рефераты скачать

МЕНЮ


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)



ВОПРОС 46

Движущаяся материя существует в пространстве и во времени. Это очень широкие сущности, однако попытки определить их с философской точки зрения ведутся до сих пор. Одни утверждают, что пространство – это вместилище тел, другие – это протяженность форм, третьи – это упорядоченная система рядов человеческих ощущений.

Время определялось как вместилище событий, как гармонизированные ряды ощущений и как понятие, существующее для обозначения объективной, присущей всем вещам деятельности.

Определить пространство и время как философскую категорию мы не можем, однако можем констатировать, что сущности, которые стоят за этими понятиями не есть субстанции, а есть отношение. Сущность пространства представляется как совокупность отношений, выражающих координацию существования объекта, т.е. расположение их по отношению друг к другу. Сущность времени предстает как совокупность отношений, выражающая координацию смещающих друг друга состояний, явлений.

Т.е. последовательность и длительность, обе эти совокупности существуют в объективной реальности. Они обладают рядом свойств, среди них на первый план выходит объективность, независимость от человеческого сознания, восприятия, измерения. Альтернативы в этом вопросе были и есть. Кант полагал, что время – это априорная доопытная форма созерцания, присущая рассудку до практической деятельности.

В движущихся системах время течет медленнее. На этом настаивают ученые, занимающиеся общими и частными вопросами относительности. Они утверждают, что время течет медленнее там, где больше поле тяготения массы, и еще там, где не властвует геометрия Евклида, а правомерны аксиомы геометрий Лобачевского и Фишмана, согласно которым, существуют и протекают процессы в мирах, отличных от макромира.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерности времени. В тоже время, теория относительности оперирует понятием четырехмерного пространства. В качестве четвертого измерения рассматривается время. В математическом аппарате современных физических теорий используются абстракции N- мерных пространств, но это идеальные абстракции, как и абсолютное твердое тело.

Время имеет одно измерение и течет от прошлого к будущему. Если было бы наоборот, причинно-следственные связи имели бы обратный характер.

Пространство и время бесконечны, однако в последнее время все чаще идет речь о конечности пространства и временном конце Вселенной. Чаще всего это звучит в религиозных концепциях познания мира. Пространство и время делимы до бесконечности, что доказано открытием электрона.

В микромире время течет в том же направлении, что и в макромире. Высказанные предположения об инверсии времени в микромире не доказаны. Необратимость времени в макромире позволяет говорить об его асимметричности. Пространству присуще как симметрия, так и асимметрия. Доказывается это с помощью расположения тождественных объектов в пространстве так, что одна половина какого-то объекта является точным отображением другой. Вместе с тем при переходе к новым областям , пространственные очертания, его конфигурация меняются, что свидетельствует об асимметричности пространства. Пространство обладает такими свойствами связанности и непрерывности, которые проявляются в характере перемещения или в развертывании физических воздействий через различные поля. Связанность пространства – это отсутствие разрывов, вместе с тем , пространство обладает относительной прерывностью, проявляющейся в раздельном существовании объектов и систем.

 Итак, родовая сущность биологического времени и пространства детерминировано приспособительной жизнедеятельностью ограниченного объекта живой природы. Пространственно-временная форма социального бытия, реально существующая в материальной действительности, проявляется в труде человека, в практическом преобразовании им внешнего мира с помощью искусственно созданных и коллективно используемых орудий труда.



ВОПРОС 47

Весьма влиятельным направлением в современной западной философии является неофрейдизм, уходящий корнями в психоаналитические воззрения Фрейда («Введение в психоанализ», «Психология бессознательного» и др.). Фактически неофрейдизм относится к иррациональной философии, эмпирической базой которого является психоанализ. Фрейд, исследуя аномальные явления человеческой психики и, в частности, характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на такие вопросы, связанные со сферой психики, которые раньше никем не изучались. Это сфера бессознательного. Начиная с этого периода, Фрейд выделил в личности две противоположные сферы: сознательную и бессознательную.

Бессознательное Фрейд считал центральным компонентом, сущностью человеческой психики. Сознательное воспринималось им как надстройка над бессознательным. Он доказывал, что сознательное выкристализовывается из бессознательного в процессе развития человеческой психики. Из медицинской методики Фрейд создал модель структуры личности. Исходя из нее, он стремился объяснить личностные, культурные и социальные явления. Бессознательное по Фрейду – это наши желания, побуждения, которые прорываются наружу в гипнотических состояниях и сновидениях.

