рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

«вольном воздухе». Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими

заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект

строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни

пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за

местами заключения в губернии проект создавал специальную должность

тюремного смотрителя.

Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало

произвол в деятельности тюремных учреждений. Таким образом, на протяжении

17 и большей части 18 века не было еще единого типа мест лишения свободы.

Отсутствовала тюремная администрация и задача тюрьмы нередко сводилась лишь

к охране арестантов от побегов и общения.

Лишь в конце 17 века изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже

не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение

свободы стало применятся как самостоятельное уголовное наказание.

С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала

выдвигаться и задача исправления и перевоспитания.

Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания

принудительных - воспитательных заведений и предпринявших попытку

регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является

утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями»[15].

В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного

призрения, создаваемые в каждой губернии должны были уделять большое

внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и

смирительным домам.

Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление

неимущим», в них должны быть установлены определенные правила

«добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим

домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и

порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде

излишеств».

Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для

лиц, совершивших преступление.

Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих

общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное

поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по

направлению наместнического правления, по прошению родителей, или

требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом.

Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не

совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и

«лица непотребного и невоздержанного поведения».

Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об

управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за

смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее

одного раза в неделю.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию

Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала

классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного

преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались

вопросы поощрений и наказаний.

М.Н. Гернет характеризует еще один документ в области исполнения

наказаний - Положение о должности смотрителя и о должности караульного

офицера в тюремном замке 1804 г.[16] Положение предполагало

классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по

сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись также и телесные

наказания. Назначение дисциплинарных наказаний зависело от

оберполицмейстера и от усмотрения самого смотрителя.

Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от

нарушений дисциплины (кроткими средствами: как-то: благородных сажать в

уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди

для чищения нечистоты и пр. или давая уменьшенную пищу хлеб да воду).

Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы

оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным,

ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания

наказания в тюрьмах России.

1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в

эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В 1819 г. было

образовано Попечительное о тюрьмах общество.

Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление

преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим

делам людей».

Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над

заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3)

наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности

на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение

провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме

спиртных напитков.

В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных[17]. Он содержал 435

§ и предусматривал два вида ссылки в Сибирь: 1) на каторгу; 2) на

поселение. Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты,

обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием

ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.

29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра

внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав.

Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему

своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон

тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г.

включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о

содержащихся под стражею»[18]. Т. 14 Свода законов был разбит на две книги.

Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под

стражею», а вторая - «Свод учреждений и уставов о ссыльных».

Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы

предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения

предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с

тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома

предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и

административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичей воли

и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.

15 августа 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и

исправительных.[19]

В уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли

уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились:

- смертная казнь и лишение всех прав состояния;

- лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы;

- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь;

- лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.

К исправительным наказаниям были отнесены:

- потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленные или

менее отдаленные места Сибири;

- ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских;

- заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и

преимуществ, либо без оного;

- заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав

и преимуществ либо без оного;

- заключение в тюрьму;

- арест;

- выговор.

В связи с принятием Уложения был поставлен вопрос о тюремной реформе.

Был составлен проект нового закона «О тюрьмах».

Инициатором тюремной реформы явился Николай I. В Москве по его

повелению была построена тюрьма по проекту, который он привез из Англии.

Проект реформы был составлен в 1869 г. и в течении 10 последующих лет

дорабатывался.

27 апреля 1879 г. было создано Главное тюремное управление, где

сосредоточилось руководство тюрьмами. В тюрьмах стал активнее применяться

труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное

обеспечение.

В 1882 г. местами лишения свободы являлись: тюремные замки и уголовные

тюрьмы (579); временные дополнительные помещения при них (6); смирительные

дома (5); Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы (2); дома

предварительного заключения в Санкт-Петербурге и Варшавская следственная

тюрьма (6); пересыльные тюрьмы (11); исправительные арестантские отделения,

роты и полуроты (32); временные арестантские каторжные тюрьмы (11);

подследственные аресты в Привисленских губерниях (75); полицейские дома в

Москве (16). Всего учреждений - 767. Общее число содержащихся в местах

лишения свободы на 1 января 1882 г. составляло 94797.

