Уголовно-исполнительное право
отношения к имуществу всех форм собственности;
в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций,
подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации; в-четвертых,
в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной
реабилитации после освобождения из исправительных учреждений; в-пятых, по
организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений; в
шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании,
представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные
колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности
осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного
порядка (ст. 116 УИК).[49]
Как видим, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим
образом:
- определение педагогически наиболее целесообразной организационной
структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения
стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной
деятельности, нормативно-правовое закрепление;
- создание стабильных самодеятельных организаций осужденных (методика
комплектования, участие в трудовом соревновании);
- превращение начальников отрядов в организаторов исправительного
процесса (его должность подлежит замещению лицами начальствующего состава,
имеющими высшее или среднее специальное образование, статус, разгрузка от
несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными
организациями);
- формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих
навыки и умения в работе с осужденными сотрудников, преподавателей школ и
профессиональных училищ, представителей общественных формирований;
- приведение в соответствие социально-правового статуса начальника
отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.
Лекция 8. Режим и условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях
различных видов
1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
3. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы
4. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к
лишению свободы
1. Понятие и содержание режима в исправительных учреждениях
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на
протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница
дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их
правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех
осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных
вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не
только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов,
педагогов, обществоведов.
Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции
НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания
такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных"
(ст. 7)[50],затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах
заключения РСФСР 1920 г.[51], в котором режиму был посвящен целый раздел.
Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.
Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-
исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и
органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле:
1. Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания
администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил,
определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в
начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком
смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых
пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"[52].
Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он
писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка
передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы
общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и
дисциплинарного взыскания и т. п."[53]
В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных
республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других
законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так,
в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и
перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования
режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях
режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других
министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах
ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-
трудовым воздействием.
В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в
русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы,
питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для
достижения какой-либо цели[54]. Когда же речь идет о режиме осужденного, то
этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как
распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию,
отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет
специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием
присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограничений предусматривается
законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и
режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для
отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений,
выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания
наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и
обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в
узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений,
выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима
отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного
воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-
воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет
режим как порядок деятельности исправительных учреждений[55]. Отсюда
вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как
управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме
карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение
режима в исправительных учреждениях как установленный законом и
соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и
отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения
свободы являются:
- обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем,
чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или
других антиобщественных поступков;
- точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;
- реализация их прав и законных интересов;
- обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- различные условия содержания в зависимости от характера и степени
общественной опасности совершенного преступления, личности и
поведения осужденного.
Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и
содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е.
совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и
правоограничений[56]. Режим отбывания наказания составляет одно из основных
средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства
исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения
определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой
порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый
осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в
обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного
воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению
установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате
поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается
привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается
конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной
дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается
также в том, что он создает необходимые условия для использования других
средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным,
если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России
организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание
определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-
исполнительного права.
Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы
определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность
правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и
отбывания данного вида наказания[57]. Соответственно, режим является
структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления
осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой.
Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-
задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в
местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых
он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции
могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих
положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную;
обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия;
воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного
предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что
уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение
исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что
наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах,
установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством,
регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что
одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-
правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории
уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры
исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому
не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы
и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных.
Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от
конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией,
и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения.
Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения
новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления
к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы
лицам, вставшим на путь исправления.
Функция обеспечения эффективного применения к осужденным мер
исправительного воздействия.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть
решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном
законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости
применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия
(ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения
соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает
условия для их эффективного применения.
Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия
своего рода "точку опоры", благодаря которой организация и восприятие мер
исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает
целенаправленность самовоспитания[58].
Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме,
побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере
исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют
правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости
и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
Воспитательная функция.
В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-
правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что
является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо
указывается, что режим - одно из основных средств исправления осужденных.
Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима
проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к
нравственному совершенствованию личности в результате причинения
осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-
вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в
ИУ, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку
приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению
предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с
другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных
правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности,
которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных
благ, т. е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных
стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно
основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на
сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
Функция регулирования уголовно-правовой кары.
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным
выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары,
выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится
не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания
назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо
может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам
законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе
с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды
лишения свободы - режим лишения свободы. Существенно отличаются условия
отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-
поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих
учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими
или ослабляющими кару.
Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания
наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную
сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но
и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием
при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-
правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в
зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного
преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания
наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-
исполнительного законодательства.
Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения
преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы,
согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как
осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с
этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.
Частнопредупредительная функция режима состоит в том, что во-первых,
благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного в процессе
отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение
преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная
в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе
влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие
психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения
новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора
за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой
корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением
покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер
взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других
мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны
осужденных, и т.д.
Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести
условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет
интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что
они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны
реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При
этом важное значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и
содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий
отбывания наказания в ИУ.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы
осуществляется на лиц, уже отбывших данный вид наказания и находится в
прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения
уголовного наказания.
В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация
таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и
неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством
решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и
правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь
общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|