Психику человека Фрейд представил на трех уровнях внутриличностного взаимодействия: бессознательный, подсознание и сознание. В зависимости от этих трех уровней модель структуры личности он выстроил таким образом.

Первый уровень – «Оно» («ид» во взаимосвязи). Этот уровень характеризуется глубинным слоем, бессознательным влечением, это некая психическая самость, основа деятельного индивида, которая руководствуется принципом удовольствия безотносительно к социальной реальности, а порой, и вопреки ей.

Второй уровень – «Я» («эго»), сфера сознательного, сознательно выступающего в качестве посредника между «Оно» и принципом реальности, целесообразностью и необходимостью, в том числе, между природными и социальными институтами.

Третий уровень – «Сверх Я». Внутриличностная совесть, своего рода, цензура, критическая инстанция, возникает между «Оно» и «Я», в силу неразрешимости конфликта между ними в ситуации неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям принципа реальности. Если сознательное функционирует в соответствии с действительностью, то бессознательное действует по произвольной программе получения наибольшего удовольствия.

Удовлетворяя свои страсти, человек сталкивается с внешней реальностью, противостоящей «Оно». В нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобряемого поведения. «Оно» диктует условия «Я». Последнее стремится урегулировать свои отношения с «Оно» на бесконфликтной основе, но это не всегда удается. В этот период в самом «Я» образуется новая инстанция «Сверх Я», или идеал «Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх Я» – это высшее в человеке, которое отражает заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. Следует подчеркнуть, что по своим функциям «Сверх Я» всегда солидарно с «Я», но по содержанию ближе к «Оно» и это дает основу для противостояния «сверх Я» и «Я». «Сверх Я» выступает в качестве поверенного внутреннего мира «Оно», что и приводит к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека.

Фрейд сознательное в человеке отнес к «несчастному сознанию», которое в силу обстоятельств вынуждено то к «Оно», то к «Сверх Я», ради дружеского согласия и избежания конфликтных ситуаций. По мере развития человека природа бессознательного может быть изучена им и, в таком случае, он может овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Поэтому необходимо было изучить природу бессознательного и его ядро – «первичные явления», которые являются движущей силой бессознательного. К ним Фрейд отнес сексуальные влечения, которыми обладает человек с раннего детства. На примере «эдипого комплекса» Фрейд показал важность и глубину этих влечений, позднее «первичные явления» он дополнил понятием «либидо», охватывающим все сферы человеческой любви.

Фрейд использовал психоанализ для объяснения и регулирования общественных процессов, т.к. человек всегда контактирует с другими. Взаимодействие между людьми, как и между инстанциями, находят свой акцент в социокультурных процессах общества и цивилизации. Фрейд выделил концепцию: «деятельность человека обусловлена биологическими и социальными явлениями, где доминируют инстинкты жизни - Эрос, инстинкт смерти - «тонатос». Рассуждая далее, он приходит к выводу: испытывая одновременно эрос и тонатос, человек находится в состоянии страха и беспокойства. Поэтому определяющим в жизнедеятельности человека является не социальная организация общества, а природные склонности человека, склоняющие его либо в сторону природных влечений, либо к агрессии и разрушению. Механизмом обуздания этих чувств и черт личности выступает культура. Когда культура достигает цели, агрессия и зло вытесняются из сферы сознания в сферу бессознательного, и становятся, таким образом, внутренней пружиной человеческого действия. Этот вывод Фрейда был близок идеи «кризиса культуры» Вебера, Шпенглера, Зиммеля. По мере развития цивилизации и культуры, по мнению Фрейда, усиливаются явления конформизма, аффективности и опустошенности личности. Достижения цивилизации и культуры приглушают агрессию человеческих инстинктов, став частью внутреннего мира человека и, таким образом, вступают в противоречия с его внутренними устремлениями. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективных неврозов, иначе говоря невроз общества в целом. Логика размышлений Фрейда привела его к вопросу не являются ли многие культуры или даже эпохи невротическими, не становиться ли все человечество, под влиянием культурных устремлений, невротическим. Ответить на этот вопрос Фрейд не смог.

