Уголовно-исполнительное право
и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших
вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной
работы, основы правового регулирования общеобразовательного и
профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы.
Значение воспитательной работы с осужденными:
Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-
педагогические средства специально и непосредственно нацелены на
нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы,
на осуществление реального, а не формального процесса исправления
осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в
органической связи с педагогическими методами, приемов психологии
основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях
обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них
возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа
и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных.
Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание
сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет
воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных
средств исправления осужденным.
Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг
воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного
воздействия.
Значение воспитательной работы как одного из средств исправления
осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует
укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению
осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по
отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных.
Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность
осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия,
восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии
социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного,
социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения
свободы.[65]
Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной
работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное
назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и
сложность их реализации в современных условиях.
Правовая природа воспитательной работы с осужденными.
По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего
является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее
воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и
осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но
поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях,
проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой
категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это
наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации
урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на
его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего
распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных,
Примерное положение о самодеятельных организациях и др.
Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в
наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне
закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала,
авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель
урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя
субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в
применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия.
2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы
Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная
работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к
которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных
уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и
традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного
уровня осужденных.
Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение
совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит
в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила
поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности
осужденного - дело чрезвычайно трудное.
Важной задачей воспитательной работы является формирование у
осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции
России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются
государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на
умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную
неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени.
Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно-
полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и
положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у
осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое
предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и
назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек,
профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная
работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к
социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина
и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные
преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду
предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к
собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений,
стремления жить за счет других.
Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании,
что выражается в наличии деформации правового сознания, криминогенных
установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане России обязаны
соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость
воспитательной работы на формирование правопослушного поведения.
Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно
актуальна в отношении людей ставших на путь совершения преступлений по
причине низкой сознательности, безкультурья, моральной деградации и
духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня
осужденных, приобщение их к общеобразовательным знаниям, культурным
ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной
работы с осужденными.
Существенное значение при организации воспитательной работы в
исправительных учреждениях имеет учет и следование принципам и известным
закономерностям.
К числу основных принципов организации воспитательной работы можно
отнести:
- приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах
воспитательного процесса;
- педагогизацию и психологизацию воспитательного процесса;
гуманное отношение к осужденным;
самоуправление осужденных во внутриотрядной жизни под
контролем администрации.
Степень исправления личности осужденного во многом зависит от участия
самого осужденного в проводимых воспитательных мероприятиях. Наукой
уголовно-исполнительное право и практикой деятельности исправительных
учреждений выработаны и применяются различные подходы к определению степени
исправления осужденных, которую можно определять по отношению осужденным к
различным материальным, духовным и иным общечеловеческим ценностям.
Активное восприятие или игнорирование осужденными воспитательных
мероприятий, активное участие, или безразличное отношение к воспитательным
мероприятиям являет собой критерий, показатель их исправления. Он
учитывается при решении некоторых правовых вопросов (условно-досрочное
освобождение, амнистия, помилование), влияет на правовое положение
осужденных (изменяет условия отбывания наказания).
Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия предусмотренные
распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения
вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в
местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в
исправительном учреждении является отряд. В отряде проводятся большинство
воспитательных мероприятий. Таким образом отряд является центром
воспитательной работы с осужденными.
Воспитательная работа с осужденными проводится в учетом индивидуальных
особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных
ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости
дифференцированного применения средств исправления осужденных.
Признаками характеризующие индивидуальные особенности личности
являются: социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия,
образование, семейное положение и т.п.); психологические показатели
(темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.); уголовно-
правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства
свершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.).
Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня
аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия
форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных с которыми
эта работа производится. Эффективности воспитательной работы, ее успех, во
многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей.
Формы воспитателей работы.
Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы,
системы которых установлена уголовно-исполнительным законодательством.
Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы
является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В
воспитательной работе могут также применятся и иные формы, если они не
противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах
лишения свободы.
Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей
личности осужденных их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых
нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. Поэтому
нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств как
честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость,
сострадание. К сожалению моральные требования общества в настоящее время
еще не сформированы. В недалеком прошлом воспитательная работа была
заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В
настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает
ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали,
патриотизма.
