рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

материальную ответственность лиц, лишенных свободы.

Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и

процессуальные. Материальные нормы права устанавливают содержание правила

поведения, процессуальные нормы регулируют условия и порядок его

реализации. Так соотношение и взаимосвязь материальных и процессуальных

норм выражены в ст. 51-52. В ст. 113, 115 УИК сформулированы материальные

нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст. 116 и

117 определен процессуальный порядок их применения.

Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет важное

общетеоретическое значение, оно помогает предметно их анализировать при

правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм следует

учитывать их видовую принадлежность для более правильного определения

характера прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных

правоотношений.

В общей теории права в структуре норм выделяют гипотезу, диспозицию и

санкцию. Обозначенное структурное разделение норм применимо и в уголовно-

исполнительном праве. Гипотеза рассматривается как условие, при наличии

которого норма должна применяться. В большинстве случаев гипотеза выносится

за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, соответственно она

может быть общей для многих норм. В этом случае имеется в виду основание

отбывания уголовного наказания - приговор суда либо изменяющее его

определение или постановление суда, вступившее в законную силу. В некоторых

нормах гипотеза содержится в самом нормативном акте. Так в ст. 97 УИК

сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест

лишения свободы, а в ст. 96 — условия предоставления осужденным права

передвижения без конвоя и т. д.

В диспозиции нормы определяется правило поведения субъектов

правоотношений. Нормы права и статьи закона не обязательно должны

совпадать. В статьях могут содержаться несколько норм.

В санкции определяются последствия нарушения установленных нормой

права правил поведения. При этом санкций норм уголовно-исполнительного

права, в отличие от норм уголовного права, могут находиться в одной

статье (ст. 115 УИК), но применять за нарушение правил поведения,

установленных в других статьях УИК. Санкции, установленные в УИК,

применяются только к одному субъекту - осужденному, а иные субъекты

уголовно-исполнительных отношений несут ответственность в соответствии с

нормами административного либо трудового права. Дисциплинарным Уставом

внутренней службы предусматриваются меры дисциплинарной ответственности

начальствующего состава исправительных учреждений. Одновременно уголовную

ответственность могут нести и те и другие в случае уголовно-наказуемого

деяния.

3.Уголовно-исполнительные правоотношения

Нормы уголовно-исполнительного права, определяют порядок и условия

исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, регулируют

общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе их исполнения,

придавая им властно-правовой характер.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникает с вступлением

приговора в законную силу и продолжаются до отбытия осужденным наказания.

Это положение вытекает из ст. 7 УИК, которая определяет в качестве

основания отбывания уголовного наказания только приговор суда, вступивший

в законную силу. Возникновение уголовно-исполнительных отношений

связывается с распоряжением об исполнении приговора, посылаемое судьей или

председателем суда с копией приговора тому органу, на который возложена

обязанность приведения приговора в исполнение (ст.359 УПК). С данного

момента меняется статус лица, в отношении которого вынесен приговор: он

перестает быть подсудимым и становится осужденным.

В процессе исполнения наказания уголовно-исполнительные

правоотношения, не меняя свою правовую природу, могут изменять свое

содержание. Оно имеет место, в частности, при замене одного вида наказания

другим, а в связи с осуждением к лишению свободы - при изменении вида

исправительного учреждения. Исходя из этого, следует рассмотреть структуру

уголовно-исполнительных правоотношений. Ее образуют следующие основные

элементы: субъекты правоотношений; содержание правоотношений; объекты

правоотношений; юридические факты.

Субъектами правоотношений являются юридические и физические лица,

обладающие определенными субъективными правами и обязанностями,

установленными нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами

правоотношения, называют его стороны, обладающие наибольшим объемом

субъективных прав и обязанностей. При их отсутствии правоотношения не

возникают.

К субъектам уголовно-исполнительных отношений прежде всего

относятся, учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК). На

каждое учреждение или орган возложено исполнение определенного вида

наказания: на суд - лишение специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград (ч. 6 ст.; 1.6); на уголовно-

исполнительную инспекцию - обязательные работы и исправительные работы (ч.