Идеи Фрейда о бессознательном развитии и бессознательном в структуре личности исследовал Карл Юнг. Он провел четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Обосновал понятие «архетип», выражающее формальные образцы поведения человека, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Юнг доказал, что архетипы и коллективное бессознательное - это внутренние продукты психики человека, выражающие с одной стороны наследственные формы, с другой - идеи всего человеческого рода. В бессознательном, по Юнгу, находятся комплексы - это психологические демоны, свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательным в форме воспоминания, индивидуального прошлого и, прежде всего, родительские детские комплексы. Теорию комплексов Юнг рассматривал как важное средство проникновения в механизм бессознательного личности. Как Фрейд, так и Юнг стремились изучить основы индивидуальных поступков людей.

Их последователи неофрейдисты (Адлер, Хорни, Фромм) пытались объяснить социальное устройство жизни людей. Если говорить иначе, фрейдисты сосредотачивали внимание на выявлении причин действий человека, а неофрейдисты объясняли мотивы поведения личности. Адлер сформулировал теорию индивидуальной психологии, где человек рассматривался как социальное существо. Сделал он это в противовес первичным влечениям Фрейда и идеям Юнга о комплексах и архетипах, которые мотивировали человеческое поведение. Адлер отдал приоритет социальным побуждениям человека. Ядром бессознательных побуждений, присущих каждому человеку, он считал стремление к власти. Это согласовывалось с концепциями Шопенгауэра и Ницше. Если у них воля к власти нечто изначально присущи миру и жизни, то адлеровские социальные побуждения мало чем отличаются от фрейдистских биологических влечений. Адлер акцент делает на значении конечных целей человеческих действий и поступков, которые могут объяснить поведение человека. Сначала, в качестве конечной цели Адлер считал стремление к власти, затем он установил, что это стремление к превосходству, в конечном варианте это стало стремлением к совершенству, к саморазвитию самой сущности, достижению самости. Стремясь к совершенству, человек преодолевает чувства, неполноценности, малоценности, включая механизмы компенсации или сверхкомпенсации, которые формируются в психике человека. Таким образом, Адлер обращался к самодеятельности, проповедуя активный принцип человеческой деятельности. Компенсация или сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувства неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями.

Значительный вклад в развитие психоанализа внесла Хорни. Анализируя и критикуя Фрейда, она пришла к выводу, что неврозы вызываются культурными факторами. Не отрицая роль бессознательного, Хорни основным побудительным мотивом деятельности людей считает стремление к безопасности, которое постоянно рождается на основе сопоставления страха и боязни, связанными с эмоциальными потребностями больше, чем с врожденными инстинктами. Стремление к безопасности вызывается тремя факторами:

1.                 недостатком уважения;

2.                 враждебной атмосферой;

3.                 насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.

Человек, как социальное явление, в своем поведении проявляет три типа направленности: к людям, от людей, против людей. С этим она связывает три типа невротической деятельности:

1.                 услужливая, ищущая одобрение и любви любой ценой;

2.                 пытающаяся отрешиться от общества;

3.                 агрессивная, жаждующая престижа и власти.

Однако, эти три направления человеческой деятельности не исчерпывают всех неадекватных реакций на окружающий мир и не устраняют тревожности и конфликтности в «Я».

Социальная сторона побудительных мотивов в действиях человека была изучена Фроммом на основе взаимодействия психологических факторов. По его мнению истоки формирования характера личности лежат в экзистенциальной и исторической дихотомии. Экзистенциальная дихотомия - это дихотомия (противоречие) между жизнью и смертью. Человек осознает ограниченность своего существования, чувствует себя заброшенным в этот мир случайно и понимает, что выбраться из него он тоже может случайно. Преодолеть все тяготы жизни и эти умозаключения в своем мышлении он не может, поэтому реагирует на них и действует в связи с этим в соответствии со своим характером и культурой.

Историческая дихотомия - это результат исторического процесса, она не является необходимой частью человеческого существования. Исторические противоречия создаются и решаются людьми в процессе их собственной жизни или, в последующие периоды истории. Фромм предлагал устранить историческую дихотомию путем создания нового гуманистического общества, которое по его мнению можно создать:

§                    путем введения гуманистического планирования;

§                    с помощью активизации индивидов, через замещение методов деятельности отчужденной бюрократии методами гуманистического управления;

§                    изменение способов потребления человека и распространение новых форм психодуховной ориентации, эквивалентных религиозным системам прошлого.

