Уголовно-исполнительное право
человеку, совершившему преступлений, по отбытии наказания стать полезным
членом нашего общества.
Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской
Федерации. (ст.8, ст.50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание
образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются
законом «Об образовании» (ст.14). Содержание образования - говорится в нем,
является одним их факторов экономического и социального прогресса общества
и должно быть ориентировано:
- на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее
самореализации;
- на развитие гражданского общества;
- на укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества;
- интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
- формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленное на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,
этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие
мировозренческих подходов и убеждений.
Задачи обучения:
Поскольку школы учреждений исполняющих наказания осуществляют обучение
лиц, лишенных свободы, то они призваны:
- одновременно с задачей повышения образовательного уровня,
обеспечения требований Закона «Об образовании»;
- решать задачи их исправления и перевоспитания, искорения
антисоциальных установок, вредных привычек и наклонностей,
формирования у них стремлений к изменению противоправного поведения,
воспитания их в духе честного отношения к труду и необходимости
приобретения квалифицированной профессии, позволяющей
трудоустроиться осужденному после освобождения из ИУ в условиях
рыночной экономики.
Задачи повышения образовательного уровня осужденных обуславливаются тем
обстоятельством, что в соответствии с Законом «Об образовании»
образовательные программы общего образования являются преемственными, т.е.
каждая последующая программа базируется на предыдущей, начиная от
дошкольного и заканчивая полным общим образованием (ст.17 п.3). Это во-
первых, и во-вторых, реализация профессиональных программ происходит на
базе основного общего образования и т.д. (ст.22, 23).
Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных
заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую
профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала
бы скорейшей адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и
сопутствующими ее негативными моментами: безработица, спад производства и
т.д.
Принципы государственной политики в области образования (ст.2):
это основные руководящие начала в сфере образования, на которых
базируется все законодательство и вся деятельность образовательных
учреждений, в том числе и создаваемых в местах лишения свободы.
В соответствии со статьей 2 Закона «Об образовании» к ним относятся:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
б) единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита системой образования национальных культур и религиозных культурных
традиций в условиях многонационального законодательства; (ст.1; ст.3; ст.7,
11, 14 Закона «Об образовании»).
в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
(ст.5)
г) светский характер образования в государственных, муниципальных
образовательных учреждений;
д) свобода и плюрализм в образовании; (ст.10)
е) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием. Автономность образовательных учреждений.
В силу специфических условий осуществления образования лиц, лишенных
свободы, реализация принципов государственной политики в области
образования в уголовно-исполнительной системе имеет свои особенности.
В уголовно-исполнительном законодательстве нашли свое отражение
специфические принципы организации образования осужденных. К ним следует
отнести:
- принцип, закрепляющий общеобразовательную и профессиональную
подготовку в качестве одного из основных средств исправления
осужденных (ст.9 УИК РФ);
- принцип раздельного обучения женщин и мужчин, взрослых и
несовершеннолетних, впервые отбывающих наказание и неоднократно
судимых в связи с их раздельным содержанием в различных видах (ст.80
УИК РФ);
- принцип организации общеобразовательной подготовки осужденных без
отрыва от производства (ст.112, ч.3 ИУК РФ).
Правовая регламентация общеобразовательного обучения осужденных.
В Конституции РФ (ст. 43) говорится, что каждый имеет право на
образование. Это право распространяется и на лиц, осужденных к лишению
свободы, поскольку они являются гражданами России.
Однако в силу ограничения правового статуса, предусмотренного
законодательством для осужденных общеобразовательное обучение в ИТУ
регулируется нормами не только конституционного, но и уголовно-
исполнительного права.
Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных
учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируется прежде всего УИК
РФ ст.112, Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы», (ст.16), Законом РФ «Об образовании»
(1995г.), Уставом образовательного учреждения и Положением о
соответствующих типах и видах образовательных учреждений, на основе которых
разрабатываются Уставы ..., в которых определены задачи, принципы, общие
положения деятельности образовательных учреждений, основные направления,
формы и методы учебно-воспитательной работы, права и обязанности учащихся,
педагогического персонала, учебно-материальная база этих учреждений.
Российское законодательство не только закрепляет, но и гарантирует
осуществление осужденными права на образование. В ст.43 Конституции РФ
закреплено, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В
соответствии со ст.50 п.12 Закона РФ «Об образовании» осужденным,
(реализация гарантий Конституции) содержащимся в ВК и ИК создаются условия
для получения: 1) основного общего; 2) начального профессионального; 3)
профессиональной подготовки, а также 4) самообразования.
