Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)
ВОПРОС 46
Движущаяся материя
существует в пространстве и во времени. Это очень широкие сущности, однако
попытки определить их с философской точки зрения ведутся до сих пор. Одни
утверждают, что пространство – это вместилище тел, другие – это протяженность
форм, третьи – это упорядоченная система рядов человеческих ощущений.
Время определялось
как вместилище событий, как гармонизированные ряды ощущений и как понятие,
существующее для обозначения объективной, присущей всем вещам деятельности.
Определить
пространство и время как философскую категорию мы не можем, однако можем
констатировать, что сущности, которые стоят за этими понятиями не есть
субстанции, а есть отношение. Сущность пространства представляется как
совокупность отношений, выражающих координацию существования объекта, т.е.
расположение их по отношению друг к другу. Сущность времени предстает как
совокупность отношений, выражающая координацию смещающих друг друга состояний,
явлений.
Т.е.
последовательность и длительность, обе эти совокупности существуют в
объективной реальности. Они обладают рядом свойств, среди них на первый план
выходит объективность, независимость от человеческого сознания, восприятия,
измерения. Альтернативы в этом вопросе были и есть. Кант полагал, что время –
это априорная доопытная форма созерцания, присущая рассудку до практической
деятельности.
В движущихся
системах время течет медленнее. На этом настаивают ученые, занимающиеся общими
и частными вопросами относительности. Они утверждают, что время течет медленнее
там, где больше поле тяготения массы, и еще там, где не властвует геометрия
Евклида, а правомерны аксиомы геометрий Лобачевского и Фишмана, согласно
которым, существуют и протекают процессы в мирах, отличных от макромира.
Современное
естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерности времени. В
тоже время, теория относительности оперирует понятием четырехмерного
пространства. В качестве четвертого измерения рассматривается время. В
математическом аппарате современных физических теорий используются абстракции N- мерных
пространств, но это идеальные абстракции, как и абсолютное твердое тело.
Время имеет одно
измерение и течет от прошлого к будущему. Если было бы наоборот,
причинно-следственные связи имели бы обратный характер.
Пространство и
время бесконечны, однако в последнее время все чаще идет речь о конечности
пространства и временном конце Вселенной. Чаще всего это звучит в религиозных
концепциях познания мира. Пространство и время делимы до бесконечности, что
доказано открытием электрона.
В микромире время
течет в том же направлении, что и в макромире. Высказанные предположения об
инверсии времени в микромире не доказаны. Необратимость времени в макромире
позволяет говорить об его асимметричности. Пространству присуще как симметрия,
так и асимметрия. Доказывается это с помощью расположения тождественных
объектов в пространстве так, что одна половина какого-то объекта является
точным отображением другой. Вместе с тем при переходе к новым областям ,
пространственные очертания, его конфигурация меняются, что свидетельствует об асимметричности
пространства. Пространство обладает такими свойствами связанности и
непрерывности, которые проявляются в характере перемещения или в развертывании
физических воздействий через различные поля. Связанность пространства – это
отсутствие разрывов, вместе с тем , пространство обладает относительной
прерывностью, проявляющейся в раздельном существовании объектов и систем.
Итак, родовая
сущность биологического времени и пространства детерминировано
приспособительной жизнедеятельностью ограниченного объекта живой природы.
Пространственно-временная форма социального бытия, реально существующая в
материальной действительности, проявляется в труде человека, в практическом
преобразовании им внешнего мира с помощью искусственно созданных и коллективно
используемых орудий труда.
ВОПРОС 47
Весьма
влиятельным направлением в современной западной философии является неофрейдизм,
уходящий корнями в психоаналитические воззрения Фрейда («Введение в
психоанализ», «Психология бессознательного» и др.). Фактически неофрейдизм
относится к иррациональной философии, эмпирической базой которого является
психоанализ. Фрейд, исследуя аномальные явления человеческой психики и, в
частности, характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на такие
вопросы, связанные со сферой психики, которые раньше никем не изучались. Это
сфера бессознательного. Начиная с этого периода, Фрейд выделил в личности две
противоположные сферы: сознательную и бессознательную.
Бессознательное
Фрейд считал центральным компонентом, сущностью человеческой психики.
Сознательное воспринималось им как надстройка над бессознательным. Он
доказывал, что сознательное выкристализовывается из бессознательного в процессе
развития человеческой психики. Из медицинской методики Фрейд создал модель
структуры личности. Исходя из нее, он стремился объяснить личностные,
культурные и социальные явления. Бессознательное по Фрейду – это наши желания,
побуждения, которые прорываются наружу в гипнотических состояниях и
сновидениях.