В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное
место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. Было заключено соглашение
о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и
МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с
администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении
осужденных. Совместная деятельность по исправлению осужденных основывается
на добровольной основе и с учетом специфики режима исправительного
учреждения и призвана: способствовать реализации прав верующих, отбывающих
наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах;
обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями
духовно-нравственных и просветительских бесед, совершение богослужений;
содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, в помещении
для совершения молитв и обрядов. Указанным соглашением предусмотрено
организовать обучение основам православного вероучения представителей
администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки
сотрудников исправительных учреждений организуется лекционный курс и
факультативы по изучению роли религии в истории Российского государства.
Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо
использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России
религиозных конфессий таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и
др.1
Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение,
однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания.
Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти
качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке,
культуре, средством массового воспитания.
Правовое воспитание.
Одним из условий выполнения своих обязанностей и требований закона, а
также реализации прав и законных интересов выступает их знание. Вот почему
такое большое значение придается разъяснению законодательства,
являющегося составной частью правового воспитания. Правовое воспитание
имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой
законопослушной поведеньческой установки личности.
Под правовой культурой личности понимается определенная совокупность
правосознания, правовых способностей, навыков и привычек строго соблюдать и
точно исполнять законы, действовать в соответствии с установленными нормами
права.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений,
установок, чувств, выражающих отношение членов общества к правовым
явлениям. Оно играет важную роль в укреплении дисциплины, правопорядка в
обществе и развитии демократии, является средством воспитания у граждан
уважения к законам государства.
Индивидуальное правосознание включает в себя степень и глубину усвоения
личностью правовой идеологии общества: 1) овладение определенными правовыми
знаниями (усвоение основных обязанностей и прав граждан, закрепленных в
Конституции РФ, правовых принципов, общих юридических установлений, законов
и нормативных актов, регламентирующих поведение человека в обществе и
т.д.); осознание правовых норм (их роли и назначения, необходимости,
общественной и личной значимости и др.); выработку убеждений и формирование
установки соблюдать нормы права.
Правовая культура личности определяется не только наличием глубоких
правовых знаний, но и умением превращать приобретенные правовые знания в
последовательные и неуклонные принципы поведения, всегда и во всем
сознательно строить свое поведение в соответствии с требованиями закона и
активно бороться за соблюдение правовых норм членами общества. Правовая
культура - это доминанта правовых способностей человека, под которыми
понимается система свойств личности, позволяющая ей продуктивно овладеть
идеологией общества (мировоззрением, взглядами, убеждениями),
обеспечивающая законопослушное поведение и препятствующая совершению
противоправных действий и поступков. Однако следует заметить, что сами по
себе правовые знания и способности еще не гарантируют от нарушения норм
права. Для того, чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог
контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо
сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки это умение
личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и
способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки
выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в
соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний, способностей
и навыков.
Воспитание правовой культуры личности находится в тесной связи с
нравственным воспитанием. Низкая правовая культура, неглубокие знания
сущности уголовно-правовых запретов, слабая осведомленность об уголовной
ответственности за совершение преступлений в сочетании а антиобщественной
направленностью личности, недостаточно устойчивыми нравственными позициями,
слабо развитой или отрицательно направленной волей являются
криминогенными факторами, способствующими преступному поведению.
В практике ИУ сложилась вполне определенная система правового
воспитания, которая воплощена в системе семинара социально-правовых знаний.
Формой воспитания правовой культуры осужденных являются диспуты на
правовые, эстетические, моральные и другие темы.
Трудовое воспитание.
В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни
страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий прежде всего
государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть
осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в
жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления
экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической
деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной
работы, как трудовое соревнование списывать рано. Оно должно стать важной
формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска
конкурентно-способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование
организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и
индивидуально.
Агитационная и пропагандистская работа.
В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве данная
форма прямо не закреплена. Данная форма заключается в разъяснении идей, на
которых базируется Конституция Российской Федерации, ее государственное
устройство, полномочий Президента, Федерального Собрания, Правительства и
других институтов государственной власти, основные направления внутренней и
внешней политики России; политическая сущность отдельных государственных
решений.
Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового,
нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами
являются клубная и библиотечная работа: организация художественной
самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских
конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их
обсуждение.
Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах ИУ,
где создаются кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных
организовать работу того или иного кружка. Выступление художественной
самодеятельности проводятся в пределах данного ИУ. В колонии организуется
также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других
организаций.
Осужденным разрешается пользоваться художественной, политической,
научно-технической и справочной литературой. Кроме того, осужденным
разрешается сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и
предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на лицевых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|