рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

конгресса был определен примерный перечень мер поощрения, включавший в себя

поощрения материальные (увеличение рациона питания и сумм расходов на

личные нужды) и нравственные (разрешение приобретать книги и другие такого

рода предметы). На конгрессе был разработан также механизм дисциплинарного

воздействия на заключенных предполагающий строгую регламентацию порядка

наложения и исполнения дисциплинарных взысканий на определенный срок и

после обязательного получения объяснения лица, подлежащего наказанию. На

конгрессах рассматривались вопросы контроля пенитенциарных учреждений со

стороны государства и общественности, применения прогрессивной системы

исполнения наказания и мер адаптации освобождающихся из заключения.

Третий этап международного сотрудничества в области исполнения

наказания и обращения с заключенными, начался после создания в 1945 году

ООН. ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатывает

правила и стандарты обращения с осужденными и заключенными, определяет

основные принципы сотрудничества государств в области пенитенциарной

деятельности принимает соответствующие резолюции и утверждает международные

конвенции. Данные нормы не обладают юридической силой национального

законодательства и не предусматривают санкций за из не выполнение1.

Научно-исследовательскую деятельности в области пенитенциарии в рамках

ООН осуществляет Научно-исследовательский институт социальной защиты,

который занимается проблемами исследований в развивающихся странах и

оказанием им помощи в координации научно-исследовательской деятельности, в

управлении региональными и национальными институтами.

Ведущая роль в координации деятельности по проблемам международного

сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам принадлежала до 1991

года Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней2. Раз в пять

лет он готовил и проводил Международные Конгрессы ООН по предупреждению

преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводились: в 1955

году в Женеве; в 1960 году в Лондоне; 1965 году в Стокгольме; в 1970 году в

Киото; в 1975 году снова в Женеве; в 1980 году в Каракасе; в 1985 году в

Милане; в 1990 году в Гаване.

В результате деятельности международных конгрессов были приняты ряд

документов среди которых такие, как Минимальные стандартные правила

обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты лиц, подвергаемых

задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме, в 1989 году,

Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними

правонарушителями в 1990 году, Принципы медицинской этики, относящиеся к

роли работников здравоохранения и защите заключенных или задержанных лиц от

пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов

обращения и наказания 1990 года.

3. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными

Международные стандарты по обращению с осужденными можно

классифицировать по трем основаниям:

- масштабом действия;

- специализацией;

- обязательности для государств - применителей.

По масштабам действия стандарты подразделяются на две группы:

универсальные и региональные.

Универсальные - это стандарты вырабатываемые ООН, а региональные

Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В

настоящей лекции будут затронуты только универсальные стандарты, освещению

региональных норм препятствует их многочисленность.

По специализации универсальные стандарты обращения с осужденными,

распадаются на два вида:

- акты общего характера, не предназначенные специально для

регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные

интересующие нас стандарты;

- акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение

стандартов обращения с осужденными.

Практическое значение этой классификации заключается в том, что при

поиске стандартов обращения с осужденными они ориентируют не только на

специализированные международные акты, но и на акты общего характера.

По обязанности для государств - применителей рассматриваемые стандарты

можно отнести по двум основным разрядам: обязательные нормы - принципы и

общие положения. Нормы принципы являются стержневыми и на их положениях

должны базироваться все институты уголовно-исполнительного

законодательства1.

Конкретные стандарты - рекомендации, не носящие обязательно характера.

Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить

обязательные нормы от рекомендованных. Если стандарты, принципы и общие

положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие

международные акты, то стандарты - рекомендации внедряются тем либо иным

государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические,

политические и другие предпосылки для их реализации.

Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих

международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие

универсальные нормы, принятые ООН.

Акты общего характера:

- Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

(1966г.);

- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);

- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации

(1963г.);

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

основе религии или убеждений (1981г.);

- Декларация прав ребенка (1959г.);

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.);

- Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Специализированные акты:

- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);

- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или

наказания (1975г);

- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984г);

- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

(1979г.);

- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников

здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или

задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или

уничтожающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);

- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни

(1984г.);

- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления

правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)

(1985г.);

- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или

заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);

- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);

- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы

(1990 г.);

- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди

несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.).

Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их

целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с

осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением с лишением

свободы; б) при применения лишения свободы. Дело в том, в рассматриваемых

направлениях действует значительное количество специфических принципов,

общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует

раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.

Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к

мерам, не связанным с лишением свободы.

Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в

минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года. В связи с этим

целесообразно показать их основное содержание исходя из данного

международного акта.

Целью стандартов рассматриваемой группы является содействие

рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением как

альтернатива лишению свободы.

В процесс применения стандартов государствам - членам ООН

предполагается руководствоваться следующими принципами:

Обеспечить активно участие общественности на всех стадиях реализации

рассматриваемых мер;

Создать надлежащее отношение между правами преступников, их жертв,

интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;

Использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей

системы уголовного правосудия;

Иметь широкий набор мер с тем. чтобы гибко реагировать на характер и

степень тяжести преступления, личность и интересы общества;

Минимизировать вмешательство при применении мер.

Стандартные правила рекомендую следующий набор мер, не связанных с

тюремным заключением:

- устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;

- условное освобождение от ответственности;

- поражение в гражданских правах;

- экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые и

поденные штрафы;

- конфискация или постановление о лишении права собственности на

имущество;

- возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

- условное наказание или наказание с отсрочкой;

- условное освобождение из заключения и судебный надзор;

- постановление о выполнении общественно полезных работ;

- направление в исправительное учреждение с обязательным ежемесячным

присутствием;

- домашний арест;

- любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;

- сочетание перечисленных выше мер.

