрудников, преподавателей школ и

профессиональных училищ, представителей общественных формирований;

- приведение в соответствие социально-правового статуса начальника

отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.

Лекция 8. Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях

различных видов

1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

4. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к

лишению свободы

1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях

Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на

протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница

дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их

правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех

осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.

Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных

вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не

только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,

педагогов, обществоведов.

Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции

НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания

такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных"

(ст. 7)[50],затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах

заключения РСФСР 1920 г.[51], в котором режиму был посвящен целый раздел.

Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.

Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-

исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и

органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:

1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания

администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,

определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в

начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком

смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых

пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"[52].

Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он

писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка

передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы

общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и

дисциплинарного взыскания и т. п."[53]

В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных

республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других

законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так,

в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и

перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования

режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях

режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других

министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах

ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-

трудовым воздействием.

В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в

русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы,

питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для

достижения какой-либо цели[54]. Когда же речь идет о режиме осужденного, то

этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как

распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию,

отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет

специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием

присущим ему комплексом правоограничений.

Как известно, комплекс правоограничений предусматривается

законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и

режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для

отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений,

выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).

Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания

наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и

обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в

узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,

выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима

отбывания наказания.

Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного

воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-

воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет

режим как порядок деятельности исправительных учреждений[55]. Отсюда

вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как

управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме

карательно-воспитательный процесс.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение

режима в исправительных учреждениях как установленный законом и

соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и

отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).

Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения

свободы являются:

- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем,

чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или

других антиобщественных поступков;

- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;

- реализация их прав и законных интересов;

- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

- раздельное содержание разных категорий осужденных;

- различные условия содержания в зависимости от характера и степени

общественной опасности совершенного преступления, личности и

поведения осужденного.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и

содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е.

совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и

правоограничений[56]. Режим отбывания наказания составляет одно из основных

средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства

исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения

определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой

порядок и предусматривает средства его обеспечения.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый

осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в

обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного

воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению

установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате

поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается

привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается

конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной

дисциплины поведения человека в обществе.

Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается

также в том, что он создает необходимые условия для использования других

средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа,

получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное

воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным,

если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.

Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России

организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание

определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-

исполнительного права.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы

определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность

правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и

отбывания данного вида наказания[57]. Соответственно, режим является

структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления

осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой.

Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-

задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в

местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых

он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции

могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих

положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную;

обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия;

воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного

предупреждения; общего предупреждения.

Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что

уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение

исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что

наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах,

установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством,

регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что

одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-

правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории

уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры

исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому

не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы

и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных.

Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от

конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией,

и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения.

Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения

новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления

к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы

лицам, вставшим на путь исправления.

Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер

исправительного воздействия.

Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть

решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном

законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости

применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия

(ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения

соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает

условия для их эффективного применения.

Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия

своего рода "точку опоры", благодаря которой организация и восприятие мер

исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает

целенаправленность самовоспитания[58].

Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме,

побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере

исправительного воздействия.

Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют

правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости

и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.

Воспитательная функция.

В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-

правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что

является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо

указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных.

Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима

проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к

нравственному совершенствованию личности в результате причинения

осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-

вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в

ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку

приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению

предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с

другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных

правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности,

которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных

благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных

стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно

основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на

сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.

Функция регулирования уголовно-правовой кары.

В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным

выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары,

выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится

не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания

назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо

может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам

законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе

с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды

лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия

отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-

поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих

учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими

или ослабляющими кару.

Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания

наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную

сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но

и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием

при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-

правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в

зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного

преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания

наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-

исполнительного законодательства.

Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения

преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы,

согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как

осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с

этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.

Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что во-первых,

благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе

отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение

преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная

в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе

влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие

психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения

новых преступлений.

Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора

за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой

корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением

покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер

взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других

мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны

осужденных, и т.д.

Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести

условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет

интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что

они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны

реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При

этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и

содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий

отбывания наказания в ИУ.

Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы

осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в

прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения

уголовного наказания.

В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация

таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и

неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством

решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и

правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь

общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.