2,4 ст. 16); на учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные

центры, арестные дома, исправительные учреждения) - ограничение свободы,

арест, лишение свободы и смертная казнь (ч.5 ст.16); на дисциплинарную

воинскую часть- содержание в дисциплинарной воинской части; на

командование, гарнизонов -арест; на командование воинских частей,

учреждений, органов и воинских формирований - ограничение по воинской

службе (ч. 7 ст. 16).

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать

прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией

учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих

правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний,

например, дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к

месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 2 ст. 48), дают

согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч.

3 ст. 85), санкционируют задержание осужденного при уклонении от

возвращения в исправительное учреждение (ч.3 ст. 97 и т.д.).

Указанные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают,

наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной

отрасли права. Меньшим, объемом прав и обязанностей наделяются общественные

объединения (ст. 23 УИК), попечительский совет (ст. 142 УИК), отдельные

граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие

исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с

осужденными.

Содержание уголовно-исполнительных правоотношений выражается в

поведение их субъектов, каждый из которых имеет права и несет обязанности,

поэтому если один из них несет какую-либо обязанность, то другой имеет

право требовать выполнения данной обязанности. Соответственно, права и

обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют

содержание правоотношений. Характер их прав и обязанностей зависит от вида

исполняемого наказания.

Содержание правоотношений позволяет выделить их виды. К ним

относятся правоотношения, возникающие при исполнении и отбывании

уголовного наказания и при применении исправительного воздействия.

К объекту уголовно-исполнительных правоотношений относятся явления и

предметы, (реально существующие обстоятельства) по поводу которых возникают

правоотношения. Объектом правоотношений могут быть и определенные законом

интересы его субъектов, например, для осужденных к лишению свободы в

качестве объектов могут выступать такие интересы, как разрешение на

краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска,

получение свидания, посылки или передачи, разрешение на передвижение без

конвоя и т. д., для администрации исправительных учреждений в качестве

объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего

порядка в исправительных учреждениях и т.д. Следовательно можно считать,

что реализация прав и обязанностей субъектов направлена на определенные

объекты.

Юридическими фактами являются действия или события, в связи с которыми

возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные

правоотношения. Их можно разделить на несколько групп. В качестве главного

юридического факта выступают такие действия или события, как вступление в

силу приговора суда и обращение его к исполнению (действие); истечение

срока наказания, назначенного судом, или его исполнение (событие);

досрочное освобождение от отбывания наказания (действие). Вступивший в силу

приговор порождает целый комплекс правоотношения, связанных с исполнением

(отбыванием) наказания, он включает механизм реализации большинства норм

уголовно-исполнительного права: получение подсудимым статуса осужденного,

возникновение у него комплекса прав и обязанностей, связанных с отбыванием

наказания. Как следствие этого у администрации учреждения или органа,

исполняющего наказание, возникает комплекс обязанностей и прав по

отношению к осужденным.

Истечение срока назначенного наказания или исполнение наказания, не

являющегося срочным (штраф), влечет прекращение всего комплекса уголовно-

исполнительных правоотношений, а осужденный вновь приобретает статус

гражданина, свободного от правоограничений, связанных с исполнением

уголовного наказания (ст. 179 УИК).

К другой группе юридических фактов относятся действия со сложным

фактическим составом, влекущим за собой изменение комплекса

правоотношений, например замена одного вида наказания другим, перевод

осужденного из колонии в тюрьму и т.д.

И наконец к третьей группе юридических фактов относятся те из них,

которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных

правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение

его к работе без оплаты труда и т.д.

Уголовно-исполнительные правоотношения, возникающие или, изменяющиеся

на основе второй и третьей групп юридических фактов, рассматриваются как

часть всей системы правоотношений, которые возникли на основе главного

юридического факта.

Анализ и оценка юридических фактов позволяет разграничивать правовую

природу правоотношений, возникающие при исполнении наказаний, и в

частности на гражданско-правовые, связанные с собственностью осужденных,

уголовно-процессуальные, возникающие при рассмотрении дел об условно-

досрочном освобождении осужденных. Такой подход позволяет правильно

применять конкретные правовые нормы, различных отраслей права.