В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в

быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения

приговоров могут применяться следующие меры:

- отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;

- освобождение в связи с работой или учебой;

- различные формы освобождения под честное слово;

- сокращение срока;

- помилование.

Если компетентным органам определяются условия примечания меры, не

связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими,

точными, по возможности малочисленными и уменьшающими опасность возвращения

осужденного к преступной деятельности.

Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках

применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе

индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства,

особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения

зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития,

системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению

преступлений. При исполнении соответствующей меры может привлекаться

общественность и система общественной поддержки.

При нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с

тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение

принимается только после тщательного исследования фактов.

При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной

меры либо перейти в другой мере, не связанной с тюремным заключением.

Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.

Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в

исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как

один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными их семьями и

обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и

другие мероприятия, содействующие созданию общественностью необходимости

участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо

использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса

к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить

для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и

их семьям необходимые виды помощи.

Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не

связанные с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования

национальной системы уголовного правосудия.

Большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся

к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной

области сохраняется в Минимальных стандартных правилах обращения с

заключенными и Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных

свободы.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на

следующие группы:

- организация родовой и видовой классификации лиц лишенных свободы;

- организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;

- организация режима в местах лишения свободы;

организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы;

- организация воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы.

В соответствии с родовой и видовой классификацией осужденные

разделяются на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью

осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания

наказания.

Родовая классификация положена в основу построения системы мест

лишения свободы и лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения

свободы.

Основные стандарты по организации исполнения и отбывания наказания

заключается в следующем:

- различные категории осужденных должны содержаться в разных

учреждениях или в разных секциях одного учреждения;

- категориями классификации являются: пол, возраст, предшествующую

судимость;

- взрослые и несовершеннолетние содержатся раздельно. Раздельно

содержатся впервые судимые и рецидивисты;

- система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись

возможности разместить каждую классификационную группу осужденных в

наиболее подходящем для работы с ней отдельном учреждении или

отдельной секции одного учреждения;

Классификация предполагает отделение осужденных от тех, кто в силу

своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать

на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории,

облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;

в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать

различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять

их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, интерес к

исправлению и сотрудничеству с администрацией.

Анализа приведенных рекомендаций показывает, что стандартами

определяется общий, подход к родовой и видовой классификации осужденных.

Каждому государству на основе рекомендации самостоятельно разрабатывает и

усовершенствует свой национальный вариант реализации данных стандартов.

Анализ Минимальных стандартных правил обращения с заключенными

показывает, что под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы

следует понимать предусмотренные указанными Правилами условия содержания

осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде,

жилище, медицинском обслуживании и т.д.1

Микросоциальные условия отбывания лишения свободы предполагает условия

содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в

пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия,

обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенциарном

учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их

общему уровню в стране.

Стандартами микросоциальных условий отбывания наказания являются

следующие требования:

- жилых помещений для осужденных;

- правила личной гигиены;

- одежды и спальных принадлежностей;

- питания;

- упражнений и спорта;

- медицинского обслуживания.

Лекция 15. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах

1. Формирование пенитенциарных систем в зарубежных государствах

2. Исполнение уголовных наказаний в некоторых зарубежных странах

1.Формированиение пенитенциарных систем в зарубежных государствах

Пенитенциарные (тюремные) системы западных государств в своем развитии

прошли ряд этапов, для каждого из которых была характерна соответствующая

реализация политики в области исполнения наказания.

Тюремные модели включают в себя определенные атрибуты, средства и

методы физического и духовного воздействия на личность преступника. Они

зависят от экономического и политического строя данного государства и тех

целей, которые поставлены перед наказанием.

Первые в истории тюрьмы появились в Англии в 1553 году и в Голландии в

1595 году. В этих странах раньше других зародились капиталистические,

производственные отношения, а осужденные представляли собой наиболее

пригодную для эксплуатации рабочую силу.

Продолжительное время целями наказания выступали возмездия и устрашения

населения, однако, в последствии общество пришло к выводу о необходимости

исправления и перевоспитания преступников.

Д. Говард и И. Бентам составили пенитенциарную модель, которая

предусматривала профессиональное обучение, трудовое и нравственное

воздействие на преступников с целью исправления отрицательных привычек и

нравов.

Поиск эффективных мер воздействия на преступников привел американскую

религиозную секту квакеров к идее жесткой и полной физической и духовной

изоляции заключенных от общества. В результате реализации этой идеи в 1786

году в штате Пенсильвания (г. Филодельфия) была построена тюрьма названная

ее основателями пенитенциарием (от латинского слова "пенитенция" -

раскаяние).

Суть наказания заключалась в полной изоляции человека, оставлении его

один на один со своей совестью и богом, что должно было по мнению квакеров

привести преступника к раскаянию и исправлению. Осужденные должны были

находиться в режиме молчания и тишины, усердно изучать религиозную

литературу и молиться богу. Подобная модель получила определенное признание

в США, Англии и некоторых других странах. Тем не менее она не смогла решить

поставленных задач духовного возрождения преступников и социальной

превенции, как и не решала проблем воспитательной роли наказания.

Несмотря на не эффективность подобная система была модернизирована. Так

в 1816 году в г. Оборне (штат Нью-Йорк) была открыта тюрьма подобно

Пенсильванской с той лишь разницей, что осужденных изолировали в одиночные

камеры только на ночь. Работали осужденные в этой тюрьме в общих

мастерских, но им запрещалось разговаривать под страхом физического

наказания.

Пенсильванская и Оборнская тюремная системы не смогли решить

воспитательных задач наказания. Поиски решения такой задачи привели к так

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.