В соответствии со ст.19 Закона РФ «Об образовании» общее образование
включает три ступени соответствующее уровням образовательных программ
(ст.9): начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее
образование. Основными нормативными актами регулирующими обучение
осужденных в местах лишения свободы являются ст.112 УИК РФ, Инструкция об
организации общеобразовательного обучения осужденных в ИТК и тюрьмах и
Инструкция об организации общеобразовательного обучения осужденных в школах
ИТК. Объявление совместными приказами Министра просвещения СССР и Министра
внутренних дел СССР №129/152 от 1 июля 1986г. и №32/50 от 7 февраля 1986г.
В ст.112 УИК РФ устанавливается правило, согласно которому в
исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными
к лишению свободы, не достигших возраста 13 лет, основного общего
образования. Осужденные, имеющие основное общее образование по желанию
могут получить среднее (полное) общее образование, если администрация
исправительного учреждения и соответствующие органы местного самоуправления
могут создать необходимые условия. Осужденные, старшие 30 лет, и осужденные
инвалиды 1 или 2 группы получают основное общее или среднее (полное) общее
образование по их желанию. Осужденные к пожизненному лишению свободы к
образованию не привлекаются.
Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего
образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления
в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия
содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в
виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-
исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительных
учреждений в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели школ
активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, входят в советы
воспитателей отрядов. Школа в исправительном учреждении является важнейшим
центром учебно-воспитательной работы с осужденными.
Порядок организации школы.
Общеобразовательные школы и учебно-консультационные пункты при ИУ и
тюрьмах открываются и закрываются органами управления образованием по
ходатайству территориальных органов управления уголовно-исполнительной
системой.
Общеобразовательные школы открываются при наличии не менее 80 учащихся
- осужденных наполняемостью в каждом классе 20 человек (в порядке
исключения - 15 учащихся). УКП открываются в ИУ, когда имеется не менее 30
учащихся и нет условий для очного обучения. Если позволяют условия, в
общеобразовательных школах и УКП при ИУ могут создаваться параллельные
классы на родном (национальном) и русском языке. Количество классов в школе
ВК определяется из расчета 25 человек на класс-комплект. Предельная
наполняемость класса - 35 человек.
Занятия в общеобразовательных школах проводятся с осужденными без
отрыва от производства, в зависимости от условий работы на предприятиях ИУ,
посменно, как в дневное, так и в вечернее время. Содержание и организация
общеобразовательного процесса в школе при ИК определяется учебными планами,
годовыми календарями учебным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями
самостоятельно, но обязательно должны быть согласованы с руководством
учреждения (ст.15 Закона «Об образовании»).Распорядок для работы школы
устанавливается совместным приказом директора школы и начальника ИУ.
Зачисление учащихся в школы при ИК и тюрьмах производится на основании
документов об образовании приказом директора школы по согласованию с
начальником ИУ или его заместителем по воспитательной работе, а в школе ВК
- приказом начальника колонии по представлению директора школы.
Комплектование классов должно быть завершено до начала учебного года.
Зачисление осужденных, прибывающих в учреждение в сентябре, октябре,
производится на основании данных, имеющихся в личных делах, на класс
вышеуказанного в приговоре. Одновременно в установленном порядке делаются
запросы для получения документов об образовании.
В соответствии с трудовым законодательством РФ на период выпускных
экзаменов осужденные освобождаются от работы: учащиеся переводных классов -
на 4-6 дней, девятых - 8, одиннадцатых - 20 рабочих дней. Заработная плата
на этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно. Меры
взыскания к осужденным, нарушающим правила поведения в школе, применяются
начальником ИУ по предоставлению директора в соответствии со ст.115 УИК РФ.
Осужденным, окончившим выпускные классы в школе при ИУ выписывают
документ государственного образца об уровне образования и (или)
квалификации (ст.27 Закона «Об образовании»), который хранится в их личных
делах и выдается им на руки под расписку при освобождении выдаются справки
об окончании не выпускного класса с указанием оценок по всем предметам, а
при переводе в другие ИУ подобные справки приобщаются к их личным делам.
Непосредственное руководство деятельностью школы осуществляет директор,
назначаемый соответствующими органами управления образованием по
согласованию с территориальными органами управления уголовно-исполнительной
системой. Непосредственно координируют деятельность администрации школ по
вопросам организации обучения осужденных в ИУ аппараты, осуществляющие
воспитательную работу с осужденными во главе с заместителем начальника
исправительной колонии по воспитательной работе.
Лекция 11. Порядок и условия исполнения наказаний связанных с изоляцией
осужденных от общества
1. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении
2. Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях общего и
строго режима
3. Исполнение и отбывание наказания в исправительных колониях особого
режима и в тюрьме
4. Исполнение и отбывание наказания в воспитательных колониях
5. Исполнение наказания в виде ареста
1. Исполнение и отбывание наказания в колонии-поселении
Систему исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в
виде лишения свободы составляют: исправительные колонии общего, строгого и
особого режима, колонии-поселения и воспитательные колонии, тюрьмы и
лечебные учреждения.