Каторга в России была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Она

применялась за государственные и иные тяжкие преступления. Осужденные

лишались прав состояния и титулов и направлялись на рудники в Сибирь и на

Сахалин. По истечении определенного срока каторжники (примерного поведения)

переводились на более легкий режим, увеличивалось время отдыха, режим

содержания ослаблялся. Со временем каторжные могли строить собственные дома

и обзаводиться семьями. Таким образом, налицо проявлялась прогрессивная

система отбывания наказания. Отбывшие каторгу переводились в категорию

ссыльных переселенцев и определялись на место жительства в отдаленные

районы с соответствующей материальной помощью.

В рассматриваемый период цели наказания отличались многоаспектностью.

Государство стремилось к перевоспитанию преступников, играло определенную

роль и устрашение.

Новым этапом в развитии идеи гуманизации наказания стало Уголовное

Уложение 1903 г. Уложение вводило новую более упрощенную систему наказаний,

количество наказаний сократилось до 8: смертная казнь, каторга, ссылка на

поселение, заключение в смирительный дом, заключение в тюрьму, арест и

штраф.

Одним из последних значительных нормативных актов тюремного

законодательства в царской России явилась Общая тюремная инструкция,

утвержденная министром юстиции сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915 г.

Действие Инструкции распространяется на каторжные и другие общеуголовные

тюрьмы и исправительные арестантские отделения.

Наряду с Уставом о содержащихся под стражей и Общей тюремной

инструкцией в некоторых местах заключения режим отбывания наказания

регулировался отдельными нормативными актами. В 1909 г. в России был введен

институт условно-досрочного освобождения, которое применялось к заключенным

в тюрьме или исправительном арестантском отделении при отбытии 3/4 срока

наказания, но не ранее чем через 6 месяцев[20]. Необходимым условием

применения условного освобождения являлось активное проявление исправления,

выраженное в добросовестном отношении к труду и соблюдением режима

содержания. Не подлежали условно-досрочному освобождению осужденные за

казнокрадство и осужденные, подлежащие по окончанию тюремного заключения

ссылке на поселение.

Анализируя пенитенциарное законодательство в России перед февральской

революцией можно утверждать, что оно в целом соответствовало аналогичному

законодательству развитых европейских стран.

Значительным явлением в истории русской тюрьмы можно с твердой

уверенностью назвать создание в России Попечительного о тюрьмах общества.

Воссоздание подобного общества в современных условиях было бы весьма

полезным в деле демократизации уголовно-исполнительной системы.

Следует отметить, что в дореволюционной России произошло становление

русского тюрьмоведения или пенитенциарии, главным представителем которых

следует считать И.Я. Фойницкого. Известными тюрьмоведами являлись также

Н.В. Муравьев, А.В. Пассек, Д. Тальберг, В.Н. Юферов, Н.М. Ядринцев, Н.Ф.

Лучинский, В.Н. Никитин, А.А. Пионтковский и др. Тюрьмоведы в своих трудах

стремились соединить учение о наказании с практикой деятельности мест

заключения, разработать принципы такой деятельности, направить ее в русло

исправительно-воспитательного воздействия на лиц, отбывающих наказание.

Так, А.А. Пионтковский во вступительной лекции в императорском

Новороссийском Университете прочитанной 30 сентября 1881 г., говорил:

«Гуманизируя тюремное дело, оно (тюремное дело) чертит на воротах

современной тюрьмы не дантовские слова отчаяния «оставь надежду, всяк сюда

входящий», а: «ты, сюда входящий, верь, надейся, люби и заслужи того

же»[21].

При всей утопичности подобных взглядов в условиях российской

действительности дискуссия вокруг этого была, несомненно положительным

явлением.

2. Советская исправительно-трудовая система

После февральской революции 1917 г. Временное правительство осуществило

ряд мер по гуманизации отбывания наказания в местах лишения свободы. Части

осужденных, принимавшим участие в работах, связанных с военными нуждами и

зарекомендовавших себя безукоризненным поведением и усердием в работе,

сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие

средства воздействия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказания

розгами, наложения оков и одевание смирительной рубашки. Для каторжных

женщин одиночное заключение сокращалось наполовину. Лица, виновные в

совершении правонарушения, не могли в дальнейшем переводиться в разряд

«исправившихся».

В приказе Главного тюремного управление указывалось на необходимость

проявлять гуманность к заключенным, уважать их личное достоинство. В

соответствии с этим, тюремной администрации предписывалось в тех случаях,

когда применение телесного наказания зависtло от усмотрения должностного

лица тюрьмы и назначать это наказание. Приказы напоминали, что превышение

власти в отношении заключенных должностным лицо в местах заключения

подсудно.

