рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Философия изучает природу. Цель ее - изучение законов природы и разработка метода познания природы.

В зависимости от разных целей методы познания у теологии и философии различны.

Теология опирается на сверх естественные откровения, авторитет священного писания и церкви. Философия - на совпадение мысли с действительностью, и опирается на истину.

Бекон создал опытно-индивидуальную методологию, в соответствии с этим он разработал метод эмпирического познания.

В противоположность Бекону Декарт на 1 место поставил разум сведя тем самым опыт до проверки интеллекта. Исходя из рационализма Декарт стремился создать универсальный метод, который предполагал наличие в человеческом в уме врожденных идей, определяющих результат познания и преимущественная ориентация в познании должна быть на деятельность человеческого ума.

В процессе познания Декарт делает свою методологию рационалистической. К числу врожденных идей он относил большинство оснований математики и логики. Он выдвинул идею математизации научного знания. Природа огромный механизм, она изменчива, но первоначальный толчок дан богом. Образование звезд и планетных систем осуществлялось по Декарту благодаря вихревому движению материи. Мировая материя однородна, беспредельна, не имеет пустот, делима до бесконечности. Декарт в плотную подошел к идеи о материальном единстве универсума. Этим же законам он подчинил животный мир. Человек за счет своего разума и речи был выведен за пределы действия законов механики. Декарт разработал метод дедукции, определив его как поиск неизвестного через ранее известное.

Объясняя интеллектуальную интуицию - это сомнение перед любым исследованием. Реальность действующего субъекта первичное, исходное интеллектуальной интуиции. Я мыслю - значит я существую.

Принцип сомнения Декарта использовал Кант, но заслуга его в том, что мышлению он определил абсолютную и непосредственную достоверность. Я мыслю - это достоверная аксиома и основа единичного научного метода. Но этот метод может познание превратить в организационную деятельность, т.е. сферу человеческого бытия.

Вывод: если в средневековой философии центральное место отводилось  учению о бытие (онтологии), то с Беканом и Декартом на 1 план выходит учение о познании (гносеология). Действительность раскололась на субъект (носитель познавательного действия) и объект (это то, на что направлено действие).  Субъект Декарта - мыслящее «я» и т.о. он выходит на онтологию (на бога), именно он создал человека, вложил в него естественный свет разума. Самосознание человека открыто богу как источнику объективной значимости человеческого мышления. Это и связь с врожденными идеями. К ним он отнес бога, идеи чисел и фигур. Источник заблуждений ни разум человека сам по себе, а результат злоупотребления присущей уму свободы воли.

Бекон и Декарт заложили основы новой методологии познания.

Учение Декарта было развито Спинозой. свобода есть осознанная необходимость.

Философия нового времени характеризуется своеобразием процесса секумеризации и автомизации философского знания. Человек признается как мыслящее существо, познающий субъект у которого религиозное и разумное разделены.

В философии нового времени Декарта, Спинозы человеческий разум автономен и суверенен. Ученые выделили фундаментальное значение противоположности объективного и субъективного, объекта и субъекта. Таким путем они пытались преодолеть механистическую картину мира и механистические подходы к познанию. В этот период закладываются новая методология научного исследования. Учение о врожденных идеях, рационализм становятся основными проблемами в поисках  критерия истины. В этот период разработан метод науки. Бекон «О прагматическом преобразовании науки» и «Индуктивной методологии науки». Рационализм нового времени понимается в широком смысле как специфическое отличие философии этого периода от альтернативных эмпирических подходов. В социальной философии приоритет отдается правам и свободе человека, закладываются научные основы гражданского общества и теория всемирной истории.


ВОПРОС 24 . Социально-философские воззрения Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж .Руссо: проблемы естественного права и общественного договора

В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они разработали концепцию общественного договора и, соответственно, договорную концепцию государства. Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле. Иначе, реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех", люди не смогут сосуществовать.

Эпоха Просвещения связана в социальной философии с именем Руссо. Он поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он предлагал его реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе образования.


ВОПРОС 25. Фундаментальные характеристики и специфические особенности немецкой классической философии.

Становление немецкой классической философии было своеобразным ответом на ряд проблем, возникших в науке и философии в 17 и 1-щй половине 18 века, с которыми не смогли справиться представители рационализма и эмпиризма.

Во-первых, это обоснование объективности научного знания и прежде всего механики, основанной на  математике и эксперименте, предполагавшем конструирование  идеального объекта.

Во-вторых, отказ от традиционной метафизики, который произошел  в 18 веке и разрушил основу единства всей системы знания.

В третьих,  исторический подход приобретал статус антологии субъекта в дополнение к господствующей антологии бытия.

В четвертых, исторический метод способствовал углубленному познанию изменений и развитие мира на основе противоположностей  и противоречий, оформившихся в строгую систему диалектики.