Режим, условия исполнения, отбывания осужденных в исправительных
учреждениях разных видов существенно отличается и имеет свои особенности.
Эти особенности определены необходимостью различного содержания и
применения мер исправительного учреждения. Наименьшим уровнем
правоограничений обладает колония-поселение.
Согласно статье 128 УИК РФ в колониях-поселениях раздельно
отбывают наказания в виде лишения свободы: лица, осужденные за
преступления, совершенные по неосторожности; лица, впервые осужденные за
совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и
строгого режима в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ. Во всех колониях-
поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях.
Основанием для направления осужденных в колонию-поселение для
положительно характеризующихся осужденных, переведенных из исправительных
колоний общего и строгого режимов, является не приговор, а определение
суда, т.к. существование колоний-поселений данного вида обусловлено нормами
уголовно-исполнительного права, а не уголовного права.
Колонии-поселения существенно отличаются по условиям содержания
осужденных от исправительных колоний общего, строгого и особого режимов,
которые относятся к исправительным колониям закрытого типа. Колонии-
поселения не имеют охраны и ряда иных атрибутов лишения свободы, их относят
к учреждениям открытого типа. Хотя закон прямо относит колонии-поселения к
учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, однако
по своему содержанию данный институт близок и к ограничению свободы. По
существу эти учреждения являются альтернативой исправительным учреждениям
закрытого типа, что обуславливает их значительные различия в условиях
отбывания.
В колониях-поселениях осужденные содержаться без охраны, но под
надзором. Там нет охранных сооружений, которые имеются в исправительных
колониях закрытого типа. Они располагаются как в населенных пунктах, так и
вдали от них. В первом случае территория колонии-поселения огораживается
сплошным забором с контрольно-пропускным пунктом, во втором случае такой
забор не устанавливается. Хотя в колониях-поселениях и отсутствует
вооруженная охрана, однако надзор за осужденными осуществляется регулярно
согласно Правилам внутреннего распорядка и распорядка исправительного
учреждения. Надзор за осужденными осуществляется как на территории колонии,
так и за ее пределами, в том числе совместно с местной милицией. Согласно
правилам внутреннего распорядка колонии-поселения проводятся регулярные
проверки наличия осужденных. Осужденные в колонии-поселении могут свободно
передвигаться в пределах границ колонии. Границы колонии-поселения
определяются органами местного самоуправления совместно с органом
внутренних дел в радиусе 5 километров и обозначаются указателями.
Границы объявляются каждому осужденному под расписку, а за их нарушение
они подвергаются мерам дисциплинарного воздействия. С разрешения
администрации колонии-поселения осужденным разрешается передвигаться без
надзора внутри границ учреждения, но в пределах административного района,
если это связано с обучением или производственной необходимостью.
Осужденные как на территории колонии-поселения так и за ее пределами
обязаны иметь при себе удостоверение установленного образца. Все другие
документы, в том числе паспорт и военный билет, хранятся в личном деле
осужденного и на руки им не выдаются.
Труд осужденных в колонии-поселении урегулирован нормами трудового
законодательства за исключением приема на работу, увольнения с работы и
приема на другую работу, что естественно обусловлено правовым статусом
осужденного и вытекает из содержания наказания.
Трудоиспользование осужденных определяется исходя из имеющихся
производственных возможностей, наличия у осужденного специальности и
возможности ее использования, а также состояния здоровья. Осужденные по
прибытию в колонию-поселение получают аванс в размере минимальной месячной
оплаты труда. Осужденным женщинам, содержащимся в колониях-поселениях и
имеющим детей выплачивается пособие и компенсация, предусмотренные семьям с
детьми (по уходу за ребенком до 1,5 лет, одиноким матерям, удорожанию
товаров детского ассортимента и др.) с учетом районного коэффициента.
Беременным женщинам выдается пособие по нетрудоспособности за счет сметы,
содержания исправительного учреждения в размере 100% их средней заработной
платы.
Осужденные привлекаются к труду в основном на собственном производстве
в колонии-поселении. При необходимости их труд может использоваться на
предприятиях иных форм собственности, в связи с чем допускается перевод
осужденных на другую работу, в том числе в другую местность. Осужденные
привлекаются к работам по благоустройству колонии-поселения согласно
графика.
Привила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях и ст.103
УИК РФ определяют виды работ, на которых запрещается использование
осужденных.
Ч.4 ст.129 УИК РФ разрешает осужденным, содержащимся в колониях-
поселениях заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования, расположенных в пределах
соответствующего административно-территориального региона по месту
расположения колонии-поселения.
Осужденные в колонии-поселения могут носить одежду гражданского
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|