Тюремное ведомство возглавил профессор А.А. Жижиленко. Главной задачей

наказания определялось перевоспитание человека , совершившего преступление.

Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки

реализации передовых идей сформировавшихся в дореволюционный период. Многие

известные ученые приняли советскую власть и работали в советских

государственных учреждениях, внося в их организацию прогрессивные

демократические начала организации исполнения наказания.

28 октября 1917 г. постановлением Петроградского ВРК были назначены

комиссары в тюрьмы Выборгского района[22].

Постановлением НКЮ от 15 декабря 1917 г. при тюрьмах были утверждены

следственные комиссии для проверки правильности ареста, доставляемых в

местах заключения лиц и законности содержания арестантов.

12 января 1918 г. в составе НКЮ была образована медицинская коллегия

для проверки заявлений заключенных о болезнях.

23 января 1918 г. СНК принял постановление об улучшении продовольствия

в Петроградских тюрьмах. 24 января 1918 г. принято постановление НКЮ «О

тюремных рабочих командах».[23]

Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и

устанавливающим виды мест лишения свободы являлась Временная инструкция

1918 г.[24] Характерной особенностью Временной инструкции является

предоставление самостоятельности местным карательным отделам при разработке

и установлении внутреннего распорядка мест заключения; при этом они могли

применять правила «Общей тюремной инструкции 1916 г.», которые не отменены

революцией и не противоречат положению Временной инструкции.

Временная инструкция определяла следующие места заключения:

общие места заключения (тюрьмы);

воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии (в

основном для молодежи);

испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания

для послабления режима или досрочного освобождения;

карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными

психическими деформациями);

тюремные больницы.

Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали

только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы).

При применении мер репрессии Временная инструкция провела четкую

классификацию нарушителей: лица, нарушающие порядок и дисциплину, и лица,

не желающие работать без основательных причин. В отношении первой категории

применялись такие меры наказания, как: 1) более суровый режим

(лишение свиданий, переписки); 2) меры изоляции (одиночное заключение,

карцер до 14 дней); 3) в исключительных случаях при частых рецидивах

недопустимого поведения, перевод в специальные тюрьмы (изоляторы). На

последнее обстоятельство следует обратить особое внимание, ибо в перечне

лишения свободы специальные тюрьмы для нарушителей не упоминаются. В связи

с чем можно полностью согласиться с утверждением М.Г. Деткова, что

«появление таких тюрем, без четкой регламентации порядка и условий

содержания лиц, переведенных за нарушение режима, неизбежно вело к

произволу администрации, к серьезным ограничением прав, указанных

лиц»[25].

В отношении заключенных, не желающих трудиться предусматривались

следующие меры: 1) расходы на их содержание в местах лишения свободы

заносились на лицевые счета, причем они обязаны были погасить

задолженность, иначе не могли освободиться, хотя и отбыли в назначенный

срок наказание; 2) если это не помогало, они переводились на уменьшенный

паек; 3) направлялись в изолятор (особую тюрьму) как не исправившиеся[26].

Следует обратить внимание на то, что: во-первых, в этом положении

инструкции четко просматривается элемент неопределенного наказания, причем,

по усмотрению администрации, и во-вторых, оно дает широкие основания для

произвола последней.

Временная инструкция предусматривала создание распределительных

комиссий. Положение о распределительных комиссиях было принято карательным

отделом НКЮ РСФСР 16 ноября 1918 г. Распределительные комиссии определяли

вид места лишения свободы куда должен был направляться осужденный после

суда.

Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных

проблемам преступности несовершеннолетних, был декрет СНК от 14 января 1918

г. «О комиссиях для несовершеннолетних»[27].

В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для

малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с этим

Декретом, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и

центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних был

перенесен на меры воспитательного и предупредительного характера. Вместе с

тем проявлялась забота о том, чтобы правонарушители из числа молодежи (17

лет и старше), осужденные к лишению свободы, отбывали наказание в особых

исправительно-трудовых учреждениях[28].

25 ноября 1918 г. было принято постановление НКЮ «О досрочном

освобождении»[29].

Согласно Инструкции о досрочном освобождении лица, отбывающие наказания

в местах лишения свободы, могли быть по постановлению народного судьи или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.