рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным

членом нашего общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской

Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание

образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются

законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем,

является одним их факторов экономического и социального прогресса общества

и должно быть ориентировано:

- на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее

самореализации;

- на развитие гражданского общества;

- на укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и

уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры

общества;

- интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;

- формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему

общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и

сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,

этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие

мировозренческих подходов и убеждений.

Задачи обучения:

Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение

лиц, лишенных свободы, то они призваны:

- одновременно с задачей повышения образовательного уровня,

обеспечения требований Закона «Об образовании»;

- решать задачи их исправления и перевоспитания, искорения

антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей,

формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения,

воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости

приобретения квалифицированной профессии, позволяющей

трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях

рыночной экономики.

Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем

обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании»

образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е.

каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от

дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-

первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на

базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных

заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую

профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала

бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и

сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и

т.д.

Принципы государственной политики в области образования (ст.2):

это основные руководящие начала в сфере образования, на которых

базируется все законодательство и вся деятельность образовательных

учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.

В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих

ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства.

Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных

традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7,

11, 14 Закона «Об образовании»).

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к

уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

(ст.5)

г) светский характер образования в государственных, муниципальных

образовательных учреждений;

д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10)

е) демократический, государственно-общественный характер управления

образованием. Автономность образовательных учреждений.

В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных

свободы, реализация принципов государственной политики в области

образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.

В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение

специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует

отнести:

- принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную

подготовку в качестве одного из основных средств исправления

осужденных (ст.9 УИК РФ);

- принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и

несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно

судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80

УИК РФ);

- принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без

отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).

Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных.

В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на

образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению

свободы, поскольку они являются гражданами России.

Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного

законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ

регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-

исполнительного права.

Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных

учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК

РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные

наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании»

(1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о

соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых

разрабатываются Уставы ..., в которых определены задачи, принципы, общие

положения деятельности образовательных учреждений, основные направления,

формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся,

педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.

Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует

осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ

закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования в государственных

или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В

соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным,

(реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия

для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3)

профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование

включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ

(ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее

образование. Основными нормативными актами регулирующими обучение

осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об

организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и

Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах

ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра

внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.

В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в

исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными

к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего

образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию

могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация

исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления

могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные

инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее

образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к

образованию не привлекаются.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего

образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления

в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия

содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в

виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-

исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных

учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ

активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы

воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим

центром учебно-воспитательной работы с осужденными.

Порядок организации школы.

Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и

тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по

ходатайству территориальных органов управления уголовно-исполнительной

системой.

Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 учащихся

- осужденных наполняемостью в каждом классе 20 человек (в порядке

исключения - 15 учащихся). УКП открываются в ИУ, когда имеется не менее 30

учащихся и нет условий для очного обучения. Если позволяют условия, в

общеобразовательных школах и УКП при ИУ могут создаваться параллельные

классы на родном (национальном) и русском языке. Количество классов в школе

ВК определяется из расчета 25 человек на класс-комплект. Предельная

наполняемость класса - 35 человек.

Занятия в общеобразовательных школах проводятся с осужденными без

отрыва от производства, в зависимости от условий работы на предприятиях ИУ,

посменно, как в дневное, так и в вечернее время. Содержание и организация

общеобразовательного процесса в школе при ИК определяется учебными планами,

годовыми календарями учебным графиком и расписанием занятий,

разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями

самостоятельно, но обязательно должны быть согласованы с руководством

учреждения (ст.15 Закона «Об образовании»).Распорядок для работы школы

устанавливается совместным приказом директора школы и начальника ИУ.

Зачисление учащихся в школы при ИК и тюрьмах производится на основании

документов об образовании приказом директора школы по согласованию с

начальником ИУ или его заместителем по воспитательной работе, а в школе ВК

- приказом начальника колонии по представлению директора школы.

Комплектование классов должно быть завершено до начала учебного года.

Зачисление осужденных, прибывающих в учреждение в сентябре, октябре,

производится на основании данных, имеющихся в личных делах, на класс

вышеуказанного в приговоре. Одновременно в установленном порядке делаются

запросы для получения документов об образовании.

В соответствии с трудовым законодательством РФ на период выпускных

экзаменов осужденные освобождаются от работы: учащиеся переводных классов -

на 4-6 дней, девятых - 8, одиннадцатых - 20 рабочих дней. Заработная плата

на этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Меры

взыскания к осужденным, нарушающим правила поведения в школе, применяются

начальником ИУ по предоставлению директора в соответствии со ст.115 УИК РФ.

Осужденным, окончившим выпускные классы в школе при ИУ выписывают

документ государственного образца об уровне образования и (или)

квалификации (ст.27 Закона «Об образовании»), который хранится в их личных

делах и выдается им на руки под расписку при освобождении выдаются справки

об окончании не выпускного класса с указанием оценок по всем предметам, а

при переводе в другие ИУ подобные справки приобщаются к их личным делам.

Непосредственное руководство деятельностью школы осуществляет директор,

назначаемый соответствующими органами управления образованием по

согласованию с территориальными органами управления уголовно-исполнительной

системой. Непосредственно координируют деятельность администрации школ по

вопросам организации обучения осужденных в ИУ аппараты, осуществляющие

воспитательную работу с осужденными во главе с заместителем начальника

исправительной колонии по воспитательной работе.