В пятых, существенное продвижение материализма в 18 веке все больше доказывает нетождественность реальности механистической формы материи.

Т.о. немецкая классическая философия являлась продуктом творчества: Канта, Гегеля, Шеленга, Фейербаха.

Немецкая классическая философия явилась итогом развития философии нового времени, которая разделила ум и веру, рационализм и эмпиризм, но она не удовлетворяла существующим отношениям.



ВОПРОС 26. Основы трансцендентальной философии И.Канта: от теоретического к практическому разуму, всеобщность и необходимость научного знания.

Родоначальником немецкого идеализма  являлся Кант, который считал, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы мира, человека, а исследование с одной стороны, познавательной деятельности личности, с другой - установление законов познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал  трансцендентальной  в отличии от рационализма 17 века. Кроме того он употребил в своей философии термины «критика», «критика чистого разума», «критика практического разума», которые представили критический период  его творческой деятельности, и сущность его «критической философии».

В докритический период Кант обосновал свою космогоническую гипотезу происхождения и структуры солнечной системы.

Предпосылкой критической философии стало его учение  о вещах в себе и явлениях, существующих независимо от нашего сознания.

Цель этой философии - критически осмыслить свою предшествующую философию и противопоставить ей критический подход  при оценке возможностей и способности человека.

Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о всеобщности субъекта. Кроме того он выделяет в субъекте 2 уровня:

- эмпирический (опытный)

- трансцендентальный (по ту сторону опыта)

К эмпирии он относит индивидуально психологические особенности человека.

К трансцендентальному - над индивидуальное в человеке, как представителе рода человека

Т.о. Кант достоверность научного познания конкретизирует в 3-х частных проблемах:

·как возможна математика

·физика (естествознание)

·метафизика

В первых двух частях (математика, физика) он не сомневается, а метафизику он отрицает в качестве научного познания.

Достоверное знание - объективное знание, которое отождествляется со всеобщностью, но объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, его над индивидуальными качествами и свойствами. Кроме того, познающему субъекту присущи врожденные формы подхода к действительности, которые из не  выводятся. Пространство и время субъективные формы чувственности человека.

Чистый разум - не опирается на опыт, практический рассудок - опыт в основу берет доопытные формы чувственности. Реализация деятельности осуществляется с помощью рассудка, под которым он понимал мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Т.о. по Канту не предмет источник знаний о нем, а формы рассудка конструируют  предмет. Они согласуются с нашими знаниями о нем. Мы можем познать то, что сами создали.

Понятия и категории, которыми оперируют люди, носят не зависимый от индивидуального сознания  всеобщий характер, поэтому знания основанные на них объективны.

Объединяет все категории и понятия в целостность акт самознания субъекта: «Я мыслю». Это и есть по Канту трансцендентальное единство (объединение восприятий за пределами опыта).

Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность. Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый характер.

Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются субъекту. Явление их можно знать, а вот сущность, взаимоотношение их вне сознания - знать нельзя. Поэтому для человека вещи сами по себе не познаны и не раскрыты: «Вещи в себе». Кант делает вывод на этом основании: формам чувственности и рассудка человека доступен только мир опыта, все остальное доступно только разуму, который руководит рассудком, ставит ему цель. Рассудок оперирует идеями - о это представление о цели, к которой стремиться познание и задачи, которые оно ставит.

Разбуженный разум, рассудок выходит за пределы опыта. Идеям разума не может соответствовать реальный предмет ибо есть антиномии разума (противоречивое, взаимоисключающее положение). Антиномии имеют место там где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире вещей самих по себе. Поэтому мир вещей для чувственности и он закрыт для теоретического разума.

Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому  он относит мир природы, к умопостигаемому  - свободу, независимость, все то, что определяет причины чувственно воспринимаемого.

В сфере свободы действует не теоретический и практический разум, который определяет поступки человека. Движущая сила не мышление (разум), а воля.

Воля автономна, определяется не природной необходимостью или божественной волей, а индивидуальным законом личности. Поэтому Кант законы практического разума относит к нравственным законам, которые по существу представляют собой знания умопостигаемого мира. Это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Из этого он вывел категорический императив:  относись к человеку так, как ты хотел бы, чтобы они поступали к тебе. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. С ее помощью он разделил бытие на мир природы и мир человека, которые развиваются по своим законам и которые противоречат друг другу.

Субъект может познать мир, но он не может установить связи между явлениями на сущностном уровне, т.к. вещи существуют сами по себе.

В теории познания Кант большое место отводит  диалектике. Он утверждает противоречие - необходимый момент познания. Но диалектика для него лишь гносеологический принцип. В тоже время она субъективна, т.к. не отражает противоречий самих вещей, а только противоречие мыслительной деятельности. Диалектика имеет субъективный момент, все зависит от человека.