Фромм одновременно выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанных на общих психодуховных ориентациях, напоминающих символы церковной жизни.

Вывод:

1.                 психоанализу и неофрейдизму удалось осуществить всесторонний анализ бессознательного в структуре психики человека;

2.                 эти философские направления осуществили углубленный анализ сознательного и бессознательного как в структуре личности, так и на уровне отношений между личностью и современным обществом;

3.                 им удалось выявить социальные болезни общества и причины трансформации истинных побудительных мотивов человеческой деятельности.



ВОПРОС 48

Философское знание рассматривает мир в целостности и в единстве с чело­веком. Оно  не может обойти уровни познания, степень познаваемости. Эйнштейн утверждал, что самое непостижимое в природе то, что она непостижима. В библии записано, что человек не может постичь дел, которые делаются под солнцем.

 От уровня философского  знания зависит формирование  представления о мире. Для Демокрита знание - это совокупность отражающихся от вещей образов. Для Платона знание - это тени идей. К пониманию их может привести некий внутренний философский разум. Диоген скептически относился к познанию. Гераклит призывал прислушиваться к природе. Парменид утверждал не доверять нечутким умам, а полагаться  только на разум.

  В период средневековья и эпоху Возрождения научные знания стали самоопределяться, приоритет отдается естествознанию и математике. Познание стало логическим процессом. К этому призывали рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

  Сторонники эмпирического естествознания Бекон, Локк единственным источником знания считали ощущения, полученные в результате опыта, эксперимента. С этого периода закладываются основы опыта и теоретического познания. Разрыв опытного и теоретического познания привел к агностицизму: Юнг, Кант, который в конце 19 - нач. 20 века превращаются в махизм. Кредо которого -  знания субъективны, мир дан человеку в ощущениях. Гегель признавал познаваемость инобытия, абсолютной идеи в мире, но осуществить это можно было с помощью внутренних противоречий познания. Маркс соглашался с познаваемостью мира, но истину он предлагал проверять путем социальной практики.

  Все это обнаружило ряд проблем, возникающих в научном познании.

  Трудности в познании:

§                    познание - это социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру;

§                     это диалектика взаимосвязи субъекта и объекта познания, которая находится в постоянном развитии;

§                     единство познания и практики, которые взаимно проникают друг и тем самым обуславливают конечный результат знания.

  Теория познания (гносеология) сформировалась в качестве фундаментального раздела философии. Знание сущности вещей, процессов окружающего мира позволяют человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами. В этом случае знания выступают связующим звеном между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В ходе познания осуществляется процесс избирательно активного действования, отрицания и преемственности.

  Знания существуют в различных формах:

-                      до научной;

-                      житейской;

-                      художественной;

-                      научной.

  Базируются знания либо на разуме, как наука, на здравом смысле (эмпирический уровень) и на обыденном сознании. Осмысливая факты, человек формирует высший уровень научного знания и на этой основе осуществляет научное прогнозирование, планирование и проектирование. В системе научного познания особое место принадлежит научной рациональности. В первой половине 20 века этой проблемой занимались Бергсон, Хайдеггер, Ясперс, Гуггер, Вебер, потому что в ней отражено взаимодействие науки и общества, его сущность и роль в развитии цивилизации. Однако против соединения науки и рационализма выступил Фейерабенд. Он считал, что в этом альянсе заложен источник империалистического шовинизма в науке. Было замечено, что научная рациональность, проникающая в социокультурные процессы, экономическое развитие цивилизации предопределено трансформацией в сознании. Рационализм в своем развитии прошел три этапа, начиная с 17 века. Классический - при теоретическом  объяснении и описании объекта шло абстрагирование от всего, что относится к субъекту (17 - 18 века). Неклассический тип научной рациональности (конец 19-середина 20 века). В этот период наблюдается зависимость исследования от характера, средств и специфики операций, к которым прибегает ученый. Постнеклассический тип рациональности (конец 20 века). Учитывая исследования сверхсложных, саморазвивающихся систем, ученые соотносят результаты полученного анализа со своей ценностно-целевой ориентацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.