Психику человека
Фрейд представил на трех уровнях внутриличностного взаимодействия:
бессознательный, подсознание и сознание. В зависимости от этих трех уровней
модель структуры личности он выстроил таким образом.
Первый уровень –
«Оно» («ид» во взаимосвязи). Этот уровень характеризуется глубинным слоем,
бессознательным влечением, это некая психическая самость, основа деятельного
индивида, которая руководствуется принципом удовольствия безотносительно к
социальной реальности, а порой, и вопреки ей.
Второй уровень –
«Я» («эго»), сфера сознательного, сознательно выступающего в качестве
посредника между «Оно» и принципом реальности, целесообразностью и
необходимостью, в том числе, между природными и социальными институтами.
Третий уровень –
«Сверх Я». Внутриличностная совесть, своего рода, цензура, критическая
инстанция, возникает между «Оно» и «Я», в силу неразрешимости конфликта между
ними в ситуации неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить
их требованиям принципа реальности. Если сознательное функционирует в
соответствии с действительностью, то бессознательное действует по произвольной
программе получения наибольшего удовольствия.
Удовлетворяя свои
страсти, человек сталкивается с внешней реальностью, противостоящей «Оно». В
нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в
русло социально одобряемого поведения. «Оно» диктует условия «Я». Последнее стремится
урегулировать свои отношения с «Оно» на бесконфликтной основе, но это не всегда
удается. В этот период в самом «Я» образуется новая инстанция «Сверх Я», или
идеал «Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины.
«Сверх Я» – это высшее в человеке, которое отражает заповеди, социальные
запреты, власть родителей и авторитетов. Следует подчеркнуть, что по своим
функциям «Сверх Я» всегда солидарно с «Я», но по содержанию ближе к «Оно» и это
дает основу для противостояния «сверх Я» и «Я». «Сверх Я» выступает в качестве
поверенного внутреннего мира «Оно», что и приводит к конфликтной ситуации,
ведущей к нарушениям в психике человека.
Фрейд сознательное
в человеке отнес к «несчастному сознанию», которое в силу обстоятельств
вынуждено то к «Оно», то к «Сверх Я», ради дружеского согласия и избежания
конфликтных ситуаций. По мере развития человека природа бессознательного может
быть изучена им и, в таком случае, он может овладеть своими страстями и
сознательно управлять ими в реальной жизни. Поэтому необходимо было изучить
природу бессознательного и его ядро – «первичные явления», которые являются
движущей силой бессознательного. К ним Фрейд отнес сексуальные влечения,
которыми обладает человек с раннего детства. На примере «эдипого комплекса»
Фрейд показал важность и глубину этих влечений, позднее «первичные явления» он
дополнил понятием «либидо», охватывающим все сферы человеческой любви.
Фрейд использовал
психоанализ для объяснения и регулирования общественных процессов, т.к. человек
всегда контактирует с другими. Взаимодействие между людьми, как и между
инстанциями, находят свой акцент в социокультурных процессах общества и цивилизации.
Фрейд выделил концепцию: «деятельность человека обусловлена биологическими и
социальными явлениями, где доминируют инстинкты жизни - Эрос, инстинкт смерти -
«тонатос». Рассуждая далее, он приходит к выводу: испытывая одновременно эрос и
тонатос, человек находится в состоянии страха и беспокойства. Поэтому
определяющим в жизнедеятельности человека является не социальная организация
общества, а природные склонности человека, склоняющие его либо в сторону
природных влечений, либо к агрессии и разрушению. Механизмом обуздания этих
чувств и черт личности выступает культура. Когда культура достигает цели,
агрессия и зло вытесняются из сферы сознания в сферу бессознательного, и
становятся, таким образом, внутренней пружиной человеческого действия. Этот
вывод Фрейда был близок идеи «кризиса культуры» Вебера, Шпенглера, Зиммеля. По
мере развития цивилизации и культуры, по мнению Фрейда, усиливаются явления
конформизма, аффективности и опустошенности личности. Достижения цивилизации и
культуры приглушают агрессию человеческих инстинктов, став частью внутреннего
мира человека и, таким образом, вступают в противоречия с его внутренними
устремлениями. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а
всей массы людей, то возникает проблема коллективных неврозов, иначе говоря
невроз общества в целом. Логика размышлений Фрейда привела его к вопросу не
являются ли многие культуры или даже эпохи невротическими, не становиться ли
все человечество, под влиянием культурных устремлений, невротическим. Ответить
на этот вопрос Фрейд не смог.
