рефераты скачать

МЕНЮ


Уголовно-исполнительное право

и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших

вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной

работы, основы правового регулирования общеобразовательного и

профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы.

Значение воспитательной работы с осужденными:

Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-

педагогические средства специально и непосредственно нацелены на

нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы,

на осуществление реального, а не формального процесса исправления

осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в

органической связи с педагогическими методами, приемов психологии

основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях

обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них

возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа

и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных.

Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание

сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет

воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных

средств исправления осужденным.

Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг

воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного

воздействия.

Значение воспитательной работы как одного из средств исправления

осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует

укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению

осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по

отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных.

Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность

осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия,

восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии

социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного,

социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения

свободы.[65]

Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной

работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное

назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и

сложность их реализации в современных условиях.

Правовая природа воспитательной работы с осужденными.

По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего

является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее

воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и

осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но

поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях,

проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой

категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это

наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации

урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на

его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего

распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных,

Примерное положение о самодеятельных организациях и др.

Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в

наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне

закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала,

авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель

урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя

субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в

применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия.

2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы

Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная

работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к

которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных

уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и

традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного

уровня осужденных.

Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение

совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит

в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила

поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности

осужденного - дело чрезвычайно трудное.

Важной задачей воспитательной работы является формирование у

осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции

России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются

государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на

умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную

неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени.

Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно-

полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и

положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у

осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое

предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и

назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек,

профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная

работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к

социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина

и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные

преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду

предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к

собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений,

стремления жить за счет других.

Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании,

что выражается в наличии деформации правового сознания, криминогенных

установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане России обязаны

соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость

воспитательной работы на формирование правопослушного поведения.

Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно

актуальна в отношении людей ставших на путь совершения преступлений по

причине низкой сознательности, безкультурья, моральной деградации и

духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня

осужденных, приобщение их к общеобразовательным знаниям, культурным

ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной

работы с осужденными.

Существенное значение при организации воспитательной работы в

исправительных учреждениях имеет учет и следование принципам и известным

закономерностям.

К числу основных принципов организации воспитательной работы можно

отнести:

- приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах

воспитательного процесса;

- педагогизацию и психологизацию воспитательного процесса;

гуманное отношение к осужденным;

самоуправление осужденных во внутриотрядной жизни под

контролем администрации.

Степень исправления личности осужденного во многом зависит от участия

самого осужденного в проводимых воспитательных мероприятиях. Наукой

уголовно-исполнительное право и практикой деятельности исправительных

учреждений выработаны и применяются различные подходы к определению степени

исправления осужденных, которую можно определять по отношению осужденным к

различным материальным, духовным и иным общечеловеческим ценностям.

Активное восприятие или игнорирование осужденными воспитательных

мероприятий, активное участие, или безразличное отношение к воспитательным

мероприятиям являет собой критерий, показатель их исправления. Он

учитывается при решении некоторых правовых вопросов (условно-досрочное

освобождение, амнистия, помилование), влияет на правовое положение

осужденных (изменяет условия отбывания наказания).

Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия предусмотренные

распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения

вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в

местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в

исправительном учреждении является отряд. В отряде проводятся большинство

воспитательных мероприятий. Таким образом отряд является центром

воспитательной работы с осужденными.

Воспитательная работа с осужденными проводится в учетом индивидуальных

особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных

ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости

дифференцированного применения средств исправления осужденных.

Признаками характеризующие индивидуальные особенности личности

являются: социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия,

образование, семейное положение и т.п.); психологические показатели

(темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.); уголовно-

правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства

свершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.).

Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня

аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия

форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных с которыми

эта работа производится. Эффективности воспитательной работы, ее успех, во

многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей.

Формы воспитателей работы.

Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы,

системы которых установлена уголовно-исполнительным законодательством.

Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы

является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В

воспитательной работе могут также применятся и иные формы, если они не

противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах

лишения свободы.

Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей

личности осужденных их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых

нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. Поэтому

нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств как

честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость,

сострадание. К сожалению моральные требования общества в настоящее время

еще не сформированы. В недалеком прошлом воспитательная работа была

заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В

настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает

ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали,

патриотизма.