Лекция 11. Порядок и условия исполнения наказаний связанных с изоляцией

осужденных от общества

1. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении

2. Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях общего и

строго режима

3. Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях особого

режима и в тюрьме

4. Исполнение и отбывание наказания в воспитательных колониях

5. Исполнение наказания в виде ареста

1. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении

Систему исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в

виде лишения свободы составляют: исправительные колонии общего, строгого и

особого режима, колонии-поселения и воспитательные колонии, тюрьмы и

лечебные учреждения.

Режим, условия исполнения, отбывания осужденных в исправительных

учреждениях разных видов существенно отличается и имеет свои особенности.

Эти особенности определены необходимостью различного содержания и

применения мер исправительного учреждения. Наименьшим уровнем

правоограничений обладает колония-поселение.

Согласно статье 128 УИК РФ в колониях-поселениях раздельно

отбывают наказания в виде лишения свободы: лица, осужденные за

преступления, совершенные по неосторожности; лица, впервые осужденные за

совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и

строгого режима в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ. Во всех колониях-

поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях.

Основанием для направления осужденных в колонию-поселение для

положительно характеризующихся осужденных, переведенных из исправительных

колоний общего и строгого режимов, является не приговор, а определение

суда, т.к. существование колоний-поселений данного вида обусловлено нормами

уголовно-исполнительного права, а не уголовного права.

Колонии-поселения существенно отличаются по условиям содержания

осужденных от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов,

которые относятся к исправительным колониям закрытого типа. Колонии-

поселения не имеют охраны и ряда иных атрибутов лишения свободы, их относят

к учреждениям открытого типа. Хотя закон прямо относит колонии-поселения к

учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, однако

по своему содержанию данный институт близок и к ограничению свободы. По

существу эти учреждения являются альтернативой исправительным учреждениям

закрытого типа, что обуславливает их значительные различия в условиях

отбывания.

В колониях-поселениях осужденные содержаться без охраны, но под

надзором. Там нет охранных сооружений, которые имеются в исправительных

колониях закрытого типа. Они располагаются как в населенных пунктах, так и

вдали от них. В первом случае территория колонии-поселения огораживается

сплошным забором с контрольно-пропускным пунктом, во втором случае такой

забор не устанавливается. Хотя в колониях-поселениях и отсутствует

вооруженная охрана, однако надзор за осужденными осуществляется регулярно

согласно Правилам внутреннего распорядка и распорядка исправительного

учреждения. Надзор за осужденными осуществляется как на территории колонии,

так и за ее пределами, в том числе совместно с местной милицией. Согласно

правилам внутреннего распорядка колонии-поселения проводятся регулярные

проверки наличия осужденных. Осужденные в колонии-поселении могут свободно

передвигаться в пределах границ колонии. Границы колонии-поселения

определяются органами местного самоуправления совместно с органом

внутренних дел в радиусе 5 километров и обозначаются указателями.

Границы объявляются каждому осужденному под расписку, а за их нарушение

они подвергаются мерам дисциплинарного воздействия. С разрешения

администрации колонии-поселения осужденным разрешается передвигаться без

надзора внутри границ учреждения, но в пределах административного района,

если это связано с обучением или производственной необходимостью.

Осужденные как на территории колонии-поселения так и за ее пределами

обязаны иметь при себе удостоверение установленного образца. Все другие

документы, в том числе паспорт и военный билет, хранятся в личном деле

осужденного и на руки им не выдаются.

Труд осужденных в колонии-поселении урегулирован нормами трудового

законодательства за исключением приема на работу, увольнения с работы и

приема на другую работу, что естественно обусловлено правовым статусом

осужденного и вытекает из содержания наказания.

Трудоиспользование осужденных определяется исходя из имеющихся

производственных возможностей, наличия у осужденного специальности и

возможности ее использования, а также состояния здоровья. Осужденные по

прибытию в колонию-поселение получают аванс в размере минимальной месячной

оплаты труда. Осужденным женщинам, содержащимся в колониях-поселениях и

имеющим детей выплачивается пособие и компенсация, предусмотренные семьям с

детьми (по уходу за ребенком до 1,5 лет, одиноким матерям, удорожанию

товаров детского ассортимента и др.) с учетом районного коэффициента.

Беременным женщинам выдается пособие по нетрудоспособности за счет сметы,

содержания исправительного учреждения в размере 100% их средней заработной

платы.

Осужденные привлекаются к труду в основном на собственном производстве

в колонии-поселении. При необходимости их труд может использоваться на

предприятиях иных форм собственности, в связи с чем допускается перевод

осужденных на другую работу, в том числе в другую местность. Осужденные

привлекаются к работам по благоустройству колонии-поселения согласно

графика.

Привила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях и ст.103

УИК РФ определяют виды работ, на которых запрещается использование

осужденных.

Ч.4 ст.129 УИК РФ разрешает осужденным, содержащимся в колониях-

поселениях заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и

среднего профессионального образования, расположенных в пределах

соответствующего административно-территориального региона по месту

расположения колонии-поселения.

Осужденные в колонии-поселения могут носить одежду гражданского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.