Лекция 3. История развития уголовно-исполнительного права и пенитенциарной

системы в России

1. Уголовно-исполниельное законодательство и пенитенциарные учреждения

России в царский период

2. Советская исправительно-трудовая система

3. Уголовно-исполнительное право России с 1991 года по настоящее время

1. Уголовно-исполниельное законодательство и пениенциарные учреждения

России в царский период

Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в

России возникают в период образования и укрепления русского

централизованного государства. Основным источником права этого периода были

Судебники 1497 и 1550 гг.

Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных деяний.

Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако, преступников могли

помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет».

Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать

заключенных.

Наказания приобретают более суровый характер и направлены на устрашение

населения, но значительно легче, нежели в странах Западной Европы.

Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10

случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало

правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее

распространенными способами смертной казни были: отсечение головы,

повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни

носила публичный характер и имела цель устрашения. Существующее на западе

мнение о русском деспотизме не соответствует действительности. В Германской

Каролине 1153 года смертная казнь назначается намного чаще – в 44 случаях.

На практике смертная казнь в этот период применялась не так часто.

Большое влияние оказывала национальная идеология, в соответствии с которой

преступник после смерти отвечал перед Богом, а светская власть не вправе

предрешать его судьбу.

В русском государстве не были распространены изуверские способы казни,

свойственные Европе.

Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым

относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой

площади.

Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного

наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания с

несостоятельных должников.

Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное

наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на

сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с

другими видами наказания.

«Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их чем и как могли их

родственники, безродные же, связанные по двое ходили по очереди со сторожем

по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею»1.

Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения

явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении

представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает

устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.

Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение

головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом) и т.д.

Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях

покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных

наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие, устрашающие население.

К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук,

отрезание ушей и т.д.

В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка

преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие.

Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось

присоединение Россией Сибири. К концу ХV11 века ссылка становится самой

массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к

1662 году на одну десятую состояло из ссыльных1.

Соборное Уложение предусматривало применение принципа талиона и

принципа неопределенности наказания.

Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое

назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный (на

сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на

строительство тюрем и содержание тюремной администрации «…тюрьмы на Москве

строить из Разбойного приказу государевою казною…. А в целовальниках и в

сторожах у московских тюрем быти Московских черных сотен и слобод тяглым

людям на подмоги, а на подмогу деньги тем целовальникам и сторожам имать с

тех сотен и слобод по городам…»2. Таким образом, центральная власть

полностью освободила себя от обязанности строительства тюрем и содержания

тюремной администрации. Центральная власть полностью освободила себя от

обязанности строительства и содержания тюрем на местах. В Уложении

признавалось:

а) строить тюрьмы за счет городов и уездов;

б) сторожей избирать из «сошных людей»;

в) приставникам производить жалование из «скудного приказа»;

г) «колодникам черной избы» давать прокормление;

д) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а

безродных хоронить за казенный счет;

е) за побег колодников взыскивать с приставников;

ж) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они

помещены.

Государство почти не заботилось о внутреннем порядке тюрьмы «мы нигде

не находим ни малейших следов, например, организации тюремного

продовольственного хозяйства; наоборот, и кормовые деньги и подаяния…

выдаются самим тюремным сидельцам на руки, мы не находим далее никаких

установленных законами порядка в образе жизни арестантов, ни вообще

какого бы то ни было тюремного режима, за исключением немногих

запретительных определений, касающихся спиртных напитков, опасных орудий,

вроде топоров, пил, ножей и т.д.[13]

Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в

обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных

законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715

г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения.

Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание

исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского

периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались

заимствования из Европы, например, ссылка на галеры.

Наряду с тюремным наказанием предусматривал новый вид наказания,

связанный с лишением свободы - поселение на которгу. В отношении тюрем было

установлено «государево жалование» в размере двух алтын в день на человека,

что не снимало проблему питания заключенных. «Осужденные в основном

кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из

осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами

изделия».[14]

Регламентом Главного Магистрата 1721 г. предполагалось устройство во

всех городах смирительных домов.

Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих

наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание

женщины донага и др.

История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания

правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения

свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению

исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное

законодательство.

Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права

внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила

проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по

полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых

тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к

смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем

разделам: 1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных

групп; 2) о содержании заключенных; 3) о тюремной администрации. Проект

предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.