Уголовно-исполнительное право
конгресса был определен примерный перечень мер поощрения, включавший в себя
поощрения материальные (увеличение рациона питания и сумм расходов на
личные нужды) и нравственные (разрешение приобретать книги и другие такого
рода предметы). На конгрессе был разработан также механизм дисциплинарного
воздействия на заключенных предполагающий строгую регламентацию порядка
наложения и исполнения дисциплинарных взысканий на определенный срок и
после обязательного получения объяснения лица, подлежащего наказанию. На
конгрессах рассматривались вопросы контроля пенитенциарных учреждений со
стороны государства и общественности, применения прогрессивной системы
исполнения наказания и мер адаптации освобождающихся из заключения.
Третий этап международного сотрудничества в области исполнения
наказания и обращения с заключенными, начался после создания в 1945 году
ООН. ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатывает
правила и стандарты обращения с осужденными и заключенными, определяет
основные принципы сотрудничества государств в области пенитенциарной
деятельности принимает соответствующие резолюции и утверждает международные
конвенции. Данные нормы не обладают юридической силой национального
законодательства и не предусматривают санкций за из не выполнение1.
Научно-исследовательскую деятельности в области пенитенциарии в рамках
ООН осуществляет Научно-исследовательский институт социальной защиты,
который занимается проблемами исследований в развивающихся странах и
оказанием им помощи в координации научно-исследовательской деятельности, в
управлении региональными и национальными институтами.
Ведущая роль в координации деятельности по проблемам международного
сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам принадлежала до 1991
года Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней2. Раз в пять
лет он готовил и проводил Международные Конгрессы ООН по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводились: в 1955
году в Женеве; в 1960 году в Лондоне; 1965 году в Стокгольме; в 1970 году в
Киото; в 1975 году снова в Женеве; в 1980 году в Каракасе; в 1985 году в
Милане; в 1990 году в Гаване.
В результате деятельности международных конгрессов были приняты ряд
документов среди которых такие, как Минимальные стандартные правила
обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты лиц, подвергаемых
задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме, в 1989 году,
Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними
правонарушителями в 1990 году, Принципы медицинской этики, относящиеся к
роли работников здравоохранения и защите заключенных или задержанных лиц от
пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания 1990 года.
3. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными
Международные стандарты по обращению с осужденными можно
классифицировать по трем основаниям:
- масштабом действия;
- специализацией;
- обязательности для государств - применителей.
По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы:
универсальные и региональные.
Универсальные - это стандарты вырабатываемые ООН, а региональные
Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В
настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению
региональных норм препятствует их многочисленность.
По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными,
распадаются на два вида:
- акты общего характера, не предназначенные специально для
регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные
интересующие нас стандарты;
- акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение
стандартов обращения с осужденными.
Практическое значение этой классификации заключается в том, что при
поиске стандартов обращения с осужденными они ориентируют не только на
специализированные международные акты, но и на акты общего характера.
По обязанности для государств - применителей рассматриваемые стандарты
можно отнести по двум основным разрядам: обязательные нормы - принципы и
общие положения. Нормы принципы являются стержневыми и на их положениях
должны базироваться все институты уголовно-исполнительного
законодательства1.
Конкретные стандарты - рекомендации, не носящие обязательно характера.
Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить
обязательные нормы от рекомендованных. Если стандарты, принципы и общие
положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие
международные акты, то стандарты - рекомендации внедряются тем либо иным
государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические,
политические и другие предпосылки для их реализации.
Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих
международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие
универсальные нормы, принятые ООН.
Акты общего характера:
- Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(1966г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);
- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации
(1963г.);
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на
основе религии или убеждений (1981г.);
- Декларация прав ребенка (1959г.);
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.);
- Декларация о правах инвалидов (1975г.).
Специализированные акты:
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);
- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или
наказания (1975г);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984г);
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
(1979г.);
- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или
задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или
уничтожающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);
- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни
(1984г.);
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления
правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)
(1985г.);
- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);
- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);
- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы
(1990 г.);
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди
несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.).
Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их
целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с
осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением с лишением
свободы; б) при применения лишения свободы. Дело в том, в рассматриваемых
направлениях действует значительное количество специфических принципов,
общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует
раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.
Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к
мерам, не связанным с лишением свободы.
Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в
минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года. В связи с этим
целесообразно показать их основное содержание исходя из данного
международного акта.
Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие
рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением как
альтернатива лишению свободы.
В процесс применения стандартов государствам - членам ООН
предполагается руководствоваться следующими принципами:
Обеспечить активно участие общественности на всех стадиях реализации
рассматриваемых мер;
Создать надлежащее отношение между правами преступников, их жертв,
интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;
Использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей
системы уголовного правосудия;
Иметь широкий набор мер с тем. чтобы гибко реагировать на характер и
степень тяжести преступления, личность и интересы общества;
Минимизировать вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендую следующий набор мер, не связанных с
тюремным заключением:
- устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
- условное освобождение от ответственности;
- поражение в гражданских правах;
- экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые и
поденные штрафы;
- конфискация или постановление о лишении права собственности на
имущество;
- возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
- условное наказание или наказание с отсрочкой;
- условное освобождение из заключения и судебный надзор;
- постановление о выполнении общественно полезных работ;
- направление в исправительное учреждение с обязательным ежемесячным
присутствием;
- домашний арест;
- любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;
- сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в
быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения
приговоров могут применяться следующие меры:
- отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;
- освобождение в связи с работой или учебой;
- различные формы освобождения под честное слово;
- сокращение срока;
- помилование.