Идеи
Фрейда о бессознательном развитии и бессознательном в структуре личности
исследовал Карл Юнг. Он провел четкое разграничение между индивидуальным и
коллективным бессознательным. Обосновал понятие «архетип», выражающее формальные
образцы поведения человека, на основе которых оформляются конкретные,
наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной
деятельности человека. Юнг доказал, что архетипы и коллективное бессознательное
- это внутренние продукты психики человека, выражающие с одной стороны
наследственные формы, с другой - идеи всего человеческого рода. В
бессознательном, по Юнгу, находятся комплексы - это психологические демоны,
свидетельствующие о силе и власти бессознательного над сознательным в форме
воспоминания, индивидуального прошлого и, прежде всего, родительские детские
комплексы. Теорию комплексов Юнг рассматривал как важное средство проникновения
в механизм бессознательного личности. Как Фрейд, так и Юнг стремились изучить
основы индивидуальных поступков людей.
Их
последователи неофрейдисты (Адлер, Хорни, Фромм) пытались объяснить социальное
устройство жизни людей. Если говорить иначе, фрейдисты сосредотачивали внимание
на выявлении причин действий человека, а неофрейдисты объясняли мотивы поведения
личности. Адлер сформулировал теорию индивидуальной психологии, где человек
рассматривался как социальное существо. Сделал он это в противовес первичным
влечениям Фрейда и идеям Юнга о комплексах и архетипах, которые мотивировали
человеческое поведение. Адлер отдал приоритет социальным побуждениям человека.
Ядром бессознательных побуждений, присущих каждому человеку, он считал
стремление к власти. Это согласовывалось с концепциями Шопенгауэра и Ницше.
Если у них воля к власти нечто изначально присущи миру и жизни, то адлеровские
социальные побуждения мало чем отличаются от фрейдистских биологических
влечений. Адлер акцент делает на значении конечных целей человеческих действий
и поступков, которые могут объяснить поведение человека. Сначала, в качестве
конечной цели Адлер считал стремление к власти, затем он установил, что это
стремление к превосходству, в конечном варианте это стало стремлением к
совершенству, к саморазвитию самой сущности, достижению самости. Стремясь к
совершенству, человек преодолевает чувства, неполноценности, малоценности,
включая механизмы компенсации или сверхкомпенсации, которые формируются в
психике человека. Таким образом, Адлер обращался к самодеятельности, проповедуя
активный принцип человеческой деятельности. Компенсация или сверхкомпенсация -
это особая социальная форма реакции на чувства неполноценности. На ее основе
вырастают крупные личности, великие люди, отличающиеся исключительными
способностями.
Значительный вклад
в развитие психоанализа внесла Хорни. Анализируя и критикуя Фрейда, она пришла
к выводу, что неврозы вызываются культурными факторами. Не отрицая роль
бессознательного, Хорни основным побудительным мотивом деятельности людей
считает стремление к безопасности, которое постоянно рождается на основе сопоставления
страха и боязни, связанными с эмоциальными потребностями больше, чем с
врожденными инстинктами. Стремление к безопасности вызывается тремя факторами:
1.
недостатком уважения;
2.
враждебной атмосферой;
3.
насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.
Человек,
как социальное явление, в своем поведении проявляет три типа направленности: к
людям, от людей, против людей. С этим она связывает три типа невротической
деятельности:
1.
услужливая, ищущая одобрение и любви любой ценой;
2.
пытающаяся отрешиться от общества;
3.
агрессивная, жаждующая престижа и власти.
Однако,
эти три направления человеческой деятельности не исчерпывают всех неадекватных
реакций на окружающий мир и не устраняют тревожности и конфликтности в «Я».
Социальная сторона
побудительных мотивов в действиях человека была изучена Фроммом на основе
взаимодействия психологических факторов. По его мнению истоки формирования
характера личности лежат в экзистенциальной и исторической дихотомии. Экзистенциальная
дихотомия - это дихотомия (противоречие) между жизнью и смертью. Человек
осознает ограниченность своего существования, чувствует себя заброшенным в этот
мир случайно и понимает, что выбраться из него он тоже может случайно.
Преодолеть все тяготы жизни и эти умозаключения в своем мышлении он не может,
поэтому реагирует на них и действует в связи с этим в соответствии со своим
характером и культурой.