В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное

место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. Было заключено соглашение

о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и

МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с

администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении

осужденных. Совместная деятельность по исправлению осужденных основывается

на добровольной основе и с учетом специфики режима исправительного

учреждения и призвана: способствовать реализации прав верующих, отбывающих

наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах;

обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями

духовно-нравственных и просветительских бесед, совершение богослужений;

содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, в помещении

для совершения молитв и обрядов. Указанным соглашением предусмотрено

организовать обучение основам православного вероучения представителей

администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки

сотрудников исправительных учреждений организуется лекционный курс и

факультативы по изучению роли религии в истории Российского государства.

Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо

использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России

религиозных конфессий таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и

др.1

Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение,

однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания.

Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти

качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке,

культуре, средством массового воспитания.

Правовое воспитание.

Одним из условий выполнения своих обязанностей и требований закона, а

также реализации прав и законных интересов выступает их знание. Вот почему

такое большое значение придается разъяснению законодательства,

являющегося составной частью правового воспитания. Правовое воспитание

имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой

законопослушной поведеньческой установки личности.

Под правовой культурой личности понимается определенная совокупность

правосознания, правовых способностей, навыков и привычек строго соблюдать и

точно исполнять законы, действовать в соответствии с установленными нормами

права.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений,

установок, чувств, выражающих отношение членов общества к правовым

явлениям. Оно играет важную роль в укреплении дисциплины, правопорядка в

обществе и развитии демократии, является средством воспитания у граждан

уважения к законам государства.

Индивидуальное правосознание включает в себя степень и глубину усвоения

личностью правовой идеологии общества: 1) овладение определенными правовыми

знаниями (усвоение основных обязанностей и прав граждан, закрепленных в

Конституции РФ, правовых принципов, общих юридических установлений, законов

и нормативных актов, регламентирующих поведение человека в обществе и

т.д.); осознание правовых норм (их роли и назначения, необходимости,

общественной и личной значимости и др.); выработку убеждений и формирование

установки соблюдать нормы права.

Правовая культура личности определяется не только наличием глубоких

правовых знаний, но и умением превращать приобретенные правовые знания в

последовательные и неуклонные принципы поведения, всегда и во всем

сознательно строить свое поведение в соответствии с требованиями закона и

активно бороться за соблюдение правовых норм членами общества. Правовая

культура - это доминанта правовых способностей человека, под которыми

понимается система свойств личности, позволяющая ей продуктивно овладеть

идеологией общества (мировоззрением, взглядами, убеждениями),

обеспечивающая законопослушное поведение и препятствующая совершению

противоправных действий и поступков. Однако следует заметить, что сами по

себе правовые знания и способности еще не гарантируют от нарушения норм

права. Для того, чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог

контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо

сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки это умение

личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и

способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки

выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в

соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний, способностей

и навыков.

Воспитание правовой культуры личности находится в тесной связи с

нравственным воспитанием. Низкая правовая культура, неглубокие знания

сущности уголовно-правовых запретов, слабая осведомленность об уголовной

ответственности за совершение преступлений в сочетании а антиобщественной

направленностью личности, недостаточно устойчивыми нравственными позициями,

слабо развитой или отрицательно направленной волей являются

криминогенными факторами, способствующими преступному поведению.

В практике ИУ сложилась вполне определенная система правового

воспитания, которая воплощена в системе семинара социально-правовых знаний.

Формой воспитания правовой культуры осужденных являются диспуты на

правовые, эстетические, моральные и другие темы.

Трудовое воспитание.

В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни

страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий прежде всего

государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть

осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в

жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления

экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической

деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной

работы, как трудовое соревнование списывать рано. Оно должно стать важной

формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска

конкурентно-способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование

организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и

индивидуально.

Агитационная и пропагандистская работа.

В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве данная

форма прямо не закреплена. Данная форма заключается в разъяснении идей, на

которых базируется Конституция Российской Федерации, ее государственное

устройство, полномочий Президента, Федерального Собрания, Правительства и

других институтов государственной власти, основные направления внутренней и

внешней политики России; политическая сущность отдельных государственных

решений.

Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового,

нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами

являются клубная и библиотечная работа: организация художественной

самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских

конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их

обсуждение.

Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах ИУ,

где создаются кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных

организовать работу того или иного кружка. Выступление художественной

самодеятельности проводятся в пределах данного ИУ. В колонии организуется

также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других

организаций.

Осужденным разрешается пользоваться художественной, политической,

научно-технической и справочной литературой. Кроме того, осужденным

разрешается сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и

предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на лицевых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.