В целом философии Канта свободна от компромисса. Он стремиться с помощью мыслительной деятельности человека  примерить науку и религию. Таким способом он пытался ограничить область знания и оставить место для трансцендентального субъекта. Сделав это он разделил в своей философии понятие  трансцендентального субъекта и понятия в целом.



ВОПРОС 27.Принцип историзма и диалектика в немецкой классической философии. Учение Гегеля о «разумной действительности»

Гегель поставил задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого  только и существует противоположность объекта и субъекта. Снять эту противоположность по Гегелю можно путем поступательного развития сознания. При котором индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей истории. Таким путем Гегель сосредоточил внимание на тождестве субъекта и объекта, мышления и бытия, на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я».

Индивидуальное сознание двигаясь к отождествлению с абсолютным «Я»  преодолевает противоположности субъекта и объекта и приближается к общечеловеческому сознанию к духовному миру всего человечества.

Феноменология духа - это одновременный процесс, где есть развитие всемирной культуры, накопление опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом в ходе своей социализации. Он подчеркивает, что каждый человек способен посмотреть на мир с позиции  мировой истории и мирового духа. Движение сознания - это поступательное восхождение, где все предыдущее воспроизводится на новом более высоком уровне от абстрактного к конкретному.

Схема Гегеля:

сознание, предмет противостоит человеческому «я» и определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет и сознание тождественны, сознание практически действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее духовную реальность мира и себя как выражение реальности.

В движении сознания отмечаются не только ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни, но и осваивается язык философии, понятия. Человек выражает мысли в системе понятий и категорий логики. До Гегеля понятия относились к субъективной категории. Начиная с Гегеля понятия представляют собой абсолютное тождество объекта и субъекта.

Гегель назвал свою философскую систему абсолютным идеализмом, который должен охватить весь универсум, природный и духовный мир единым понятие. Это абсолютная идея. Он определял ее как разум, мышление, разумное мышление - это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть и истина. Для себя самого он предмет.

Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит несколько стадий:

§                    научно-теоретическое осознание абсолютной идеи в ее всеобщем содержании в виде системы категорий. Категории находятся в состоянии непрерывного, самопроизвольного движения. Они составляют сущность вещей.

§                    природа как необходимое в развитии абсолютной идеи. Через природу абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей.

Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и вместе с ним человеческий дух, который имеет 2 стадии развития: субъективный дух (антропология, психология); объективный дух (сфера социальной жизни, как сверх индивидуальная, которая возвышается целостность над индивидуумами и проявляется через их различные отношения и связи.

Объективный дух проявляется в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации абсолютной идеи является абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Абсолютный дух тождественен абсолютной идеи - это внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех действий и познаний. Но у Гегеля идея это субстанция, чистая всеобщность. Дух та же идея, но в ее реальном выражении, от чувственных форм до абсолютных знаний. В абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие. Таким путем Гегель согласовал субъекта и объекта мышления и бытия. Движение абсолютной идеи и всего предметного мира имеет начало и конец замкнутого в определенный круг. Высшей формой и концом развития абсолютной идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь и становится абсолютный дух. Такова философская система Гегеля.

В противоречии с ней находится его диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развития. Гегель характеризовал диалектику с одной стороны, как движущую душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших философских категорий и сформулировал 3 основных закона:

1.                 переход количественных изменений в качественные

2.                 взаимопроникновение противоположностей

3.                 отрицание отрицания

Гегель разработал диалектический метод в который он включил принципы анализа действительности:

§                    восхождение от абстрактного к действительности

§                    соответствие исторического и логического

§                    принцип всесторонности

Диалектический метод направлен на бесконечность познания, но если субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его - самопознание, то познание как таковое ограничено. В этом суть противоречия между системой и методом Гегеля. Есть противоречие между конечным и бесконечным. Это противоречие не может быть источником развития.


ВОПРОС 28. Антропологический материализм Л. Фейербаха и проблемы гуманизма.

Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу «Критики философии Гегеля». В ней  он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы материалистического мировоззрения.

Идеализм по его мнению представляет собой рациональную религию. А подлинная философия и религия по существу своему противоположны друг другу.  Религия как и ее основа представляют собой невежество человека, его неспособность вдуматься в природу. Бог - абстрактное, отвлеченное, нечувственное существо, он представляет собой сущность разума. Бог объективирует себя, как божественное существо. Таким же способом действует идеализм, который отчуждает человеческую сущность и т.о. предписывает духу, идее, понятиям - всемогущество равное божеству.

Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах  положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах  их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах  делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире.

Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между «я» и «ты».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.