Если компетентным органам определяются условия примечания меры, не
связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими,
точными, по возможности малочисленными и уменьшающими опасность возвращения
осужденного к преступной деятельности.
Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках
применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе
индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства,
особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения
зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития,
системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению
преступлений. При исполнении соответствующей меры может привлекаться
общественность и система общественной поддержки.
При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с
тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение
принимается только после тщательного исследования фактов.
При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной
меры либо перейти в другой мере, не связанной с тюремным заключением.
Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в
исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как
один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными их семьями и
обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и
другие мероприятия, содействующие созданию общественностью необходимости
участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо
использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса
к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить
для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и
их семьям необходимые виды помощи.
Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не
связанные с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования
национальной системы уголовного правосудия.
Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся
к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной
области сохраняется в Минимальных стандартных правилах обращения с
заключенными и Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных
свободы.
Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на
следующие группы:
- организация родовой и видовой классификации лиц лишенных свободы;
- организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;
- организация режима в местах лишения свободы;
организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы;
- организация воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы.
В соответствии с родовой и видовой классификацией осужденные
разделяются на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью
осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания
наказания.
Родовая классификация положена в основу построения системы мест
лишения свободы и лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения
свободы.
Основные стандарты по организации исполнения и отбывания наказания
заключается в следующем:
- различные категории осужденных должны содержаться в разных
учреждениях или в разных секциях одного учреждения;
- категориями классификации являются: пол, возраст, предшествующую
судимость;
- взрослые и несовершеннолетние содержатся раздельно. Раздельно
содержатся впервые судимые и рецидивисты;
- система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись
возможности разместить каждую классификационную группу осужденных в
наиболее подходящем для работы с ней отдельном учреждении или
отдельной секции одного учреждения;
Классификация предполагает отделение осужденных от тех, кто в силу
своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать
на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории,
облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать
различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять
их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, интерес к
исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Анализа приведенных рекомендаций показывает, что стандартами
определяется общий, подход к родовой и видовой классификации осужденных.
Каждому государству на основе рекомендации самостоятельно разрабатывает и
усовершенствует свой национальный вариант реализации данных стандартов.
Анализ Минимальных стандартных правил обращения с заключенными
показывает, что под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы
следует понимать предусмотренные указанными Правилами условия содержания
осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде,
жилище, медицинском обслуживании и т.д.1
Микросоциальные условия отбывания лишения свободы предполагает условия
содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в
пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия,
обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенциарном
учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их
общему уровню в стране.
Стандартами микросоциальных условий отбывания наказания являются
следующие требования:
- жилых помещений для осужденных;
- правила личной гигиены;
- одежды и спальных принадлежностей;
- питания;
- упражнений и спорта;
- медицинского обслуживания.
Лекция 15. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах
1. Формирование пенитенциарных систем в зарубежных государствах
2. Исполнение уголовных наказаний в некоторых зарубежных странах
1.Формированиение пенитенциарных систем в зарубежных государствах
Пенитенциарные (тюремные) системы западных государств в своем развитии
прошли ряд этапов, для каждого из которых была характерна соответствующая
реализация политики в области исполнения наказания.
Тюремные модели включают в себя определенные атрибуты, средства и
методы физического и духовного воздействия на личность преступника. Они
зависят от экономического и политического строя данного государства и тех
целей, которые поставлены перед наказанием.
Первые в истории тюрьмы появились в Англии в 1553 году и в Голландии в
1595 году. В этих странах раньше других зародились капиталистические,
производственные отношения, а осужденные представляли собой наиболее
пригодную для эксплуатации рабочую силу.
Продолжительное время целями наказания выступали возмездия и устрашения
населения, однако, в последствии общество пришло к выводу о необходимости
исправления и перевоспитания преступников.
Д. Говард и И. Бентам составили пенитенциарную модель, которая
предусматривала профессиональное обучение, трудовое и нравственное
воздействие на преступников с целью исправления отрицательных привычек и
нравов.
Поиск эффективных мер воздействия на преступников привел американскую
религиозную секту квакеров к идее жесткой и полной физической и духовной
изоляции заключенных от общества. В результате реализации этой идеи в 1786
году в штате Пенсильвания (г. Филодельфия) была построена тюрьма названная
ее основателями пенитенциарием (от латинского слова "пенитенция" -
раскаяние).
Суть наказания заключалась в полной изоляции человека, оставлении его
один на один со своей совестью и богом, что должно было по мнению квакеров
привести преступника к раскаянию и исправлению. Осужденные должны были
находиться в режиме молчания и тишины, усердно изучать религиозную
литературу и молиться богу. Подобная модель получила определенное признание
в США, Англии и некоторых других странах. Тем не менее она не смогла решить
поставленных задач духовного возрождения преступников и социальной
превенции, как и не решала проблем воспитательной роли наказания.
Несмотря на не эффективность подобная система была модернизирована. Так
в 1816 году в г. Оборне (штат Нью-Йорк) была открыта тюрьма подобно
Пенсильванской с той лишь разницей, что осужденных изолировали в одиночные
камеры только на ночь. Работали осужденные в этой тюрьме в общих
мастерских, но им запрещалось разговаривать под страхом физического
наказания.
Пенсильванская и Оборнская тюремная системы не смогли решить
воспитательных задач наказания. Поиски решения такой задачи привели к так
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|