Историческая
дихотомия - это результат исторического процесса, она не является необходимой
частью человеческого существования. Исторические противоречия создаются и
решаются людьми в процессе их собственной жизни или, в последующие периоды
истории. Фромм предлагал устранить историческую дихотомию путем создания нового
гуманистического общества, которое по его мнению можно создать:
§
путем введения гуманистического планирования;
§
с помощью активизации индивидов, через замещение методов деятельности
отчужденной бюрократии методами гуманистического управления;
§
изменение способов потребления человека и распространение новых форм
психодуховной ориентации, эквивалентных религиозным системам прошлого.
Фромм
одновременно выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны
иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанных на
общих психодуховных ориентациях, напоминающих символы церковной жизни.
Вывод:
1.
психоанализу и неофрейдизму удалось осуществить всесторонний анализ
бессознательного в структуре психики человека;
2.
эти философские направления осуществили углубленный анализ сознательного
и бессознательного как в структуре личности, так и на уровне отношений между
личностью и современным обществом;
3.
им удалось выявить социальные болезни общества и причины трансформации
истинных побудительных мотивов человеческой деятельности.
ВОПРОС 48
Философское знание
рассматривает мир в целостности и в единстве с человеком. Оно не может обойти
уровни познания, степень познаваемости. Эйнштейн утверждал, что самое
непостижимое в природе то, что она непостижима. В библии записано, что человек
не может постичь дел, которые делаются под солнцем.
От уровня
философского знания зависит формирование представления о мире. Для Демокрита
знание - это совокупность отражающихся от вещей образов. Для Платона знание -
это тени идей. К пониманию их может привести некий внутренний философский разум.
Диоген скептически относился к познанию. Гераклит призывал прислушиваться к
природе. Парменид утверждал не доверять нечутким умам, а полагаться только на
разум.
В период
средневековья и эпоху Возрождения научные знания стали самоопределяться,
приоритет отдается естествознанию и математике. Познание стало логическим
процессом. К этому призывали рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Сторонники
эмпирического естествознания Бекон, Локк единственным источником знания считали
ощущения, полученные в результате опыта, эксперимента. С этого периода
закладываются основы опыта и теоретического познания. Разрыв опытного и
теоретического познания привел к агностицизму: Юнг, Кант, который в конце 19 -
нач. 20 века превращаются в махизм. Кредо которого - знания субъективны, мир
дан человеку в ощущениях. Гегель признавал познаваемость инобытия, абсолютной
идеи в мире, но осуществить это можно было с помощью внутренних противоречий
познания. Маркс соглашался с познаваемостью мира, но истину он предлагал
проверять путем социальной практики.
Все это
обнаружило ряд проблем, возникающих в научном познании.
Трудности в
познании:
§
познание - это социально опосредованное, исторически развивающееся
отношение человека к миру;
§
это диалектика взаимосвязи субъекта и объекта познания, которая находится
в постоянном развитии;
§
единство познания и практики, которые взаимно проникают друг и тем
самым обуславливают конечный результат знания.
Теория познания
(гносеология) сформировалась в качестве фундаментального раздела философии.
Знание сущности вещей, процессов окружающего мира позволяют человеку
использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами. В этом
случае знания выступают связующим звеном между природой, человеческим духом и
практической деятельностью. В ходе познания осуществляется процесс избирательно
активного действования, отрицания и преемственности.
Знания
существуют в различных формах:
-
до научной;
-
житейской;
-
художественной;
-
научной.
Базируются
знания либо на разуме, как наука, на здравом смысле (эмпирический уровень) и на
обыденном сознании. Осмысливая факты, человек формирует высший уровень научного
знания и на этой основе осуществляет научное прогнозирование, планирование и
проектирование. В системе научного познания особое место принадлежит научной
рациональности. В первой половине 20 века этой проблемой занимались Бергсон,
Хайдеггер, Ясперс, Гуггер, Вебер, потому что в ней отражено взаимодействие
науки и общества, его сущность и роль в развитии цивилизации. Однако против
соединения науки и рационализма выступил Фейерабенд. Он считал, что в этом
альянсе заложен источник империалистического шовинизма в науке. Было замечено,
что научная рациональность, проникающая в социокультурные процессы,
экономическое развитие цивилизации предопределено трансформацией в сознании.
Рационализм в своем развитии прошел три этапа, начиная с 17 века. Классический
- при теоретическом объяснении и описании объекта шло абстрагирование от
всего, что относится к субъекту (17 - 18 века). Неклассический тип научной рациональности
(конец 19-середина 20 века). В этот период наблюдается зависимость исследования
от характера, средств и специфики операций, к которым прибегает ученый.
Постнеклассический тип рациональности (конец 20 века). Учитывая исследования
сверхсложных, саморазвивающихся систем, ученые соотносят результаты полученного
анализа со своей ценностно-целевой ориентацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|